Конспект занятия по татарскому языку «тылсымлы хат» («волшебное письмо») с детьми средней группы

Ход занятия

І. Организационный момент

Воспитатель: Иснмесез!

Дети: Иснмесез!

Воспитатель: Хллрегез ничек?

Дети: йбт, рхмт. Хллрегез ничек?

Воспитатель: йбт, рхмт.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они узнали что вы хорошо говорите по-татарски и хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними и спросим, как у них дела.

Дети: Иснмесез!

Гости: Иснмесез!

Дети: Хллр ничек?

Гости: йбт,рхмт!

Воспитатель: Вот и поздоровались. А сейчас, давайте представимся. Син кем? (с мячом).

Дети: Мин-Максим.

Воспитатель: Давайте познакомимся с нашими гостями.

Дети: Син кем?

ІІ. Основная часть.

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, давайте прочитаем, кто нам написал это письмо.

«Иснмесез, балалар! Здравствуйте ребята. Я знаю, что вы начали изучать татарский язык, и решил прислать вам задания. Если вы справитесь с заданиями, то сможете собрать из частей мое изображение. И узнаете кто я. Вы готовы?

Воспитатель: А вот и первое задание “Разговор по телефону”.

1 ребенок: Иснмесез!

2 ребенок: Иснмесез!

1 ребенок: Хллр ничек?

2 ребенок: йбт, рхмт!

1 ребенок: Хллр ничек?

2 ребенок: йбт, рхмт!

1.ребенок: Син кем?

2 ребенок: Максим.

1 ребенок: Син кем?

2 ребенок: Саша.

1 ребенок: Сау бул

2 ребенок: Сау бул.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справились с этим заданием?

Дети: Да!

Воспитатель:Тогда вам первая подсказка: одна часть изображения лежит под вашими стульчиками.

Воспитатель: Давайте прочитаем второе задание. Пригласи всех членов семьи домой.

2. ИКТ игра “Гаил гъзаларын йг чакыр”

Воспитатель: Давайте посмотрим следующее задание. Здесь ребята, вам нужно будет позвать всех членов семьи домой. Бу кем?

Дети: Бабай (би, ти, ни, кыз, малай).

Воспитатель: Позови его.

Дети: Бабай (би, ти, ни, кыз, малай) кил монда.

Воспитатель: Вы справились с заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот вам и вторая подсказка вторая часть моего изображения находится за вашими стульчиками.

Воспитатель: А третье задание спеть песенку “Карусель”

(Каждый ребенок подходит и спрашивает себе игрушку)

Воспитатель: Какую игрушку тебе дать?

Ребенок: Миа туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) бир.

Воспитатель: Туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) нинди?

Ребенок: Туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) зур (кечкен, матур, чиста.

Воспитатель: М, зур (кечкен, матур, чиста туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина) уйна.

Ребенок: Рхмт.

3. 59 трек. “Карусель”.

лл-л, лл-л,

Карусельлр йлн,

Матур курчак йлн.

Зур-зур аю йлн.

Кечкен куян йлн.

лл-л, лл-л,

Карусельлр йлн,

Матур курчак йлн.

Зур-зур аю йлн.

Кечкен куян йлн.

лл-л, лл-л,

Карусельлр йлн.

Матур кызлар йлн,

Зур малайлар йлн.

Дети: М, туп (курчак, аю, куян, песи, эт, машина).

Воспитатель: Рхмт. Вы хорошо справились с этим заданием.Вот вам и третья подсказка: часть изображения находится у воспитателя.

Воспитатель: Следующее задание – угости гостя.

4. Сюжетно-ролевая игра “Кунак сыйла”

Воспитатель: Вот мы пришли.

Дети: Иснмесез!

2 ребенок: Иснмесез!

1 ребенок: Хллр ничек?

2 ребенок: йбт, рхмт!

2 ребенок: Хллр ничек?

1 ребенок: Эйбт, рхмт!

2.ребенок: Кил монда, утыр.

2 ребенок: Рхмт.

(Спрашивает у всех гостей “Как дела?” и приглашает к столу.)

2 ребенок: М, чй (ст) эч

1 ребенок: Рхмт. Чй (ст) тмле.

2ребенок: М, алма (ипи) аша.

1 ребенок: Рхмт. Алма (ипи) тмле.

(Угощает всех гостей.)

1 ребенок (роняет яблоко): Алма пычрак. М, алма, ю.

2 ребенок (моет яблоко): Алма чиста. М, аша.

1 ребенок: Рхмт, сау бул.

2 ребенок: Сау бул.

Воспитатель: Вы справились с заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда вам четвертая подсказка – часть изображения найдете на мольберте.

Воспитатель: И последнее задание вам надо предложить Алсу поиграть с игрушкой.

3. Дидактик уен «Алсуга уйнарга уенчыклар ткъдим ит»

Воспитатель: Давайте теперь Алсу предложем игрушки.

Дети: Бер, ике, ч (1-5). М, Алсу ч (1-5) аю (куян, туп, песи, курчак, уйна.

(Дети дарят разные игрушки и разного количество, от 1 до 5.)

Воспитатель: Молодцы дети, вы справились и с этим заданием.

Воспитатель: Давайте спросим у гостей вы справились с этим заданием.Гости: Да.

Воспитатель: Тогда вы получите последную подсказку – часть изображения находится на подоконнике.

Все части изображения нашлись, вам осталось лишь собрать. (Дети собирают изображение собаки.)

Воспитатель: Бу нрс?

Дети: Эт.

Воспитатель: А как его зовут?

Дети: Акбай.

Воспитатель: Вы сегодня все молодцы! Но какое из заданий вам показалось самым сложным, где вы затруднились отвечать?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте, похвалим себя.

Дети: Мин матур, мин чиста, мин йбт.

Воспитатель: Молодцы! На этом наше занятие закончилось. Сау булыгыз!

Дети: Сау булыгыз!

Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями.

Дети: Сау булыгыз!

Ход НОД:

Вводная часть.

В: Иснмесез балалар!

Д: Иснмесез.

В: Мин Лейсания Флусовна. (Я очень рада вас видеть)

В: Ребята, как вас зовут я уже знаю. Монда Дима да бар, Оля да бар. А я хочу познакомиться с вами поближе, и предлагаю поиграть в игру «Знакомство». Вы согласны?

Д: Да.

В: Я буду вам бросать мячик и задавать вопросы на татарском языке,а вы постарайтесь на них ответить.

В:Х

В: Мин гере шренд яшим, син кайда яшисе?

Д: Мин гере шренд яшим

В: Миа 26 яшь, сиа нич яшь?

Д: Миа 6 яшь.

Воспитатель задаёт по одному вопросу каждому ребёнку.

В: Вот мы с вами и познакомились.

Основная часть.

В: Ребята, мне сегодня голубь передал письмо от лесных жителей. Я письмо еще не читала, ждала вашего прихода. Вы хотите узнать, о чём говорится в письме?

Д: Да.

Воспитатель читает письмо.

«Письмо из волшебного леса»

«Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем вас в волшебный лес! В нашем лесу состоится большой концерт. Концерт будут показывать жители нашего леса. Мы ждем вас».

В: Ребята, вы хотите отправиться на концерт к лесным жителям?

Д: Да.

В: Дети, назовите кто живет в лесу?

Д: Аю, тлке, куян, керпе.

В: В гости без гостинцев не ходят, предлагаю приготовить для лесных жителей угощения.

В: Аю нрс ярата?

Д: Аю бал ярата.

В: Куян нрс ярата?

Д: Куян кишер ярата и т. д.

В: Гостинцы мы приготовили. А отправимся мы в лес на ковре-самолёте. Вставайте на ковер, закрывайте глаза и считаем дружно до 10 на татарском языке.

Д: Бер, ике, ч, дрт, биш, алты, иде, сигез, тугыз, ун!

Звучит запись шума леса, на экране появляется изображение леса.

В: Открывайте глазки. Вот мы с вами и очутились в волшебном лесу. Балалар, минем янга килегез ле. Карагыз, урманда ничек матур. Кошлар сайрый. (Дети, посмотрите, как красиво в лесу, послушайте как поют птички.)

В: Посмотрите, ребята, лесные жители подготовили для нас фотовыставку.

В: Утырыгыз! (Присаживайтесь.)

Изображения животных появляются на слайдах.

В: Балалар, бу нрс?

Д: Бу керпе

В: Керпе нишли?

Д: Керпе туп белн уйный.

В: Бу нрс?

Д: Бу тлке.

В: Тлке нишли?

Д: Тлке утыра.

В: Бу нрс?

Д: Бу аю.

В: Аю нишли?

Д: Аю йоклый.

В: Булдырдыгыз балалар!

В: Балалар, бу нрс?

Д: Бу тычкан.

В: Тычкан нишли?

Д: Тычкан ашый.

В: Балалар, бу нрс?

Д: Бу аю.

В: Аю нишли?

Д: Аю чана шуа.

В: Балалар, бу нрс?

Д: Бу бре.

В: Бре нишли?

Д: Бре йгер.

В: Балалар, бу нрс?

Д: Бу тлке.

В: Бре нишли?

Д: Тлке бии.

В: Бу нрс?

Д: Бу куян.

В: Куян нишли?

Д: Куян сикер.

В: Ребята, хотите поиграть в игру “Куяннар ”.

Д: Хотим, да.

В: Вокруг себя покрутись

И в зайчат превратись.

Зайчики повторяйте все движения за мной.

Играют в игру «Куяннар» один раз.

В: Булдырдыгыз, балалар! Карагыз, ле. ”Зур концерт» башлана.

Дети с воспитателем смотрят мультфильм на татарском языке.

В: Ребята, вам понравился концерт?

Д: Да.

В: Куян нишли?

Д: Куян бии.

В: Куян матур бии?

Д: йе.

В: Керпе нишли?

Д: Керпе гармунда уйный.

В: Тычкан нишли?

Д: Тычкан ырлый.

В: Тычкан матур ырлый?

Д: йе.

В: Я предлагаю вам тоже показать небольшой концерт лесным жителям. Хотите их порадовать?

Д: Да, конечно.

В:Давайте превратимся в животных: аю, керпе, куян, тлке.

Я думаю с ролью тлке справится., с ролью керпе., с ролью аю., с ролью зайца.

Помогаю детям одевать платковые куклы.

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.

В круг скорее становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Воспитатель с детьми встают в круг,идут по кругу, поют песню.

“Безне дуслар”

Бар монда зур тлке,

Зур тлке матур тлке.

Тлке, тлке кил ле,

Биеп-биеп кит ле.

Бар монда зур аю,

Зур аю матур аю.

Аю, аю кил ле,

Биеп-биеп кит ле.

Бар кечкен куян,

Кечкен матур куян.

Куян, куян кил ле,

Биеп-биеп кил ле.

Бар кечкен керпе,

Кечкен матур керпе.

Керпе, керпе кил ле,

Биеп-биеп кил ле.

В: Булдырдыгыз, балалар! Ребята, давайте поменяемся ролями. Сейчас в роли тлке у нас будет., в роли аю. ,в роли керпе., в роли зайца.

В: Ребята, мы уже долго гостим, нам пора возвращаться в детский сад. Лесные жители спасибо вам большое. Примите от нас угощения. Рхмт сезг. Сау булыгыз.

Д: Сау булыгыз.

Воспитатель обращается к лесным жителям.

В: Занимайте места на ковре-самолёте, закрывайте глазки и вместе считаем дружно до 10 на татарском языке.

Д: Бер, ике, ч, дрт, биш,алты,жиде,сигез,тугыз, ун!

Заключительная часть.

Д: Да.

В: Что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия?

Д: Ответы детей.

В: Фотографии каких животных вы видели на выставке? Назовите их на татарском языке.

Д: Тлке, куян, аю, керпе, бре.

В: В какие игры мы играли?

Д: “Безне дуслар”,”Тлке м куян”.

В: Какое доброе дело мы сделали?

Д: Угостили животных.

В: Ребята, вы мне очень понравились. Вы такие умные, весёлые. На память о нашей встрече я хочу подарить вам книгу сказок известного детского писателя Г. Тукая. Сау булыгыз!

Д: Сау булыгыз.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!

Дети: Исэнмесез!

Воспитатель: Что то вы у меня сегодня не проснулись, какие-то вялые давайте поздороваемся с нашими глазками.

Исэнмесез кузлр, сез уяндыгызмы?

(поглаживая глаза)

Исэнмесез битлэр, сез уяндыгызмы?

(поглаживая щечки)

Исэнмесез колаклар, сез уяндыгызмы?

(поглаживая ушки)

Исэнмесез куллар, сез уяндыгызмы?

(поглаживая руки)

Исэнмесез аяклар, сез уяндыгызмы?

(поглаживаем ноги и тихонечко топаем)

Исэнмесез, без уяндык?

(протягивая руки вперед).

Воспитатель: Со мной сегодня к вам пришли наши лучшие друзья. Вы их узнали? Они очень добрые и веселые помощники. Акбай и Мияу разговаривают по другому, по-татарски. Послушайте, как они здороваются друг с другом. Поздороваемся давайте ребята с ними тоже.

Включается аудиозапись.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Син кем?», «Ты кто?». С помощью мяча, задавая друг другу вопрос «Син кем?» будем знакомиться на татарском языке.

Передаю мяч с вопросом «Син кем?», “Сина ничэ яшь?” Дети рассказывают про себя на татарском языке.

Воспитатель: Бик яхшы, булдырдыгыз. Ребята, чтобы себя зимой чувствовать хорошо и быть здоровым надо обязательно кушать витамины. А где витамины находятся, в каких продуктах питания?. Самые полезные витамины находятся в фруктах и овощах. Повторим слова по теме «Овощи».

(Дети сидят на стульях).

Обращаю внимание детей на картинки овощей. Воспитатель загадывает загадки про овощей

Воспитатель: Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке — но не мышка (Картошка)

Бу нэрсэ? (показываю картинку картошки).

Дети: Бэрэнге.

Воспитатель: Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Бу нэрсэ? (показывая картинку лука).

Дети: Суган.

Воспитатель: Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

Бу нэрсэ? (показывая картинку капусты).

Дети: Капуста.

Воспитатель: Кэбестэ.

Воспитатель: Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Бу нэрсэ? (показывая картинку моркови).

Дети: Морковь.

Воспитатель: Кишер.

Воспитатель: Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

Бу нэрсэ? (показывая картинку огурца).

Дети: Огурец.

Воспитатель: Кыяр.

Воспитатель: Как на нашей грядке выросли загадки.

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют. Бу нэрсэ? (показывая картинку помидора)

Дети: Помидор.

Воспитатель: Слово помидор на русском и татарском языках звучит одинаково.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, провести соревновательную игру-эстафету «Собирай урожай», будет команда девочек и команда мальчиков.

(Дети делятся на 2 команды. Ребенок бежит к «грядке», кладет один овощ в ведерко и возвращается, передавая эстафету следующему члену команды). После игры дети садятся на свои места.

Воспитатель: Мальчики, давайте назовем, какие овощи собрала команда девочек.

Воспитатель и дети: Максим – что это?. Бэрэнге, Роберт – что это?. Суган, Тимур – что это?. Кишер, Альберт – что это?. Кыяр, Максим – что это?. Помидор.

Воспитатель: Хорошо. Давайте посчитаем их количество …Бер, ике, оч, дурт, биш)

Воспитатель: Давайте девочки, посмотрим, какие овощи собрала команда мальчиков.

Воспитатель и дети: Сафина – что это?. Суган, Камила – что это?. Кэбестэ, Лена – что это?. Кыяр, Софья – что это?. Кишер, Настя – что это?. Помидор, Камила – что это?. Бэрэнге.

Воспитатель: Хорошо. Давайте посчитаем их количество. (. Бер, ике, оч, дурт, биш, алты)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Бар матур бакча» («Есть красивый огород»).

(Дети одевают полумаски овощей и встают в круг)

Бар матур бакча

Анда усэ кишер

(ходим кругами)

Менэ шундый кишер зур

(руки поднимаем)

Менэ шундый кечкенэ

(присели)

Кишер, кишер кил эле

Биеп, биеп кит эле

(ребенок с полумаской «моркови» выходит в середину круга и танцует).

(Игра продолжается со всеми изученными овощами)

Заключительная часть:

Воспитатель: Саубулыгыз, балалар!

Ход деятельности:

I. Организационный момент

Дети: Иснмесез Г. М. Херле кн!

Восп: Херле кн! Иснмесез, балалар! Хэллэр ничек?

Дети: йбт, рхмт! Хллр ничек?

Восп: йбт, рхмт!

Сомной поздаровались, пожелали доброго дня, а теберь себе пожелайте доброго дня

Физмин. “Херле кн кзлр. ”

Восп: ребята мы с вами так давно не виделись и я заыла ваши красивые имена, помогите пожалуйста мне вспомнить их, поможете?

Дети: да.

Игра “Син кем? Сиа нич яшь”

II. Основная часть

Восп: Ребята, мы же совсем заигрались, у меня же очень срочная телеграмма для вас (показывает телеграмму) давайте быстрее прочитаем (читают) — “У мияу скоро День Рождения. ” Нам нужны подарки. И поэтому мы сейчас отправимся в магазин игрушек.

Игра “Кибет”

(двое прдавцов, остальные покупатели)

Восп: Ребята, мы подарки купили и мы сейчас положем их в красивую большую коробку. Но прежде чем положить игрушки в каробку я хочу чтоб вы и мне рассказали какие же игрушки вы купили.

Игра “Бу нрс?Нинди? Нишли?”

(дети по одному рассказывают про игрушку и кладут в каробку)

Украшаем коробку

Восп: Подарок готов, но какой же праздник без песен, Мияу очень обрадуется если мы для него споём и станцуем. (Дети одевают маски)

Песня “Бар монда зур тлке”

(Стук в дверь, один ребёнок идёт смотреть кто там и приводит Акбай)

Восп: Ребята к нам пришёл Акбай, но почему то он очень грустный, Акбай что случилось расскажи нам

Акбай: трек 45

Восп: ребята, поможем Акбай?

Дети: Да!

(на экране появляется разноцветные шарики, дети)

Игра “Нинда шар?”

Восп: Кристина, шар нинди?

Кристина: Шар згр (кызыл, сары, яшел, ак, кара)

Восп: Чтобы Акбай запомнил все цвета мы ему разукрасим шарики. Карандаши ребята только у одного из вас, вы должны попросить друг у друга карандаши

Игра “Карандаш бир”

(дети садятся за столы и разукрашивают шарики)

Восп: ребята, рисунки сложем в конвертик и отдадим Акбай чтоб он больше не забывал цвета. (дети складывают рисунки в конверт и дают Акбай)

III. Итог деятельности. Заключительная часть.

Восп: У меня есть сюрприз! Хотите узнать какой? Тогда закройте глаза и сосчитайте до 10 на татарском языке.

Дети считают до 10.

(в это время воспитатель достаёт шарики)

Восп: Эти шарики я приготовила для вас чтоб мы могли подарить Мияу. Выберите каждый какой нравится какой цвет вы любите.

Восп: Милана, скажи какой шарик ты любишь?

“Нинди шар яратасы?”

Милана: Мин кызыл шар яратам

(все дети выберают себе по одному шарику)

Восп: Ко дню рождению Мияу мы готовы, осталось только пойти и поздравить её!

Итог:Восп: Ребята скажите пожалуйста кому мы сегодня помогли, какое доброе дело сделали?

— Здороваюсь

— Физмин. “Херле кн кзлр. ”

— Игра “Син кем? Сиа нич яшь”

— Телеграмма

— Игра “Кибет”

— Игра “Бу нрс?Нинди? Нишли?”

— Украшаем коробку

— Песня “Бар монда зур тлке”

— Стук в дверь

— Заходит акбай 45 трек

— На экране Игра “Нинда шар?”

— Садимся за столы Игра “Карандаш бир”

— Складываем в конверт даём Акбай

— Закрывают глаза счёт до 10

— Сюрприз считают шарики “Нич шар?”

— Игра “Мин згр шар ятатам”

— Итог Кому помогли?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: