Психомоторные навыки
К достижению 1 года 4 месяцев малыш становится как очень активным, так и очень общительным. С каждым новым днем у него пополняется словарный запас и увеличивается количество освоенных действий. Подобно маленькой обезьянке, он копирует действия взрослых, всё изучает и трогает руками, пробует на вкус. В связи с этим родителям следует быть особо внимательными, чтобы ребенок не подавился мелкими предметами и не получил травмы.
В этом возрасте дети обычно знают и говорят до 10 слов, различая такие понятия, как фрукты, овощи, животных, некоторые части тела
Важное и эффективное развитие дают сюжетные игры: пересыпание веществ (например, песка в песочнице), переливание жидкости, укладывание спать кукол, умение кормить любимые игрушки
Развиваются по достижению 1 года 4 месяцев и эмоции. Так, Ваше чадо уже реагирует на расставания и встречи с близкими людьми: радуется появлению и огорчается, когда уходят. Многие красивые вещицы приводят его в восторг, а развалившиеся вдруг кубики или сломавшаяся игрушка вызывает слезы.
В возрасте 1 года 4 месяцев можно пробовать приучать ребенку навыки приборки, собирая вместе с ним игрушки, веся его одежду на стульчик.
Больше читайте своему ребенку ярких книг. Это не только развивает речь, но и помогают визуальному восприятию информации.
Проблемы, с которыми сталкиваются родители
На прогулках малыши видят собак. У одних они вызывают только положительные эмоции, у других — чувство ужаса. Чтобы избавить малыша от негативных эмоций, родителям необходимо:
- подарить мягкую игрушку, похожую на настоящую собаку;
- рассматривать картинки с изображением животных;
- познакомить с воспитанным псом.
Часто возникают проблемы с кормлением. У ребенка образуется много дел и развлечений более интересных, чем прием пищи. Поэтому дети в 1 год 4 месяца часто отказываются от еды. Маме не стоит впадать в панику, нужно подогревать интерес ребенка к еде красивой посудой, интересным оформлением блюд. Родители должны понимать, что их малыш в 1 год 4 месяца уже становится личностью со своим характером, желаниями, потребностями. Все взаимоотношения между ними должны строиться на уважении интересов малыша. При выборе игр нужно учитывать желание маленького человека.
Познавательная деятельность и развивающие занятия.
Что должен знать и уметь четырехлетний малыш и чему его можно обучать в дальнейшем?
3.1. В области ознакомления с окружающим миром
Четырехлетний малыш должен знать и уметь следующее:
- свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, свой город;
- ориентироваться в помещениях своего жилища;
- рассматривать иллюстрированные детские книги;
- определять диких и домашних животных, некоторые деревья, предметы одежды, мебели, посуды.
Занятия по ознакомлению с окружающим помогают малышу развиваться. Это знакомство с изменениями в природе, с работой транспорта, за трудом людей, экскурсии и другое. За всем, что интересует ребенка, можно наблюдать и обсуждать. На сотни «почему» надо найти исчерпывающие ответы.
Интересно проводить простейшие опыты. Например, опыт «Почему вода в ведерке замерзла на морозе».
Начиная с 4-х лет, следует обучать группировать знакомые предметы по назначению (чашка, тарелка, блюдце – это посуда), т. е. делать обобщения.
3.2. В области элементарной математики
Малыш уже умеет:
- сравнивать число предметов в группах в количестве до 3 на основе счёта, приложением, наложением;
- группировать предметы по цвету, размеру и форме;
- отличать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;
- понимать выражения: «вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа», «на», «над – под»;
- отличать и называть день, ночь, утро и вечер, а также времена года и их признаки.
Поскольку понятия «один» и «много» уже сформированы, следует переходить к новым понятиям «по одному» и «ни одного», а также осваивать счет до 5.
Пора учить малыша понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, используя предложения: «Я на каждый листик положил ягодку. Листиков больше, а ягодок меньше» или «Листиков столько же, сколько ягодок».
Представления о величине не должны сводиться только к понятиям «большой – маленький». Надо знакомить малыша с понятиями «широкий – узкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий».
Новые геометрические формы, с которыми следует познакомить ребенка – это прямоугольник и треугольник. Надо научить их различать, называть не обязательно.
3.3. В области развития речи
Четырехлетка может:
- использовать в разговоре все части речи, простые предложения из 6 – 8 слов;
- согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- четко произносить все гласные звуки;
- поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми;
- кратко рассказывать о содержании сюжетной картинки с помощью вопросов и подсказок взрослого;
- повторять описание знакомой игрушки;
- коротко пересказывать сюжет сказки;
- заучивать короткое стихотворение.
Речь этих малышей удивительна и забавна. Четырехлетки способны без конца выдумывать новые слова.
Занятия по развитию речи многообразны. Это чтение книг с обсуждением содержания, заучивание стихов. Наряду с известными сказками («Три поросенка», «Колосок») и литературными произведениями («Воробьишко» М. Горького, сказки Г. Х. Андерсена) можно начинать читать отрывки из «толстых» книг («Винни Пух и все-все-все» А. Милна). Не следует ограничиваться только чтением. Надо начинать осваивать пересказ. Сначала по вопросам, а потом и самостоятельно
При этом следует обращать внимание на грамматически правильное построение предложений
Значительно расширяют кругозор беседы на различные темы, описание доступных пониманию ребенка картин известных художников.
Правильное воспитание ребенка — как правильно воспитывать детей
В каждой культуре свои мнения о методах и стилях воспитания. Но есть один общий момент. Это любовь. Принятие своего чада таким, какой он есть
Дарите им столь необходимое внимание, заботу, ласку. От года до двух малыш совсем еще маленький, связь с родителями, особенно с мамой крепкая и нерушимая
Даже увлёкшись каким-либо делом, ваша кровинка всегда старается держать в поле зрения маму или папу. Отвечайте им тем же. Оказывая поддержку, сопереживание вы наделяете своего карапуза уверенностью и смелостью.
Любить и исполнять все капризы – вещи разные. Не путайте. Если у вас мальчик от поцелуев, объятий и других выражений своих чувств он не станет менее мужественным в будущем. А при их нехватке, вероятно, будет закомплексованным, раздражительным и нерешительным.
Что подтверждается научными наблюдениями за детьми, которые воспитывались в детских домах.
Как воспитать ребенка в год рекомендации
Прожив с вами целый год, младенец многому обучается. Теперь это уже не тот грудничок, который подолгу спал, ел, а потом опять засыпал. Сейчас ему нужно больше свободы, но с вами расставаться он тоже не собирается.
Этот этап не зря называют «юбочным», малышок всегда стремиться быть рядом, все повторять. Удивительно как много он успевает. Попала в руки расческа – пытается расчесаться, стуча ей по голове. Ухватил папин телефон – подносит к уху. Взял пульт и направляет в телевизор.
Они копируют буквально все, считают поведение взрослых эталонным. Есть старая добрая истина — воспитание ребенка начинается с себя. Понаблюдайте за собой. Как вы ведете себя когда что-либо не получается? А когда приходите домой уставшими с работы? Будьте с собой честны, это ваш ребенок.
Если в его поведении вас что-то расстраивает, помните что это вы его наградили. Необходимо отметить, что тут говориться о детях без медицински обусловленных отклонений в поведении.
Воспитание ребенка в 2 года
У двухлетнего уже больше всего получается. В репертуаре запас слов, которыми он может с вами изъясняться.
Движения более ориентированные и уверенные. Самое время приучать самостоятельно выполнять необходимые гигиенические процедуры, убирать за собой игрушки, аккуратно кушать.
Надевать на себя одежду. В это время часто дети начинают посещать в детский сад. Заблаговременно постарайтесь привить ему все эти навыки, тогда он себя в детском коллективе будет чувствовать спокойнее.
Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
К концу двенадцатого месяца ребенок понимает более двадцати слов и знает названия всех предметов, которые он использует в обиходе или видит перед собой ежедневно. Пока произношение у малыша неправильное, он может менять местами слоги в словах и выговаривать не все буквы. В большинстве случаев в одно слово ребенок вкладывает сразу несколько значений.
В годовалом возрасте малыш с радостью общается со сверстниками и тянется к ним, но, к сожалению, бесконфликтное общение он еще не освоил.
Теперь малыш четко осознает, как нужно себя вести с каждым из членов семьи. Он чувствует мягкое отношение мамы к себе и в ее присутствии может баловаться и активно ею манипулировать. Карапуз знает, что с отцом или бабушкой, такое поведение недопустимо.
В двенадцать месяцев с ребенком становится сложно играть. Он начинает устанавливать свои правила, большинство из которых неприемлемы для взрослых. Он начинает упрямиться и делать те вещи, которые запрещены. К примеру, бросаться песком в песочнице или дергать животных за уши и хвост.
С годовалого возраста у ребенка начинает проявляться долговременная память. Малыш может с легкостью запомнить, чем он занимался вчера или даже позавчера. Во взрослом возрасте некоторые люди могут помнить, что с ними происходило в год или даже раньше, именно благодаря долговременной памяти.
Во время прослушивания музыкальных композиций, ребенок старается подпевать, а иногда и пританцовывать. В этом возрасте уже может выполнять простые просьбы взрослых.
С годовалого возраста, родители начинают замечать, как в развитии ребенка наступает очень сложный переходный момент, когда карапуз становится абсолютно не похожим на себя. Это изменение носит название кризиса первого года. Оно проявляется в непослушании и упрямстве, резком повышении самостоятельности и отказе от помощи взрослых, обидчивости, плаксивости и противоречивости в поведении. Также могут присутствовать и другие проявления.
Физическое развитие
Морфологические показатели (рост, масса тела) увеличиваются уже не так стремительно, как на первом году жизни, но темпы роста остаются быстрыми. Психофизическое становление девочек происходит более быстрыми темпами.
Антропометрические данные детей в возрасте 1 год 7 месяцев. Девочки и мальчики
Мальчики | Девочки |
Рост (см) | |
низкий – 77,7 (крайне низкий) | низкий – 72,8 (крайне низкий) |
средний – от 80,5 до 86 (норма) | средний – от 78,8 до 84,7 |
высокий – 91,5 | высокий – 90,6 |
Вес (кг) | |
низкий – 8,0 (крайне низкий) | низкий – 7,3 (крайне низкий) |
средний – от 10,0 до 12,5 | средний – от 9,2 до 11,8 |
высокий – 15,6 | высокий – 15,4 |
1.1. Моторное развитие ребенка в 1 год 7 месяцев
Маленький человечек самостоятельно ходит, бегает, любит преодолевать препятствия. Движения стали более координированными, он любит играть в подвижные игры. Любимая игра – это игра с мячом. 70% времени бодрствования у детей такого возраста уходит на активные движения.
Кроме этого малыш:
- уверенно сидит на стульчике;
- может самостоятельно сесть и встать со стульчика;
- держит равновесие во время ходьбы и бега;
- может переступать небольшие препятствия (кубики, игрушки);
- выполняет простейшие физические упражнения – наклоны, повороты, движения руками и головой, приседания;
- поднимается по лестнице без помощи:
- спускается по лестнице с помощью взрослого;
- поднимается ножками по наклонной поверхности при поддержке взрослого;
- поднимается ползком по наклонной поверхности самостоятельно;
- начинает учиться (уже умеет) подпрыгивать на месте и с продвижением вперед.
При этом он нарочно выбирает себе пути с препятствиями – горками, ямками, с удовольствием перешагивая их.
Задача родителей – удовлетворять потребность малыша в активном движении. Стимулируя желание заниматься упражнениями, родители сформируют у своего чада интерес и потребность к физкультуре.
ВАЖНО! Физические упражнения проводятся в игровой форме (зайки прыгают, гуси шипят, птички летают). Длительность комплекса не более 3 минут, 2-3 упражнения выполняются по 4-5 раз.. Хорошо укрепляет и массажирует стопу ходьба по «Дорожкам здоровья», бег с каталками – бабочками, вертолетами и т
п
Хорошо укрепляет и массажирует стопу ходьба по «Дорожкам здоровья», бег с каталками – бабочками, вертолетами и т. п.
1.2. Что должен уметь малыш в возрасте 19 месяцев
Навыки самообслуживания:
- пытается самостоятельно (а некоторые уже умеют) кушать, пользуясь ложкой;
- пьет из чашки, уверенно пользуется чашкой-непроливайкой;
- умеет пользоваться зубной щеткой, полотенцем и салфеткой;
- испытывает потребность в чистоте, требует помыть руки, просит салфетку;
- пробует причесываться;
- умеет пользоваться горшком;
- пытается самостоятельно одеваться и раздеваться;
- если чувствует, что ему жарко, то требует снять с него одежду;
- пытается «помогать» маме в домашних делах – стирать, накрывать на стол, подметать.
Происходит социализация. Кроха начинает общаться со сверстниками на своем, инопланетном языке. Это очень способствует и развитию речи.
Это важно понимать
В педиатрии и психологии есть только определенные рамки, которые могут показать, что может уметь ребенок в этот период. И если у малыша не наблюдается или слаборазвит тот или иной навык, то это никак не говорит о каких-то его дефектах.
Это его особенность. Развитие может быть связано с темпераментом, и очень скоро он всему научится. Предпосылками такого отставания в развитии должны быть определенные факторы, например, сложные роды, заболевание малыша.
Но если кроха здоров, то не стоит бить тревогу о том, что он не умеет того, чему уже давно научились его сверстники.
Важно знать, что программы и нормы развития, которые разработаны педиатрами, берут во внимание среднестатистического ребенка. Здесь не учтены физические или психологические особенности малышей. Поэтому строго придерживаться и ровняться на них не стоит
Поэтому строго придерживаться и ровняться на них не стоит.
Основные навыки и умения
В возрасте 11 месяцев ребенок впитывает все, как губка. Если сажать его за стол вместе с родными, у него начнет формироваться правильная культура питания и свойственные конкретной семье пищевые пристрастия. Привычку каждое утро и вечер и умываться, чистить зубы, а также совершать прочие гигиенические мероприятия лучше начинать закладывать уже сейчас.
Моторика рук совершенствуется — это позволяет перебирать мелкие предметы, нанизывать кольца на пирамидку, осваивать сортеры и другие игрушки подходящие по возрасту.
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев:
садиться без поддержки. Вставать и стоять, держась за опору;
ходить (держась за руку мамы либо устойчивые предметы интерьера)
Многие дети в указанном возрасте пытаются совершать первые самостоятельные шаги, но если малыш этого не делает, не стоит его торопить.
ребенок должен знать своих близких, уметь отличить их от других людей;
важно, чтобы мальчик или девочка проявляли эмоции, то есть, смеялись, радовались, плакали, выражали заинтересованность и т.д. Многогранность мимики, жестов, произносимых звуков указывает на правильное развитие;
кроха должен отзываться на свое имя, то есть, поворачивать голову и смотреть на того, кто его окликнул;
малыш способен показывать привычные предметы в доме по просьбе близких, а также иметь любимые игрушки;
важно, чтобы в 11 месяцев ребенок совершал попытки, пусть и не слишком успешные, подражать окружающим его взрослым;
говорить хотя бы пару слов
Отлично, если кроха подражает звукам и сопровождает свои действия «озвучкой», например, катая машинку, говорит «бррр» и т.д.;
пытаться есть при помощи ложки самостоятельно. Конечно, этот период сопровождается бесконечными переодеваниями и массой хлопот по отмыванию окружающего пространства, зато чуть позже кроха научится, чем облегчит жизнь и себе, и маме;
кроха в указанном возрасте способен осваивать первые сюжетно-ролевые игры. Если мама покажет, как качать куколку или расчесывать игрушечную собачку, малыш сможет это повторить.
В 11 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок
Если кроха пока не выполняет чего-то, это не значит, что он развивается неправильно. Однако, при сильном отставании от стандартного графика лучше показать ребенка специалисту.
На 12 месяце наступает пора, когда можно знакомить малыша с горшком. Если ребенок реагирует на это плачем и категорическим нежеланием сидеть на подобном аксессуаре, значит, стоит отложить приучение, минимум, на 1 месяц.
Трудности воспитания ребенка в полтора года
Так как ваш малыш — это уже вполне сформировавшаяся личность, он может начать противится вашим желаниям и, наоборот, добиваться выполнения своих. Но, так как донести всё это до окружающих ему еще не по силам, он начинает внезапно упрямиться, капризничать и даже истерить
Необходимо постараться переключить на что-то другое внимание крохи, отвлечь
Не старайтесь перенимать манеру упрощенного общения. Говорите «собака», а не «ав-ав», ведь вы учите своё чадо, а не оно вас.
Ребенок в полтора года всё еще очень эгоцентричен, он не готов делиться игрушками со сверстниками. Часто его поведение может быть непреднамеренно грубым из-за незнания принятых в обществе норм поведения.
Тест на развитие малыша в полгода
Чтобы проверить, что умеет ребёнок, можно сделать несколько тестов:
Поставьте игрушку на 20-30 см перед малышом. Он должен перевести на неё взгляд.
- Проверьте реакцию крохи, показав два интересных ему предмета. Бутылочка с едой. Увидев её, ребёнок должен открыть рот или сделать сосательное движение. Это значит, что малыш узнал предмет, с помощью которого его кормят. Желательно это делать перед едой, чтобы ребёнок успел проголодаться. Второй предмет – любимая игрушка ребёнка. Увидев её, он должен оживиться, протянуть руки к ней, возможно залепетать.
- Из положения лёжа заставьте малыша сесть. Для этого можно воспользоваться тем же приёмом, что и выше – игрушкой или бутылочкой с едой. Но подниматься он должен с вашей помощью.
- Используя погремушку, позвените ею, перемещаясь по комнате. Ребёнок должен найти источник раздражающего шума.
- Сядьте перед малышом и начните корчить рожи. Возможно, он не сможет зеркально отразить мимику, но должен хотя бы попытаться. В этом возрасте крохи любят «обезьянничать».
Можно называть малыша по имени и смотреть на реакцию. В данном возрасте она должна проявляться.
Воспитание ребёнка в 1-2 года
И, наконец, о позитивном. Ниже приведены рекомендации относительно того, как правильно воспитывать ребёнка в 1-2 года.
Проявляйте как можно больше внимания. В этом возрасте малыш в нём точно нуждается. Он хочет делиться с вами своими эмоциями, показывать, чему он научился, получать ваше одобрение, вместе радоваться, много общаться, играть и т. д. Никакие гаджеты, мультфильмы и суперигрушки не могут вас заменить
Ребёнку необходимо именно ваше присутствие и внимание
Подарите ему себя, ведь этот период очень ценен для вас обоих.
Стимулируйте малыша к научению основным навыкам самообслуживания: ходить на горшок, мыть руки, кушать и одеваться самостоятельно
Важно, чтобы к началу посещения садика он умел всё это делать.
Стимулируйте развитие речи. Проводите специальные занятия, разговаривайте с малышом эмоционально, используйте разные интонации, чётко проговаривайте слова, которым учите его
Больше общайтесь с ребёнком, комментируйте всё вокруг: когда гуляете, показываете книгу или журнал, смотрите мультфильм или просто играете.
Помогайте малышу научиться самостоятельно засыпать. Способствуют этому некие ритуалы: спеть песенку, прочитать сказку, рассказать какую-то историю, «уложить спать» игрушки и т. д. Важно добиться того, чтобы ребёнок засыпал без вашей груди, без укачиваний и находился в своей кроватке.
Стимулируйте развитие самостоятельности. Правильная позиция взрослых при этом – наблюдать, направлять, помогать, поддерживать, придавать уверенности (если действия ребёнка не опасны для его здоровья и не противоречат воспитанию). Но обязательно будьте рядом, ваш контроль здесь всё же необходим.
Давать мини-задачи, которые понятны для малыша: «Принеси, пожалуйста…», «Давай собирать игрушки», «Сложи карандаши в коробку», «Надень…» Старайтесь при этом приобщать его к порядку и аккуратности. Хвалите за качественно выполненные задания.
Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Почаще переключайте внимание ребёнка с одной деятельности на другую. Не забывайте о зарядке и физических упражнениях. Малышу нужно много двигаться.
Поощряйте проявление чувств. Так вы поможете малышу справляться с нахлынувшими эмоциями, научите его лучше понимать себя и других людей. Описывайте словами его поведение, например: «Ты сердишься» или «Ты так задорно смеёшься!»
Не кричите и не применяйте физические наказания. Проявляйте терпение. Лучше 10 раз спокойно объяснить, что «это нельзя», чем один раз накричать. Следите за своими словами. Малыш всё чувствует, его легко обидеть.
Способствуйте взаимодействию своего чада с другими детьми. Наблюдайте за тем, как он ведёт себя в присутствии сверстников. Объясняйте, как следует общаться с товарищами, что нужно помогать и дружить. Приводите примеры из книг, мультфильмов.
Больше бывайте в людных местах, в гостях, способствуйте тому, чтобы ребёнок привыкал к окружающим, не боялся ваших родственников и знакомых. Постепенно нужно готовить его к посещению детского сада.
Вы и ваше поведение – это пример для ребёнка. Ваши действия должны соответствовать словам. В таком случае воспитание будет понятным и эффективным. Малыш считывает ваши эмоции, заражается вашим настроением и часто копирует действия. Старайтесь не быть противоречивыми. Демонстрируйте оптимизм, уверенность, доброту и отзывчивость.
Всё в наших руках. Чем более зрелые методы воспитания мы выбираем, тем более зрелой становится личность ребёнка.