Формирование способности к эмпатии
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа по развитию у ребенка чувства эмпатии.
Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе свои вещи можно, конечно, сказать ему: «Ты — негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда вещи разбросаны». Вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для диалога.
Как не подавить волю ребенка
Одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.
Чтобы ребенок рос неагрессивным?
Решить проблему агрессивности детей можно.
Чтобы ребенок мог контролировать себя, важно использовать конструктивные воспитательные методы:
- Отказ от физического наказания (в крайнем случае – сведение к минимуму), использование для решения конфликтов продуктивного общения.
- Активное слушание ребенка, помощь в борьбе с отрицательными эмоциями.
- Использований «Я-посланий», которые способствуют большей открытости в отношениях и не настраивают ребенка на оправдание и оборону («Я думаю, что» вместо «Ты поступил плохо»).
- Умеренная дозировка компьютерных игр и средств массовой информации.
- Соблюдение режима дня, в который включено время для полноценного отдыха.
- Качественный контроль телепередач и фильмов, отказ от просмотра сцен с неоправданным насилием.
И, конечно, положительный пример со стороны родителей, взрослых и адекватное оценивание возможностей ребенка
Нужно убедить его, что люди – самое важное в жизни. Сломанные игрушки можно починить, восстановить «сломанные» отношения будет гораздо труднее
Жестокость и агрессивность у детей: откуда?
Однажды после обеда прохожие стали очевидцами такой картины: девятилетний мальчик поймал дрозда и стал вырывать у него перья одно за другим, пока птица в мучениях не погибла. Подключилась полиция, был оповещен директор школы, родителей пригласили в отдел по делам молодежи. Они громко возмущались: чиновники хотели подвергнуть их чадо психиатрическому обследованию!
Родители были категорически против, и наконец все сошлись на том, что я должна буду обследовать ребенка и сделать экспертное заключение. На следующий день все семейство сидело с опущенными головами в моем кабинете.
Семейная ситуация такова: отец работает в архитектурном бюро, загружен по горло, постоянно нервничает и получает пинки от своего авторитарного начальника. По вечерам он совершенно вымотан, на выходные забирает чертежи домой и продолжает работать.
Мать весь день стоит за прилавком. По вечерам быстро делает покупки, готовит обед на следующий день, в выходные занимается генеральной уборкой и возится по хозяйству. На вопрос, не могла бы она перейти на полставки, ответила отрицательно, сославшись на гору долгов, которые им с мужем приходится отдавать. Дом строили своими силами, в бюджет не вписались…
После школы мальчик оставался дома один, скучал и шатался по близлежащим полям и лугам. Выходные проходили так же безрадостно. Он честно и смело признался мне во всех своих хулиганских поступках. Например, что собирал улиток и червяков, чтобы потом разрезать их на кусочки своим карманным ножом. Его интересовало все живое, объяснял он, ему нравилось это «исследовать».
Мне не оставалось ничего другого, как провести серьезный разговор с глазу на глаз с родителями. Что для них является приоритетом: деньги или здоровый ребенок? Ведь у мальчика все признаки заброшенности. Я могу постараться устроить его в терапевтическую группу продленного дня, но это не поможет, если родители радикально не изменят своего отношения к жизни.
Сокрушенные и подавленные, они стали спрашивать меня, что же им делать. «Вы допустили ошибки, и ваш сын допустил ошибки, — ответила я. — А теперь поднимитесь на свою подлинную высоту и покажите своему сыну, что на ошибках можно учиться».
На лицах родителей читалось недоумение. Этого они не ожидали. Я представила им концепцию исправления и дала несколько конкретных рекомендаций в тех местах, где им не хватало воображения.
Решение проблемы агрессии детей
Агрессия у детей, которые еще не ходят в школу, связана с тем фактом, что они не всегда могут выразить свои желания и эмоции словами. Становясь старше, ребенок проявляет агрессивность еще и потому, что ему хочется добиться своего, и когда он не может этого сделать, начинает капризничать.
Ограждаем ребенка от агрессии
Конечно, вы, как родители, можете начать ограждать ребенка от какого-либо вида агрессии, которая встречается в повседневной жизни. Например, не разрешать, чтобы ребенок играл с другими детьми, включать ему только те мультики и детские фильмы, в которых нет агрессивных героев; даже детский садик, где есть проблемы с агрессивными детьми нужно будет исключить из жизни вашего малыша. Но ведь когда ребенок подрастет, вы отдадите его в школу. А там агрессия у детей очень часто встречается. Что же тогда делать?
Агрессия у детей и ее профилактика
Вы должны принять то, что агрессии в жизни избежать нельзя. Нужно просто проводить профилактику агрессии у детей. И активное участие в ней должны принимать родители, воспитатели. Но и этого будет мало. Просто дело в том, что дети не могут в таком возрасте решать свои проблемы спокойно, они сразу начинают проявлять эмоции, зачастую агрессией доказывая свою правоту. Также невозможно окружить ребенка исключительно детьми из благополучных семей, которые никогда не проявляют агрессивность к другим детям.
Агрессия у детей может возникать по разным причинам: у кого-то такой вспыльчивый темперамент, кто-то хочет себе такую же игрушку, и начинает проявлять агрессию к счастливому владельцу определенной вещи. Бывает даже так, что агрессия у детей развивается на фоне увиденного способа жизни по телевизору или дома. В нашей стране очень много неблагополучных семей, где есть проблемы, связанные с агрессией и насилием. Из всего этого мы видим, что профилактика насилия – непростая проблема, решить которую, увы, вы сами не в силах. Вы должны приготовиться к разного рода ситуациям, которые нужно уметь сглаживать. Ребенку следует объяснить, что если он проявляет агрессию, то начинает борьбу против окружающих.
Немедленно прекратить!
Если вы понимаете, что ваш ребенок ведет себя часто агрессивно, то нужно искать ответы на все вопросы о его поведении в семье. Как вы общаетесь в своей семье? В какие игры чаще всего играет малыш? Что он смотрит по телевизору и как много он проводит у экрана? В какие компьютерные игры он играет? Вы должны постараться устранить эти причины сами. Для этого стоит больше времени проводить с малышом, занимать его интересными делами. Не запрещайте ему играть в агрессивные игры, вы должны заинтересовать его другими играми, чтобы энергия ребенка шла в «мирное русло». Дайте ребенку возможность заниматься любимым делом, чтобы он мог чувствовать себя уверенно и спокойно. Скажите малышу, что если он не может справиться с возникшими у него проблемами, ни в коем случае нельзя решать их при помощи агрессии, пусть он приходит к вам, и вы найдете правильное решение вместе.
***************************************************************************** Не забывайте поделиться в соц.сетях прочитанной информацией. Вы можете помочь людям которым будет полезна эта информация
Подростковая агрессия
— Могут ли оказывать влияние на проявление агрессии возрастные особенности?
— В подростковом возрасте идут мощные гормональные всплески, ребенок хочет себя реализовать как лидер
И если по каким-то причинам этого не происходит, у 12-летнего подростка возникает желание обидеть кого-либо и таким образом привлечь к себе внимание. Такая деформация нормального поведения означает одно — срабатывает защитный механизм
— Получается, что понятие «трудный подросток» можно рассматривать под разным углом зрения: кто для кого труден — он для общества или общество для него?
— Занимаясь изучением творческих способностей детей,
В моей практике был потрясающий случай по своей абсурдности: ребенка третьего класса посадили на таблетки, сказав, что он:
- глуп
- жесток
- всех бьет и так далее.
Результаты тестов показали высокий уровень интеллекта и творческих способностей. И учитель попросил не говорить этого никому. Коллектив провоцирует агрессивное поведение одного из его членов.
В воспитании должен присутствовать здоровый авторитаризм
Еще один «стимул» агрессии — деление на:
- богатых
- и бедных.
Особенно ярко это проявляется в младших классах. Когда ребенок приходит:
- с дорогим мобильным телефоном
- в красивой одежде
- с множеством современных аксессуаров
вот тогда и начинается: отнял, бросил, ударил. Так рождается своеобразный протест против неофициального неравенства.
— Может ли способствовать росту агрессии внутренняя политика страны? Например, в США, где не редки случаи вооруженного нападения на студентов колледжей, разрешена продажа оружия.
— В государстве должны работать сдерживающие факторы, но они не должны превращаться в тотальное давление, например, как было раньше — не примут в комсомол и так далее.
Демократия — это палка о двух концах. В плане семейной психологии демократические отношения необходимы, но ребенка до какого-то возраста нужно «пеленать», в воспитании должен присутствовать здоровый авторитаризм. В моей консультационной практике был поразительный случай, когда один папа демократического настроя никак не мог объяснить сыну, что он от него хотел.
Это же касается и средств массовой информации, которые оказывают сильное влияние на формирование мировоззрения молодого человека. В СМИ должна быть здоровая цензура.
— Как бороться с проявлением жестокости, как предупредить ее?
— В школы нужно приглашать специалистов, которые помогут найти выход отрицательной энергии, эмоциональной разгрузки детей.
Я вижу решение проблемы в:
- организации психологических тренингов
- организации психологических консультаций
- популяризации психологической науки среди родителей, учителей и детей.
Большую роль в психологической разгрузке играет занятие спортом. Спорт:
- тренирует характер
- дает выход негативной энергии и эмоциям.
В определенной степени агрессия нужна для того, чтобы постоять за себя. И чтобы она не переросла за рамки разумной, чтобы гнев не стал слепой яростью, лучше уж пусть он превратиться в спортивную злость, достойный выход которой всегда будет найден.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Драчун Миша: слишком много энергии
Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.
Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.
Что происходит. Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.
Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой
Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.
Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.
Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.
Закаленный Сергей: слишком мало любви
Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.
Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.
Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:
- проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
- скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
- пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.
Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые
Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.
Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».
Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов
Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей…
Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим
Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами
Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.
Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.
Что делать с агрессивным ребенком?
После этого мы пригласили в кабинет мальчика. Родители встали, склонились перед ним и попросили у него прощения. Они признали, что до сих пор уделяли ему слишком мало внимания и не показывали, как сильно его любят. Мальчик всхлипнул и прижался к матери.
Потом родители посадили его между собой и пообещали, что как минимум раз в неделю каждый из них будет заниматься с ним чем-то, что доставляет ему радость. При этом они готовы отложить свои обычные дела и отдать ему предпочтение. Отец предложил на этой неделе сходить с ним в большой городской аквариум, где можно посмотреть на диковинных рыб. Матери пришло в голову заняться вместе с ним планированием дня рождения, ведь ему скоро исполняется 10 лет.
Оба родителя дали сыну понять, что совместные мероприятия не должны быть дорогостоящими, но должны свидетельствовать о том, насколько он для них важен как личность. Услышав это, мальчик перестал хныкать и улыбнулся.
После этого я отправила родителей в другую комнату и обратилась к сыну. «Теперь твоя очередь, — сказала я. — Сделай так, как твои родители…» Не потребовалось много времени, чтобы он понял, чего я от него хочу. Он должен пойти на луг, где обычно безобразничал, сесть на траву и попросить у животных прощения.
«Поговори с ними, — сказала я, — и попроси у них прощения. Ты причинил им много страданий. Сделай им что-то приятное…» Мальчик погрузился в мысли. Я не мешала ему думать. «Я мог бы зимой повесить на ветки кормушки для птиц», — неожиданно предложил он. Я улыбнулась: «Это было бы замечательно! Тогда твердо пообещай им это и сдержи свое слово». Мальчик энергично закивал.
Семейство ушло от меня с легким сердцем и исполненное благих намерений. Спустя несколько месяцев я как-то проходила через их микрорайон. Было холодно, и повсюду были развешаны кормушки для птиц. Это согрело мне сердце, хотя я уже знала от учительницы мальчика, что моя рекомендация ему очень помогла и что подобные эксцессы больше не повторялись. «Психиатрическая поддержка» оказалась не нужна, зато очень нужна была хотя бы частичка любви от близких людей.
Возможно, именно ощущение «я ничего не стою» — самое провоцирующее на агрессию. Откуда это ощущение берется? От недостатка уважения, который мы испытываем на протяжении всей своей жизни.
Коррекция агрессивного поведения
И родителям, и учителям важно отслеживать агрессивное поведение младших школьников. Если какой-то ребенок часто раздражителен, негативно реагирует на любые просьбы или замечания, кричит или оскорбляет, ссорится или дерется с одноклассниками, то необходимо принимать меры по коррекции его агрессивного состояния
- Поначалу просто игнорировать агрессию, показать, что такое поведение не поможет ребенку добиться своей цели;
- Далее можно отвлечь школьника, дать ему какое-то задание, поручение;
- В конфликте, в ситуации, когда ребенок продолжает вести себя агрессивно, сохранять спокойствие, не повышать голос, не делать резких движений;
- Не пытаться подавлять гнев, не использовать оскорбительные, эмоциональные, оценочные выражения. Давление увеличивает сопротивление. Лучше разобраться, в чем причина;
- Показать, что вы его понимаете;
- Если гнев силен, то нужно попросить ребенка выйти в другую комнату и успокоиться самостоятельно, после чего будет продолжен разговор;
- Лучше, чтобы не было публики, свидетелей. Если невозможно обеспечить это условие, то лучше отложить разговор на потом;
- Ни в коем случае не осуждать ребенка в целом, только его поступок;
- Объяснить, что агрессивное поведение вредно и неэффективно как для окружающих его людей, так и для самого школьника, и рассказать, как лучше было бы поступить в сложившейся ситуации.
- Развитие культуры общения, обучение приемлемым, конструктивным формам поведения в различных ситуациях, особенно в конфликтных;
- Работа с эмоциональной сферой – развитие эмпатии, умения понимать свои чувства и чувства других людей;
- Формирование самоконтроля, способности владеть собой в сложных ситуациях;
- Обучение безопасным способам выражения агрессии.
Итак, агрессия – это верный признак того, что у ребенка существуют какие-то проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно. Не стоит его клеймить и относиться к нему негативно и подозрительно. Это только закрепит агрессивную манеру поведения
Поэтому от родителей и учителей требуется огромное терпение и внимание к агрессивному школьнику, чтобы разобраться в проблемах и научить его эффективно действовать в любых ситуациях
https://youtube.com/watch?v=9Zj7kHUQAU8
Коррекция
Подростковая агрессивность устраняется представленными ниже принципами коррекционной работы:
– необходимо установить контакт с подростком;
– безоценочно воспринять и уважительно относиться к нему, как личности;
– положительно относиться к его внутреннему миру.
Направления коррекционной работы включают:
– обучение подростка навыкам контролирования себя (умение управлять гневом);
– обучение понижения уровня тревожности;
– формирование понимания личностных эмоций, развитие эмпатии;
– развитие положительной самооценки.
При появлении первых признаков агрессии можно рекомендовать подростку сделать паузу, отвлечь свое внимание, переключившись на что-либо иное, более приятное. Эффективно будет закрыть глаза, сосчитать до десяти или мысленно «набрать в рот воды» если перед ним стоит человек, который раздражает своим разговором
Такие действия могут уберечь от проявления ненужной враждебности.
Необходимо научить подростка относиться к тем вещам в жизни, которые изменить уже нельзя – спокойно. Безусловно, можно на них и позлиться, но смысла в этом нет никакого.
Есть другой выход: принять их, относиться к ним более спокойно. Важным моментом выступает не допускать хроническое нервное истощение и усталость, поскольку они лежат в основе агрессии и раздражительности.
При возникновении первых признаков усталости, следует делать отдых и вносить в жизнь моменты, которые будут радовать
Важно научить подростка быть внимательным к себе, внедрять в жизнь позитивные изменения, стараться быть довольным, поскольку только такой человек сможет быть спокойным, а также уравновешенным
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Как справляться с детской агрессией
- Установить четкий запрет на агрессивное поведение и систематическое напоминание ребенку об этом: «У нас есть табу», «Так не принято».
- Научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом: похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова-обзывалки» (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными).
- Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением. Т.е. вы видите, как ребенок занес руку – остановите его, окликните его.
Эффективно справиться с детской агрессией помогут правильные игры и упражнения. В видео варианты «правильных» игр в детском саду, выполнять как с воспитателями, так и дома с родителями:
Физические активные игры выплескивают накопившуюся агрессию и энергию в не обидных и не опасных формах, да и настроение прибавят всем. Хотя бы раз в день детям необходимо хорошенько покричать, побегать и попрыгать, особенно на свежем воздухе. После прогулки дети будут довольные, откроется аппетит и крепкий сон в тихий час будет обеспечен.
«Обзывалки» приятными словами, фруктами или овощами, таким образом формируя у ребенка чувство юмора и фантазию.
Почему возникает агрессия у детей?
Учатся агрессивному поведению дети, в первую очередь, в семье:
- Бабушка при утешении упавшего малыша ругает стул, о который он споткнулся. При этом приговаривает, ударяя по нему: «Не смей обижать маленьких! Ты – нехороший!». Что уж говорить о дальнейшем отношении уже повзрослевшего ребенка к «обидчикам».
- Часто мамы советуют детям дать сдачу, когда их ударит ровесник. Таким образом, они показывают, что основным орудием победителя является сила. Агрессивность постепенно становится устойчивой чертой личности, а родители недоумевают, почему у них вырос такой ребенок.
- Постоянные угрозы и унижения, критика и оскорбления, любые другие негативные меры воздействия на ребенка провоцируют подобное поведение по отношению к окружающим.
Агрессивное поведение маленьких детей связано в основном с защитной реакцией и не направлено на причинение вреда. Дети постарше могут оказать физическое воздействие, чтобы повлиять на неугодную ситуацию: забрать игрушку, наказать обидчика. Постепенно физическая агрессия заменяются вербальной, которая выражается в виде конкуренции, критических высказываний и замечаний, угроз и оскорблений. Подросткам свойственно проявление негативизма – немотивированных поступков, намеренно противоположных ожиданиям и требованиям окружающих.
Если в семье ребенку не хватает ласки и тепла, используются физические меры воздействия, нет терпения и заботы, успехами и неудачами детей интересуются мало, то вероятность того, что ребенок вырастет агрессивным, очень велика. Учить агрессии могут средства массовой информации и авторитетные сверстники-агрессоры.
Среди причин агрессивного поведения в школе выделяют следующие:
Несоответствие ожиданий действительности. Ребенку хочется быть лидером, но не получается упрочить свое положение в коллективе. Агрессия будет расти, если не помочь ему разобраться в себе, да еще при этом публично критиковать его.
Тревожность, страх. Они возникают, когда к ребенку предъявляют повышенные требования, связанные с учебой
Агрессия ребенка тем сильнее, чем меньше внимания уделяется его чувствам и желаниям со стороны взрослых («Ты должен выполнить все задания олимпиады, ведь наша школа – лучшая»).
Желание привлечь внимание. Ученик может повести себя агрессивно, когда не хватает общения с кем-то.
Негативная реакция на ограничение его желаний
Таким образом, ребенок может «выпрашивать» оценку, похвалу или протестовать против ограничения активности («Сиди смирно», «Положи руки на парту»).
Либеральное отношение к развитию коллектива. Если в школе нет установленных правил поведения, авторитетность взрослых на низком уровне, учащиеся устанавливают свои правила агрессивным путем. Примеров такого поведения перед глазами множество: взрослые, сцены неоправданного насилия в мультфильмах и кино, жестокие компьютерные игры, требующие виртуально разрушать и убивать, чтобы самому «выжить».
Агрессоры
Школьными агрессорами чаще всего выступают неуспевающие ученики, имеющие негативную учебную мотивацию, страдающие от внутренних комплексов. Возмутителями спокойствия могут выступать учащиеся с отклонениями в развитии.
Агрессоры часто характеризуются такими качествами, как вспыльчивость неуравновешенность, завышенная или заниженная самооценка, злопамятность, раздражительность. Такие дети растут в неблагополучной семье, не уважают взрослых, рано начинают курить, могут вымогать деньги у младших, навязывают свои правила поведения другим. Их часто можно встретить в компании старших подростков.
На уроке агрессоры пререкаются с учителем, стараются привлечь к себе внимание любым способом, лгут, манипулируют окружающими. На них жалуются одноклассники и учителя, они пропускают занятия, игнорируют общественную деятельность
Жертвы
Типичными жертвами становятся аутсайдеры, которые могут терпеливо сносить все оскорбления или провоцировать ответные действия. В любом случае агрессия, исходящая от окружающих, вводит жертв в депрессивное состояние, которое приводит к снижению самооценки, страху, тревожности, потере аппетита, в крайнем случае доводит до суицида. Как следствие – пропуски занятий, снижение работоспособности, негативное отношение к школе, учителям и одноклассникам, асоциальное поведение.
Что означает агрессия ребенка в разном возрасте
3 года. В этом возрасте агрессия для ребенка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет еще более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймет, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.
4–5 лет. В этом возрасте ребенок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.
5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими.
Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым». Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.
Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.
Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать «семейными установками». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.
В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.