Как делать уроки
Школьный тайм-менеджмент
Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время. Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся — канва дня, и выделенное время — делаем домашнее задание.
Ребенку проще, когда все ритмично. Возникает динамический стереотип (по Павлову) — система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.
Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.
После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.
Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике, ежедневнике, и потом написать его расписание, объясняя, что такое у людей бывает, и это — атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, — все предпочтительно.
Одна из болезней современности — уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.
- Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6–7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.
- Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.
Норма делания уроков для первоклассника: 40 минут — 1 час;
2 класс — 1 час — 1,5 часа;
3–4 класс — 1,5 — 2 часа (не 5 часов);
к 5–6 классу эта норма переходит к 2–3 часам.
но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.
Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он — хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.
Адекватный период делания уроков для первоклассника — 20–25 минут, для подготовишки еще меньше — минут 15, для детей истощаемых — может быть еще меньше.
Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время — и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.
Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку. Например, разного рода таймеры:
- могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей — мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);
- могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;
- спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;
- кухонные таймеры;
- записанный на телефон звук школьного звонка.
При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается — перерыв.
Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, — переключился.
Но рабочее место ребенка — не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке
Хорошая экология учебного места — очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет
Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, — все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.
Время делания уроков — предпочтительнее, пока не стемнело. После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.
Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно — можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни
Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня — занятия, а вторая — уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно
Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом — свободное время, т. е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.
Проблемы в обучении
Вы делали все возможное, чтобы помочь маленькому ученику успешно обучаться в школе, но вдруг успеваемость начала падать. В чем причина?
Успеваемость может упасть из-за:
- сложной учебной программы;
- большого объема изучаемого материала;
- отсутствия интереса к предмету;
- страха перед неудачами.
Единой учебной программы для первоклашек нет: школа сама выбирает методические обучающие пособия. Ребенок может недопонимать на уроках, чему его обучают. В этом случае мама должна взять на себя роль учительницы и объяснять ребенку материал терпеливо и без раздражения.
Если учитель задал большое домашнее задание, у первоклашки может начаться паника – как справиться с уроками? Проблемой может стать и пропуск уроков по болезни: одноклассники прошли новый материал, который ребенок не знает.
Некоторые школьники не хотят учить предмет, который им не нравится или не понятен. Мама должна постараться привить интерес к предмету любым способом либо усердно делать домашнее задание совместно с первоклашкой, без раздражения.
Если первоклашка приносит плохие отметки, не ругайте без выяснения причины и не наказывайте. Такой метод воздействия быстро уничтожит все желание учиться и читать книжки.
Как поощрять ребенка?
Один из действенных методов заставить детей самостоятельно делать домашние задания – различные виды поощрений. Что может выступить в качестве приза? Многое зависит от пристрастий Вашего отрока, но лучшие варианты – совместная поездка в кинотеатр, игровой центр, цирк, музей. Можно вознаградить ребенка за труды интересным журналом, набором для детского творчества, игрушкой. Избегать следует только одного – денежных премий. В этом случае Вы можете столкнуться с ситуацией, когда за все свои успехи и хорошие поступки ребенок будет требовать чаевые.
Правильная мотивация
Попробуйте объяснить ребенку, для чего он делает уроки. Возможно, повторить это придется не раз и не два. Постарайтесь задействовать свои способности убеждения и говорить с воодушевлением. Итак, уроки нужно выполнять не для того, чтобы:
- получить хорошую оценку;
- избежать конфликта с учителем;
- не прослыть двоечником и лентяем.
А только лишь с одной целью – закрепить пройденный в школе материал и получить новые знания. Многие любопытные дети не ограничиваются таким ответом и спрашивают «А зачем?» Действительно, объяснить, зачем знать, как устроена хламидомонада, которую он и в глаза не видел, довольно сложно, но можно.
Постарайтесь заинтересовать подростка важностью существования семейства хламидомонад и других мелких тварей для человека, вспомните теорию Дарвина. Подкрепите ее сведениями, полученными из популярных передач типа Animal Planet и National Geographic
Это не так-то просто? А мы ведь предупреждали, что будет нелегко. Но и ценность истинной учебной мотивации довольна велика
Чем раньше удастся укрепить в детской голове мысль о важности домашних уроков, тем быстрее удастся сместить акцент от их выполнения из-под палки к осознанному деланию
Играет ли роль возраст
Успехи в выполнении уроков во многом зависят от возраста школьника. Дети, приученные с 1-го класса самостоятельно и вовремя выполнять домашние задания, в будущем будут более ответственно относится к этой ежедневной рутине. Однако, как правило, чем старше ребенок – тем больше у него появляется причин отложить выполнение уроков подальше. К подростковому возрасту дети начинают быстро делать уроки так, чтобы «лишь бы отстали родители». Однако если с детства научить ребенка, что качество важнее, чем количество, а скорость не всегда поощряется, то позже это благоприятно скажется на успехах ребенка в учебе.
Можно ли заставить делать уроки старшеклассника
Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.
Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.
Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.
Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером (в рамках разумного), баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.
Быть гибким
Часто лень — это не сопротивление, а самосохранение. Может быть, ребёнок опустил руки не потому, что не верит в себя, а потому, что ясно видит: работа ему не под силу. А мы не хотим этого признать.
Может быть, действительно будет лучше не в гимназии, а в обычной школе, не в массовой, а в коррекционной, не в государственной, а в маленькой частной (если есть возможность), с репетитором или дома.
Может быть, поможет просто смена учителя, и вам нужна не крутая и бодрая, которая гонит класс вперёд, а неторопливая и спокойная. Может быть, нам пора принять: да, наш ребёнок не отличник, интеллект никогда не будет его сильной стороной, у него другие достоинства.
Но может быть и так, что мы поделаем уроки вместе год, два, три, пять — а там потихоньку ребёнок сможет делать это сам. Главное — не пропустить этот момент и вовремя перейти к пункту первому этой статьи.
У нас это уже почти случилось. Чего и вам желаю.
Быстрая связь с редакцией [email protected]Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!
Советы психологов
Опытные психологи советуют не заставлять ребенка делать домашнее задание, а помочь ему. При этом не забывать о том, что вы – любящие и мудрые родители, одновременно строгие и добрые, справедливые и терпеливые.
В общении с ребенком не следует забывать простые жизненные правила, которые помогут сохранить добрые отношения и доверие:
Нужно уважать ребенка, помнить, что он – личность со своими уникальными способностями и характером.
Важно постоянно напоминать ему о том, что дорог, помогать поверить в себя, делиться уверенностью в том, что малыш сможет справиться с любой неудачей.
Не стоит забывать о том, что дети, какого бы возраста они ни были, нуждаются в родительской поддержке.
Не использовать для поощрения учебной деятельности учащихся материальные и денежные вознаграждения – не всегда подобный метод будет действовать, только тогда, когда дети будут нуждаться в чем-то.
Есть еще несколько психологических хитростей, которые позволят помочь ребенку быстрее справиться с заданиями:
- Если ребенок делает домашнее задание всегда в одно и то же время, то это постепенно входит у него в привычку, а значит, и заставлять потом будет не нужно.
- Уроки лучше делать в тот день, когда их задали: во-первых, знания будут лучше усваиваться, а во-вторых, будет казаться, что домашнего задания задали не так уж и много, ведь часть уже будет выполнена.
- С младшего школьного возраста нужно научить детей выполнять упражнения самостоятельно, тренировать умение концентрироваться, чтобы в старших классах уже не контролировать их.
Немаловажную роль для развития учебной мотивации играет психологический настрой: если ребенок не желает возиться с домашней работой, нужно убедить его в том, что своевременное выполнение заданий – это хорошо.
Причиной тому могут послужить такие мотивы:
Можно получить хорошую отметку на следующем занятии.
После сделанного дела на душе становится легче – она освобождается от груза ответственности.
При выполнении заданий развиваются такие качества, как ответственность, усидчивость, умение концентрировать внимание, значит, ребенок постепенно развивается.
Не стоит забывать и о похвале: за правильно решенный пример, за умение находить ошибки, красиво писать, самостоятельность. Похвала рождает в ребенке уверенность в собственных силах, заставляет соответствовать указанному стандарту, пробуждает интерес.
Зачем задаются домашние задания
Немало людей – как школьников, так и их родителей – интересуются этим вопросом. Ведь домашние задания обычно не содержат нового материала, а направлены на закрепление пройденного на уроке. Но в этом и заключается их смысл: тема школьного занятия может быстро «выветриться» из памяти, особенно если она показалась ребёнку нудной и не соответствует его интересам и увлечениям. Дома, в принципиально иной обстановке, ученик должен снова вернуться к пройденной теме, в этом случае закрепляется произвольное запоминание.
Но значение домашних заданий не только в этом. По крайней мере, в начальных классах домашнее задание – это единственный вид работы, который ребёнок обязан делать самостоятельно. За эту работу он несёт ответственность. Поэтому задание уроков на дом – это отличный способ развить данные качества личности – самостоятельность и ответственность. Уроки нужно делать даже в том случае, если школьник хорошо понял тему на занятии в школе. В домашнем задании больший упор делается на практическую часть, поэтому для ребёнка это способ проверить усвоенную тему «в деле».
Когда мы учим маленьких школьников выполнять домашние задания, нужно разъяснить ему необходимость именно самостоятельной работы. Школьные уроки – это своеобразная подготовка к взрослой жизни, и у учёбы с работой есть много общего. Можно привести параллели – у мамы своя работа, у папы своя, и ты тоже делаешь свою работу – ходишь в школу и делаешь домашнюю работу.
Многие родители помнят, как им в детстве говорили: будешь плохо учиться – станешь дворником. Некоторые и сейчас говорят это своим чадам. В этом, в принципе, есть резон. Нужно только объяснить до конца – что люди, которые занимают важные посты, являются начальниками и хорошо зарабатывают, делают очень сложную работу и притом делают её самостоятельно. А тот, кто с детства не любит сложных заданий и боится самостоятельных решений (пусть даже и ошибочных!), во взрослой жизни будет работать только на простых и дешёвых местах – дворником, грузчиком и т. д.
Когда нужно делать домашнее задание
Важно определить, когда ребёнок должен делать уроки. Не следует откладывать их на вечер: ночное время – это период отдыха для организма, особенно для мозга
Оптимальное время занятий для школьника, учащегося в первую смену, — через час или полтора после возвращения из школы. Если он посещает какие-то дополнительные занятия, секции или кружки, то уроки можно сделать и в более позднее время. А в том случае, если ребёнок учится во вторую смену, уроки лучше всего делать утром.
Не нужно отвлекать его посторонними обязанностями, такими как уборка. И ребёнок, и родители должны осознать, что самое главное для него – это учёба. Прибраться можно в любое другое время, мусор никуда не убежит.
Нужно ли ограничивать ребёнка во времени?
Большинство педагогов и психологов уверено, что нельзя, он должен выполнять задание в том темпе, в каком ему удобно. Спешка принесёт только вред: уроки либо будут сделаны не полностью, либо неправильно, либо неаккуратно. Понятие «быстро» для такого возраста – весьма тонкое и растяжимое, по-настоящему быстро ребёнок научится делать уроки только в более старших классах.
Но справедливо и то, что чрезмерно затягивать выполнение уроков не нужно, в этом случае ребёнок устанет и будет только делать вид, что работает над заданием. Ограничение времени должно производиться, так сказать, естественным образом: для первой смены ограничивающий фактор – вечер, когда нужно готовиться ко сну; для второй смены – отправка в школу. Однако ребёнок, если он не устал, и сам стремится поскорее расправиться с уроками, чтобы пойти гулять. Долгожданная свобода и интересные занятия – хороший стимул к быстрой работе.
Выполнение домашнего задания может быть длительным. В этом случае необходимо придерживаться особого режима. Каждые 20 – 30 минут нужно давать ребёнку возможность отдохнуть. Здесь такое же соображение, что и в школе: уроки сменяют друг друга не подряд, между ними есть длинные и короткие перемены.
Работа над уроками дома, с точки зрения ученика, сильно отличается от школьных занятий. Можно не торопиться, подольше отдохнуть, приступить к делу тогда, когда удобно; мама не будет ругать за двойки и ошибки, можно заглядывать в учебник и даже в «решебник» — дома это не возбраняется. С одной стороны, это положительный фактор, но с другой – отрицательный: меньшая строгость по сравнению со школьными занятиями приведёт к снижению ответственности и самоконтроля. Ребёнок начнёт есть за работой, смотреть телевизор, слушать музыку, а всё это будет отвлекать. В результате он засидится за столом и не сможет выполнить другие важные дела, а также отдохнуть. Поэтому домашнюю работу родители должны контролировать.
Почему ребёнок не хочет делать уроки?
Родители нередко слышат от своих детей, что они не желают выполнять домашние задания. В этом случае не стоит паниковать и ругать ребёнка. Следует поговорить с ним и постараться выяснить, в чём причина такого поведения. Только потом подумать, как мотивировать чадо, задать ему рабочее настроение.
Если девочка или мальчик не хочет делать уроки, причины могут быть следующими:
- Банальная лень. Не нужно путать её с отсутствием интереса. Бывают случаи, когда человек от природы обладает подобной чертой, поэтому его не затягивает надолго ни одно занятие. Если же вы видите, что некоторыми процессами малыш увлекается на длительное время, значит, дело не в лени, а просто в отсутствии тяги к новым знаниям.
- Страх неудач. Часто ребёнок отказывается выполнять домашнюю работу, потому что боится сделать что-то неправильно. Это возможно, если однажды родитель наказал за неверность решения той или иной задачи либо учитель отчитал перед всем классом за ошибки.
- Плохое освоение предмета. Нередко бывает, что дело не в лени или отсутствии интереса, а в том, что дети просто не понимают, как справиться с заданиями. В этом случае им особенно необходима помощь, так как недостаточное освоение какой-то темы мешает двигаться дальше.
- Дефицит внимания со стороны родителей. Показывая свой характер, ребёнок пытается привлечь маму и папу, вызвать у них хоть какие-то эмоции, пусть даже негативные. Обычно такое развитие событий наблюдается в семьях, где родители постоянно работают и мало занимаются детьми.
Определив причины отказа от выполнения домашнего задания, продумайте, как научить ребёнка делать уроки самостоятельно и привить интерес к учёбе. В этом помогут советы психологов. Если вам самим не удаётся справиться с проблемой, обратитесь за помощью к специалисту. Он порекомендует, как правильно себя вести с детьми во время выполнения домашней работы.
После миллиона напоминаний
По крайней мере, именно такая картина вырисовывается, если заглянуть в соцсети и на интернет–форумы. Для родительского сообщества выполнение домашних заданий – серьезная проблема, которую с жаром обсуждают, спорят, дают друг другу советы. Некоторые родительские комментарии похожи на мольбы о помощи:
«Безграничному терпению тоже приходит конец!!! Дочке 9 лет. Садится делать уроки после миллиона напоминаний, сядет и сидит, я уже вскипаю!! Математика – задача примитивная, таких сто штук решали. Спустя два часа оказывается, что примеров половину сделала, из них половина неверно. А задача! Грядки сложены с людьми и поделены на клубнику из следующей задачи… Особой любовью пользуется русский язык, Тут просто раздолье для дурацких ошибок. Ей по барабану: ёжИк или ёжЫк!»
«Дочка пошла в первый класс. Прошел всего месяц, а моя нервная система уже пришла в негодность. Сижу на валерьянке. Категорически отказывается делать уроки. Не то, что делать, а вообще садиться за них. Не хочет даже готовые прописи ручкой обводить!».
«Сын все может понять, просто не хватает ему усидчивости и внимания. Уроки «делает» часами, пока не подойдешь и десять раз не прикрикнешь, а так толку нет, в черновике сначала делает, но так плохо, почерк ужасный стал».
Не хочу в школу! Как мотивировать ребёнка на учёбу
Подробнее
Мы сейчас не будем останавливаться на вопросе «кто виноват?» – семья, школа, природная лень или что–то еще. Попробуем ответить на вопрос «что делать?».
Рекомендации по работе со школьниками разного возраста
Малыши чаще всего не желают рано просыпаться, боятся «грозного» учителя. Еще им порой сложно усидеть спокойно на месте, целых 40 минут урока. И это бывает не только в 6, но и в 8 лет
Что же делать? Очень важно в самом начале облегчить адаптацию: разрешить брать в школу любимую игрушку, положить в ранец вашу общую фотографию. Еще желательно заранее смотреть позитивные мультфильмы о школе, и рассказать крохе, что его ждет впереди
Дома можно играть «в школу», прорабатывая роли ученика и учителя. Ругать первоклашку за плохие оценки или нюансы поведения нельзя ни в коем случае. А вот поощрять его можно – например, походом на каток или аттракционы.
Что делать, если школьник не желает делать уроки и ходить в среднюю школу? Речь идет о школьниках примерно с 9 до 12 лет. В этом возрасте формируется свое «я», ребенок проявляется, как личность. И может из-за этого конфликтовать и с учителями, и с одноклассниками. Вот какие советы помогут:
вначале надо откровенно, доброжелательно поговорить, чтобы выяснить, в чем причина;
имеет смысл обсудить все с учителем, услышать его мнение и советы;
важно всегда искренне хвалить школьника за его успехи;
помочь ему выбрать занятие по душе, вне школы, любимую секцию, но с условием, что он будет посещать школу;
можно вместе определить, какие предметы ему более интересны, и в чем он готов стараться.
Как решить проблему со старшеклассником? Школьники возрастом с 13 до 17 лет чаще всего не хотят учиться и делать уроки потому, что предметы кажутся им неинтересными. А учеба в целом – бессмысленной тратой времени
Здесь важно много общаться, выяснять, как ребенок видит свое будущее? Чем он хочет заниматься, и какие навыки ему для этого нужны? Что ему действительно интересно, а что нет
Дельные советы психолога о том как быть если ребенок не хочет учиться и делать уроки на видео:
Ребёнок не желает делать уроки: советы психолога
Если родители столкнулись с проблемой, когда сын или дочь отказываются от выполнения уроков, следует незамедлительно принять меры. Оставлять всё как есть ни в коем случае нельзя. Возможно, у вашего чада есть все возможности успешно познавать новое, но что-то ему мешает в этом.
Вам важно выявить причину отказа и присмотреться к следующим рекомендациям
- Мотивируйте и поддерживайте
Если ребёнок не хочет делать домашнее задание, возможно, ему не хватает интереса и мотивации. Постарайтесь увлечь его, показать, что выполнять те или иные задачи – это не так скучно и серо, как кажется на первый взгляд. Попробуйте превратить процесс изучения в увлекательную игру, а не в обыденное письмо, чтение и так далее.
Покажите ребёнку, что вам интересно делать с ним домашнюю работу, что вы заинтересованы в его успехах и всегда готовы помочь ему справиться с любыми трудностями. Родительская поддержка очень важна для детей. Помогайте чаду в достижении целей, демонстрируйте свою заботу и любовь.
- Поощряйте успехи
Хорошим способом, как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно, является поощрение его достижений в учёбе. Многие родители активно практикуют это. Ведь детям намного интереснее делать что-то, зная, что взамен они получат подарок. Спроецируйте ситуацию на себя – вы ведь тоже работаете не просто так, а за заработную плату. Это вас мотивирует, так почему же не применять поощрительные меры к ребёнку?
Психологи советуют выбирать в качестве похвалы следующее:
- совместные игры;
- поход в кино;
- поездка в аквапарк;
- покупка настольной или иной игры;
- возможность сходить на игровую площадку на полчаса дольше;
- катание на коньках.
Данный перечень можно продолжать долго.
Психологи настоятельно советуют не выбирать в качестве поощрений денежные средства. Многие родители нашли для себя простой способ – давать деньги за выполненные задания или за положительные оценки. Они считают, что сильно мотивируют детей.
На самом деле это дорога в никуда. Со временем домашних работ станет больше, да и аппетиты ребёнка начнут расти. В результате вы потерпите финансовый крах. К тому же таким образом вы приучите ребёнка ценить больше всего материальную сторону, что негативно отразиться на его жизни во взрослом возрасте.
- Проявляйте терпение
Будьте терпимее к своим детям – это ещё один хороший совет психолога, если ребёнок не хочет делать домашние уроки. Выполнение задания вместе с детьми – действительно сложная задача. Но это не повод срываться на них, показывать им своё недовольство. Ведь даже они проявляют терпение, когда садятся за уроки. У них не всё получается, не все темы хорошо усваиваются. Но если вы будете терпимее, покажете, что не всё так плохо, как кажется, то и ребёнок возьмёт с вас пример.
Просто поймите, что учёба – это настоящий труд, в котором бывают и взлёты, и падения. Если вы поможете детям, они смогут приобрести новые знания, навыки, познают этот мир лучше, откроют для себя много интересного. Ведь для них именно родители – самые близкие и верные товарищи.
- Время и место для уроков
В поисках способа, как заставить ребёнка делать уроки самостоятельно, не забывайте, что большую роль в рабочем процессе играют время и место
Важно правильно всё организовать, чтобы детям было удобно заниматься, и их ничего не отвлекало
Психологи советуют следующее:
Следить за временем выполнения домашней работы. Оптимальный период – с 16 до 18 часов. Приступать сразу после школы к урокам не стоит, ребёнку следует поесть и отдохнуть, например, сходить погулять или поспать.
Не перегружать слишком длительными занятиями. Продолжительность приготовления заданий зависит от возраста ученика. Для первоклассника она не должна превышать часа.
Начинать выполнение от простой задачи к сложной. Выбирайте сначала то, с чем ребёнок легко справится, что доставит ему удовольствие. Это поможет лучше и быстрее включиться в рабочий процесс, позволит получить позитивные эмоции, поверить в собственные силы.
Чередовать труд и отдых
Важно периодически отрываться от уроков на несколько минут. Рекомендуется тратить паузы не на телевизор, телефон и игры, а на физкультминутку
Несколько простых упражнений помогут снять напряжение и усталость.
Правильно организовать рабочее место. Стол и стул должны быть подобраны с учётом роста ребёнка, чтобы ему было максимально удобно сидеть. Также важно обеспечить в комнате хорошее освещение во избежание напряжения зрения. Все принадлежности, необходимые для учёбы, должны быть всегда под рукой.
Исключите отвлекающие факторы. Полная тишина поможет ученику сосредоточиться на работе. Поэтому никаких телевизоров, магнитофонов, телефонов.
Корень проблемы
Во многом желание получать знания зависят от микроклимата в семье. Если чадо на свой отказ делать уроки получает волну агрессии, упреков в бестолковости и прочих неприятных вещах, то ребенка однозначно охватит стресс. Именно он может стать причиной протеста или, наоборот, разочарования в собственных силах.
Но это далеко не единственная причина. С чем еще может быть связано отсутствие желания выполнять домашнее задание?
Лень. Пожалуй, один из самых распространенных вариантов объяснения ситуации взрослыми. Действительно, есть дети, которые ленивы по своей природе. Но в таком случае, у них отсутствует желание заниматься всем на свете, и не только учебой.
А если ребенок не хочет делать уроки, но с удовольствием читает книгу или смотрит фильм, значит, причину нужно искать в другом. Вам стоит откровенно поговорить и узнать, что тревожит чадо. Возможно, он чрезмерно устает, боится признаться, что не понимает предмет, или имел конфликт с преподавателем.
Боязнь высмеивания и осуждения. В первом случае это может быть связано с одноклассниками. Особенно часто такая ситуация имеет место в подростковом возрасте. Тинейджеры пытаются идти против системы, уверяя всех, что учиться – это немодно и неинтересно. А над теми, кто прилежно выполняет все задания, смеются, «исключают» из своего коллектива, и всячески гнобят. Ребенок не хочет быть изгоем, и потому вынужден следовать такой «моде».
В случае с осуждением, имеет место неправильное поведение преподавателей, которые часто сравнивают успешность детей, приводя в пример одних, и применяя не самые приятные эпитеты для других.
Дефицит внимания
Протестуя против учебы, ребенок на самом деле пытается привлечь, таким образом, внимание родителей, и показать, что нуждается в их любви и поддержке
Подумайте о том, сколько времени вы уделяете общению с чадом, помогаете ли в решении его проблем, выполняете ли данные обещания, часто ли обнимаете, целуете.
Сложности в усвоении материала. Не каждому дано одинаково хорошо усваивать знания точных и гуманитарных наук. Поэтому, не разобравшись единожды в предмете, ребенок опускает руки, и считает, что предмет для него непонятен. Чадо стесняется сказать об этом, потому всячески избегает момента выполнения домашнего задания.
Что делать родителям в таком случае? Опять-таки, спокойно побеседовать. Если окажется, что вы сами не сможете объяснить непонятные моменты, можно нанять репетитора, или договориться с учителем о дополнительных индивидуальных занятиях.