«Мои зелёные друзья». Конспект беседы по экологическому воспитанию для детей средней группы
Олеся Сапегина
«Мои зелёные друзья». Конспект беседы по экологическому воспитанию для детей средней группы
Цель:
продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;
подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые организмы, требующие постоянного ухода;
закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.
Растения – зелёная одежда Земли. На земле повсюду есть растения. Мы видим их в парке, в саду, в поле, на улицах городов и сёл, в наших квартирах.
Растения – живые существа. Значит, они дышат, питаются, растут, размножаются.
Ученые доказали: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы тогда жить.
Но, помимо того, что растения дают нам возможность радоваться жизни, видеть яркое солнышко, дышать свежим воздухом, они помогают нам в трудных ситуациях, лечат нас.
Замечательное богатство природы — лекарственные растения.
Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Вот почему степь, лес, луг, сад, огород по праву можно назвать зеленой аптекой.
В настоящее время каждый человек задумывается о своем здоровье и каждый решает сам,как и чем ему лечиться: таблетками или природными, можно сказать, народными средствами.
Издавна люди подмечали какие-то свойства трав, овощей, фруктов. Человек использовал лечебные свойства растений и передавал знания детям и внукам.
Например, герань (воспитатель показывает детям герань)
создаёт благоприятную обстановку в доме, она просто необходима семьям, часто ссорящимся по пустякам, тем, которые обижаются друг на друга…
Красная герань подпитывает энергией и возвращает бодрость людям всех возрастов! А если положить её листок за щеку, с той стороны, где болит зуб, через 20 минут боль прекратится, при ушной боли спасает тоже листочек герани, вложенный в ушную раковину…
А ещё больше интересна толстянка (показ, которую ещё называют денежным деревом. Говорят, что это растение приносит в дом удачу, а хозяева не знают нужды в деньгах. Оно очищает воздух в комнате, улучшает настроение и придает силы. Когда кто-то в доме заболел, растение начинает вянуть, сбрасывать листья. Человек выздоравливает, и толстянка преображается. При укусах ос, пчел, комаров нужно смазать соком растения места укуса несколько раз в день, при ожогах, ушибах, растяжениях, ранах, порезах, нарывах наложить кашицу из листьев…
В общем, о каждом из комнатных растений можно узнать очень много, если только захотеть…
Главное для всех растений — свет, тепло и полив. А надо ещё уметь ухаживать за ними, чтобы они лечили и радовали нас, умели отблагодарить за нашу заботу.
А какие растения живут у вас в доме? Нарисуйте и узнайте у мамы их название.
Список тем для бесед в рамках экологического воспитания
Итак, даю список тем, и помните, что он годится для любого возраста, но, естественно, информационная наполненность должна строго соответствовать возрасту ребенка. То, что понятно подготовительной группе будет абсолютно непонятно малышам. Далее я примерно распишу, как выглядит карточка из картотеки по экологии. И, конечно, даю наводку на хорошее тематическое пособие: «Беседы по картинкам «Уроки экологии». Демонстрационный материал. (16 картинок + 8 схем)».
Темы бесед по экологии:
- Люди – друзья природы;
- Жалеть нужно уметь;
- Удивительное вокруг;
- Лес: любить, беречь и не бояться;
- Тайны растений;
- Птицы и звери зимой;
- Аптека на лугу;
- Есть ли домики у зверят?
- Как мы можем помочь природе;
- Все живое под нашей защитой;
- Насекомые – часть природы;
- Мусор – болезнь планеты;
- Не загрязняй природу!
- Доброте нужно учиться;
- Наш дом – природа;
- Наши помощники – птицы;
- Природа в искусстве;
- Огонь: друг или враг?
Как вы заметили, названия тем универсальные, они подойдут для занятий по экологии и во второй младшей группе, да и 1 класс тоже найдет, о чем поговорить.
Ход занятия:
Воспитатель: — Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие,но давайте сначала поздороваемся друг с другом:
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!
Воспитатель:
— Ребята,отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Воспитатель.: Ну вот мы и попали с вами в лесную сказку. Посмотрите, как удивительно красиво в осеннем лесу.
Воспитатель: Ой, смотрите, кто — то к нам идет. Кто же это?
Лесная Красавица.: Я Лесная красавица.
Воспитатель.: А почему ты такая грустная?
Лесная Красавица.: Туристы, которые приходили в мой лес, не убрали за собой мусор, жгли костер, рубили деревья, включали громко музыку. И от этого всего все звери и птицы убежали, а лес потерял свои краски, все стало белое и черное.
Воспитатель.: Может, быть мы тебе поможем? Поможем ребятки?
Лесная Красавица.: Хорошо, но вам придется выполнить много заданий. Вы справитесь?
Воспитатель.: Ребятки, сначала мы должны показать Лесной Красавице, что вы знаете, чем отличаются животные от птиц. У нас здесь рассыпались картинки и их надо собрать. Животных мы собираем в зеленую корзинку, а птиц в красную корзинку, только не перепутайте. Давайте вспомним, чем отличаются животные от птиц?
Дети: У птиц есть крылья, они летаю, а у животных лапы, они быстро бегают.
Воспитатель.: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Пойдемте дальше. Ой, ребята, смотрите, здесь озеро, но оно грязное. Давайте мы его очистим, чтобы вода стала чистая.
Игра: «Очисть озеро».
В обруче синяя ткань, на ней лежат маленькие мячики, дети должны взять по одному мячику и убрать их в корзину.
Воспитатель.: Молодцы ребятки! Вы очистили озеро, теперь оно стало синее. Когда мы летом купаемся в озере или речке, или море, то ничего бросать в воду нельзя.
Воспитатель: Ребята смотрите, звери и птицы оставили нам послание. Чтобы они вернулись в лес, мы должны выполнить движения.
Игра: «Угадай, что за животное?»
На картинке нарисованы животные и дети должны показать, что это за животное (заяц- прыгает, бабочка-летает плавно, медведь- походка медведя косолапая, лягушка- прыгает, воробей-летает, рыбка- плавает).
Воспитатель: Здорово у вас получилось. Звери и птицы вам благодарны, теперь они все вернуться в лес. Ребята, когда вы приходите в лес, то нельзя мусорить, не обижайте животных и птиц.
Воспитатель: Ой, ребята, кажется, дождик собирается, бегите скорее под зонтик.
Игра: «Дождик». Когда играет музыка дождя, дети прячутся под зонтик, когда радостная музыка, дети гуляют. Повторить 2-3 раза.
Воспитатель: Ребята, смотрите, какие-то невоспитанные дети, нарвали много бумажек и разбросали много мусора по лесу. Разве можно мусорить в лесу?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте мы соберем весь этот мусор и сложим его в корзинку. Этот мусор отправят на переработку и сделают из него много разной продукции, например целлофановые пакеты, и многое другое.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами всё сделали правильно, и деревья стали яркими, нарядными, солнце — желтое, небо — синее. Мы помогли с вами Лесной Красавице преобразить лес, вернуть ему краски.
Лесная Красавица.: Ребята, спасибо вам большое за то, что вы мне помогли, а вы запомнили, что в лесу нельзя громко слушать музыку, чтобы звери и птицы не испугались. Нельзя мусорить, мусор надо забирать с собой и выбрасывать в специальные контейнеры.
Лесная Красавица.: До свидания!
Воспитатель и дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, вот мы и побывали с вами в лесу, а теперь нам с вами пора возвращаться в группу, где мы проведём дефиле и посмотрим, какие костюмы сделали ваши родители из бросового материала.
видео 2
Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Открытое занятие по экологии для средней группы «Защитники природы» Открытое занятие по экологии для средней группы Тема: «Защитники природы»
Задачи: Образовательные: 1. Приобщать детей к основамэкологического воспитания. 2. Познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе. 3. Продолжать расширять знания о защите окружающей природы…. Конспект в средней группе на тему: «Как сохранить природу» Конспект в средней группе на тему: «Как сохранить природу»
Цель: формировать у детей представление о неразрывной связи человека сприродой. Задачи: -расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами…