Умение жить в согласии
Мы привыкли воспитывать детей на их ошибках и неудачах больше, чем на том, что в их поведении достойно уважения. Малыш, слышащий негативную оценку чаще, чем положительную, вырастает с убеждением, что он плохой.
А лучше было бы больше внимания уделить хорошим поступкам. Воспитывать детей на их же сильных сторонах. Акценты делать на успехах. Тогда детки знают, что они хорошие, и растут в атмосфере доверия и принятия. Так формируются детские собственные убеждения – что хорошо, а что плохо. В противовес послушанию как модели подчинения.
Пример: взрослые поддерживают друг друга, помогают, умеют выслушать, решают проблемы с позиции «и я, и ты по-своему правы», а не «прав кто-то один», ищут пути достижения согласия. В такой семье и ребенок будет свои детские конфликты решать, договариваясь, прислушиваясь как к себе, так и к другим детям. Отстаивать правоту, не ущемляя интересов других. Убеждать не кулаками, а словом.
В таком случае, будьте уверены, сын или дочь вырастет человеком сознательным, имеющим свою точку зрения и способным убедить окружающих в ее состоятельности. Самостоятельным и ответственным за свою жизнь. Не это ли является вашей целью?
Зачем ребенка учить бороться
Что это? Ценности? Убеждения? А возможно, практические навыки – умение жить в согласии с собой, людьми, природой; жить с радостью и уверенностью, что все, что происходит, идет нам на пользу.
Так ли это важно – точно разделить понятия?
Возможно, важнее научиться жить легко и безопасно. Чтобы со временем наши, уже взрослые, дети дали силу здоровым новым побегам ценностей новому поколению – нашим внукам.
С какого возраста можно начинать вести с ребенком беседы о морали?
Приобщение к нравственным и культурным ценностям должно начинаться с ранних лет. Основы этики ребенок впитывает в семье. До 3-4 лет он еще не воспринимает себя как отдельного индивида, полностью перенимая установки близких, копируя их поведение и манеру общения. То, как дальше будут развиваться события, зависит от постоянных отношений в семье.
По мере взросления для ребенка все большую роль начинают играть собственная совесть и мнение окружающих. Прямые конкуренты родителей в борьбе за авторитет у ребенка – его друзья, одноклассники, развлекательная индустрия, СМИ. Именно поэтому родителям необходимо рассказывать малышу о том, что такое хорошо, начиная с того периода, когда их авторитет еще неоспорим.
Как объяснить ребенку, что такое Бог и душа?
Самое главное, что малыш должен знать о Боге, это то, что он является Творцом нашего мира: природа, люди, животные, все создано, благодаря его могущественной силе.
Создатель заботится обо всем человечестве, живущем на Земле. Он мудро направляет людей, желая, чтобы они вели себя праведно и жили счастливой жизнью.
Ребенку можно также прочитать Библию для детей, для того, чтобы он ознакомился с основными заповедями, которые позволят правильно сформировать его моральную сторону.
Разговаривая с малышом о Боге, важно подчеркнуть, что у каждого человека есть не только тело, но и душа, которая бессмертна. Именно она и является сутью личности и отражает ее индивидуальность
Сохранить чистоту души можно, постоянно размышляя о духовных ценностях и совершая хорошие поступки.
Каким основным ценностям нужно научить ребенка?
Для успеха в жизни крайне важна способность к коммуникациям – без продуктивного общения большой успех вряд ли возможен. В основе такого общения лежат гармоничные отношения с близкими людьми и с самим собой.
С развитием привязанности в семье ребенок начинает ценить межличностные связи. Один человек не станет огорчать другого без серьезных причин, если дорожит отношениями. Говорите ребенку, что вы его любите и уважаете, не стесняйтесь проявлять свои чувства и эмоции, будьте открыты для общения. Если вы доверитесь ребенку, то он проявит ответное доверие, что будет способствовать развитию способности к сопереживанию.
Иногда очень сложно понять собственные потребности, еще сложнее найти возможность их удовлетворения. Упрощают процесс понимания налаженные отношения со своим Я. Здесь родители могут помочь ребенку, уважая его границы и личностное пространство, предоставляя право выбора, а также право на ошибку. И еще один важнейший момент: ребенок должен знать, что он в любой ситуации может обратиться к вам за помощью. Таким образом, он будет меньше поддаваться чужому влиянию.
Психологами доказано, что залогом ответственного отношения к жизни является осознание глубинной связи с окружающим миром. Поэтому очень важно проводить с детьми время на свежем воздухе. Таким образом, вы сформируете духовные ценности в жизни сына или дочери
Сделайте семейной традицией выезды в лес с ночевкой, организуйте турпоходы, гуляйте в парке, привлекайте детей к уходу за комнатными растениями. Если ваш ребенок с детства полюбит природу, проникнется красотой окружающего мира, то сам захочет эту красоту оберегать.
Запомните: для детей очень важны семейные традиции. Совместные активные игры на природе или разговор по душам у костра лучше и действеннее любых воспитательных бесед.
Если хотите поговорить о морали, заходите издалека. Например, вместе с ребенком посмотрите подходящий по теме фильм и предложите обсудить его главную идею, поищите мотивы поведения героев. Вместо фильма можно взять произведения классической литературы.
Хорошая семейная традиция – литературные вечера. Устраивайте их регулярно. Можете даже записаться на курсы скорочтения и посещать их всей семьей. Обсуждайте книги, дискутируйте о поступках героев. Так вам удастся ненавязчиво привить детям правильные нравственные ориентиры.
Настоящие ценности – залог успешного будущего вашего ребенка. Привить их под силу каждому родителю. Главное – видеть в своем ребенке личность, оставлять за ней право самостоятельно принимать решения и просто быть для него хорошим другом. И тогда ваш малыш вырастет яркой индивидуальностью со своими моральными и нравственными ориентирами.
Я лучше знаю, что лучше
Многих из нас воспитывали в атмосфере контроля и диктата, когда взрослые за детей решали как, когда и чем им заниматься. Что для ребенка хорошо, что плохо, кто должен быть в друзьях, а кого нельзя подпускать к себе. Коротко эту позицию можно выразить так: «Я взрослый, у меня опыт, я лучше знаю, что лучше».
Взрослея, человек старается вырваться из этих «тисков». Он даже может себе давать обещания по-другому воспитывать собственных детей – давать им свободу выбора, уважать их личное пространство. Но часто, не успев подумать, подсознательно, сам выбирает кружки для своих детей и, не советуясь с сыном или дочкой, решает, какого цвета обои клеить в детской комнате. Потому что убеждение из детства «взрослый лучше знает, как нужно» исподволь руководит действиями человека.
Поэтому, формируя ценности ребенка, нужно в первую очередь осознать свои собственные. И при необходимости пытаться корректировать именно их. Потому что дети – это наше зеркало.
Хочешь увидеть себя со стороны – посмотри на своего ребенка.
Еще один важный момент. Родители слишком часто дают детям указания и инструкции. И крайне редко объясняют, почему именно так, а не иначе.
Ключевым тут может выступать слово «потому что». Безапелляционно указывая малышу, что нужно делать, и контролируя соблюдение указаний, мы воспитываем в лучшем случаеисполнителя чьей-то воли. В худшем – безынициативного инфантильного человека. Или бунтаря, который протестует против даже самых разумных советов и предложений. Это зависит от типа нервной системы ребенка.
Как объяснить ребенку, что такое Время?
Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил понятие времени, его следует научить, не только определять его по часам, но и объяснить, что существуют дни, месяцы, а также времена года.
Для общего развития малыша, важно, чтобы он хорошо ориентировался во времени, поэтому ему необходимо разъяснить, что означают термины «вчера», «завтра» и «сегодня». Для того чтобы малыш хорошо запомнил дни недели, нужно чтобы они у него ассоциировались с какими-либо событиями
Например, в будни, он ходит в детский сад, а в субботу и в воскресенье – в зоопарк или в кукольный театр.
Для того чтобы малыш хорошо запомнил дни недели, нужно чтобы они у него ассоциировались с какими-либо событиями. Например, в будни, он ходит в детский сад, а в субботу и в воскресенье – в зоопарк или в кукольный театр.
Можно также затронуть тему возраста, например, достать фотографии, и показать дошкольнику, каким он был раньше и как изменился за несколько лет.
Осколки эмоций
Если общение с малышом строится с позиций равенства, права на собственное мнение, то мы говорим о том, что считаем нужным или правильным, обсуждаем, почему, «зачем» и «для чего». Тогда ребенок учится мыслить, искать варианты, рассматривать ситуации с позиций «я» и «другие», «быстро» и «качественно», «экономно» и «с размахом».
Делясь мотивами, мы делимся и чувствами. Не стоит скрывать от детей, даже маленьких, свои эмоции. Не грех показать раздражение или досаду
Важно только объяснить, что именно вызвало в вас такую реакцию. Так мы и сами лучше осознаем причины собственных реакций
И ребенок усваивает, что именно вас расстроило: разбитая ваза или ее осколки, разнесенные по всему дому, которые могут представлять опасность. Детям часто непонятны мотивы поведения взрослых. Объясняя малышу свое поведение или требования, мы учим их осознанности.
Полезно показывать не столько негативные чувства и мысли, сколько положительные эмоции и оценки детского поведения
Пусть дети знают, что для мамы важно, что необходимо, а что – лишь желаемо. Чем любит полакомиться бабушка, какой детский подарок мог бы растрогать до слез сурового дедушку
Так мы учим малышей узнавать свои эмоции и быть внимательными к окружающим людям.
Как формируются ценности у детей?
Какие существуют ценности в настоящее время? Например, правильные коммуникативные навыки помогают ребенку стать успешным человеком в современном мире. С одной стороны, необходимо иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать. С другой – нужно учитывать мнение окружающих. Для этого крайне важно осознавать связь со своими близкими как основополагающую ценность. Понимание данной ценности приходит с развитием привязанности. Когда ты ценишь общение с близким человеком, подсознательно пытаешься делать все, чтобы не огорчить его без веской причины и не оборвать связь. Главное – оставаться эмоционально открытым для ребенка, не стесняясь говорить о своих чувствах к нему. Доверие всегда порождает доверие. Так называемое «Я-общение» воспитывает эмпатию и способность сопереживать
Главное – оставаться эмоционально открытым для ребенка, не стесняясь говорить о своих чувствах к нему. Доверие всегда порождает доверие. Так называемое «Я-общение» воспитывает эмпатию и способность сопереживать.
Находясь в согласии с собственным Я, ребенок не только начинает понимать свои потребности, но и учится находить для их выражения социально допустимые возможности. Родителям по силам как помочь своему чаду в поисках себя, так и усложнить эти поиски, навязывая ему свои убеждения и ориентиры.
Папа и мама должны научиться с рождения видеть в своем ребенке личность, а значит, признавать его право на самоопределение и на ошибки, предоставлять ему возможность самостоятельно делать выбор. При этом они должны оставаться открытыми для просьб о помощи. В таком случае можно быть уверенным, что чадо не свернет на кривую дорожку, попав под негативное влияние окружения.
Вы какое дерево?
Народная мудрость гласит «яблоко от яблони недалеко падает». Так и есть. У детей всегда формируются ценности, аналогичные родительским. Бывает, человек особо не задумывается о своих убеждениях. В особенности люди старшего поколения. Работают, отдыхают, растят детей, занимаются хозяйством или любимым делом. Но независимо от того, осознаем мы свои ценности или нет, они у нас есть. На их основании мы и строим свою жизнь.
А дети все видят, впитывают, как дерево – соки из корней. В прямом смысле с молоком матери усваивают приоритеты взрослых. Что важнее – уборка или прогулка? Что покупается в первую очередь – планшет или туристическая палатка? Бывают ли в семье праздники, и что больше всего ценно в них?
Ведь то, что мы называем процессом воспитания, – далеко не нотации, нравоучения или советы. В большей мере ребенка формирует атмосфера, царящая в семье. То, что он видит, слышит, чувствует в первые пять-шесть лет жизни, автоматически воспринимается как истинное, единственно верное. И пусть со временем ребенок научится критически смотреть на то, что усвоил в детстве. Возможно, на сознательном уровне даже захочет действовать вопреки. Но подсознательно мы все же действуем согласно той, первой, модели поведения и убеждений.
Как объяснить ребенку, что такое Любовь?
Разговаривая с ребенком о любви, нужно подчеркнуть, что это — очень сильная эмоция, которая выражается в положительном отношении к другому человеку.
Теплые чувства можно испытывать не только к родителям, но и к близким родственникам, к друзьям или к животным.
Объяснять лучше на живых примерах из жизни
Обратите внимание малыша, что ему очень важно много времени проводить с мамой и папой, нравится слышать от них ласковые слова, получать внимание и поддержку. Все эти эмоции говорят о том, что он их сильно любит
Важно пояснить крохе, каким образом проявляется любовь. Она выражается не только добрыми словами, но и подтверждается действиями
Например, вы можете показать ребенку, как вы проявляете свою любовь к нему: ухаживаете за ним, обучаете новым навыкам, радуетесь его достижениям.
Подчеркните, что это чувство бескорыстно, объект люби, хочется осчастливить, совершенно ничего не ожидая взамен.
Были определены основные задачи:
воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, обычаям, традициям, обрядам.
Поставленные задачи решаются через введение новых форм работы с детьми.
Ведущей формой в работе по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим
ценностям является театрализованная деятельность, которая помогает решать воспитательные
задачи через перевоплощение в художественные образы, в активном восприятии, накоплении
впечатлений от произведений искусства и окружающего мира.
Работу по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям с создания
развивающей среды:
В ходе работы используется рассматривание альбомов, просмотр диафильмов, чтение и беседы
по содержанию произведений; вместе с детьми совершаются экскурсии в историю: старин6ные
народные костюмы, обычаи, традиции и быт.
Театральная тематика удивительно богата и разнообразна. Основу детского творчества, конечно,
составляет устное народное творчество. Через неё ребёнок овладевает родным языком, получает
первое представление о культуре и обычаях своего народа, о правилах поведения.
Особое место занимают русские песни разных жанров: игровые («Петушок», «Заинька, попляши),
песни – байки («Жили у бабуси два весёлых гуся», «Жил – был у бабушки серенький козлик»),
хороводные игры и плясовые («На горе – то калина», «Во поле берёза стояла»)
Все песни включаются
в театральные разминки, вызывают у детей интерес и радость, укрепляют возникшие впечатления.
Важное место занимают произведения с социально – нравственной направленностью
(В. Осеева «Плохо», «Кто наказал его?», «Просто старушка», В
Маяковский «Что такое хорошо
и что такое плохо?», Л. Пантелеев «Трус», «Честное слово», Л. Толстой «Старик сажал яблоню»).
Для удобства работы над художественным материалом, спектаклем тексты строятся в форме диалога.
Через них ребёнок пытается понять характер героя и разобраться в его поступках
Здесь происходит
знакомство с различными эмоциями: интерес, радость, удивление, гнев, горе, страх, отвращение, стыд, вина…
Каждую эмоцию ребёнок «примеряет на себя», как новую одежду, и чувствует, уютно ему или нет.
Особое внимание уделяется организации праздников и развлечений: календарных, фольклорных, обрядовых.
Они являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками. Родители помогают подготовить
костюмы, атребуты, принимают активное участие в праздниках, развлечениях, где читают стихи, поют
песни, играют роли, участвуют в играх.
Взаимодействие с социально – культурными институтами детства является очень важным при
организации данной работы
Это тесная работа с Домом культуры, библиотекой, музыкальной
школой через посещение детьми занятий театральной, хореографической, художественной студий.
В библиотеке организуются встречи с интересными людьми, тематические выставки, проводятся
конкурсы рисунков («Как нельзя поступать», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мой родной дом»…).
Таким образом, театрализованная деятельность помогает накопить социальный опыт,
который отражается дошкольниками в отношении к жизненным явлениям, расширяет и углубляет,
обогащает внутренний мир ребёнка новыми идеями, чувствами, представлениями.
Так в ДОУ была создана «Русская изба». Это мини -музей , где проходят занятия с детьми по
приобщению к истокам русской культуры.Ребята не только узнают много нового и интересного
на занятиях по истории культуры, но и сами принимают участие в инсценировке и показе жизни
наших предков.
Таким образом идет не только приобщение детей к общечеловеческим ценностям , но и привитие
любви к нашей истории , к нашему народу и нашим корням.
Самым любимым праздником для детей и взрослых является День Победы.
Это праздник, когда испытываешь великую гордость за свой народ, за своё Отечество, К нему готовятся с большой
ответственностью взрослые,передавая всю важность этого праздника подрастающему поколению.
Очень любят дети военно-спортивную игру «Зарница «, где воспитывается чувство сопереживания, взаимопомощи
и самое главное развивается патриотическое чувство, которое воспитывает уважение к Родине, к своему народу,
к своей стране .
Почему так важна система ценностей для каждого человека?
Формирование нравственных ценностей у детей необычайно важно. Первый важный урок, которому ребенка должны научить папа и мама, — любить себя. Возможно, родители, воспитанные в духе и по канонам старого времени, с этим требованием поспорят. Однако для сохранения духовного здоровья ребенка данную аксиому нужно принять
Психологи пришли к мнению, что нельзя научиться доверять окружающим, а значит, жить в гармонии с социумом, если ты не любишь и не принимаешь себя.
Осознание ценности собственной личности приходит в детстве через безоговорочную родительскую любовь, полное принятие и внимание. Способами выражения такой любви являются зрительные и тактильные контакты, языковые и мимические сигналы. Чаще обнимайте своего ребенка, разговаривайте с ним, берите на руки, сажайте на колени, улыбайтесь ему. Именно это и есть настоящие жизненные ценности. Внимание необходимо вашему сыну или дочери как воздух
Ухаживая за своим малышом, чаще смотрите ему в глаза и, самое главное, улыбайтесь. Улыбка – самый сильный инструмент формирования привязанности. Человеку без сформированного чувства привязанности к родителям очень трудно находить общий язык с окружающими.
Некоторые мамы и папы придут от прочитанного в негодование: а как же спартанское воспитание, дисциплина и объективность? Нельзя же увлекаться всеми поступками своего чада!
Детские психологи не говорят о полном отсутствии критики. Критиковать нужно правильно. Если и критиковать, то не личность, а конкретный поступок малыша. Причем обязательно взамен предлагать альтернативное решение вопроса, объяснять, почему лучше действовать иначе. Только в таком случае критика не вызовет протеста, а пойдет на пользу.
Как объяснить ребенку, что такое счастье?
Счастье – состояние наивысшей удовлетворенности своей жизнью.
Для того, чтобы ребенок смог правильно понять, что означает это слово, ему нужно объяснить, что у счастливых людей в жизни происходит много радостных событий, а если возникают какие-то неприятности, они легко их переживают.
С ними очень приятно общаться, они всегда улыбаются, аккуратно и красиво одеваются, а также совершают добрые поступки и стараются помогать другим людям.
Чтобы развить в себе состояние счастья, важно уметь справляться с негативными эмоциями. Например, если ребенка что-то расстроило, он может заняться спортом, дыхательной гимнастикой, принять душ или поговорить по телефону с лучшим другом.. Малыш должен понять, что счастливый человек не зацикливается на неприятностях, не нервничает, благодаря чему у него хорошее здоровье и всегда веселое настроение
Малыш должен понять, что счастливый человек не зацикливается на неприятностях, не нервничает, благодаря чему у него хорошее здоровье и всегда веселое настроение.