Конспект занятия по математике в средней группе «ориентировка в пространстве»

Ход ЗАНЯТИЯ

I часть занятия

Сидя за столом

Перед каждым ребенком — два одинаковых по размеру, но разных по цвету треугольника.

Спросите, какая фигура, какого цвета треугольники?

Попросите детей положить их рядом (один возле, около другого)

Задайте вопрос, какого цвета треугольник лежит слева от вас, а какого цвета треугольник лежит справа от вас?

Спросите, сколько треугольников одного цвета, а сколько другого, (заметьте, что треугольников одного цвета столько, сколько треугольников другого цвета, значит треугольников поровну).

Задайте вопрос, а как нам узнать одинаковые треугольники по размеру или разные? (определяем путем наложения одного треугольника на другой)

В заключение предложите детям один треугольник положить сверху, а другой снизу, спросите, какого цвета треугольник лежит вверху, а какого цвета внизу. На что похоже (на елочку)

II часть занятия

Дети рассаживаются на стулья возkе воспитателя

Поиграем «Куда спряталась матрешка»

Воспитатель начинает игру с загадки:

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные как ложки!

Знаешь, кто это?

(Матрешки)

Воспитатель. К нам в гости пришла Матрешка, она хочет с вами поиграть.

Воспитатель показывает детям Матрешку,стоящую на полке и читает стихотворение с действиями:

На полке куколка стоит,

Она скучает и грустит.

Но в руки ты её возьмёшь

(воспитатель берет Матрешку в руки)

И в ней ещё одну найдёшь.

(воспитатель открывает Матрешку, достает меньших по размеру)

А в той ещё… И вот уж в ряд

Пять милых куколок стоят.

(воспитатель считает вместе с детьми всех Матрешек 1,2,3,4,5)

Хоть роста разного, но всё же

Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пёстрых

Румяные матрёшки-сёстры.

(воспитатель сопровождает показом слова из стихотворения)

Была одна, а стало пять,

(воспитатель еще раз считает вместе с детьми всех Матрешек 1,2,3,4,5)

Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,

И снова спрячутся друг в дружке.

(воспитатель собирает всех матрешек в одну, спрашивает, сколько было Матрешек вначале (одна, сколько стало потом (много, пять, сколько сейчас (столько, сколько было вначале)

Воспитатель снова разбирает Матрешек, выставляет их в ряд, спрашивает, была одна, а стало (много).

Воспитатель:

Закройте глазки, а Матрешки в это время от вас спрячутся. Расставляет Матрешек на полку, под стол, за стол, возле (около) стула, и последнюю воспитатель прячет в своей руке. Дети, открыв глаза, ищут матрешек. Найдя их, ребята говорят, где они находились, используя предлоги: на, под, за, возле (около).

Дети считают матрешек (1,2,3,4, воспитатель спрашивает, а где же пятая, самая маленькая, дети ищут, но не находят. Воспитатель быстро разжимает и сжимает кулак, дети замечают, что матрешка находится в руке у воспитателя, используется предлог в.

Воспитатель просит еще раз посчитать всех матрешек (счет до пяти, хвалит детей.

III часть занятия

В заключение занятия воспитатель читает стихотворение с действиями, собирает все Матреши в одну.

В матрешке — матрешка.

В матрешке — матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая —

И вырастет сразу матрешка большая (воспитатель показывает собранную Матрешку)

Воспитатель спрашивает, кто хочет поиграть с Матрешкой, дети самостоятельно или с помощью воспитателя собирают и разбирают Матрешку.

Ход ООД:

В: Ребята, давайте с вами поздороваемся!

(под музыкальное сопровождение)

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки, плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки, плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки, плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, зубки, щелк-щелк-щелк!

Здравствуй, мой носик, бип-бип-бип!

Здравствуйте, гости, всем привет!

Стук в дверь (воспитатель открывает дверь)

В: — Ребята, посмотрите, нам пришло письмо! Давайте, посмотрим, что там внутри. Ой, ребята, смотрите, нам прислали пригласительные билеты в увлекательное путешествие. А на чем можно путешествовать?

Д: — Путешествовать можно на машине, самолете, на поезде!

В: — Молодцы! Ребята! А вы, ребята, на чем хотите путешествовать?

Д: — На поезде!

В: — Хорошо! Мы с вами отправимся в путешествие на поезде! Давайте, с вами сделаем поезд, я буду вашим машинистом. Приготовили колесики и поехали! Чух-чух!

(под музыку, ходим паровозиком)

В: — Остановка «Книжная», ой, а что у нас тут?

Д: — Здесь лежат книжки.

В: — А какие книги по величине?

Д: — Большие и маленькие книги.

В: — Молодцы! А сколько больших книг?

Д: — Одна большая книга.

В: — А сколько маленьких книг?

Д: — Маленьких книг много.

В: — Умнички! Поехали дальше… чух-чух

(под музыку ходим паровозиком)

В: — Остановка «Гараж», что у нас здесь находится?

Д: — Здесь стоят машины.

В: — А какие они по величине?

Д: — Большие и маленькие.

В: — Сколько маленьких машин?

Д: — Много маленьких машин.

В: — А сколько больших машин?

Д: — Одна большая машина.

В: — Молодцы! Наш поезд продолжает движение…

(под музыку отправляемся дальше)

В: — Остановка «Игровая»

Физминутка:

Девочки и мальчики: хлоп-хлоп-хлоп!

Прыгают как мячики: прыг-скок, прыг-скок!

Ножками топочут: топ-топ-топ!

Весело хохочут: ха-ха-ха!

Глазками моргают: (ритмичное зажмуривание глаз)

А после отдыхают (приседают).

Дидактическая игра:

В: — Ребята, поехали дальше! Чух… Ой, ребята, что-то поезд не едет. Пока мы с вами играли, наш поезд сломался. И нам с вами надо его починить. Давайте подойдемте к столу. Посмотрите, что у нас тут лежит?

Д: — Здесь лежит поезд.

В: — А может ли этот поезд ехать? (Ответы детей) Почему?

Д: — Потому что нет колес.

В: — Правильно! Мы сейчас его будем ремонтировать. У нас на столе лежат запчасти для ремонта. Какие геометрические фигуры лежат на столе?

Д: — Здесь лежат квадрат и круг.

В: — Ребята, а квадрат мы можем катать? Давайте попробуем их покатать? Получилось?

(дети пробуют катать квадраты)

Д: — Не получается катать квадрат.

В: — Правильно, квадрат не может быть колесами поезда, т. к. мешают острые углы.

— А что мы можем сделать кругами?

Д: — Круг можно катать. (пробуют катать)

В: — Правильно! Кружки будут колесами.

(дети прикрепляют колеса к вагончикам)

— Какой формы у нас колеса?

Д: — Колеса круглой формы.

В: — Хорошо, колеса у нас есть, а чтоб было веселей, давайте прикрепим на каждый вагончик окошко! Из какой фигуры у нас будут окошки?

Д: — Квадрат.

В: — Ребята, посмотрите, какой красивый поезд у нас получился, и теперь мы с вами, можем всегда готов увезти в далекие страны. Молодцы!

Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Дети сидят полукругом перед столиком. На столе ширма.

Воспитатель:

— Дети, к нам в гости пришел один мальчик, кто скажет, как его зовут?Дети: Незнайка

Воспитатель: Правильно, это незнайка и он хочет с вами немного поиграть. Незнайка принес с собой игрушки. Посмотрите, какие игрушки принес Незнайка?

Дети называют игрушки, которые стоят на столике.

Воспитатель: Как мы будем играть? Незнайка, расскажи детям!

Незнайка: Ребята, давайте поиграем с вами. Я расставлю игрушки на столе. Посмотрите, как они стоят?

Дети: рядом друг с другом

Незнайка: Где стоит кукла?

Дети: посередине стола, между матрешкой и пирамидкой);

Незнайка: А где стоит пирамидка?

Дети: справа от неё

Незнайка: А как можно сказать, где стоит матрешка?

Дети: слева от куклы.

Воспитатель: Запомнили, как стоят игрушки?

Незнайка ставит перед игрушками ширму и просит повторить 2-х, 3-х детей. Хвалит их за правильный ответ.

Воспитатель: Так, ребята, а теперь я закрою игрушки ширмой и что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменилось. Хорошо?

Воспитатель закрывает игрушки ширмой и переставляет их. Ставит игрушки друг за другом. Куклу поближе к детям, а сзади неё матрешку и пирамидку.Незнайка: Как теперь стоят игрушки? Кто стоит к ним ближе, кто дальше всех? Кто стоит перед матрешкой, кто стоит за ней.

Затем делается ещё 2-3 перестановки.

В последний раз Незнайка предлагает расположить игрушки так, как стояли в начале игры. Помогает, если возникают затруднения. А потом приглашает всех детей пройти на коврик и поиграть.

Игра «Кто за кем стоит»

Дети становятся врассыпную, Незнайка просит детей вспомнить, где у них правая рука, затем дотронуться рукой до правого уха, до левого уха. Спросить у 2-х, 3-х детей кто стоит слева от него, кто стоит справа от него. Потом Незнайка просит всех детей повернуться на право. Спрашивает у 3-х, 4-х ребят кто стоит перед ним, кто стоит за ним. Незнайка хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну игру.

Игра «Угадай, где нахожусь»

Воспитатель меняет местоположение Незнайки, а дети должны ответить, где находится персонаж (на стуле, под столом, за спиной, передо мной, на полу и т. д.).

После игры Незнайка благодарит детей за весело проведенное время и прощается с ребятами. А воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь я сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою,

И тепло я поберегу.

Дети садятся за столы, подвигают к себе подносы с заготовками.

Воспитатель просит детей быть очень внимательными и работать строго по инструкции.

Воспитатель обращается к детям:

— возьмите квадрат и приклейте его в центр листа,

— треугольник над квадратом,

— что у вас получилось? (дети – домик)

— круг в правый верхний угол,

— елочку слева от домика,

— лисичку в нижний правый угол,

— зайку в левый нижний угол.

Затем дети прикрепляют свои работы на магнитную доску, рассматривают, уточняют, у кого получилось, кто допустил ошибки. Идет анализ работ.

В конце занятия педагог хвалит детей и говорит, что Незнайка оставил для них небольшой сюрприз. Показывает шкатулку, открывает и раздает медальки.

После Незнайка прощается и уходит.

Занятие по математике во второй младшей группе ДОУ

Задачи:

1. Дать представление о пространственных отношениях: выше — ниже, справа — слева.

2. Совершенствовать умения:

• определять равенство двух групп предметов;

• определять отношения предметов по длине: длиннее — короче.

Демонстрационный материал: воздушные шарики — красный и синий; 3 красных маленьких круга; 3 синих больших круга.

Раздаточный материал: 2 коробки — с красными и синими кругами.

Ход занятия

Дети сидят на стульях. Воспитатель вносит в группу 2 воздушных шарика разного цвета. Веревочки у шариков разной длины.

Воспитатель.

Скачут и резвятся,

Летают, веселятся

Легкие, послушные

Шарики воздушные.

— У шариков веревочки разной длины. У какого шарика веревочка длиннее, а у какого короче?

Дети с помощью воспитателя прикрепляют шарики рядом и устанавливают длину веревочек.

— Шарики очень любят играть, не могут усидеть ни минутки на месте (обращается к красному шарику):

— Шарик, хочешь — отпущу?

— Ой, хочу, хочу, хочу!

Э. Мошковская

Воспитатель прикрепляет красный шарик в верхней части доски и так же обращается к синему шарику. Затем прикрепляет его в нижней части доски.

— Какой по цвету шарик находится выше? Ниже?

Воспитатель закрепляет понятия «выше», «ниже». На столе у него 2 коробки: в одной — красные круги-шарики, в другой — синие. Воспитатель продолжает читать стихотворение:

— Вы направо или влево?

Или прямо-прямо в небо?

Вы должны ведь мне сказать,

Где мы будем вас искать.

По Э. Мошковской

— Шарики предлагают вам поиграть в игру «Шарики полетели». Подойдите к столу и возьмите в каждую руку по одному шарику (кругу) разного цвета.

Шарики летают,

Никто их не поймает!     Дети ходят по группе.

Шарики летали, шарики устали    Останавливаются.

Шарик красный занемог,

Красный шарик слева лег.     Кладут слева красный шарик.

Синий шарик потрудился,

Тихо справа приземлился.      Кладут справа синий шарик.

Воспитатель спрашивает детей, с какой стороны они положили шарики, закрепляя понятия «справа», «слева». Игра заканчивается, воспитатель от имени шариков благодарит детей. Дети садятся на стулья.

— У наших воздушных шариков есть друзья. У красного шарика вот такие. (Прикрепляет на доску слева 3 красных маленьких круга.)

— У синего шарика тоже есть друзья. (Прикрепляет на доску справа 3 синих больших круга.)

— Синий шарик хвастался: «У меня друзей больше, потому что шарики большие», а красный шарик обижался на него: у него друзья маленькие. У кого же друзей больше? Меньше?

Дети с помощью приема наложения приходят к выводу, что количество друзей у шариков поровну.

Вам спасибо, детвора.

Улетать домой пора!

Игровая НОД по ФЭМП «Бусы для Маши» во второй младшей группе

закреплять знания о геометрических фигурах, упражнять в умении отгадывать загадки, продолжать учить выкладывать геометрические фигуры по алгоритму, классифицировать фигуры по двум свойствам – форме и цвету, находить фигуру по заданным свойствам, читая кодовые карточки;
развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определять пространственное положение предметов, используя предлоги на, под, различать пространственные направления от себя: слева, справа;
развивать логическое мышление, познавательный интерес, зрительное внимание, память, речь;
воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, интерес к занятию.

Материал: игрушки: заяц, лиса, еж, Маша, желтое и красное яблоко, плоскостные блоки Дьенеша, кодовые карточки к ним, обруч, демонстрационные геометрические фигуры, конверт, карточки алгоритма.

Словарь: слева, справа, на, под, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник.

Артикуляционная гимнастика «Говорушки»

Воспитатель: — Ребята, нам почтальон принес письмо от Маши, давайте прочитаем его.

Я с медведем так плясала, Что все бусы растеряла. Мне, ребята, помогите, Бусинки все соберите!

Воспитатель: — Давайте поможем Маше и отправимся на поиски бусинок.

Топ-топ по дорожке Шагают дружно наши ножки.

Воспитатель: — Мы с вами пришли на полянку.

Смотрите, кустик дрожит, Кто же там под ним сидит? (предположения детей)

Зайка маленький, пугливый, Как еще сказать….?Дети: Трусливый

Психогимнастика

Покажите, как дрожит Зайка, как он боится.

Воспитатель: Ты не бойся, заинька, Тебя мы не обидим. Бусинки мы ищем, Случайно ты не видел?

Заяц: — Помогу я вам, ребятки,

Отгадайте лишь загадки.

Нет углов у меня, На тарелку похож я (круг).

Воспитатель: — Что бывает круглое? Ответы детей (тарелка, крышка, мяч, зеркало…)

Три угла, три стороны, Могут разной быть длины. (треугольник)

Воспитатель: — Что бывает треугольным? Ответы детей (пирамидка, елка, крыша…)

У меня четыре стороны, Все одинаковой длины (квадрат)

Воспитатель: — Что бывает квадратным? Ответы детей (кубик, часы, коробка…)

Растянули мы квадрат На кого он стал похожим? Не кирпич, не треугольник — Стал квадрат… (прямоугольник).

— Что бывает прямоугольным? Ответы детей (санки, окно, полотенце, книга…)

Заяц: — Молодцы, ребята, держите бусинку (Зайка дает бусинку)

Воспитатель: По дороге еж бежит, К своим деткам он спешит. Ежатам яблоки несет, Может он и нас спасет. Еж, скажи, куда пойти? Где нам бусинки найти?

Еж: На яблоки мои вы посмотрите,

И фигуры такие соберите.

Пальчиковая игра «Ежик»

Воспитатель: Какого цвета яблоки у ежа?Дети: Красное и желтое.

Дети собирают в обруч все фигуры красного и желтого цвета из комплекта фигур – плоскостных блоков Дьенеша.

Воспитатель: Какой формы яблоки?Дети: Яблоки круглые.

Воспитатель: Еж дает вам сложное задание, нужно в обруч сложить все желтые и красные круги.

Дети выполняют задание.

Еж: Какого цвета вы фигуры собирали? Отвечайте!Дети: Красного и желтого.

Еж: Молодцы, за это бусинку получайте! (еж дает бусинку)

Воспитатель: Путь у нас сегодня длинный, И чтоб с пути нам не свернуть, Предлагаю нам, ребята, Всем немного отдохнуть.

Динамическая игра

Чок-чок-чок-чок, ставим руки на бочок. (шагаем, руки на поясе) Головою покачали (наклоны головы влево, вправо) И как зайцы поскакали. (прыжки на месте) Парами покружимся ( парами кружатся, «лодочка») Весело подружимся (обнялись)

Воспитатель: Лисонька-краса идет Хвостиком своим метет. Мы сейчас ее попросим, Может бусинку найдет.

Лиса: Если справитесь с заданием — я вам помогу, Дам ребятам бусинки две, а не одну.

Дети выполняют задание на ориентировку в пространстве, определяют геометрическую фигуру, закодированную карточкой и кладут согласно указаниям (слева, справа от стула, на, под стул)

Лиса дает две бусинки.

Воспитатель: Все мы бусинки собрали Ну, а дальше как нам быть? Как нам справиться с заданием, Как нам бусинки сложить?

Тут в конверте есть подсказка, на нее смотрите, И для нашей Машеньки бусы соберите. Скоро Маша к нам придет, свои бусы заберет.

Гимнастика для глаз

Дети выкладывают геометрические фигуры по алгоритму.

Маша: Здравствуйте, мои друзья, всех вас рада видеть я. Вы такие молодцы, я, ребята, вас хвалю. Собрали мои вы бусы, всех я вас благодарю!

Также интересное занятие: Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие в Простоквашино»

Ход занятия

1)Организационная часть

Дружно за руки возьмемся и друг — другу улыбнемся.

2)Основная часть

Воспитатель и дети сидят за столом.

На доске крепится изображение воробья, ели и домика.

Обратить внимание детей на доску. Перед просмотром картинок сделать гимнастику для глаз

Гимнастика для глаз:

«раз на право, два налево, три наверх, четыре вниз, а теперь пройдем по кругу и сильней зажмурим их. А теперь откроем глазки и посмотрим мы на мир»

Предлагает детям отгадать загадку:

Чик чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей

Кто это? (воробей)

Рассказать детям, что воробышек везде летает. Спросить у детей, где он находится?

Перед работой предлагает размять глазки.

Предложите им закрыть глаза и посадите воробья на елку. Дети должны определить, где он сидит, употребляя слова «слева, справа, наверху, внизу» и т. д.

(Игра повторяется 5—6 раз.)

В процессе игры местонахождение воробья должно меняться: на ели, слева от дома, под елью.

Провести игру «Где правая, где левая?»:

Воспитатель встает к детям лицом, поднимает руку с игрушкой и спрашивает, в какой руке игрушка? (игра проводится несколько раз)

Работа с карточкой

Перед детьми числовая карточка, два треугольника и два круга.

Воспитатель показывает детям цифру 1 и предлагает поставить на верхнюю «полочку» карточки столько треугольников — «елочек».

После выполнения задания спрашивает, сколько елочек они взяли и почему.

Затем воспитатель предлагает детям поставить на нижнюю полку столько же кружочков — «шишек».

— Что можно сказать про фигурки? Сколько их? Какая фигурка стоит выше, какая ниже?

(Старайтесь добиваться разных ответов на поставленные вопросы (поровну, одинаково, столько-сколько, по одному, столько же и т. д.).

Пальчиковая гимнастика:

«Раз, два, три, четыре, пять вышли пальцы погулять.

Раз, два, три, четыре, пять пальцы спрятались опять»

Предложите детям поставить наверху еще одну елочку,

* Сколько елочек стало наверху? Скажите, где два предмета, а где один предмет.

* Что теперь можно сказать про елочки наверху и шишки внизу?

И как сделать, чтобы их было поровну — по две?

* Вне занятия с небольшой группой детей можно провести игру «Парные картинки».

Физ.минутка:

«Мы шли, шли, шли ежа нашли, наклонились, подняли, дальше пошли»

«Парные картинки»

Играющим раздаются карточки с картинками, где изображены один или два предмета. Дубликаты картинок лежат на середине стола.

Дети кладут карточки перед собой и по очереди открывают карточки, лежащие на середине стола. Находя картинку, которая образует пару с имеющейся у него, он откладывает обе карточки в сторону.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат пары картинок.

3)Заключительная часть

Подведение итога: что мы делали? (играли в игры, считали, угадывали где воробей).

Какие слова мы сегодня употребляли? (внизу, вверху, с права, слева, под, над)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: