Как развивать детское мышление

Диагностика

Начнем с того, что можно самому диагностировать у себя наличие образного мышления. Для этого можно провести самонаблюдение. Чтобы это сделать, вам нужно применить некий самоанализ по следующим пунктам.

  • Встаньте в комнате, где есть большое зеркало. Попробуйте посмотреть в него и разобраться в зеркальном отображении комнатных предметов.
  • Попробуйте представить пустую комнату, а потом расставьте в ней предметы, которые собираетесь туда поместить. Затем мысленно поверните комнату на 90 градусов. При этом все вещи должны оставаться на тех местах, где вы их установили в первый раз.
  • А вот еще одно задание. Ответьте себе на вопрос: «Вы сможете по максимуму загрузить автомобильный багажник?»
  • Многие зачастую выезжают на отдых в незнакомые места. Попробуйте представить одно из таких мест и мысленно перенесите расположение объектов на карту.
  • Если вы водите автомобиль, то должны знать, умеете ли вы правильно парковаться, а именно, рассчитывать габариты того места, куда собираетесь поставить свой автомобиль.
  • Самый простой метод, который подойдет всем. Посмотрите на картину, затем закройте глаза и попробуйте описать то, что на ней изображено. А затем поверните это изображение в другую сторону (можно перевернуть сверху вниз). Все элементы картины должны при этом оставаться на своем месте.

Проделав вышеуказанные задания, вы можете сказать о том, развито ли ваше образное мышление или нет. И еще один интересный факт.

Далее проверьте еще раз себя на ориентацию в пространстве. Для этого ответьте также сами себе на некоторые вопросы.

  • Можете ли вы быстро определиться с системой координат?
  • Можете ли вы примерно определить расстояние, которое проходите от одной точки до другой? Например, какое расстояние вы преодолеваете, когда проходите от дома до работы?
  • Можете ли определить широту и долготу?
  • Как вы ориентируетесь в двух- или трехмерном измерении?
  • Как вы используете на практике различные географические символы, изображения, а также точки, линии и стрелки?

Кроме того, знайте, что пространство – это взаимное расположение объектов, которые находятся в некоем отношении друг к другу. Поэтому попробуйте соотнести знакомые перекрестки, постоянно встречающиеся вам на пути. А также ответьте на вопрос: «Какой соседний регион находится от вас справа, а какой слева?»

Взрослый человек может протестировать себя самостоятельно, а ребенку трудно справиться с таким заданием. Поэтому протестируйте дошкольника при первой же возможности по методикам, представленным ниже.

  • Можно выбрать любое животное, например, собаку. Дайте задание ребенку мысленно спрятать ее в какую-либо коробку или емкость. Предметы могут быть разными по размерам, например, стакан, холодильник, будка. Задайте наводящий вопрос: «Можно ли спрятать большую собаку в стакан?». Ответ должен быть отрицательным. Если ответ вы получите положительный, то проведите еще несколько экспериментов. После чего вы узнаете, насколько сильно развито у вашего малыша образное мышление.
  • Играя на детской площадке, попросите ребенка запомнить расположение предметов, находящихся поблизости. Затем поверните его в другую сторону и начните задавать вопросы: «С какой стороны находятся дом, скамейка, горка, качели и т. д.?».
  • А еще можно спрятать игрушки в непрозрачный мешок и попросить ребенка на ощупь определить и назвать спрятанные предметы.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним где мы живем.

Ответы детей…

Воспитатель: — А из какого материала построены наши дома?

Ответы детей…

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете кто такие жильцы?

Ответы детей…

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из какого материала построены наши дома?

Ответы детей…

Воспитатель: Хорошо. Молодцы.

— Теперь, ребята, мы с вами поговорим о том, из каких деталей состоит наш дом. И еще поговорим, о том для чего нам нужны дома.

Сюжетные картинки:

1. Что дом для меня?.

Воспитатель: Для каждого это свое личное место, где он может отдохнуть, поспать, поиграть. А может запах маминой выпечки ассоциируется с теплотой домашней атмосферы. Это место где много приятных воспоминаний.

Ответы детей на вопросы воспитателя по содержанию картинки.

2 Из каких деталей состоит наш дом.

Воспитатель: У всех дома разные, у кого то они деревянные, у кого то каменные. Разного цвета и формы. Крыша синяя с желтой дверью, например, а может у него расписные или вырезные окна. А какой дом у тебя?

Ответы детей на вопросы воспитателя по содержанию картинки.

3. Комнаты в моем доме.

Воспитатель: Существует много разных квартир, у кого то 2-е комнаты, а у кого то 3-х комнатные, а может у тебя одна комнатная квартира? А какие комнаты у нас в доме?

Ответ детей:

Воспитатель: А как они называются?

Ответы детей на вопросы воспитателя по содержанию картинки.

Воспитатель: — Любой дом красивый и уникальный. Ни одно живое существо не обходится без дома. Человек в походных условиях может соорудить шалаш или поставить палатку. В нормальных условиях человек может построить деревянный дом (дом в деревне, на даче, бамбуковый, кирпичный, панельный и другие дома, благо технологий на сегодняшний день существует множество. Дома бывают и галерейные, и загородные, и дома культуры и отдыха.

Запомните и придерживайтесь следующих советов:

— Наш дом любит чистоту и порядок. Как бы нам не хотелось полениться и пошалить нужно потом все убрать на свои места.

— Нужно помыть пол, притереть пыль, пропылесосить ковры. Сложить сою одежду аккуратно в шкаф.

— А еще не надо забывать о помощи наших братьях меньших. Например, о птицах. Они очень обрадуются новому дому (скворечнику).

— Приходя домой не забывайте мыть руки.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Мы дизайнеры»

Воспитатель:

Вы видите здесь, много видов мебели. Для каждой комнаты своя мебель.

(фотографии мебели ручной работы из фетра)

— А какие виды мебели вы знаете?

Ответы нескольких детей.

Воспитатель:

— Правильно у каждой комнаты своя мебель, на кухне – кухонная мебель, в зале – гостиная мебель, в спальне – спальный гарнитур, а еще детская мебель.

Ребята, можем мы поставить на кухню спальный гарнитур?

Ответы нескольких детей.

Правильно, молодцы. Нашей мебелью занимаются специальные люди называются дизайнеры. Они придумывают красивую мебель, а мебельщики их замысел осуществляю.

Проведение рефлексии (воспитатель раздает карточки с изображенными комнат, расставить мебель в соответствии с видом комнаты)

Примечание: свои наблюдения ребята в дальнейшем могут показать на занятиях по изобразительной деятельности, рисуют дома, детали дома, свою семью в доме, комнату, мебель.

Этапы развития пространственного мышления

Умение размышлять в пространстве состоит из 5 фаз:

  1. Анализ — разделение предмета на составные части.
  2. Синтез, в процессе которого происходит объединение полученных в ходе анализа частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – в поставленной задаче определяется и выделяется последовательность действий, необходимых для ее решения. На этом же этапе происходит формулировка понятий.
  4. Обобщение, в ходе которого выделяются ключевые части в предмете, которые в дальнейшем сопоставляются.
  5. Конкретизация касается выделения присущих данной задаче фаз, которые никак не связаны с решением поставленного задания.

Этапы формирования пространственного мышления соответствуют периодам развития:

  1. Начальный, проявляющийся в младенчестве, когда у ребенка начинают формироваться взаимосвязи анализаторов.
  2. Понимание расположения в пространстве – навык, формирующийся к трем годам.
  3. Представления о мире вокруг. Формируются в старшем дошкольном возрасте.
  4. Понимание пространства как системы – навык, который приобретается в начальных классах.

Этапы развития мышления

По мере взросления у ребенка поочередно формируются 3 вида мышления:

  • предметно-действенное;
  • визуально-образное;
  • словесно-логическое.
Этапы развития мышления у дошкольника
Дошкольный период Мышление Краткая характеристика
Младший

(3-4 года)

Предметно-действенное Познание объекта с помощью практических действий: ощупывание предмета, разъединение и соединение частей, ломание игрушек.
Средний

(4-6 лет)

Предметно-действенное (развивается); визуально-образное (формируется) Изучение объекта посредством наглядного восприятия как с использованием практических действий, так и без них. Увеличение объема памяти, развитие внимания и воображения. Способность использовать изобразительные схемы для решения простых задач.
Старший

(6-7 лет)

Визуально-образное (развивается); словесно-логическое (формируется) Попытки систематизировать представления об объекте. Формирование понятий. Установление причинно-следственных связей. Способность рассуждать, решать более сложные задачи.

Как развить пространственное мышление?

Родители должны знать, как развить пространственное мышление у ребенка. Пространственное мышление развивается поэтапно. На каждом этапе свой уровень трёхмерного мышления – изначально малыш в воображении собирает домик из кубиков, а дальше, по мере роста, уже конструирует 3 D изображения.

Этапы:

  • До трёх лет. На этой стадии ребёнок учится воспринимать образы, звуки и запахи. Формируется навык определения своего положения в пространстве. Ребёнок может выполнять простые задания: рисовать фигуры, соединять точки, собирать фигуры из счётных палочек, лепить из пластилина.
  • С трёх до пяти у ребёнка на интуитивном уровне закладываются определение субъектов в многогранном пространстве и понятия «большой», «маленький». Формируется навык определять форму. Ребёнок уже может перерисовать несложный рисунок, сравнивает изображения. Здесь в числе упражнений для развития – создание аппликаций, фигурок из бумаги, дорисовка эскизов.
  • С 5 до 7 лет ребёнок уже может самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать. Здесь нужны задания на внимательность, графические задачи, логические игры, которые развивают мозг, в частности пространственное и образное мышление: шахматы, шашки и т.д.

Пространственное мышление ребёнка

В интернете много хороших советов. Мы предлагаем материал, применяемый нами на практике и показавший удовлетворительные результаты в развитии необходимых качеств. Следует учесть, что самый лучший способ развития дошкольника – игра.

Что доступно всем родителям:

  1. Продуктивная детская деятельность: лепка, рисование, конструирование. Начинать лучше с лепки, так как получаем объёмные фигурки (трёхмерное пространство). Слепили и пробуем нарисовать (переход от объёма к плоскости). Или наоборот, есть картинка, попробуйте слепить нарисованный предмет. С конструированием – аналогично.
  2. Поделки из бумаги: объёмные (конструирование)
  3. Игры: шахматы (особенно) шашки, китайская игра «танграм», «Колумбово яйцо» и т. п.
  4. Рисование планов комнаты, квартиры (или дома), окружающей местности вместе с малышом. Или нарисуйте планы сами, а он пусть соотнесёт план и реальность. Полезно устраивать игры типа квестов: дети любят искать клады, ориентируясь по схемам.
  5. Отгадывание загадок. Опишите предмет, а малыш найдёт его по признакам. Развивающий момент: дошколёнку придётся выстраивать образ в уме.
  6. Куда-то направляясь, спросите у малыша, как лучше туда добраться.

Какие игры можно предложить детям для развития пространственного мышления

Для малышей обязательны игры с мячом: бросание в стороны и вверх, чередуя левую и правую руки, ногу. Можно использовать игрушки, давая задание на определение местоположения их в пространстве.

Стихотворения и прибаутки известных детских поэтов в словесной форме закрепляют положение образов в детском сознании.

Для детей постарше используют сюжетные игры с использованием игрушек. Усложняют задания. Уместно предложить рисунки по типу “найди лишнее”.

Игры в прятки, когда прячут игрушку, и предлагают малышу найти ее, давая подсказу в виде количества шагов до спрятанного предмета.

Подвижные игры с мячом выработают умение точно ориентироваться в пространстве.

Родители используют графический диктант: предлагают обвести выделенное изображение, раскрасить рисунок. Детям интересно самостоятельное раскрашивание и вырезание из бумаги предметов. Занимательные 3D пазлы и оригами как нельзя лучше благоприятствуют формированию восприятия объектов.

Из предметов рекомендованы детская пирамидка и кубики. Усложняют задания, предлагая сконструировать объект по схеме, поручают определить положение объемной фигуры сверху.

Развитие интеллекта должно у детей начинаться с младшего возраста в семье, поэтому первоочередной долг родителей – развитие и закрепление необходимых навыков. В школу малыш пойдет уже подготовленным.

Методы развития

Развитие пространственного мышления лучше всего начинать в раннем детстве, потому что к подростковому возрасту его формирование считается уже полностью завершенным. Однако, в психологии существуют методы и упражнения, способствующие развитию его более высокого уровня и в более зрелом возрасте. Незначительное нарушение в структуре трехмерного мышления с точки зрения психологии возможно корректировать, так же используя упражнения и игры, список которых представлен ниже:

  1. Оригами, пазлы

Формирование в голове форм фигур происходит в процессе складывания пазлов и различных предметов из бумаги. Происходит это благодаря тому, что прежде чем фигуру сложить – ее надо представить в голове. Методы конструкторской деятельности так же подходят для изучения предметов в школе – они облегчают исследование литературы, переключая детей на практические действия.

  1. Манипуляции с фигурами

Для этого нужно взять несколько фигур – например, квадрат, круг, куб и т.п. Их нужно попробовать наложить друг на друга и запечатлеть в сознании полученный результат. Усложняя это упражнение, попробуйте тоже самое сделать мысленно – представьте фигуру в объемном формате, назовите ее стороны, точки соединения, как будет выглядеть фигура и изменится ее характеристика, если на нее наложить другую и т.п.

  1. Перечерчивание фигур

Методы изучения геометрии и черчения заложены в основе этого упражнения. Данная методика имеет несколько вариантов сложности:

  • Простое перечерчивание: макет фигуры необходимо перенести на бумагу.
  • Перечерчивание с изменениями: фигура копируется на бумагу, но к ней нужно добавить либо несколько см., либо другую фигуру.
  • Перечерчивание с изменением масштаба. Суть упражнения в копировании объекта с изменением размера, например, в два раза больше или меньше.
  • Перечерчивание из памяти. Фигуру нужно представить в сознании и затем перенести на бумагу.

С точки зрения психологии, задачи из этого упражнения способствуют формированию не только трехмерного мышления, но и навыков черчения, запоминания.

  1. Представления.

Лучше оперировать линиями и отрезками, например: представить несколько линий, соединить их в одно целое и затем нарисовать фигуру на бумаге, или на несколько отрезков наложить куб – воспроизвести то, что из этого получилось.

  1. Схемы и чертежи.

Сюда относятся любые объекты и предметы, фигуры, детали или план квартиры. Изображать их можно как по макету, так и опираясь на собственные представления. Создание схем и чертежей доступно онлайн.

  1. Игра «Угадай предмет».

Эта методика подойдет для самых маленьких и проходит в формате игры: ребенку закрывают глаза и дают предмет для тактильного изучения. Исследование объекта должно занимать не более одной минуты, подглядывание и подсказки – это нарушение правил игры. Задача малыша предположить, что это за предмет, описать его характеристики.

  1. Игра «Муха».

Развивать пространственный интеллект помогут и игры для взрослых. Данная предназначена для компании от 3-х человек – два непосредственно участвуют, третий – следит за процессом игры и отслеживает возможное нарушение правил. Два игрока представляют в воображении решетку 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В самом верхнем углу справа располагается муха. Игроки по очереди делают шаги, переставляя муху на разные квадраты. Схема решетки, изображенная на бумаге, имеется у третьего участника, где он отмечает все действия игроков. Затем он говорит «стоп», и участники озвучивают, где, по их мнению, находится муха. Выигрывает тот, кто назвал верный квадрат.

А как у вас развито пространственное мышление?

Формирование высокого уровня пространственного интеллекта во многом облегчает нашу жизнь. Деятельность некоторых профессий напрямую связана с этим навыком. Например, вы никогда не сможете стать успешным в профессии дизайнера, художника, инженера, конструктора, логиста не обладая способностью к трехмерному восприятию.

В повседневной жизни пространственное мышление позволит вам систематизировать пространство в квартире, доме, ориентироваться за рулем и обходиться без навигатора.

Степень развития данного вида умственной деятельности поможет определить тест, состоящий из 10 вопросов. Этот тест можно пройти онлайн.

Упражнение 3. Ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.

  1. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
  2. На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
  3. Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»:  рук + а = рука.
  4. Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
  5. Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем:  пла + ток  = платок.
  6. Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем:  А + ВТО + Р = АВТОР.

Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.

Когда нужен этот тип мышления

Способности к пространственному мышлению пригождаются человеку в самых разных сферах жизни. Они чрезвычайно важны для ученых в различных областях науки, творческих людей — художников, писателей, для водителей авто и просто для людей, которые ведут какую-либо деятельность. Во всех этих случаях нужно уметь четко представлять определенные образы, иначе не получится решить нужную задачу.

Чтобы узнать, насколько у человека развито пространственное мышление, существуют специальные тесты. Когда способности к пространственному мышлению зафиксированы, можно начинать их улучшать с  помощью определенных методик, включающих различные упражнения.

Как пространственное мышление поможет первокласснику

Навык пространственного мышления формируется в ходе определенных видов деятельности: лепка, аппликация, рисование и т.д. На уроках же математики, которые даются в младшей школе, разбирается узкий круг задач: детей обучают понятиям формы, длины, положения в пространстве. Но в рамках школьной программы рассматривается недостаточное количество геометрических задач, что оказывает негативное влияние на понимание фигур и задач, связанных с ними.

В ходе исследований предположение о важности повышения количества знаний по математике и геометрии в начальных классах школы подтвердилось, так как именно на этих уроках происходит:

  • Приобретение запаса геометрических образов
  • Формирование двух видов воображения: плоскостного и пространственного
  • Формирование базовых понятий о геометрии
  • Применение геометрических фигур в решении задач
  • Заложение базового навыка мышления с помощью методов геометрии (сравнение, анализ и т.д.)
  • Получение навыка конструирования
  • Приобретение творческого навыка

Умение мыслить в пространстве поможет первокласснику:

  • Достигнуть спортивных успехов
  • Организовать свое рабочее пространство
  • Научиться концентрироваться
  • Быстрее воспринимать информацию

Развиваем креативность

В каждом ребенке с самого рождения заложен огромный потенциал креативности, который по мере взросления может сойти практически на нет. Чтобы этого не произошло нужно с первых же лет жизни малыша создавать ему благоприятную среду для развития фантазии, воображения и творческого мышления. Когда родители предоставляют своему ребенку возможность выражать себя и свои эмоции нестандартно, они учат его смотреть на мир по-новому. Что это даст? Ребенок сможет не только решать поставленные перед ним задачи, но и не будет бояться подходить к их решению с другой, нетрадиционной стороны. В то же время будет расти его самооценка, он не будет бояться рисковать и воплощая в жизнь новые идеи.

Что же нужно делать родителям для того, чтобы их ребенок вырос креативным и сообразительным?

1. Стремитесь наполнить мир ребенка материалами и игрушками, которые позволят ему воплощать свои фантазии и идеи (то есть, развивающими творческое воображение). Например, конструктор или большой гардероб для куклы позволит ребенку комбинировать и придумывать новые способы их использования. У малыша всегда должны быть под рукой краски, клей, ножницы и разноцветная бумага. Для детей постарше открывается еще больше возможностей для творческого самовыражения – это и фотография, и музыка, и живопись, и резьба по дереву. Вариантов бесчисленное количество.

2. Одним из наиболее интересных способов развития творчества уже с раннего детства является спектакль, поэтому почаще устраивайте дома представления домашнего театра. Для маленьких детей это должны быть несложные ролевые игры, где они примеряют на себя разные роли, часто даже из взрослой жизни (например, доктор или продавец.) С возрастом игру необходимо усложнять – ребенок должен принимать непосредственное и самое активное участие в подготовке представлений: мастерить костюмы, делать реквизиты, рисовать декорации и т.д. Помощь родителей, конечно же, нужна, но в разумных пределах.

3. Всегда поддерживайте своего ребенка, когда он делится с вами своими идеями. Не отталкивайте его, даже если у вас нет времени, и ни в коем случае не высмеивайте его, иначе он замкнется в себе.

4. Старайтесь как можно чаще посещать музеи и галереи искусств, концерты и выставки (это сможет вдохновить ребенка на новые идеи).

5. Организуйте домашнюю мини-выставку – храните поделки и рисунки ребенка на видном месте (это продемонстрирует ему, как им гордятся и ценят его труд).

6. Всегда давайте ребенку время подумать и самостоятельно принять решение поставленной перед ним задачи, не стоит его торопить.

7. Всячески поощряйте его любопытство. Нельзя отмахиваться от ребенка, когда он задает вопросы. Нужно найти время, чтобы обсудить все, что малыша интересует. Причем делать это нужно обстоятельно и не торопясь. Естественно, родители должны не только отвечать ребенку, но и стимулировать его любознательность, задавая наводящие вопросы – можно интересоваться обо всем, что вы и ваш ребенок видите вокруг: природа, люди, скульптуры, граффити, интересная архитектура и т.д.

8

Обратите внимание ребенка на творчество других детей. Таким образом он сможет понять, что не только взрослые умеют и могут создавать красивые вещи.

Ну и самое главное, не помешало бы и самим родителям стать креативнее. Ведь главный пример для подражания – это родители.

Упражнение 8.Инструкция

Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.

Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.

Итак, инструкция по использованию расчески.

  1. Расческа это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
  2. Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
  3. Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
  4. Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
  5. Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
  6. Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
  7. Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
  8. Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
  9. После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
  10. Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
  11. Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.

Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!

Последние исследования показали, что…

…пространственное мышление при всей его сложности может успешно развиваться на протяжении всей жизни человека. Хотя традиционно развивающие упражнения предлагаются детям разных возрастов, взрослые тоже могут надеяться получить неплохие результаты после соответствующих тренировок.

Обзор 217 научных исследований, проведенный группой ученых под руководством профессора психологии Д. Утталом, подтвердил, что люди всех возрастов с помощью обучения могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков

Это важное замечание позволило положить конец долгим дебатам о пользе обучения пространственному мышлению людей зрелого возраста. Одним из успешных методов такого типа обучения стали учебные видео игры и компьютерные тренажеры

Что такое пространственное мышление?

Пространственное мышление у детей – это вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого вида мышления начинается с 3-4 лет. Даже после 30 лет человек может существенно улучшить свои способности представления образов в пространстве.

Ориентация в пространстве – это не просто умение найти дорогу в малознакомой местности, и не только безошибочное определение того, где «право», а где «лево». –

Хорошо развитое пространственное мышление необходимо для освоения таких профессий, как архитектор, дизайнер, летчик, моряк, а также модельер. Везде, где нужно умение представлять образы, менять в воображении пространственные объекты, потребуется этот вид мышления.

Упражнение 9. Составляем рассказ

Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет научиться писать сочинения. А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

Как всегда пример.

Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.

Вот что получилось у Саши.

А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:

  1. Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
  2. Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
  3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.

Возможные нарушения

Иногда родители и педагоги сталкиваются с проблемами обучаемости среди дошкольников. Основные нарушения:

  • дефицит внимания;
  • трудности с усвоением материала;
  • плохая память.

Эти негативные особенности сопряжены с отклонениями нервно-психического характера и наблюдаются на фоне нестабильного эмоционального состояния, поведенческих нарушений, неврологических расстройств.

Нарушение мышления у детей связано с проблемами речевого развития. Отклонения в этой сфере отражаются на всех видах психической деятельности, включая мыслительные процессы. Для общего недоразвития речи характерны такие признаки:

  • позднее произношение первых слов (к 3-4 годам);
  • ограниченность словарного запаса;
  • нарушения в произношении звуков;
  • трудности в построении фраз;
  • недостаток речевой активности.

Упражнение 6.Спичечные головоломки

Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Для начала разомнемся:

  • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).

Теперь посложнее:

Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.

Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.

Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.

Ответы можно подглядеть в конце статьи.

Поэтапное формирование пространственных представлений

Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста идет по определенным правилам:

  • знания ‒ по возрасту;
  • качество восприятия знаний зависит от обучения.

Методика определяет круг знаний о пространственных представлениях в каждой возрастной группе:

  • Главным содержанием домашних занятий для малышей становятся знания о левой — правой стороне тела. Идет знакомство с понятиями справа — слева, впереди — сзади, вверх — вниз.
  • На занятиях с детьми 4-5 лет происходит закрепление умения ориентироваться в пространстве. Добавляется обучение умению ориентироваться относительно других объектов, перемещаться в соответствии с заданным направлением, в двухмерном пространстве.
  • У старших дошкольников вплоть до школы идет дальнейшее развитие пространственного мышления на основе имеющихся знаний и приобретение новых пространственных представлений: графическое изображение, моделирование предметов, знание о сторонах горизонта.

Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в повседневной жизни: при умывании, питании, во время прогулки.

Игры и упражнения, которые смогут помочь ребенку в развитии

Мама и папа должны знать, как научить ребенка пространственному мышлению. В этом им помогут специальные игры и упражнения.

Играйте в игры, где нужно найти лишний предмет, поиграйте в прятки или спрячьте игрушку, чтобы ребёнок по подсказкам затем нашёл её. Когда ребенок станет постарше, привлеките настольные игры, шахматы.

Разных игр и занятий, которые сделают из вашего ребёнка гармоничную личность великое множество: конструкторы, оригами, спортивные игры, лепка, рисование, ментальная арифметика и т.д.

Начните развивать интеллект ребёнка с раннего детства и в начальную, и среднюю школы он пойдёт уже подготовленным.

Уже дальше с ребёнком работают учителя в школе: дети копируют рисунок, составляют карты, моделируют и собирают строения и технику. Развивают пространственное мышление и подвижные игры: например, все игры с мячом, воланчиком, фрисби.

Роль пространственного мышления в современной жизни

Пространственным мышлением именуется такая разновидность мышления, которая позволяет создать пространственный манер, изменить его и преобразовать с целью решения теоретической или практической задачи.

Район его применения обширна:

  1. Гораздо легче решить задачу, если представить мысленно сюжет, в каком выполнено указанное условие. С понятием образа и пространственных отношений связаны любые математические подсчеты и труд с геометрическими фигурами.
  2. Чтобы запомнить какую-либо информацию, в голове основывают понятный образ и согласовывают его с уже знакомой информацией. В противном случае надолго вычесть полученное знание в голове не удастся.
  3. Писатели продумывают сюжетную черту, помещая воображаемых персонажей в мысленное пространство, которое наполняют различными событиями.
  4. В рисовании пространственное мышление играет также порядочную роль: художнику необходимо перенести воображаемое пространство на лист, соотнося при этом действительные размеры с изображаемыми, чтобы полотно получилась убедительной.
  5. Способность мыслить образами помогает ориентироваться на места и находить оптимальный маршрут.
  6. В обычной жизни перед выполнением какой-то деятельности вначале в мыслях создают результат, анализируя при этом пути достижения мишени. Если сразу приступить к выполнению задания, то в итоге можно получить совершенно не то, к чему стремился.

Умение производить логические операции, трансформировать реальные изображения в графические и навыворот, представлять предмет с любой стороны – это лишь часть компонентов пространственного мышления, без какого невозможно стать успешным строителем, архитектором, швеей, дизайнером или кондитером.

Основа такого мышления закладывается в самостоятельной деятельности, когда дитя играет с предметами. Поэтому не стоит малышу позволять долго глядеть телевизор или играть на планшете. Лучше посвятить это время упражнениям для формирования и развития пространственного мышления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: