7 способов победить эмоциональное выгорание

«Врачи наши все знали, но раньше нам было не до эмоционального выгорания»

– А что насчет эмоционального выгорания? То и дело приходится слышать: «Петров горит на работе, недолго осталось». Что это за явление и насколько оно опасно?

– Эмоциональное выгорание — это действительно болезненное явление, которое существует и описано.

Но в ряде случаев люди путают собственно эмоциональное выгорание с эпизодом астении, отсутствия сил, истощения. Которые у кого-то со временем проходят, а у кого-то являются компонентами этого эмоционального выгорания.

Стоит отметить, что это состояние было описано достаточно давно, но не у нас в стране, к нам это пришло сравнительно недавно. Точнее, врачи наши все знали, но дело в том, что раньше нам было не до эмоционального выгорания, за выживание больше боролись. Сейчас можете считать, что мы стали жить значительно лучше, раз о нем заговорили.

Теперь к тому, что это такое, что к этому приводит. Обстоятельства, которые заставляют человека постоянно испытывать эмоциональное напряжение: постоянно находиться в контакте, в общении, отдавать много, но при этом не получать за это достаточного эмоционального и финансового вознаграждения, не иметь в изменении своего статуса особых перспектив. В итоге именно эти люди оказываются группой риска, которая в первую очередь зарабатывает эмоциональное выгорание.

Если говорить о профессиях, больше всего эмоциональному выгоранию подвержены врачи, психиатры практически на первом месте, преподаватели, журналисты, публичные персоны, которым приходится постоянно много и напряженно общаться.

Reuters

– Денежная роль в этом смысле главная?

– Не только, здесь еще и морально-эстетическая составляющая. Человеку могут много платить, но ему может не нравиться работа. Или она может слишком много от него требовать даже при неплохом финансировании. Поэтому все эти печенюшки и плюшки могут, лежа на одной чаше весов, не перевешивать ту нагрузку, которую он во время работы получает на свою лимбическую систему. На те подкорковые структуры головного мозга, которые отвечают за эмоции.

Образно говоря, за счет слишком сильной нагрузки на эту систему нервные клетки “выгорают от перегрузки”. В итоге человек ощущает, что ему сложнее заставлять себя пойти на общение даже в рабочей ситуации, не говоря уже о встречах с друзьями и родными. Инициатором таких встреч он становится все реже. Он чувствует, что ему это не просто тяжело, а это вызывает чуть ли не неприятие на психологическом уровне, вплоть до отторжения.

Это состояние, когда приходя с работы человек ощущает, что его нужно оставить на часик-другой, чтобы ему не надо было ничего говорить, общаться. Это состояние, которое со временем усугубляется, человек быстрее утомляется, быстрее чувствует, что истощен.

Сюда можно отнести прокрастинацию в отношении какой-то работы. Он ее будет откладывать до последнего, особенно, если она будет связана с общением.

Признаки эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания возникает тогда, когда человек всеми силами старается справиться с навалившимися делами и соответствовать требованиям, предъявляемым окружающими и самим собой, неадекватно оценивая собственные ресурсы. Таким поведением он удерживает себя в состоянии постоянного стресса. По мере того, как стресс накапливается, человек теряет мотивацию, интерес к профессиональной деятельности и способность продуктивно работать.

Как же проявляется этот синдром? Признаки эмоционального выгорания разделяют на физиологические и психологические. Также выделяют группу признаков, которые проявляются в отношениях с людьми. 

Физиологические признаки эмоционального выгорания:

  • постоянное чувство усталости (не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна);

  • беспокойный сон или бессонница;

  • сонливость в течение всего дня;

  • резкое увеличение или резкая потеря веса;

  • частые расстройства желудочно-кишечного тракта;

  • ощущение физического истощения;

  • общая астенизация (снижение активности и энергии, слабость, ухудшение биохимии крови, изменение гормонального фона);

  • постоянные головные боли;

  • нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке, одышка;

  • снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности (ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания);

  • когнитивные проблемы (ухудшается память, затрудняется понимание прочитанного и услышанного).

Психологические признаки эмоционального выгорания:

  • ощущение эмоционального истощения;

  • пассивность, пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности, безразличия, скуки;

  • повышенная тревожность и чувство беспокойства;

  • нервные срывы, вспышки гнева или отказы от общения;

  • частая раздражительность по незначительным поводам;

  • постоянное необоснованное переживание негативных эмоций (чувства стыда, вины, обиды);

  • гиперответственность, постоянное чувство страха, предчувствие неудач;

  • негативное видение жизненных и профессиональных перспектив, убеждённость в том, что все предпринимаемые усилия тщетны.

Социально-поведенческие признаки эмоционального выгорания:

  • частые жалобы коллегам и близким, что работа становится всё тяжелее, а выполнять её — всё сложнее;

  • нарушение рабочего режима, увеличение или сокращение времени работы;

  • трудности в принятии решений;

  • ощущение бесполезности в обществе, снижение энтузиазма в работе, безразличие к результатам;

  • невыполнение приоритетных задач, «застревание» на малозначительных задачах;

  • стремление тратить большую часть рабочего времени на выполнение элементарных действий, доведённых до автоматизма;

  • частые «перескакивания» с одного действия на другое;

  • появление привычки брать работу на дом, при этом не выполнять её;

  • критичность к действиям близких, ухудшение взаимоотношений в семье.

Чему я отдаю себя?

Еще один аспект, к которому нас подводит тема выгорания, — это мотивация. Почему я делаю что-то? И насколько я к этому обращен? Если я не могу подарить свое сердце тому, что я делаю, если меня это не интересует, я делаю это по каким-то другим причинам, тогда мы в каком-то смысле лжем.

Это похоже на то, как если бы я кого-то слушал, но думал о чем-то другом. То есть тогда я не присутствую. Но если я не присутствую на работе, в своей жизни, тогда я не могу там же получать за это вознаграждение. Речь не о деньгах. Да, я, конечно, могу зарабатывать деньги, но я персонально не получаю вознаграждения. Если я не присутствую сердцем в каком-то деле, а использую то, что я делаю, в качестве средства для достижения целей, тогда я злоупотребляю ситуацией.

Например, я могу начать какой-то проект, потому что он сулит мне большие деньги. И я почти не могу отказаться и как-то этому противостоять. Таким образом мы можем быть соблазнены каким-то выбором, который потом приведет нас к выгоранию. Если это происходит лишь однажды, то, может, это не так плохо. Но если это продолжается в течение многих лет, тогда я просто прохожу мимо своей жизни. Чему я отдаю себя?

И тут, кстати, может быть крайне важным, чтобы у меня возник синдром выгорания. Потому что, вероятно, я не могу сам остановить направление своего движения. Мне нужна та стена, с которой я столкнусь, какой-то толчок изнутри, чтобы я просто не мог продолжать двигаться и пересмотрел свои действия.

Пример с деньгами, наверное, самый поверхностный. Мотивы могут быть гораздо глубже. Например, я могу хотеть признания. Мне нужна похвала от другого. Если не удовлетворить эти нарциссические потребности, то я становлюсь беспокойным. Снаружи это совсем не видно — только люди, которые близки этому человеку, могут это ощущать. Но, вероятно, я даже не стану об этом с ними говорить. Или я сам не осознаю, что у меня имеются такие потребности.

Или, например, мне обязательно нужна уверенность. Я познал нищету в детстве, мне приходилось донашивать старую одежду. За это меня высмеивали, и я стыдился. Может быть, даже моя семья голодала. Я не хотел бы больше никогда такое пережить.

Я знал людей, которые стали очень богатыми. Многие из них дошли до синдрома выгорания. Потому что для них это было первичным мотивом — в любом случае предотвратить состояние нищеты, чтобы снова не стать бедными. По человечески это понятно. Но это может привести к чрезмерным требованиям, которые никогда не закончатся.

Чтобы люди в течение продолжительного времени были готовы следовать за такой кажущейся, ложной мотивацией, за их поведением должен стоять недостаток чего-то, психически ощущаемый дефицит, какая-то беда. Этот дефицит приводит человека к самоэксплуатации.

Проблема социальная или медицинская?

Синдром выгорания сначала возник как социальная, а не медицинская проблема. 

Теоретическая модель синдрома выгорания с акцентом на социальные и личные этиологические причины начала разрабатываться в середине 1970-х годов. Феномен синдрома выгорания был впервые описан американским психологом Гербертом Фройндбергером. Специалист подчеркивал, что эта проблема может затронуть кого угодно – карьеристов, знаменитостей, работодателей и простых рабочих. А поскольку утомляемость – это нормальная физиологическая реакция на переутомление, она не считается болезнью. 

Синдром выгорания и сейчас иногда используется как бытовой термин, хотя в МКБ-10 патология кодируется Z73.0. Сегодняшний быстрый и активный образ жизни, бессонные ночи, неправильное питание, стресс на работе заставляют чувствовать себя усталым, истощенным, неспособным сконцентрироваться. В итоге человек приобретает целый набор болезненных состояний. Синдром выгорания медленно, но уверенно превращается в медицинскую патологию.

Ценность жизни

Этот дефицит может быть не только субъективно ощущаемой нуждой, но и установкой по отношению к жизни, которая, в конечном счете, может привести к выгоранию.

Как я понимаю свою жизнь? На основании этого я могу разрабатывать свои цели, согласно которым я живу. Эти установки могут быть от родителей, или человек развивает их в себе сам. Например: я хочу чего-то добиться. Или: я хочу иметь троих детей. Стать психологом, врачом или политиком. Таким образом человек сам для себя намечает цели, которым он хочет следовать.

Это совершенно нормально. У кого из нас нет целей в жизни? Но если цели становятся содержанием жизни, если они становятся слишком большими ценностями, тогда они ведут к ригидному, застывшему поведению. Тогда мы кладем все силы ради достижения поставленной цели. И все, что мы делаем, становится средством достижения цели. А это не несет в себе собственной ценности, а представляет лишь полезную ценность.

«Как хорошо, что я буду играть на скрипке!» — это проживание собственной ценности. Но если я хочу быть первой скрипкой на концерте, тогда, играя какое-то произведение, я буду постоянно сравнивать себя с другими. Я знаю, что мне нужно еще упражняться, играть и играть, чтобы добиться цели. То есть у меня преобладает ориентация на цель за счет ориентации на ценность. Таким образом возникает дефицит внутреннего отношения. Я делаю что-то, но в том, что я делаю, не присутствует внутренней жизни. И тогда моя жизнь утрачивает жизненную ценность. Я сам уничтожаю внутренние содержания ради достижения целей.

А когда человек таким образом пренебрегает внутренней ценностью вещей, недостаточно уделяет этому внимания, возникает недооценка ценности собственной жизни. То есть получается, что я использую время своей жизни на цель, которую я перед собой поставил. Это приводит к утрате отношений и к несоответствию самому себе. И при таком невнимательном отношении к внутренним ценностям и ценности собственной жизни возникает стресс.

Все, о чем мы сейчас говорили, можно обобщить следующим образом. Тот стресс, который приводит к выгоранию, связан с тем, что мы слишком долго, без чувства внутреннего согласия делаем что-то без ощущения ценности вещей и себя. Таким образом мы приходим к состоянию преддепрессии.

Это бывает также тогда, когда мы делаем слишком много всего, и просто ради того, чтобы сделать. Например, я готовлю обед только, чтобы он поскорей был готов. И тогда я рад, когда он уже позади, сделан. Но если мы радуемся тому, что что-то уже прошло, это показатель того, что в том, что мы делаем, нами не была увидена ценность

А если это не имеет ценности, тогда я не могу сказать, что мне нравится это делать, что для меня это важно

Если у нас в жизни присутствует слишком много таких элементов, тогда мы, по сути дела, радуемся тому, что жизнь проходит мимо. Таким образом нам нравится смерть, уничтожение. Если я просто что-то осуществляю, это не жизнь — это функционирование. А мы не должны, мы не имеем права слишком много функционировать — мы должны следить, чтобы во всем, что мы делаем, мы жили, чувствовали жизнь. Чтобы она не прошла мимо нас.

Выгорание — это такой психический счет, который нам выставляют за долгое отчужденное отношение с жизнью. Это та жизнь, которая не является по-настоящему моей.

Тот, кто больше чем половину времени занят вещами, которые он делает неохотно, не дарит этому свое сердце, не испытывает при этом радость, тот раньше или позже должен ожидать, что переживет синдром выгорания. Тогда я нахожусь в опасности. Везде, где я в своем сердце чувствую внутреннее согласие в отношении того, что я делаю, и чувствую себя, там я защищен от выгорания.

Процесс формирования

Процесс формирования синдрома профессионального выгорания проходит три стадии:

  1. Работник начинает чувствовать скуку, его эмоции приглушаются. Пока кажется, что все в порядке, но работа уже не приносит былого удовольствия. Становится меньше позитивных эмоций, появляется отстраненное отношение к семье. Доходит до того, что, возвращаясь домой, человек не желает ни с кем общаться. Ему хочется, чтобы его оставили в покое.
  2. Появляются недоразумения с пациентами, пренебрежительное отношение к коллегам. Человек чувствует вспышки раздражения, даже когда находится один. Связано это с переизбытком общения.
  3. Человек становится равнодушным к окружающим и себе самому. Работник больше не осознает ценности жизни, он становится циничным. Внешне может показаться, что с таким человеком все в порядке, но на самом деле ему все безразлично.

Когда синдром только начинает свое развитие, человек пытается бороться с травмирующими факторами с помощью позитивной установки на работу, но он лишь тратит больше сил. Вскоре человек чувствует усталость и разочарование, он теряет интерес к работе. В таких случаях говорят, что человек «сгорел на работе».

По степени обратимости можно выделить следующие стадии развития синдрома профессионального выгорания:

  1. Невротическая реакция. Просматриваются черты неврастении. Повышается утомляемость и раздражительность. Падает работоспособность. Повышается конфликтность, человек срывается на окружающих. Снижается умственная и физическая активность. Наблюдается эмоциональное истощение.
  2. Невротическое развитие. Человек чувствует отвращение к работе, выполняет ее спустя рукава, воздвигает вокруг себя стену, не желает ни с кем общаться.
  3. Окончательное изменение личности. Происходит профессиональная деформация личности. Человек становится равнодушным, циничным или даже агрессивным. Он уже не способен радоваться жизни. Появляется депрессия, которая может длиться годами.

Существует прямая взаимосвязь между недостаточностью профессионального мотивирования медицинского работника и качеством выполняемых им обязанностей. От того, сколько получают врачи за свою работу, зависит их материальную независимость и обеспеченность. Низкая зарплата обесценивает старания человека в процессе его профессиональной деятельности. Требовательное начальство и постоянные конфликты приводят человека к ощущению бесполезности всех приложенных к работе усилий. Медик начинает отлынивать от работы, выполнять ее только в рамках нормативных актов, эмоционально отстраняться от пациентов.

Лечение

Большую роль в устранении симптомов СЭВ играет мотивация пациента и поддержка близких людей. На первой стадии человек вполне способен самостоятельно справиться с синдромом. Для этого порой достаточно изменить режим работы, пересмотреть свою систему ценностей, полноценно отдохнуть и отвлечься от проблем.

В более запущенных случаях необходима помощь психотерапевта. Лечение проводится комплексно с помощью следующих методов:

  • психотерапия;
  • медикаменты;
  • изменение рабочего окружения.

Во время сеансов психотерапии врач меняет личностные установки пациента по отношению к профессиональной деятельности. Он заново формирует у пациента мотивацию и заинтересованность работой. А также учит его правильно распределять время и силы на различные сферы жизни.

Психотерапевты применяют следующие техники и упражнения.

Тренировка навыков общения. Она обучает пациента умению эффективно коммуницировать с другими людьми

Ее основная задача – помочь пациенту осознать важность присутствия в его жизни близких.

Обучение оптимизму. Данный тренинг учит пациента воспринимать события не с негативной стороны, а с более позитивной.

Профилактика фрустрации

Эта техника помогает пациенту реалистично оценивать свои способности и возможности.

Волшебный магазин. В данном упражнении пациент представляет, будто он оказался в волшебном магазине. В этом магазине он может приобрести любую черту характера, которой ему недостает, по его мнению. Цель упражнения – повысить самооценку больного.

Психологический дебрифинг. Он представляет собой беседу врача и пациента, который столкнулся с тяжелым событием. Больной высказывает свои мысли, описывает ощущения и чувства по поводу пережитого.

В зависимости от клинической картины и степени тяжести синдрома врач назначает лекарственные препараты. Это могут быть:

  • антидепрессанты;
  • бета-блокаторы;
  • снотворные средства;
  • транквилизаторы.

Медикаментозное лечение проводится исключительно по показаниям врача и под его наблюдением.

К сожалению, нет волшебного средства, которое поможет избежать или мгновенно вылечить эмоциональное выгорание. Это всегда большая работа над собой, над умением жить гармонично. Если уделять все свое время и силы только одному аспекту жизни, то выгорание неизбежно наступит. Это, пожалуй, является основной причиной СЭВ.

Рекомендации по устранению симптомов выгорания

Я продолжу разбирать проблему на примере диагностики учителя из нашего примера выше, но хочу отметить, что эти же рекомендации применимы ко всем профессиям «человек-человек». Разница в том, какие симптомы уже дали о себе знать, а какие составили группу риска. Потому рекомендации всегда носят индивидуальный характер, хотя и имеют общую суть: саморегуляция, нормализация режима дня, переоценка жизни, устранение влияния ведущих негативных факторов.

Ставьте долгосрочные и краткосрочные цели своей деятельности

Это важно для поддержания мотивации, самовоспитания, обратной связи (осознание правильности пути, удовлетворенность собой).
Общайтесь, делитесь своими положительными и отрицательными эмоциями. Очень полезно уметь адекватно и спокойно обсудить все переживания и разногласия

Вместе прийти к оптимальному решению, выслушать и понять все стороны.
Займитесь своим временем и расстановкой приоритетов. Старайтесь посвящать максимум времени тому, что приносит вам положительные эмоции.
Освойте техники саморегуляции, особенно релаксацию и методы переключения внимания.
Обеспечьте себя группой единомышленников, тех, кто поддержит вашу точку зрения и положительное отношение к работе.
Научитесь умело расходовать свои ресурсы и перераспределять нагрузку.
Избегайте однотипной деятельности, обязательно найдите себе хобби по душе. Чередуйте умственную и физическую активность. Давайте организму отдыхать и восстанавливаться.
Освойте навыки бесконфликтного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Выстройте адекватное самовосприятие и самосознание. Не нужно стараться быть лучше всех, важно быть лучше себя.
Ориентируйтесь на дыхание. Если заметили задержку, то значит, вы вступили в опасную для себя зону, тактично выйдите из контакта.
Поработайте над развитием адекватного эгоизма.
Ежедневно отводите час (или минимум 20 минут) на себя, исключительно свои интересы и потребности.
Напомните себе о том, кто вы. Это один из вариантов самовнушения. Четко вслух произнесите: «Я, ФИО, и я – педагог».
Пробуждайте в себе новые эмоции, делайте то, что никогда не делали (полезного и интересного, а не наоборот). Например, разучите пару танцевальных движений и разнообразьте зарядку.
В конце концов, возьмите отпуск на восстановление или попросите о снижении нагрузки.
Если эти методы не помогли, обратитесь к психологу за индивидуальной психотерапией.

Фаза напряжения

На фазе напряжения необходимо работать с самопринятием личности и безоценочным восприятием других людей. Это позволит снизить стрессогенность тесного общения и позволит разобраться в собственных ресурсах, избегать чрезмерно эмоциональной вовлеченности в процесс взаимодействия (что и позволит рационально распределить ресурсы в проблемной ситуации). Кроме этого, нужно:

  • признать право испытывать положительные и отрицательные эмоции;
  • снизить рефлексию за счет отказа от установки «я должен быть лучше всех»;
  • развивать познавательные способности (это откроет новые возможности для компенсаций эмоций);
  • работать над временной целостностью восприятия своего «Я» (прошлое, настоящее, будущее), притом сохранять эту нить как в реальных планах, так и в фантазиях;
  • заняться тайм-менеджментом;
  • изучить техники саморегуляции.

Фаза сопротивления

Этап работы с внутренними ресурсами, обособлением своего «Я». Это необходимо для сохранения самоуважения, повышения мастерства саморегуляции, ощущения внутренней опоры и стабильности, приобретения уверенности в  себе. На первом этапе, как правило, возникает снижение самооценки, потому этот элемент коррекции обязателен. На этой же фазе нужно работать над созданием внутреннего локуса контроля.

Фаза истощения

На этом этапе необходимо возвращать утраченные коммуникативные навыки и саму потребность в общении. Для этого нужно найти новые смыслы и мотивы для общения. Но в этих целях хороша лишь первичная профилактика (индивидуальные мероприятия с работником, профессиональная диагностика при отборе, изменение условий труда). Вторичная профилактика носит скорее поддерживающий характер и направлена на изменение психологического климата в коллективе, групповую работу по изменению стилей взаимодействия участников процесса, тренингов личностного роста.

Группы риска, причины и особенности у конкретных представителей

Синдром эмоционального выгорания личности может проявляться у каждого человека, независимо от его социального статуса и места работы. Он встречается в любой ячейке общества или группе людей, связанных одной целью и направленных на общий результат.

Синдром выгорания на работе встречается чаще всего. Берет свое начало в коллективе и распространяется на другие сферы жизни человека, заражая окружающих. Существуют профессии, относящиеся к группе риска и считающиеся максимально подверженными эмоциональному истощению.

Синдром выгорания у психологов

Особенность этой профессии заключается в помощи людям с разными проблемами. Зачастую они очень тяжелые и требуют большого эмоционального вклада. Главная черта психолога — отсутствие предвзятости. Выслушав проблему человека, он должен ее проанализировать с профессиональной стороны. При выгорании, специалист не может полностью вникнуть в проблему и прочувствовать правильное решение.

Причины выгорания психологов:

Плохое оборудование рабочего места. Для хорошей концентрации внимания, рабочее место должно отвечать всем требованиям специалиста

Не в каждой организации уделяется должное внимание такому фактору.
Авторитарный стиль руководства и завышенные требования отчетности способствуют напряжению в коллективе. Учитывая большие энергетические и эмоциональные затраты психолога, давление руководства может спровоцировать выгорание.
Нездоровая обстановка в коллективе: межличностные конфликты.
Способность оценки собственного труда не всегда приносит удовлетворение.
Тяжелые проблемы клиентов, много негатива. Не каждый человек способен решать чужие проблемы, не забывая о своих.
Резкая смена деятельности: индивидуальные занятия, групповые тренинги и семинары.

Не каждый человек способен решать чужие проблемы, не забывая о своих.
Резкая смена деятельности: индивидуальные занятия, групповые тренинги и семинары.

Преимущества психологов в том, что они без посторонней помощи могут заподозрить синдром выгорания и принять соответствующие меры.

Синдром выгорания у молодых мам

После первых родов женщина сталкивается с массой трудностей и проблем

Образ жизни резко меняется, все внимание направлено на удовлетворение потребностей ребенка. Мама в таком положении подвержена эмоциональному истощению

Причины:

  1. Резкая смена режима дня.
  2. Отсутствие нормального сна (если ребенок гиперактивный).
  3. Самостоятельное воспитание ребенка без участия других лиц. Женщина тратит все силы и эмоции на ребенка, не уделяя внимания себе.
  4. Рутина. В среде домашнего «заточения» молодая мама испытывает дефицит общения.
  5. Страх не справиться с ответственностью и недовольство собой, как матерью. Девушка не знает, как правильно растить ребенка и винит в этом себя.

Молодой маме опасно впадать в депрессию

Важно вовремя заподозрить проблему, обратиться к психологу или воспользоваться самостоятельными методами выхода из синдрома

Синдром выгорания у педагогов

Профессия педагога связана с большой ответственностью за одного ребенка или группу детей. Находясь в режиме постоянного поучения, синдром профессионального выгорания не заставит себя долго ждать.

Причины:

  1. Стыд, чувство вины, подавленность из-за недовольства результатами своей деятельности.
  2. Завышенные требования к себе (желание успеть все сразу, быстро получить результат).
  3. Груз большой ответственности за незначительное вознаграждение.
  4. Давление со стороны руководства: отчеты, участие в административных мероприятиях.
  5. Давление со стороны родителей.
  6. Проблемы, связанные с индивидуальными особенностями воспитанников.

Синдром выгорания у врачей

Представители медицинской профессии больше всех подвержены профессиональному выгоранию. Связано это с большим потоком негатива со стороны пациентов и их родственников.

Причины:

  1. Недовольство результатами работы (врачебные ошибки).
  2. Столкновение с тяжелыми заболеваниями пациентов (эмоциональное потрясение больных и их родственников при озвучивании диагноза).
  3. Наблюдение лежачих больных. Чувство вины из-за невозможности облегчить их состояние.
  4. Влияние руководства и коллектива.
  5. Высокая степень ответственности за жизнь и здоровье пациентов.

Напряжение, вызываемое перечисленными причинами, приводит к эмоциональному истощению. Это способствует снижению внимательности и ошибкам при постановке диагнозов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: