Нужно ли отдавать ребенка в детский сад и зачем?

ОТДАВАТЬ ИЛИ НЕТ

Большинство родителей не имеют выбора. В нашей стремительной жизни детский сад – единственный способ пристроить ребенка так, чтобы и мама и папа сохранили возможность зарабатывать на жизнь. Но, к сожалению, учреждение для малышей перестало быть безопасным местом.

Одна из самых актуальных проблем – переполненность садов. У одного педагога в группе в среднем по 25 малышей, и справиться с ними подчас бывает сложно. Там и крики, и рукоприкладство становятся привычными методами воспитания. И не каждый ребенок выдерживает это стойко.

«Родитель, который отдает ребенка в государственный сад, должен понимать две вещи. Во-первых, он добровольно отказывается от родительского права на воспитание. Во-вторых, он принудительно помещает чадо в среду, где ничто не предназначено для его комфортного и гармоничного развития. В саду ребенок не может выбирать, что ему есть, с кем общаться, когда спать», — считает воспитатель семейного детского сада Маргарита Макаревич.

Однако есть в дошкольном образовании и свои преимущества. Именно там детей с ранних лет приучают быть организованными. Это качество однозначно пригодится ребенку, когда он пойдет в первый класс. К тому же, сад – своеобразный этап социализации малыша, он учится вести себя в обществе.

Согласно принятым государственным стандартам дошкольного обучения, главная миссия детских садов – развитие личности ребенка, его самостоятельности, умения отвечать за свои поступки.

Так нужен ли детский сад?

Увы, все названные минусы имеют силу независимо от того, какой детский сад посещает ваш ребенок — частный или государственный. Меняется лишь размер оплаты за пребывание ребенка под присмотром. Кстати, производя расчет рентабельности, учитывайте и то, что значительную часть времени вы будете проводить на больничном. Потерпит ли это ваш работодатель? И каким в итоге будет размер оплаты вашего труда?

Необходимость все делать по команде, добровольно-принудительно, зачастую вызывает в ребенке протест.

Стоит помнить и о том, что часто график работы садика не совпадает с режимом работы мамы, что вызывает неудобство. Например, если мама работает до 18.00, ее малыш почти всегда будет оставаться в садике последним. Хотя официально большинство садиков открыто до 19.00, уже с 17.30 деток переводят в «дежурную» группу. Регулярные «задержки» мамы неизменно вызывают недовольство воспитателей и психологический дискомфорт у малыша. Бывает и «утренний дискомфорт». Например, я водила старшую дочь в садик, который располагался далеко от дома. Зато в соседнем здании находился офис, где я работала. Вот только… Приводить ребенка надо было к 8.00, а рабочий день у меня начинался в 10.00. Промежуток времени был слишком мал, чтобы возвращаться домой. В итоге, ежедневно я теряла бесцельно два часа времени, что было для меня крайне обидно.

Для многих детей весьма проблематичной оказывается невозможность уединения, даже кратковременного. Для них сродни настоящей пытке совместный поход в туалет и прилюдное раздевание для дневного сна. Даже эти, вроде бы незначительные, моменты могут стать причиной категоричного нежелания ребенка ходить в детский сад.

Постоянное нахождение в состоянии стресса приводит к нарушениям иммунной системы и психики.

Наиболее сложно говорить о пользе традиционных дошкольных учреждений детям с отклонениями в психическом или физическом развитии

И неважно, гиперактивен ваш ребенок или у него проявляется ранний детский аутизм, имеет он проблемы со зрением или опорно-двигательным аппаратом. В любом случае, посещение садика станет для него каждодневным кошмаром

Вместо ожидаемой социализации детсад создаст лишь психотравмирующий климат.

Какой же можно подвести итог? Детский сад нужен больше родителям, нежели детям. Для самих же малышей он по-настоящему полезен примерно в 40-50% случаев. Для остальных – вреден. Правда, понять, к какой именно группе будет относиться ваш ребенок, заранее бывает крайне сложно.

Так кому и зачем нужен детский сад?

Лично я пришла к выводу, что мне не следует насильно гнать сына в детский сад, потому что «так надо». Это будет лишь отрицательно воздействовать и на него, и на меня. Благо, работа на дому это мне позволяет. Но при этом я не стану отлучать младшую дочку от общепринятых норм и непременно начну водить в традиционный садик. А уж там посмотрим, будет ли это ей на пользу.

Собственно, именно это я и рекомендую, вслед за многими детскими психологами, другим мамам. Если вы видите, что ваш ребенок страдает в детском саду, и имеете возможность быть с ним дома, дополняя общение занятиями в школах раннего развития. – поверьте, это будет оптимальный вариант и для социализации, и для подготовки к школе. Если же ребенок ходит в детский сад с радостью, — не лишайте его этого удовольствия только потому, что наслушались страшных историй о вреде дошкольных учреждений. Ведь, как известно, что одному плохо – другому непременно на пользу.

Татьяна Лукьяненкова, специально для сайта «Женское счастье«.

Правила для родителей

Родителям, которые все-таки сделали свой выбор в пользу дошкольного образовательного учреждения, можно дать несколько правил, чтобы и для них адаптация проходила легче.

Правило 1. Ребенок должен ходить в детский сад с желанием. Он должен чувствовать, что это не тюрьма, не место лишения свободы на весь день, а радость общения, радость творчества и познания, знакомство с окружающим миром.

Правило 2. К посещению садика нужно готовиться заранее. Расскажите о своих воспоминаниях, связанных с этим временем. Возможно, у вас остались друзья, с которыми вы поддерживаете отношения с того периода. Постарайтесь заранее побывать недалеко от того места, куда скоро предстоит ходить ребенку. Понаблюдайте за тем, как весело ребятам на улице, как интересно проходят у них игры, соревнования. Тогда ребенок с нетерпением будет ждать начало новой жизни.

Правило 3. Приучайте ребенка к самостоятельности. Никто его не будет уговаривать есть с ложки, ему придется самому одеваться и раздеваться, и ваша подготовленная заранее почва для самостоятельности сослужит для него добрую службу и снимет лишние неврозы.

Правило 4. Любя своего ребенка, не воспитывайте из него эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не заронить в его сознание мысль о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что и родители, и все близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая в чем-то ребенку, иногда просите и его пойти вам на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится довольно нелегко. Не стоит забывать об этом.

Правило 5. Предоставьте ребенку возможность любой эмоциональной разрядки. В первые несколько дней ребенок ведет себя скованно, сдержанно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или очень быстро бегает – это ему необходимо.

В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, нужно обязательно посоветоваться с психологом.

Мнение

Марина Петрова, юрист по семейному юридической фирмы АТКП, мама двоих детей:

“Я считаю логичным, устанавливать срок декретного отпуска не более чем нужно матери для грудного кормления. Обычно, это ограничивается одним годом. У меня лично был такой опыт: первого ребенка отдали, руководствуясь общим мнением, что надо не раньше 3 лет. Сад был просто замечательный, отличные воспитатели, и с прочими атрибутами, которым и положено быть у дорого сада. Ребенок рыдал каждый день, так как привык уже находится дома. Младшую дочь решили экспериментально отвести в год и шесть, в обычный сад рядом с домом. Ребенок сад обожает, и крайне редко готов согласиться на альтернативу в виде посещения любимой бабушки. А когда дома – постоянно рассматривает фотографию своей детсадовской группы. Вот такой опыт”

Адаптация

Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.

Плюсы современных детских садов

Если задать поклонницам методов коллективного воспитания вопрос, нужен ли ребенку детский сад, они расскажут о нескольких положительных моментах нахождения ребенка в садике.

Хорошие стороны

  • Ребенок учится быть в коллективе. Это действительно важный навык. Мы с самого детства вращаемся в обществе, и чем старше становится человек, тем большее число людей его окружает. Учиться взаимодействовать надо, с этим не поспоришь. Другой вопрос, с какого возраста стоит начинать такое плотное общение, подразумевающее нахождение крохи вне дома целый день.
  • Малыши в саду намного быстрее, чем дома, осваивают навыки самообслуживания. Это горшок, самостоятельная еда, и умение одеваться без помощи взрослых. Домашнему ребенку нет необходимости в быстром темпе осваивать эти моменты, когда он знает, что мама все сделает за него – и мокрые штанишки поменяет, и супчиком накормит, и на прогулку оденет. В саду дети быстро понимают, что если они не сделают все это самостоятельно, то так и останутся мокрыми, голодными и холодными. Буквально через несколько недель ваш кроха будет радовать вас трепетной любовью к горшку и ложке.
  • С детьми в садах проводят развивающие занятия. Они клеят, рисуют, поют, танцуют и даже занимаются с логопедами по необходимости. Все эти занятия проводят воспитатели со специальным образованием, которые учились правильному общению с малышами всех возрастов и знают, как привить им правильные навыки.
  • У мамы появляется множество свободного времени. Женщина может после долгого перерыва выйти на работу. Это отличное подспорье к семейному бюджету в условиях вечного финансового кризиса в нашей стране. Либо высвободить время на домашние дела, которые, наконец-то, можно выполнять в спокойном ритме.

Все необходимые навыки для успешной учебы садиковский ребенок уже получил – это умение налаживать отношения, способность тихо сидеть на уроках и слушать преподавателя, четко выполнять инструкции взрослых.

Как выбрать для ребенка подходящий детский сад, если есть такая возможность?

Чтобы детский сад стал и уютным, и полезным местом пребывания вашего ребенка, нужно сначала понять, для чего именно садик нужен вам и вашему малышу.

Если в любом поисковике набрать запрос «Как выбрать детский сад?», вы получите массу рекомендаций, содержащих информацию о том, какие есть сады (муниципальные, ведомственные, домашние, частные) и о различиях между ними (количество детей в группе, режим работы, качество питания и игрушек, охрана, стоимость и пр.). На многочисленных «родительских» сайтах вам доступны рейтинги детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития и задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Конечно же, даже без чужих подсказок, а просто руководствуясь здравым смыслом, вы постараетесь выбрать садик поближе к дому, приемлемый по цене. Придя туда, вы, вероятнее всего, оцените территорию, осмотрите внутренние помещения, спросите о программах и методиках, по которым работают в садике, о наборе дополнительных образовательных услуг, узнаете режим работы, особенности медицинского сопровождения и все то, что вас интересует.

Возможно, вас впечатлит и порадует набор занятий, который предлагает детский сад (окружающий мир, развитие речи, знакомство с художественной литературой, ИЗО, начальная математика, музыка, физкультура, иностранный язык, хореография и пр.) и перечень тех знаний и умений, которыми будет владеть будущий первоклассник (читать, писать, считать и пр.)

И, скорее всего, вы не спросите о том, как организуется пространство игр и сколько времени отводится на игры, на общение со сверстниками и с более старшими детьми, как строится это общение, как разрешаются конфликты, как учат сотрудничать, как поощряется детская инициатива…

Недавно на детской площадке мне пришлось стать свидетелем вот такого диалога мальчика четырех лет и его мамы:

— Пойдем домой!

— Ну, еще немного мы поиграем, а?

— Ты же целый день в саду только и играл!

— Нет, я целый день занимался, а поиграть совсем не успел…

Но если в четыре года некогда играть, то когда же?

Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок

Уютно ли в помещении? Нравятся ли вам воспитатели? Поговорите с ними о том, что им ценно, что важно в воспитании ребенка. Их взгляды созвучны вашим? Вам хорошо рядом с этими людьми? Вы доверите им своего ребенка? Понаблюдайте, как взрослые разговаривают между собой и с малышами, играют ли с детьми во время прогулки

Оцените, как общаются между собой дети, как дети реагируют на вас. Вашему ребенку здесь будут рады? Смогут ли разглядеть таланты вашего малыша и создать условия для их раскрытия? Вашему сыну или дочке здесь будет хорошо?

Если у вас есть возможность выбора, учтите, что целенаправленный подбор детского сада отнимет у вас много времени. Главное — не торопиться и искать. Тогда вам непременно удастся найти такой садик, в котором условия развития оптимально подходят для вашего ребенка и соответствуют вашим семейным ценностям и представлениям, вашим возможностям. Удачи вам!

Морозова Анна, педагог-психолог,
научный сотрудник Института современного детства,
научный консультант Службы детского здоровьяСемейного центра «Ого-Город»
Осипова Наталья, психолог,старший научный сотрудник Института современного детства

Статья предоставлена семейным центром «Ого-Город»

Минусы

Минусов у системы ДОУ как таковой немного – все зависит от характера ребенка и конкретного учебного заведения. В чем причина отказа многих родителей от сада, несмотря на плюсы?

Требуют режим и дисциплину, которые не нужны

Многие родители считают, что приучать малыша к жесткой дисциплине раньше школьного возраста не нужно. Они придерживаются мнения, что:

  • режим у детей должен быть индивидуальным;
  • когда ребенку кушать, а когда спать – решает только он сам.

В саду никто не будет подстраиваться под комфортный для маленькой “совы” режим – все кушают, гуляют, спят и учатся строго по расписанию.

Не учат работе в команде, не помогают в социализации

Для тихого, спокойного ребенка в раннем возрасте большой коллектив будет скорее минусом. Такие малыши лучше учатся работать в команде в небольших группах разновозрастных детей – например, в среде братьев или близких родственников.

В трехлетнем возрасте дети достаточно тяжело вливаются в коллектив сверстников, и ранняя социализация может обернуться тяжелейшим стрессом.

К тому же взаимодействовать и “быть командой” сад не учит. Напротив, здесь дети быстро понимают, что каждый отвечает сам за себя.

Плохо развивают индивидуальные умения

Если в группе 30 детей и больше – рассмотреть личность в каждом и развивать его таланты воспитатель попросту не сможет. На это не хватит ни времени, ни сил.

  1. С тихим, хорошо рисующим малышом никто не будет заниматься творчеством часами – два урока рисования в неделю для всех будут нормой.
  2. Даже если ребенок уже освоил буквы или простейшие арифметические действия и готов идти дальше – в саду он будет по сто раз повторять вместе с остальными то, что он уже знает.

Для одаренных малышей посещение сада может стать препятствием для развития способностей. Более того – ребенку наскучит повторять одно и то же много месяцев подряд и интерес к любимому ранее занятию (рисованию, математике, чтению) может угаснуть.

Вызывают сильный стресс у дошколят

Практически для всех детей адаптация к саду – серьезный стресс. Ребенок может привыкать к новому распорядку, воспитателю, сверстникам от нескольких недель до бесконечности – некоторые дети не привыкают к ДОУ никогда.

Если малыш и после двух месяцев посещения сада плачет, с ужасом ждет понедельника, не подружился ни с кем в группе и не привык к воспитателю – нужно задуматься, стоит ли его туда водить.

Минусы

Минусов у системы ДОУ как таковой немного – все зависит от характера ребенка и конкретного учебного заведения. В чем причина отказа многих родителей от сада, несмотря на плюсы?

Требуют режим и дисциплину, которые не нужны

Многие родители считают, что приучать малыша к жесткой дисциплине раньше школьного возраста не нужно. Они придерживаются мнения, что:

  • режим у детей должен быть индивидуальным;
  • когда ребенку кушать, а когда спать – решает только он сам.

В саду никто не будет подстраиваться под комфортный для маленькой “совы” режим – все кушают, гуляют, спят и учатся строго по расписанию.

Не учат работе в команде, не помогают в социализации

Для тихого, спокойного ребенка в раннем возрасте большой коллектив будет скорее минусом. Такие малыши лучше учатся работать в команде в небольших группах разновозрастных детей – например, в среде братьев или близких родственников.

В трехлетнем возрасте дети достаточно тяжело вливаются в коллектив сверстников, и ранняя социализация может обернуться тяжелейшим стрессом.

К тому же взаимодействовать и “быть командой” сад не учит. Напротив, здесь дети быстро понимают, что каждый отвечает сам за себя.

Плохо развивают индивидуальные умения

Если в группе 30 детей и больше – рассмотреть личность в каждом и развивать его таланты воспитатель попросту не сможет. На это не хватит ни времени, ни сил.

  1. С тихим, хорошо рисующим малышом никто не будет заниматься творчеством часами – два урока рисования в неделю для всех будут нормой.
  2. Даже если ребенок уже освоил буквы или простейшие арифметические действия и готов идти дальше – в саду он будет по сто раз повторять вместе с остальными то, что он уже знает.

Для одаренных малышей посещение сада может стать препятствием для развития способностей. Более того – ребенку наскучит повторять одно и то же много месяцев подряд и интерес к любимому ранее занятию (рисованию, математике, чтению) может угаснуть.

Вызывают сильный стресс у дошколят

Практически для всех детей адаптация к саду – серьезный стресс. Ребенок может привыкать к новому распорядку, воспитателю, сверстникам от нескольких недель до бесконечности – некоторые дети не привыкают к ДОУ никогда.

Если малыш и после двух месяцев посещения сада плачет, с ужасом ждет понедельника, не подружился ни с кем в группе и не привык к воспитателю – нужно задуматься, стоит ли его туда водить.

Минусы

Минусов у системы ДОУ как таковой немного – все зависит от характера ребенка и конкретного учебного заведения. В чем причина отказа многих родителей от сада, несмотря на плюсы?

Требуют режим и дисциплину, которые не нужны

Многие родители считают, что приучать малыша к жесткой дисциплине раньше школьного возраста не нужно. Они придерживаются мнения, что:

  • режим у детей должен быть индивидуальным;
  • когда ребенку кушать, а когда спать – решает только он сам.

В саду никто не будет подстраиваться под комфортный для маленькой “совы” режим – все кушают, гуляют, спят и учатся строго по расписанию.

Не учат работе в команде, не помогают в социализации

Для тихого, спокойного ребенка в раннем возрасте большой коллектив будет скорее минусом. Такие малыши лучше учатся работать в команде в небольших группах разновозрастных детей – например, в среде братьев или близких родственников.

В трехлетнем возрасте дети достаточно тяжело вливаются в коллектив сверстников, и ранняя социализация может обернуться тяжелейшим стрессом.

К тому же взаимодействовать и “быть командой” сад не учит. Напротив, здесь дети быстро понимают, что каждый отвечает сам за себя.

Плохо развивают индивидуальные умения

Если в группе 30 детей и больше – рассмотреть личность в каждом и развивать его таланты воспитатель попросту не сможет. На это не хватит ни времени, ни сил.

  1. С тихим, хорошо рисующим малышом никто не будет заниматься творчеством часами – два урока рисования в неделю для всех будут нормой.
  2. Даже если ребенок уже освоил буквы или простейшие арифметические действия и готов идти дальше – в саду он будет по сто раз повторять вместе с остальными то, что он уже знает.

Для одаренных малышей посещение сада может стать препятствием для развития способностей. Более того – ребенку наскучит повторять одно и то же много месяцев подряд и интерес к любимому ранее занятию (рисованию, математике, чтению) может угаснуть.

Вызывают сильный стресс у дошколят

Практически для всех детей адаптация к саду – серьезный стресс. Ребенок может привыкать к новому распорядку, воспитателю, сверстникам от нескольких недель до бесконечности – некоторые дети не привыкают к ДОУ никогда.

Если малыш и после двух месяцев посещения сада плачет, с ужасом ждет понедельника, не подружился ни с кем в группе и не привык к воспитателю – нужно задуматься, стоит ли его туда водить.

Плюсы посещения дошкольного учреждения

  • Соблюдение режима дня. Взрослые люди редко живут по режиму, хотя для человеческого организма это полезно. Прием пищи по графику, сон, ежедневные прогулки – это и есть режим дня.
  • Дисциплинированность. В дошкольном учреждении необходимо соблюдать определенные правила и слушаться взрослых.
  • Самообслуживание. Рядом нет мамы и бабушки, поэтому малышу приходится самостоятельно справляться с некоторыми обязанностями, которые раньше он не выполнял: уборка игрушек, умывание, прием пищи.
  • Общение со взрослыми. Единственным авторитетом на протяжении всей жизни, конечно, являются родители. Но в садике ребенок ежедневно общается с воспитателями и другими взрослыми, что помогает ему в дальнейшем избежать сложностей в установлении контакта с учителями. Малыш понимает, что кроме мамы существуют и другие взрослые люди, которых необходимо слушать, подчиняться, то есть общаться.
  • Интеллектуальное и физическое развитие. Разнообразные занятия с воспитателями и другими педагогами позволяют дошкольнику развиваться как физически, так и умственно. Государственные дошкольные учреждения работают по специальным программам развития детей, которые предусматривают занятия рисованием, лепкой, математикой, физической культурой, музыкой и прочими предметами.
  • Взаимодействие со сверстниками. В группах ежедневно контактируют и общаются между собой 15-20 детей одного возраста. Это хороший опыт.

Кроме того, посещение детского сада обеспечивает всестороннее развитие личности малыша, а родители учатся вместе с ним решать возникающие проблемы.

Так нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

Теперь, когда мы разобрались, что у садиков есть как существенные плюсы, так и минусы, пришло время ответить на самый главный вопрос: стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

К сожалению, универсального ответа на этот вопрос нет. Все зависит от ребенка, его здоровья, умения общаться со сверстниками, вашими возможностями и конечно, от детского садика, куда вы решили отдать свое чадо.

Раньше любили говорить, что ребенок, который не ходил в детский сад, сложно адаптируется к условиям начальной школы. На самом деле, причина «сложной» адаптации кроется вовсе не в отсутствии каких-то особенных навыков, которые могут быть получены только в детском саду. Раньше, когда подавляющее число детей ходило в детский садик, ребятишки успевали познакомиться, хорошо друг друга узнать и даже подружиться. Затем эта, уже сформировавшаяся группа, почти в полном составе переходила в школу, и конечно, новичок чувствовал себя в первом классе не очень уютно. Сегодня ситуация изменилась: родители решают отдать ребенка в нужный им сад, а не тот, что ближе к дому, нанимают нянечек или просят о помощи своих родителей. Дети приходят в первый класс и не испытывают проблем с освоением, так как знают друг друга лишь единицы.

В целом, сегодня нет совершенно никакой разницы, ходит ребенок в детский сад или нет, если родители обеспечивают дома правильные условия для развития:

  • регулярные занятия, чтобы способствовать физическому и психологическому развитию;
  • обеспечение возможности каждый день общаться со сверстниками, например, в гостях или на детской площадке.

Более того, внимательный, любящий, свободный родитель, готовый посвящать ребенку большую часть своего времени, проделает намного более лучшую работу, чем любой, самый крутой и замечательный сад

Нужно обращать внимание на то, чем нравится заниматься ребенку, но в то же время обеспечивать разностороннее развитие: мелкая моторика, лепка, рисование, счет, письмо, развитие памяти и внимания. Кстати, большую помощь в умственном развитии ребенка родителю окажут игры на сайте BrainApps. Некоторые из них подходят даже для самых маленьких, направлены на тренировку памяти, внимания и мышления

Некоторые из них подходят даже для самых маленьких, направлены на тренировку памяти, внимания и мышления.

Не забывайте про кружки или спортивные секции. Они нужны не только для физического развития ребенка, но и для осознания авторитета взрослых людей, обучения дисциплине и следованию правил.

Таким образом, если вы задаетесь вопросом «нужен ли детский сад?» и не можете найти ответа, лучше задайте себе другой вопрос: «сможете ли вы создать ребенку условия, которые нужны для полноценного развития, если он не будет ходить в детский сад?». Какими именно должны быть условия? Вы должны по возможности воссоздать все преимущества детского сада, которые мы перечислили выше, в условиях дома или квартиры. Если у вас получится это сделать, то формирование ребенка произойдет абсолютно без проблем, малыш не будет как-то плохо выделяться на фоне сверстников, которые посещали садик. Если же вы ограничены во времени или не уверены в собственных силах, тогда, пожалуй, лучше ему хотя бы периодически, но детский сад посещать.

Четыре типа детских садов

В каждом детском саду программа обучения и развития детей своя

Для начала вы должны будете решить, какой тип детского сада соответствует не только вашим требованиям, но и вашим финансовым возможностям. Ведь, как понимаете, чем комфортнее в саду условия, чем лучше питание, чем качественнее образовательный процесс и чем разнообразнее досуг, тем дороже это будет стоить.

Таблица поможет вам разобраться, что будет более приоритетным именно в вашей конкретно ситуации.

Домашние детские сады отличаются от других своей тёплой атмосферой, домашним уютом и небольшим количеством детей в группах

Таблица «Типы детских садов»

Типы детских садов
Особенности
Плюсы
Минусы
Муниципальные
• Целиком и полностью находятся под контролем Депертамента образования. • Бывают 12-часовые, 14-часовые и круглосуточные. • Работают по единой общеобразовательной программе, утверждённой для всех муниципальных детских садов страны.
• Небольшая стоимость. • Близость к дому. • Существуют категории льготников (матери-одиночки, многодетные семьи, вдовы и т.д.).
• Слишком большая наполненность групп. • Часто не хватает персонала. • Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку. • Большие очереди на зачисление. Нужно записывать ребёнка в детский сад с самого его рождения. • Нет разнообразия в питании. • Дополнительные взносы в фонд сада, группы и т.п.
Ведомственные
• Департаментом образования напрямую не контролируются. • Их образовательные программы и порядки определяются организациями, в чьем ведомстве такие детские сады находятся. • Ведомственных садов сейчас немного, и количество их постепенно сокращается.
• Сравнительно небольшое (по сравнению с муниципальными детскими садами) количество детей в группах. • Продуманное, сбалансированное меню. • Более комфортные условия пребывания детей, которые зависят от того, насколько хорошо обеспечивается социальная база организаций или предприятий, в чьём ведомстве детские сады находятся. • Работают, обычно, дольше (до 20-21 ч.). А иногда и круглосуточно. • Для детей работников предприятия – значительные скидки.
• Оплата значительно выше, чем за муниципальный детский сад. • Сложности с зачислением детей «со стороны».
Частные
• Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.
• Небольшое количество детей в группах – около 10-12 человек. • Индивидуальный подход к каждому ребёнку. • Возможность регулярных занятий с логопедом, психологом. • Родители имеют право влиять на учебный процесс. • Разнообразное и вкусное питание. • График работы – чаще с 7-00 и до 21-00. Или круглосуточно. • Многие частные детсады работают по системе «детский сад – школа».
• Высокая стоимость.
Домашние
• Контролируются так же, как и частные. • Разница состоит в количестве детей, которых в домашнем детском саду бывает, в основном, не более 7-8 человек

• Организовывают такие сады чаще семейные пары, оборудовав под игровую и спальню часть своих жилых помещений.
• Забота и внимание, индивидуальный подход. • Отсутствие травматизма

• Условия, приближенные к домашним. • Наполненность групп самая маленькая (от 3 до 8 человек). • Питание сбалансированное, разнообразное, домашнее. • Гибкий график работы.
• Очень высокая оплата.

Мы молодые и умные — зачем нам детский сад?

Сегодня молодые родители в силу разных причин задумываются, важен ли для их маленького ребенка детский сад. Некоторые считают, что уровень их образованности, круглосуточная возможность проконсультироваться на любом форуме для таких же продвинутых мамочек и папочек намного важнее для воспитания ребенка, чем знания и опыт работников детских садов. Другие активные, энергичные родители не готовы подчинить всю свою жизнь интересам ребенка и пытаются сделать выбор между садиком и хорошо образованной наемной няней.

Некоторые уверены, что никто лучше родителей не может знать, что необходимо их ребенку. Поэтому, нужно ли доверять свое дитя чужим людям, для них большой вопрос.

Детсад правильного режима

Строго ли соблюдают дома правильный режим дня ребенка? Часто ли чадо засиживается допоздна у телевизора? Слушается ли взрослых «с первого слова»? Родители знают о важности четкого расписания в жизни малыша, но не всегда находят силы соблюдать его. В саду воспитатели придерживаются установленного распорядка, постоянно поддерживают дисциплину

Ребенку, привыкшему все делать «по часам», впоследствии будет легче адаптироваться к строгим школьным правилам.

«Домашние» дети часто лишены достаточной активности. Они проводят много времени в четырех стенах за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Такие занятия не приносят пользу, детский организм нуждается в движении. В дошкольном учреждении с малышами проводят зарядку, дают им возможность побегать и порезвиться на прогулке, устраивают эстафеты и спортивные состязания.

Больше материалов про белгородское образование

  • Департамент образования Белгородской области обнародовал даты сдачи ЕГЭ
  • В Белгородской области выбрали лучшие детские сады и школы
  • Семь фактов об образовании в разных странах, которые вы могли не знать раньше
  • В Белгороде выясняют у родителей, нужно ли, чтобы детские сады работали круглосуточно
  • Дистанционная учёба, дежурные группы и обучение детей с РАС. Как пандемия коронавируса меняет белгородское образование?
  • В департаменте образования рассказали, когда могут провести праздники для выпускников белгородских школ
  • Самый необычный ЕГЭ. Как будут сдавать главный школьный экзамен белгородские выпускники во время пандемии?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter.

А подготовка к школе — попозже

А как же «социализация» ребенка и «подготовка к школе»? К сожалению, на постсоветском пространстве у этого слова часто есть и еще один, довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения». Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе без своего, защищающего взрослого, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей ради того, чтобы не выбиваться из группы. Неслучайно в устах учителей начальной школы «ну, вы же в сад не ходили» звучит часто как претензия: почему ребенок не обтесан заранее, почему он слишком ребенок, слишком живой.

И вот такая «социализация», даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях. Когда нам показывают «детсадовского» ребенка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно — весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад — будучи младше и беззащитнее. Тогда, может, будем сразу из роддома в армию отдавать — пусть уж привыкнет, зато потом будет легко?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: