Оформление центра экспериментирования во второй младшей группе ДОУ
Грамотно организованная педагогом предметно-пространственная среда в группе позволяет детям развивать исследовательские навыки и предпринимать попытки самостоятельного экспериментирования. В помещении группы создаётся центр экспериментирования, для функционирования кружка опытно-экспериментальной деятельности выделяется отдельная комната под мини-лабораторию. Оборудование и материалы для практических исследований хранятся в шкафах или ящиках с символьным обозначением. В центре экспериментирования предусматривается место для тематических выставок (к Неделе экологии, Празднику воды, Зимнему фестивалю и др.) и стенд для демонстрации деятельности ребят: здесь размещаются стенгазеты, итоговые проектные работы, фотоколлажи и т. д.
Для воспитанников второй младшей группы рекомендуется создание центра песка и воды — зоны для экспериментирования и игр с этими веществами. Детскими психологами отмечается благотворное влияние занятий с водой и песком на эмоциональное состояние детей: восстанавливается баланс внутренних сил, снимаются симптомы переутомления, негативные эмоции сменяются позитивным настроем.
Желательно, чтобы центр песка и воды находился в непосредственной близости от умывальной комнаты
Материальная база опытно-экспериментального центра:
- природные материалы: песок, камни, образцы древесины, листья, зёрна, ракушки;
- другие материалы: образцы тканей, бумаги;
- игрушки для исследований: шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
- приборы: магниты, линзы цветные и увеличительные, зеркало, линейки, весы;
- сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
- медицинские материалы: пинцеты, ватные диски и палочки, марля;
- вещества: соль, сахар, пищевые красители, мука, мыльные пузыри;
- фартуки, косынки, нарукавники.
Неструктурированные материалы находятся в недоступном для детей месте. Сыпучие вещества (сахар, песок, соль), красители, мелкие предметы (камешки, семена, фурнитура и др.) являются потенциально опасными для маленьких детей, так как при неправильном использовании и обращении могут попасть в дыхательные пути. Воспитатель знакомит малышей с ними, демонстрирует допустимые варианты исследования, озвучивает правила техники безопасности при экспериментировании с этими объектами. Практические действия воспитанники осуществляют под контролем педагога.
Самообразование воспитателя второй младшей группы по экспериментальной деятельности
Самообразование воспитателя по теме «Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе» осуществляется через расширение его теоретических знаний:
- изучение периодики, книг и исследований на эту тему;
- пополнение картотеки опытов и экспериментов;
- знакомство с опытом организации практических исследований с младшими дошкольниками среди коллег из других ДОУ (на педагогических интернет-порталах);
- участие в онлайн-лекциях и вебинарах.
Список методической литературы для воспитателя младшей группы:
- Гринберг Д. «Первая книга опытов и экспериментов для детей».
- Ермолаев С. Д. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».
- Лазарев В. С. «Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Практическое пособие для руководителей».
- Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование».
- Москаленко В. В. «Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы)».
- Наварро П., Химинес А. «Тайны звука», «Тайны света», «Тайны электричества и магнетизма», «Тайны жидкости».
- Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования».
- Выпуски учебно-методического пособия «Экспериментирование и творчество» под ред. И. А. Лыковой.
В этой книге представлены интереснейшие эксперименты, которые можно проводить с самыми маленькими воспитанниками
Список образовательных интернет-порталов:
- Инфоурок,
- Maam.ru,
- Педкопилка,
- Открытыйурок.рф,
- nsportal,
- Дошколёнок.ру.
Практическая сторона самообразования складывается из:
- консультаций для родителей о задачах проведения опытов и экспериментов в детском саду, привлечения их к созданию развивающей среды в группе с целью развития детского экспериментирования;
- привлечения к проектной деятельности педагогов дополнительного образования;
- организации тематических досугов;
- проведения открытых занятий;
- мониторинга уровня практических навыков и заинтересованности воспитанников.
О результатах проделанной работы воспитатель докладывает на педагогических советах и круглых столах, публикует методические разработки в соответствующих изданиях, участвует в семинарах и мастер-классах. Организуются открытые занятия и досуги, приглашаются методисты для оценки работы воспитателя. Педагогу желательно заблаговременно договориться с кем-либо из сотрудников для фото- и видеосъемки, иллюстративные материалы будут нужны с целью подготовки публикаций в периодических изданиях и на интернет-порталах.
Младший дошкольный возраст — время повышенной активности ребёнка. Он имеет пытливый ум и хочет знать всё. В современном мире информацию получить легко: на любой вопрос взрослый может найти ответ в интернет-энциклопедии за считаные секунды
Воспитателю важно привить ребёнку интерес к поиску информации через изучение предмета или проблемной ситуации. Проделанный им опыт запомнится ярче и надолго в отличие от озвученного кем-то другим готового ответа