Ход занятия:
1.Организационный момент: (Развитие произвольного зрительного внимания) воспитатель подзывает детей к себе и предлагает рассмотреть предметные: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси;
2.Воспитатель: Узнайте, о ком или о чем я говорю.
— Косолапый, большой (медведь,
-труслывый, длинноухий (заяц,
-болтливая….(сорока,
-ловкая, проворная (белка,
-зеленая, мохнатая….(ель,
— сильный, рогатый
Воспитатель: Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Ёж, волк, лиса)
Чтение рассказа
1. Подготовка к восприятию текста
Воспитатель: Ребята, очень много написано рассказов, загадок о животных, которые живут в наших лесах.
Воспитатель показывает книгу.
Воспитатель: С этим сборником рассказов вы знакомы. Сегодня мы прочитаем рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Внимательно слушайте рассказ.
2. Развитие слухового внимания и памяти. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов- признаков по теме «Дикие животные».
3. Чтение адаптированного рассказа
Воспитатель: — Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»
1. Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. (Слайд 2.)
2. Испугалась белка и выронила шишку. (Слайд3)
3. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. (Слайд 4,5)
4. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. (Слайд 6)
5. Решили лоси, что она охотников видит.
(Слайд 7).
Пошли они по лесу кусты ломать. (Слайд
6. Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. (Слайд 8.)
Так медведь сам себя напугал.
По мере чтения воспитатель листает слайды и расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
4. Беседа по содержанию.
Воспитатель: -Ребята, как называется рассказ?
(Рассказ называется «Как медведь сам себя.»).
-Куда вошел медведь? (медведь вошел в темный лес)
-Что хрустнуло под его лапой? (под лапой хрустнула ветка)
-Что сделала белка (Белка испугалась и выронила шишку)
— На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца)
— Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу)
Кого увидела сорока? (Сорока увидела зайца, крик подняла на весь лес)
-Что решили лоси? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)
-Как повел себя медведь (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)
— Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень внимательно слушали. А сейчас немного поиграем. Будем двигаться так как передвигаются зайцы: шустро, проворно, весело. Проводится подвижная игра «Превращения».
Воспитатель проводит физкультминутку
«В зимнем лесу»
Зайки встали на лужок, собираемся в кружок.
Прыг-скок, прыг- скок (прыжки на месте, руки перед грудью, ладонями вниз)
Сели зайки на лужок, (Присесть на корточки)
Роют зайки корешок. (Роют перед собой-эмитация)
Вот какие зайки, зайки- попрыгайки!
Игра повторяется – 2 раза.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
Коллективное составление предложений по опорному слову. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
Воспитатель называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.
Вошел…. Хрустнула…. Испугалась ….
Упала…. Затопал…. Увидела …. Подняла….
Решили…. Пошли…. Услышал… Испугался …
Убежал… Так медведь…
По мере составления предложений педагог вместе с детьми выставляет графические схемы – план рассказа.
5. Повторение чтения рассказа с установкой на пересказ. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
Воспитатель: Я прочитаю вам рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. В этом вам помогут схемы. Давайте попробуем пересказать рассказ. Кто хочет начать?
6. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти. Все дети пересказывают рассказ по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком.
7. Итог занятия.
Воспитатель:
Чем мы сегодня занимались?
(Мы сегодня слушали рассказ, про медведя).
Чему вы научились на занятиях?
(Пересказывать рассказ про ….).
Что вы запомнили?
(Ответы детей).
Осенний день в березовой роще
Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая…
Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось… то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая…
Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.
***
Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…
***
… К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
Медведи
Вечером вышла медведица с медвежонком на лесную полянку, увидела муравьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.
А в муравьиной куче сидел зелёный дятел-муравьед, добывал муравьиные яйца. Услыхал он медведей, вспорхнул с кучи, улетел в лес.
Подошла медведица к муравьиной куче, стала разгребать лапой кучу. Раскопала её и высунула длинный красный язык.
Облепят муравьи медвежий язык, а медведица — хоп! хоп! — и проглотит муравьёв. Смотрит на медведицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьёв.
Много забот и хлопот по осени у медведей. Нужно наесться на всю долгую зиму, накопить побольше жиру, нужно устраивать тёплую берлогу.
Поздней осенью заберутся медведи в свои берлоги, будут спать до весны, до весеннего тёплого солнышка.
Ход занятия.
Воспитатель. Послушайте загадку.
С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
(Белка)
А как вы догадались? (ответы детей)
Очень много написано загадок, рассказов о животных, которые живут в наших лесах.
-Вы, любите животных? (да)
— С этим сборником рассказов вы уже знакомы.
-Я прочту отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Белки»
«… В еловом лесу хлопочут проворные белки. То заберутся на высокую ель, то перепрыгнут с сучка на сучок, то спустятся на землю собирать грибы.
На еловом сучке, белки развесили сушить красноголовый подосиновик и тонкие маленькие опята. Поздней осенью меняют белки свои рыжие платьица на серые шубки.
В вершинах густых ёлок у белок, устроены тёплые дупла. В этих глубоких дуплах белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимой спасаются от лютых морозов и холодных ветров.
Шустрая белка, весёлая проворная и хлопотливая.
-Ребята, вам понравился рассказ? (да)
-Как называется рассказ? (Рассказ называется «Белки»)
Кто написал рассказ белки? (Рассказ «Белки», написал писатель И. Соколов-Микитов)
-Где живут белки? (Белки живут в еловом лесу)
-Что делают белки в лесу? (Белки перепрыгивают с сучка на сучок)
-Что делали белки с грибами? (Белки развешивали грибы на сучки и сушили их)
-Что происходит поздней осенью с рыжими беличьими платьицами? (Белки меняют свои рыжие платьица на серые шубки)
-Как называется домик белки? (Домик белки называется дупло)
-Что делают белки в дуплах? (В дуплах белки прячутся от морозов и холодных ветров, воспитывают своих бельчат)
(воспитатель обращает внимание детей на нарисованную сосну с дуплом)
-Ребята, вы знаете, как называется это дерево? (Это дерево называется сосна)
-По этой сосне любит путешествовать белка.
(Воспитатель демонстрирует движение белки)
-Что сделала белка? (Белка забралась на высокую ель)
-А теперь? (Белка перепрыгнула с ветки на ветку)
-А сейчас, что сделала белка? (Белка спряталась в дупло, белка спустилась на землю, белка подбежала к подосиновику)
-Вы составили много предложений о белке, а теперь вспомните слова, описывающие внешний вид белки: её повадки, настроение, характер.
(Игра с мячом)
-Какая белка? (Весёлая, заботливая, наблюдательная, проворная, хлопотливая, шустрая, ловкая, маленькая, пушистая, рыжая, а зимой серая, осторожная, озорная, умная)
-Посмотрите на эти картинки -подсказки, что умеют делать белки?
Дети:
-Белки умеют перепрыгивать с ветки на ветку;
-Белки умеют забираться на высокую ель;
-Белки умеют находить грибы;
-Белки умеют нанизывать грибы на еловые сучки;
-Белки умеют грызть шишки;
-Белки умеют воспитывать и кормить своих маленьких бельчат;
-Белки умеют делать тёплые гнёзда;
-Белки умеют плавать, белки умеют делать запасы.
Воспитатель: вы много знаете о белках и сможете про них рассказать.
-Послушайте рассказ И. Соколова-Микитова ещё раз.
(По ходу чтения воспитатель выставляет схемы)
-Кто из вас хочет начать рассказ?
-Кто хочет продолжить?
Дети пересказывают по цепочке. Затем один ребёнок повторяет рассказ целиком.
-Теперь вы много знаете об этих замечательных зверьках и сможете рассказать про них своим близким, друзьям.
Ход занятия
— Прежде всего давайте вспомним и назовем какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Что происходит с природой осенью?
— Как называется явление, когда опадают листья?
— Какого цвета листья бывают осенью?
— Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.)
— Как готовятся к зиме птицы? (Птицы начинают улетать в теплые края.)
Все птицы улетают? А вы помнитептиц которые остаются? А называются они зимующими.
Д/И «Лето-осень»
Педагог демонстрирует картинку детям и просит рассмотреть изображение слева и справа. Картинки одинаковые? Чем отличаются? Какие времена года изображены? Что было летом? Что происходит осенью? Раскрась по установке.
Зрительная гимнастика «Осень на опушке» 7.2
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете (ранняя, середина, поздняя)Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?
— Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна — осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая — грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут поздней осенью.
Какая погода бывает осенью?
Игра «Да или нет»
(Педагог задает вопрос,дети отвечают движениями: «ДА»-хлопают, «НЕТ»-топают)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки одевать? (да)
Очень хорошо, молодцы!
Д/И «К какому времени года относится?»
Педагог демонстрирует картинку. Просит детей рассмотреть ее. Назвать времена года. Далее просит соотнести предметы к каждому времени года. Назвать и объяснить свое решение.
Физкультурная минутка «Осенний денёк» 6.5
Почему осенью листву называют золотой?
— Листву, каких деревьев действительно можно назвать золотой? (берёзы, клёна). А какую багряной? (осины)
— Почему осенью листья на деревьях желтеют и падают?
Рассказ педагога: В листьях осенью происходят удивительные превращения. Сначала листья начинают желтеть, хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен, он забивается более сильным – зелёным. Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество –Лист всё время зелёный. Наступает осень, удлиняются ночи. Света получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, и не успевает восстанавливаться. Зелёный цвет в листвеубывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет.
Задание «Осень»
Педагог просит выполнить задание, предложенные на листочках
Подведение итогов
Ребята, о чем мы говорили сегодня?
Какие признаки осени мы знаем?
Какие дары нам приносит осень?
Ждут помощников
Деревья, кусты и травы спешат устроить своё потомство.
С ветвей клёна свешиваются парочки крылаток, они уже разъединились и ждут, когда их сорвёт и подхватит ветер.
Ветра поджидают и травы: бодяк, на высоких стеблях которого из сухих корзинок выставляются пышные кисти сероватых шелковистых волосков; рогоз, поднимающий над болотной травой свои стебли с верхушкой в коричневой шубке; ястребинка, пушистые шарики которой в ясный день готовы разлететься от малейшего дуновения.
И множество других трав, плодики которых снабжены короткими или длинными, простыми или перистыми волосками, также ждут ветра.
На опустевших полях, по обочинам дорог и канав поджидают, но уже не ветра, а четвероногих и двуногих: лопух с сухими крючковатыми корзинками, туго набитыми гранёными семенами, череда с чёрными трёхрогими плодами, так охотно прокалывающими чулки, и цепкий подмаренник, мелкие круглые плодики которого так вцепляются и закатываются в платье, что вырвать их можно только с клочком шерстинок.
Осень в лесу Соколов-Микитов рассказ с иллюстрациями
Рейтинг: / 96 Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянках краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.
На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и «бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки.
В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли…
Осень
И. Соколов-Микитов
Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.
В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.
Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси…
Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.
Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.
Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.
Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.
Скоро, скоро начнутся первые морозы.
До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.
Беляк
Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает.
Страшно робкому зайчишке- беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хитрая лисица, или схватит голодный волк, или спрыгнет с дерева и загрызёт быстрая рысь…
Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево — кажется беляку, это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушонок — тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова —у беляка душа в пятки.
Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека: кругом всё жёлтое, золотое, а порточки у бедняги уже побелели. Ни ночью, ни днём не спит робкий беляк.
Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.
Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.
Зароется он в снежный сугроб — никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Вношу в группу посылку.
— Ребята сегодня утром мне прислали посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты.)
-У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (книга).
После отгадывания загадки, достаю из посылки книгу.
— Эту книгу написал Евгений Чарушин.
— Это мой любимый рассказ,в детстве мне читала бабушка этот рассказ, много раз.
— Давайте присядем на стульчики и внимательно послушаем рассказ.
2. Основная часть
Рассказ называется «Лисята»
Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята». (Приложение 1)
После чтения рассказа задаю вопросы.
1. Про кого говорится в этом рассказе? (про лисят)
2. Какие были лисята? (шустрые, беспокойные, ловкачи)
3. Как играли лисята? (Взбирались на занавеску, залезали в шкаф)
4. Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог)
5. Как охотник обнаружил лисят?
6. Чем заканчивается рассказ?
7. Ребята как вы понимаете слово «ловкачи»
— Правильно, значит ловкие.
8. Ребята как вы понимаете слово «перевертывается»
— Переворачивается с бока на бок.
Повторное чтение.
Сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ.
Пересказ рассказа по мнемосхемам (индивидуально или по цепочке всеми детьми)
— Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
Такой большой рассказ сложно одному пересказывать. Если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером.
— Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам?
— Миша, Саша, Оля как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к мольберту)
Анализ пересказа.
— Использовали ребята слова, выражения автора?
— Какие слова использовали ребята? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.).
Загадываю загадку
— Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её… (Лиса).
— Правильно, лиса.
— Ребята, давайте вспомним, какая бывает лиса? (хитрая, рыжая, пушистая)
— Какие у неё повадки? (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).
— Теперь сами попробуйте придумать загадки про лису?
— Ребята давайте немного с вами отдохнем. Подходите все ко мне. Физкультминутка «Лиса».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.).
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину). Садятся на стулья.
-Маленькие лисята были весёлые, беспокойные.
— Как ещё можно сказать про них, какие они? (шустрые игривые, шаловливые, озорные.)
— Если лисята шустрые игривые, шаловливые, озорны, то что они делали?
Если дети не называют действия, напоминаю, как говорится в рассказе)
(кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.
Речевые упражнения «Один-много», «Какой- какая»
— Ребята, послушайте об одном или двух лисятах я сейчас скажу:
-шустрый…
-озорные…
-шаловливые…
-пушистый…
-весёлые…
-смешые…
-Ребята о ком говорят, что она хитрая- о лисе или о лисенке? (О лисе).
Лиса хитрая, а лисенок …. (хитрый)
— Слово хитрая о ком — о лисенке или о лисе?
Лиса хитрая — лисенок хитрый
— Можно ли сказать «хитрая лисенок»?
— Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, весёлый.
Молодцы!
Заключительная часть
— Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?
— Какой рассказ мы сегодня читали?
— Кто автор этого рассказа?
Рефлексия
— Ребята у меня на столе лежат звёздочки трёх цветов. Выберите одну и приклейте её к нашему мольберту
Желтая звездочка означает – занятие было интересным, но испытывал (а) трудности.
Ход занятия:
1. Вступительное слово
Ребята, послушайте стихотворение И. Косякова «Всё она»
Кто вас, дети больше любит?
Кто вас нежно так голубит.
И заботиться о вас,
Не смыкая ночью глаз?
-Мама дорогая!
-Если дети вы ленивы, Что бывает иногда,
Кто же слезы льет тогда?
-Все она родная!
2. Беседа о маме
Мама — самый дорогой человек на свете. От маминой улыбки нам становиться светло, радостно, спокойно на душе. Ребята, а вы всегда бываете добрыми ласковыми, послушными детьми?
-Вы помогаете своим мамам?
3. Работа с интерактивной доской.
Ребята, рассмотрите картинки на доске.
— Скажите, какие вы выберите картинки — чем можно порадовать маму?
(Дети выбирают подходящие картинки и рассказывают,чем бы они хотели обрадовать свою маму: стирка белья, мытьё посуды, сервировка стола, мытьё полов, глажка и др.)
Ребята, а почему некоторые картинки остались, и никто из вас не выбрал их? Давайте их рассмотрим (разбросанные игрушки, одежда, грязные вещи, ссора, капризы и д. р.).
-А что может случиться с мамой, если мы её будем огорчать?
-А если вдруг мама заболеет, что мы будем делать?
-Хотите, я расскажу вам один секрет? Чтобы мама не заболела, ей каждый день надо говорить много хороших и ласковых слов. Давайте вместе с вами придумаем много хороших слов.
4. Словесная игра «Положи своё слово в шкатулочку»
-Мама, какая? (Родная, дорогая, любимая, добрая, ласковая, нежная, заботливая, красивая, хорошая, трудолюбивая, умная, веселая, рукодельная, милая)
-Однажды, ребята у девочки Тани заболела мама. А вы хотите узнать, что
сделала Таня, чтобы помочь своей маме?
5. Слушание рассказа К. Д. Ушинского «Лекарство»
6. Беседа о прочитанном
— Для чего врач прописал маме Тани лекарство?
— Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка?
— Почему девочка предложила маме выпить за неё лекарство?
— Как можно назвать такую девочку?
— Как может Таня помочь своей больной маме?
7. Повторное чтение
Так и хочется продолжить рассказ, правда?
— Послушайте этот рассказ ещё раз, попробуйте пересказать его близко к тексту и придумайте продолжение. Чем же Таня помогла маме.
8. Пересказ
Дети пересказывают рассказ и творчески дополняют.
Итог занятия
Посмотрите на экран, мама Тани выздоровела и прислала ей в благодарность цветочек.
Кто из вас хочет маму сегодня порадовать?Дети по очереди говорят: я-я и на экране появляются цветочки. Эти цветочки вам прислали ваши мамы, они говорят вам «Спасибо!»
У лесного озера
Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озером солнце.
На яркий, осыпанный росинками-алмазами расписной ковёр похожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросшими вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.
Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; перепорхнёт, сядет долбить дерево дятел.
Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник-глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.
В таёжных глухих лесах каждую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глухари колючей и жёсткой сосновой хвоей.
Ходит по гальке глухарь, выбирает крепкие камешки. Не шелохнётся прозрачное озеро. Выше и выше поднимается над лесом осеннее солнце.
Мой дом
Паустовский Константин Георгиевич
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.
На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.
Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.
Впереди — пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.
Ухоронки
У всякого свои ухоронки, каждый прячется как умеет. Бывают такие, что ждать не ждёшь и думать не думаешь! Раз осенью под моим челном повадились прятаться красавица траурница, лягушка золотоглазая и жаба бородавчатая. Переверну утром чёлн, а приживальщики кто куда: бабочка в лёт, лягушка в воду, жаба в траву. Вернусь с рыбалки, чёлн на ночь переверну — наутро под ним та же троица!
А то разбирал поленницу — так между дров ящерицы попрятались. В скворечнике раз поселились лесные мыши — превратился скворечник в мышатник. Дранка во дворе была сложена — в ней летучие мыши жили. Каждый вечер из щелей вылетали и комаров ловили. Под корытом старым семья землероек прижилась; так и шмыгали по вечерам туда- сюда. В копне за домом полёвки прятались, каждую ночь на копне сыч дежурил: не высунется ли какая? Паук в яичной скорлупе поселился в хоромах белокаменных жил. А один жук-навозник в гриб спрятался! Прогрыз в ножке ход и копошился внутри. Пока вместе с грибом в кузов не угодил. Хоть и груздем не назывался…