Ход занятия:
Воспитатель произносит :
Раз, два, три, четыре, пять (Дети шагают на месте.)
Это каждый должен знать:
Лето, осень и зима, (Хлопки в ладоши.)
А потом придет весна.
А теперь друг друга спросим, (Разводят руки в стороны и
Что настало нынче? смотрят друг на друга.)
Осень!
— Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Давайте поздороваемся с ней. (ответы детей)— Кукла Катя собирается на прогулку, но не знает, что ей нужно надеть. А мы с вами каждый день ходим на прогулку и знаем, что нужно одевать осенью. Давайте поможем кукле одеться по погоде. Но для того, чтобы помочь Кате давайте с вами вспомним, что же происходит осенью?
Игровое упражнение «Закончи предложение».
Дети рассматривают картинки из серии «Осень». Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают предложение.
Осенью листья становятся… желтыми, красными.
Осенью становится… холодно.
Осенью дует холодный… ветер.
Осенью после дождя… много луж.
Осенью созревают… овощи и фрукты.
Осенью в лесу собирают… грибы, ягоды.
Осенью часто идут… дожди.
И т. д.
— Катя, сейчас осень,поэтому на прогулку нужно одеваться теплее: сначала надеть колготки и штанишки, затем-сапожки, после этого-куртку, шапочку, шарфик. Если на небе есть тучи, то может пойти дождь, поэтому нужно взять зонтик.Осенью погода быстро меняется: утром может светить солнце, а потом пойдет дождь или подует ветер.
Теперь Катя одета — можно идти гулять. Пойдем по тропинке и попадем мы с вами и в волшебный лес. (рассматривание иллюстраций деревьев)
Далее воспитатель просит детей показать Кате деревья, растущие в лесу и назвать их. Если они затрудняются, называет деревья, которые растут в лесу, и просит ребят повторить их названия (береза, клен, тополь).
— Ребята, покажите Кате, где у дерева ствол. (Дети показывают). Катя, посмотри, у всех деревьев крепкий, высокий ствол. На нем много веток, а на ветках много листьев.
Воспитатель просит детей показать ветки и листья и спрашивает: «Какого цвета листья на деревьях?» (Зеленые, желтые, красные, оранжевые)
— Осенью листья с деревьев опадают на землю. Когда дует сильный ветер, он срывает листья с деревьев. В теплую погоду, когда светит солнце, листочки тихо кружат в воздухе и ложатся на землю. Покажите, как листочки кружатся в воздухе.
Дети кружатся на месте, изображая листочки.
— Дети, посмотрите под ноги. На земле и на траве много разноцветных листьев и поэтому в лесу очень красиво.
— Покажите Кате, какие у вас в руках красивые листочки. У Тани, Вани и Пети красные листочки, у Оли, Саши и Наташи зеленые листочки, у Артема, Маши и Сережи желтые листочки.
-Какие красивые листочки вы нашли! А теперь давайте поиграем в игру «Мы осенние листочки».
Воспитатель показывает листик, спрашивает какого он цвета (зеленого, переворачивает, а теперь какого цвета (желтый, красный и т. д.). Предлагает погулять с листиками. Когда звучит русская народная песня «Во поле береза», дети гуляют с листиками, делают пружинку, кружатся. Звучит запись «Звуки дождя», дети приседают и прячутся за листиком. На запись «Пение птиц» — дети встают, дуют на листики (сушат от капелек дождя). Проводится два раза.
Итог занятия.
— Где мы были? (в лесу)
— Что растет в лесу? (деревья)
— Что есть у дерева? (ствол, ветки, листья)
— Как нужно одеваться на прогулку (по погоде)
Повторение последовательности одевания.
-Молодцы, ребята, помогли кукле Кате правильно одеться на прогулку. Теперь она знает, какие вещи ей нужны для прогулки осенью. Кукла Катя говорит вам «Спасибо».
А мы с вами давайте скажем Кате «До свидания!»