Ход занятия
1. Упражнение «Давайте познакомимся»
Дети сидят на стульчиках по кругу и передают мяч друг другу, называют свое имя и то, что больше всего любит.
2. Упражнение «Давайте поздороваемся».
Дети стоят по парам друг против друга. Они здороваются теми частями тела, которые указывает ведущий. (например: ладошками, пятками, коленками и пр.).
Психолог:Сейчас я загадаю вам загадку и вы узнаете о нашей гостье:
Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает.
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы. (Осень)
3. Дыхательное упражнении «Идем по лужам».
И. п.: 1 — ходьба на месте, вдох носом; 2 – на выдохе произнести «хлюп – хлюп – хлюп»; 3 – ходьба на месте, вдох носом; 4 – на выдохе произнести «шлеп – шлеп – шлеп».
Повторить 3 – 4 раза.
4. Игра «Признаки осени».
Психолог: ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение об осени, быть очень внимательным и запомнить признаки осени.
Что такое осень?
У кого мы спросим?
Осень – это тучи, лужи и дожди,
Слякоть, непогода,
Ждет зимы природа,
И тепла от солнца
Ты уже не жди.
Осень – это листьев
Чудо – разноцветье,
Нити паутинок,
Хризантем цветенье.
Осень – это птицы
К югу полетели,
Это листопада
Плавное круженье.
Осень с урожаем
Овощей и фруктов,
С теплою одеждой,
Крышей из зонтов.
С вянувшей травою,
Спячкою медведя,
С множеством запасов
Средь густых лесов.
Осень – это шубка
Теплая у зайца.
Нет уж насекомых,
Спрятались они.
Первый снег и стужа,
Первый лед на лужах,
Ночи все длиннее
И короче дни.
После прочтения стихотворения педагог предлагает детям вспомнить все признаки осени и обсудить их.
5. Упражнение на координацию «Осень».
Осень. По утрам морозы. Встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.
В рощах желтый листопад. Кружатся на носочках. Руки на поясе.
Листья около березы Приседают,
Золотым ковром лежат. Плавные движения руками пред собой вправо – влево.
На лужах лед прозрачно – синий. Бегут по кругу на носочках.
На листочках белый иней. Останавливаются, приседают.
6. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять, загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого.
Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, вновь зажимают пальчики, на каждой руке, начиная с большого.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины.
Листики дуба мы соберем, приседают,
Маме осенний букет отнесем. «шагают» по ковру средним и указательным пальцами рук
7. Рисование «Осень».
Обвести по контуру и заштриховать листья.
8. Рефлексия.
9. Прощание.
Дети берутся за руки и желают друг другу самого хорошего.
Ход занятия:
-Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.
-Наши друзья — это деревья!
-Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.
-Кто мне скажет: — «Какие деревья растут на нашем участке?» (Дети: липа, береза, туя, каштан, клен).
Первый ребенок читает стихотворение «Строение дерева» С. А.Васильева:
«Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее его,смотри не поленись:
Ствол — дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору.
Надежно защищает она дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки,
Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись,
Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»
-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок: у дерева есть корни, ствол, ветки, листья).
— Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок: ствол покрыт корой).
-Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок: через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева).
— Молодцы! Правильно назвали строение дерева.
-Посмотрите! А что это за дерево?
Второй ребенок: рябина.
«Осень в город к нам пришла,
Огоньки вокруг зажгла.
Ярко- красный шарик-
Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица,
На рябине покормиться!»
— Ребята! А кому и какую пользу она приносит?
(Дети: ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается).
-А это что за дерево?
Выходит третий ребенок:
«Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клена кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Осенние клены — цветов хороводы,
И желтый, и красный среди непогоды.
Найду я зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета».
-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети — это большие, напоминающие звезду листья)
-Какого цвета бывают кленовые листья осенью? (Дети — желтые, красные)
-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети — желто-красный, желто-зеленый лист).
-А теперь к какому дереву мы подошли?
Выходит четвертый ребенок:
«Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух.
Над улицей несутся сотни белых мух».
-Тополь, это дерево, которое растет в нашем городе Анапа.
-Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? (Дети: тополь — это городское дерево).
-Для чего в городе нужны деревья? (Дети: листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают городской воздух).
-Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)
-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр, туя).
Выходит пятый ребенок:
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.
-Как выглядит сосна?
(Дети: Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна, размножается шишками.)
-Молодцы! Очень много рассказали о сосне.
— А сейчас, давайте соберем красивый букет из осенних листьев. (Дети собирают листья).
-Как много красивых листьев собрали!
-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)Шестой ребенок:
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
-Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)
-У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (Дети: у березы).
-У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (Дети: у березы).
-Какое значение имеет — листопад?
(Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями).
-А сейчас,отгадайте загадки:
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки)
-Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща).
-А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща).
-Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща).
Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончилось наше занятие.
Березка на нашем участке говорит нам:
«Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»
Ход занятия.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку.
Густы поля
Мокнет земля.
Дождь поливает,
Когда это бывает?
Дети: (Осенью)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года мы сегодня с вами поговорим.
Дети: Об осени.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы?
Дети: (сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Воспитатель: Правильно, ребята. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днём в солнечные дни.
Воспитатель: Что вы можете сказать про солнце осенью?
Дети: (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)
Воспитатель: А какое небо осенью?
Дети: (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)
Воспитатель: Что происходит осенью с деревьями?
Дети: (Опадают листья.)
Воспитатель: Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?
Дети: (листопад – 2 слова листья опадают).
Воспитатель: Каким цветом становятся листья?
Дети: (Оранжевые, желтые, красные.)
Воспитатель: Что делают птицы осенью?
Дети: (Улетают в тёплые края).
Воспитатель: Почему? Как называются эти птицы?
Дети: (Перелётные.)
Воспитатель: Что делают животные осенью?
Дети: (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму- медведь, еж; другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса, третьи – белка, еж делают запасы на зиму.)
Воспитатель: Какая погода осенью?
Дети: (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
Воспитатель: Что происходит днем и ночью?
Дети: ((Дни становятся короче, а ночи – длиннее.)
Воспитатель: А как вы думаете, осень это весёлое или грустное время года?
Дети: (Грустное.)
Воспитатель: А почему?
Дети: (Потому что природа как бы замирает, прощается с яркими красками лета.)
Физминутка (с мячом)
«Какие листья на разных деревьях?»
на березе – березовые
на клене – кленовые
на рябине – рябиновые
на дубе – дубовые
на осине – осиновые и т. д.
Составление описательного рассказа по схеме «Осень»
— Осенью солнышко светит, но не греет;
— Осенью часто идут дожди, небо пасмурное;
— Люди собрали урожай;
— Листья на деревьях пожелтели и стали опадать;
— Люди стали теплее одеваться, так как похолодало;
— Звери запасают корм на зиму (белочки запасают грибы и шишки, медведь готовится к зимней спячке);
— Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
Дети по цепочке составляют рассказ. Затем рассказ пересказывают 3-4 ребёнка.
Штриховка «Листьев» (раздаю детям шаблоны листьев, дети обводят и заштриховывают листья)
Воспитатель: А теперь ребята, бросьте листья на землю. Падающие листья укрыли всю землю и получился осенний ковер!
Итог:
— О каком времени года мы с вами говорили на занятии?
— Чем мы занимались с Вами сегодня?