Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «осень. деревья осенью»

Ход занятия

1. Упражнение «Давайте познакомимся»

Дети сидят на стульчиках по кругу и передают мяч друг другу, называют свое имя и то, что больше всего любит.

2. Упражнение «Давайте поздороваемся».

Дети стоят по парам друг против друга. Они здороваются теми частями тела, которые указывает ведущий. (например: ладошками, пятками, коленками и пр.).

Психолог:Сейчас я загадаю вам загадку и вы узнаете о нашей гостье:

Плащ золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает.

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы. (Осень)

3. Дыхательное упражнении «Идем по лужам».

И. п.: 1 — ходьба на месте, вдох носом; 2 – на выдохе произнести «хлюп – хлюп – хлюп»; 3 – ходьба на месте, вдох носом; 4 – на выдохе произнести «шлеп – шлеп – шлеп».

Повторить 3 – 4 раза.

4. Игра «Признаки осени».

Психолог: ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение об осени, быть очень внимательным и запомнить признаки осени.

Что такое осень?

У кого мы спросим?

Осень – это тучи, лужи и дожди,

Слякоть, непогода,

Ждет зимы природа,

И тепла от солнца

Ты уже не жди.

Осень – это листьев

Чудо – разноцветье,

Нити паутинок,

Хризантем цветенье.

Осень – это птицы

К югу полетели,

Это листопада

Плавное круженье.

Осень с урожаем

Овощей и фруктов,

С теплою одеждой,

Крышей из зонтов.

С вянувшей травою,

Спячкою медведя,

С множеством запасов

Средь густых лесов.

Осень – это шубка

Теплая у зайца.

Нет уж насекомых,

Спрятались они.

Первый снег и стужа,

Первый лед на лужах,

Ночи все длиннее

И короче дни.

После прочтения стихотворения педагог предлагает детям вспомнить все признаки осени и обсудить их.

5. Упражнение на координацию «Осень».

Осень. По утрам морозы. Встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.

В рощах желтый листопад. Кружатся на носочках. Руки на поясе.

Листья около березы Приседают,

Золотым ковром лежат. Плавные движения руками пред собой вправо – влево.

На лужах лед прозрачно – синий. Бегут по кругу на носочках.

На листочках белый иней. Останавливаются, приседают.

6. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять, загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого.

Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы, вновь зажимают пальчики, на каждой руке, начиная с большого.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины.

Листики дуба мы соберем, приседают,

Маме осенний букет отнесем. «шагают» по ковру средним и указательным пальцами рук

7. Рисование «Осень».

Обвести по контуру и заштриховать листья.

8. Рефлексия.

9. Прощание.

Дети берутся за руки и желают друг другу самого хорошего.

Ход занятия:

-Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.

-Наши друзья — это деревья!

-Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.

-Кто мне скажет: — «Какие деревья растут на нашем участке?» (Дети: липа, береза, туя, каштан, клен).

Первый ребенок читает стихотворение «Строение дерева» С. А.Васильева:

«Дерево могуче, дерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его,смотри не поленись:

Ствол — дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору.

Надежно защищает она дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Они весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»

-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок: у дерева есть корни, ствол, ветки, листья).

— Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок: ствол покрыт корой).

-Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок: через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева).

— Молодцы! Правильно назвали строение дерева.

-Посмотрите! А что это за дерево?

Второй ребенок: рябина.

«Осень в город к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко- красный шарик-

Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица,

На рябине покормиться!»

— Ребята! А кому и какую пользу она приносит?

(Дети: ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается).

-А это что за дерево?

Выходит третий ребенок:

«Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клена кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Осенние клены — цветов хороводы,

И желтый, и красный среди непогоды.

Найду я зеленого капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета».

-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети — это большие, напоминающие звезду листья)

-Какого цвета бывают кленовые листья осенью? (Дети — желтые, красные)

-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети — желто-красный, желто-зеленый лист).

-А теперь к какому дереву мы подошли?

Выходит четвертый ребенок:

«Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух.

Над улицей несутся сотни белых мух».

-Тополь, это дерево, которое растет в нашем городе Анапа.

-Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? (Дети: тополь — это городское дерево).

-Для чего в городе нужны деревья? (Дети: листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают городской воздух).

-Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)

-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр, туя).

Выходит пятый ребенок:

Стоят дома высокие,

Этажи несчетные,

Шпили колючие,

Под тучами могучими.

-Как выглядит сосна?

(Дети: Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна, размножается шишками.)

-Молодцы! Очень много рассказали о сосне.

— А сейчас, давайте соберем красивый букет из осенних листьев. (Дети собирают листья).

-Как много красивых листьев собрали!

-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)Шестой ребенок:

В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

-Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)

-У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (Дети: у березы).

-У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (Дети: у березы).

-Какое значение имеет — листопад?

(Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями).

-А сейчас,отгадайте загадки:

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки)

-Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща).

-А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща).

-Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща).

Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончилось наше занятие.

Березка на нашем участке говорит нам:

«Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»

Ход занятия.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку.

Густы поля

Мокнет земля.

Дождь поливает,

Когда это бывает?

Дети: (Осенью)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года мы сегодня с вами поговорим.

Дети: Об осени.

Воспитатель: Назовите осенние месяцы?

Дети: (сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днём в солнечные дни.

Воспитатель: Что вы можете сказать про солнце осенью?

Дети: (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)

Воспитатель: А какое небо осенью?

Дети: (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)

Воспитатель: Что происходит осенью с деревьями?

Дети: (Опадают листья.)

Воспитатель: Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?

Дети: (листопад – 2 слова листья опадают).

Воспитатель: Каким цветом становятся листья?

Дети: (Оранжевые, желтые, красные.)

Воспитатель: Что делают птицы осенью?

Дети: (Улетают в тёплые края).

Воспитатель: Почему? Как называются эти птицы?

Дети: (Перелётные.)

Воспитатель: Что делают животные осенью?

Дети: (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму- медведь, еж; другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса, третьи – белка, еж делают запасы на зиму.)

Воспитатель: Какая погода осенью?

Дети: (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

Воспитатель: Что происходит днем и ночью?

Дети: ((Дни становятся короче, а ночи – длиннее.)

Воспитатель: А как вы думаете, осень это весёлое или грустное время года?

Дети: (Грустное.)

Воспитатель: А почему?

Дети: (Потому что природа как бы замирает, прощается с яркими красками лета.)

Физминутка (с мячом)

«Какие листья на разных деревьях?»

на березе – березовые

на клене – кленовые

на рябине – рябиновые

на дубе – дубовые

на осине – осиновые и т. д.

Составление описательного рассказа по схеме «Осень»

— Осенью солнышко светит, но не греет;

— Осенью часто идут дожди, небо пасмурное;

— Люди собрали урожай;

— Листья на деревьях пожелтели и стали опадать;

— Люди стали теплее одеваться, так как похолодало;

— Звери запасают корм на зиму (белочки запасают грибы и шишки, медведь готовится к зимней спячке);

— Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Дети по цепочке составляют рассказ. Затем рассказ пересказывают 3-4 ребёнка.

Штриховка «Листьев» (раздаю детям шаблоны листьев, дети обводят и заштриховывают листья)

Воспитатель: А теперь ребята, бросьте листья на землю. Падающие листья укрыли всю землю и получился осенний ковер!

Итог:

— О каком времени года мы с вами говорили на занятии?

— Чем мы занимались с Вами сегодня?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: