Ход НОД
Этапы работы Действия педагога
(методы и приёмы)
Мотивация детей к деятельности Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная — индюк.
— А вы хотите, тоже стать дымковскими мастерами и устроить выставку для своих родителей?
Простановка цели детьми Ответы детей.
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности Выставляю перед детьми дымковского индюка на дощечку.
Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.)
Из каких частей состоит индюк? (тело, голова, хвост, крылья, корона)
Индюк — птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц. Какое же оно? (Овальной формы.)
Посмотрите на голову и шею индюка. Какая голова и шея?
Дети: Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею.
А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.)
Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как корона, веерообразный и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)
Какие по форме крылья и хвост? (круглой формы, волнистые по краю)
Видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)
Во время рассматривания индюка медленно поворачивать образец, чтобы дети видели его со всех сторон
Обращаю внимание на толстые ноги и подставку сзади возле хвоста для устойчивости фигурки
Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка»
(Сжать кулачки, на название каждой птички отгибать один пальчик)
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек — стайка:
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель.
Эта птичка — скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это — зяблик,
Это — стриж,
Это — развесёлый чиж….
Ну, а это — злой орлан.
Птички, птички по домам!
(Игра проводится 2 раза в разном темпе).
А теперь я приглашаю вас в мастерскую.
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Делим пластилин на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.
Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост.
Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика для крыльев и один большой для хвоста).
Для крыльев лепим шарики и сплющиваем их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края). Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.
Украшаем хвост и крылья каждый по-своему, используя для этого нелепы, стеку.
Подведение итога. В конце занятия дети обсуждают и оценивают получившиеся фигурки, отмечая степень выразительности, пропорциональности.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках на ковре в группе напротив экрана.
1. Ребята, послушайте сказку про Дымковскую игрушку. В некотором царстве, в нашем государстве, далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жители этого села любили песни, пляски, там рождались чудо-сказки. Но раньше у детей не было ни книг, ни телевизоров, ни компьютеров, ни игрушек, как у вас.И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набирали на берегу реки глину и лепили игрушки. Вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли белым мелом и расписали яркими красками. Так и появились дымковские игрушки.
Игрушки в виде фигурок людей, животных и птиц. Все игрушки расписные, яркие, веселые, нарядные, задорные – полюбились они детям. Нянька. Водоноска. Петушок. Козлик. Барашек. Лошадка
А когда поднимется в небо золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять. Весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, какого цвета основа дымковской игрушки? (Всегда только белая.)
Воспитатель: А какие узоры на дымковских игрушках (Прямая линия, точка, круг, кольцо, волнистая линия.)
Воспитатель: какие цвета использованы в росписи (Разные, яркие — красные, жёлтые, зелёные, синие)
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь я предлагаю провести разминку.
2.Физкультурная минутка:
Предлагаю тихо встать – это раз!
Покрутили головой – это два!
Руки вверх смотри вперёд – это три!
Руки шире на четыре!
Пальцы сжать, разжать – это пять!
А теперь я попрошу тихо сесть – это шесть.
(Воспитатель предлагает взять правильно свои стульчики и сесть на свои места за столы).
3. Появление дымковской лошадки, раскрашивание силуэтов лошадки.
Воспитатель в группе замечает шкатулку и берет ее. (Воспитатель открывает шкатулку, там дымковская лошадка)
— Ой, а здесь кто-то есть. Кто это? (Показывает детям открытую сумочку, достает игрушку — лошадку)
— Лошадка.
— Ребята, скажите, лошадка какая?
— Лошадка красивая, нарядная, расписная, как и кукла Барышня.
— Давайте посмотрим, каким узором разукрашена лошадка?
— Лошадка украшена синими и красными кружочками.
— Это дымковская лошадка. Она раскрашена красными и синими кружочками, кружочки большие и маленькие. На столах перед вами тоже есть лошадки, вот только они белые, без рисунка. Давайте мы с вами разукрасим лошадку!
— Отщипните маленькие кусочки пластилина и скатайте из них шарики.
— Приложите шарики к силуэту лошадки, слегка прижмите.
— Молодцы, ребята.
— А теперь кружочки будем рисовать ватными палочками. Сейчас возьмем ватные палочки и попробуем нарисовать кружочки в воздухе. Кружочки большие и маленькие (рисуют в воздухе)
А теперь украшаем лошадку: намочим палочку в воде, после набираем сначала синюю краску и нарисуем синие кружочки между пластилиновыми кружочками. А теперь возьмите другую палочку и нарисуем красные кружочки.
(Дети рисуют, звучит спокойная музыка)
4. Рефлексия.
— Какие нарядные получились у вас лошадки, расписные! Молодцы! Лошадка шепчет мне на ушко, что ей очень нравятся ваши расписные лошадки. А вам нравятся ваши лошадки?
— А теперь давайте сделаем выставку из наших лошадок (лошадки выставляются на доску).
— Посмотрите, какая красивая лошадка у Даши.
— А у Кати кружочки и большие и маленькие.
— Лошадка у Влада получилась нарядная. Молодцы, ребята!
— Лошадка тоже очень рада, что вы такие добрые ребята, что теперь у неё появилось много друзей. Она говорит вам большое спасибо, ей теперь будет весело и радостно с ними играть.