Словарь по лексическим темам с упражнениями

Лексическая тема: Профессии, Строительство

Словарь:

Существительные: стройка, каменщик, бетонщик, маляр, электрик, сантехник, экскаваторщик, сварщик, плотник, стекольщик, мастер, архитектор, кладка, кирпич, стена, панель, блок., крыша, краска, кран, фундамент, цемент, трактор, бульдозер, свая, котлован, кровельщик, паркетчик, паркет, плиточник.

Глаголы: поднимать, класть, управлять, красить, собирать, монтировать, строить, разравнивать, возводить, устанавливать, строгать, склеивать, сваривать, благоустраивать.

Прилагательные: высокий, низкий, красный, блочный, кирпичный, деревянный, городской, деревенский, высотный, комфортабельный, железобетонный, многоэтажный.

Наречия: красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро.

Упражнения:

1. Что делает:

грузчик — грузит разные грузы;
строитель — …;
бетонщик — …;
экскаваторщик — ….

2. Что лишнее и почему.

Маляр, кисть, молоток (маляр, так как это профессия, а кисть и молоток —инструменты),

Строитель, стройка, врач (стройка, так как два других слова — профессии).

3. Расскажи о том, что делают люди этих профессий:

Инженер, повьар, кондитер, музыкант, певец, артист, врач, педиатр, хирург, стоматолог, крановщик, сварщик, электрик, моряк, продавец, кассир, учитель, воспитатель, шофер, водитель, летчик, военный, парикмахер, портной.

4. Что лишнее и почему?

Повар, поварешка, поварить, повредить, варить.

Камень, каменщик, комета, камушки.

5. Раздели слова на слоги.

БОЛЬНОЙ ЖДЕТ ВРАЧА.

Лексическая тема: «Насекомые».

Родителям рекомендуется:

— по возможности рассмотреть с ребёнком насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жука, муху, комара, паука;

— рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики);

— рассказать ребёнку, какую пользу приносят насекомые человеку;

— рассказать, что муха – вредное насекомое, переносчик различных заболеваний;

— учить ребёнка бережному отношению к природе.

1. Дидактическая игра «Один – много».

Муха – мухи, комар – …, стрекоза – …, кузнечик – …, бабочка – …, жук – …, паук – …, пчела – … .

2. Дидактическая игра «Подбери признак» (4-5 слов).

Бабочка (какая?) – яркая, пёстрая, разноцветная, порхающая, … .

Муравей (какой?) – маленький, коричневый, трудолюбивый, полезный, … .

3. Дидактическая игра «Подбери слова-действия» (4-5 слов).

Бабочка (что делает?) – летает, порхает, садится, …, … .

Муравей (что делает?) – ползает, строит, переносит (веточки), …, … .

Кузнечик (что делает?) – прыгает, стрекочет, …, …, … .

Жук (что делает?) – летает, жужжит, …, …, … .

4. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Муравей сидел около … .

Божья коровка ползла по … .

Жук спрятался под … .

Гусеница сидела на … .

5. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (построение логико-грамматических конструкций).

Девочка ловит бабочку. Бабочка ловит девочку.

Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

6. Образование множественного числа глаголов.

Кузнечик прыгает, а кузнечики … (прыгают).

Бабочка порхает, а бабочки … (порхают).

Муравей строит, а муравьи . (строят).

Жук жужжит, а жуки … (жужжат).

Оса жалит, а осы … (жалят).

7. Развитие мелкой моторики. Дидактическое упражнение «Проведи дорожки».

Лексическая тема: Дикие животные

Словарь:

Существительные:

Волк, заяц, еж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, рысь, енот, белка, бобр, олень, ласка, куница, ондатра, выдра, барсук, клыки, сохатый, плутовка.

Глаголы

Ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать.

Прилагательные

Колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.

Упражнения:

Кто как голос подает?

Медведь — рычит;
Кабан — …
Волк — …
Сова — …

Какое слово не подходит? (лишнее)

Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.
Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.

Сосчитай до пяти.

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Один волк, …
Один медведь,…
Одна лиса, …
Одна белка, …
Один серый волк….
Одна рыжая лиса…
Один полосатый барсук…

Что общего и чем отличаются?

Белка и кошка,
Лиса и волк,
Медведь и ёж.

Лексическая тема «Осень»

Тема: “Осень”

  1. Родителям рекомендуется:

— вспомнить с ребенком какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку и выучить их;

— побеседовать какое время года было перед осенью, будет после осени?

— сравнить погоду ранней и поздней осенью: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице?;

— рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;

— вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;

— вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;

— перечислить как можно больше признаков осени;

  1. Д/И “Подбери много слов-признаков и слов-действий”(не менее 4-5 слов):

Осень (какая?) – золотая, дождливая, печальная, красивая, прекрасная, сырая, багряная, богатая (на урожай);

Осенью небо (какое?)- хмурое, серое, унылое, дождливое …,

Осенью листья(что делают?)- краснеют, желтеют, вянут, опадают, сохнут, кружатся, шуршат;

Следить за окончанием прилагательных и глаголов.

  1. Упражнение “Скажи какая погода?” Записываем в тетрадь

— Какая погода бывает осенью, если идет дождь (дождливая);

если дует ветер — … ……………..если холодно — ………………. …если сыро- ……………. …хмуро-……. если солнечно-………. …если ясно-………………

4.Д/И “Чего не бывает осенью. (Определить. Дать полный ответ):

— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

— Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

— Солнышко сильно припекает, трава зеленеет, распускаются цветы.

— Дикие животные не делают запасы корма.

— Птицы прилетают из теплых краев.

Солнце – солнышко, лист — ………. туча — …………, ветка — …………. дерево — ……………, дождь — …, лужа -……………. ветер — ………………. птица — ……………….;

  1. Упражнение “Скажи наоборот”(повторить предложение полностью). Записываем в тетрадь:

Летом солнце яркое, а осенью ………….; Летом небо светлое, а осенью …;

Летом день длинный, а осенью……………; Летом тучи ходят высоко, а осенью…;

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью…;

Летом люди одеваются легко, а осенью…;

Летом колхозники растят урожай, а осенью… .

7.Пересказать текст “Осень”.

На дворе дождь, ветер, холодно.

Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево. Ветки уже голые , без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал: «Смотрите, какой листочек красивый!»

Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унёс.

  1. Читаем текст ребенку.
  2. Задаем вопросы по каждому предложению.
  3. Еще раз читаем текст.
  4. Самостоятельный пересказ текста ребенком.
  5. Упражнение «Осенние листья». Назови листья: кленовый, липовый, дубовый. Проведи линии на листьях. Раскрась листья (желтым, красным, оранжевым, коричневым цветом).

Лексическая тема: Материалы и инструменты

Словарь:

Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень, тиски, рубанок, лопата, грабли, гвоздь, дрова, гайка, винт, железо, медь, золото, серебро, пух, вата, шерсть, ситец, капрон.

Глаголы: забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать.

Прилагательные: кожаный, металлический, серебряный, нейлоновый, дровяной, пуховый, стеклянный.

Упражнения:

1. Чем мы: рубим дрова — топором; Пилим дрова — …

2. Сосчитать до пяти.

Один острый нож, два острых ножа… пять острых ножей.
Одни длинные ножницы… пять длинных ножниц.

3. Назови ласково:

Молоток — молоточек;
Ключ — …
Нож — …
Гайка — …
Гвоздь — …
Топор — …
Грабли — …
Наперсток — …

4. Придумай предложения с парами слов:

Гвоздь — молоток;
Игла — ткань;
Пила — дрова;
Лопата — яма.

5. Что можно делать: лопатой — выкапывать яму (под-, за-, от-, пере-)

6. Вспомни 10 инструментов, и что можно делать:

Лопатой — …, молотком — …, топором — …, граблями — …, ножницы — ….

7. Из чего — какой?

Из дерева — …, из железа …, из стекла — …, из пластмассы — …, из кожи — …., из меха — …, из шерсти — ….

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Развитие речи у младших дошкольников через логоритмику Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Речь детей развивается лучше при условии высокой двигательной активности ребенка. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи.

Логоритмика в средней группе компенсирующей направленности (сентябрь, октябрь) Логоритмика в средней группе компенсирующей направленности «Медвежонок 1». 2021 – 2022гг. Музыкальный руководитель: Мордик Л.А. Сентябрь 1 – 2 неделя логопедическое обследование 3 неделя (20.09 -24.09) Детский сад «Угадай одногрупника» Хорошей будет игра на угадывание.

Для чего нужны лексические темы?

Педагоги планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени дошкольники обучаются по какой-то одной лексической теме.

Содержание всей коррекционной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных бытовых ситуациях, в семье при выполнении с родителями логопедических заданий. Обучение проходит гораздо успешнее, если используются дидактические игры и упражнения по определенной лексической теме.

Посредством различных игр и упражнений у детей формируются навыки образования и изменения слов

Способность образовывать слова различными способами является в речевом развитии очень важной потому, что овладевая ей, ребенок учится различать и находить значимую часть в словах, видеть схожие части разных слов. Этому навыку способствуют такие игры как: «Скажи ласково», «Один – много», «Какой? Какая? Какое?», «У кого кто?», «Назови семейство»

Игры «Из чего сделали?», «Скажи наоборот», «Придумай загадку», «Я начну, а ты закончи» способствуют закреплению знаний о предметах, их особенностях, уточняют знания детей, формируют видовые и родовые понятия.

Еще ряд игр и упражнений направлен на то, чтобы сформировать у детей умения правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже: «Мой, моя, моё, мои», «Посчитай», «Чего не стало?» и другие.

Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.

Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.

В подменю этого раздела Вашему вниманию по каждой лексической теме представлены:

— лексика для детей;

— пальчиковые игры;

— упражнения на координацию речи и движения;

— стихи, загадки, тексты;

— игры и упражнения.

Выполняя с ребенком рекомендуемые задания, заинтересуйте малыша, используйте его любимые игрушки, постарайтесь сделать обучение интересным и весёлым времяпрепровождением.

Лексическая тема: Человек, Части тела

Словарь:

Существительные: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, прическа, челка, пробор, усы, борода, ресницы, здоровье, закалка.

Глаголы: брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, морщить, расчесывать, улыбаться, нести, гладить, бросить, согнуться, кивать, разжимать, сжимать, разогнуть, согнуть, хлопать, крутить.

Прилагательные: длинноволосый, стриженый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, плечистый, голенастый, лобный, глазной, одноглазый, лохматый, кудрявый.

Упражнения:

Какое слово не подходит?

Кость, окостенеть, кисточка, костлявый, костоправ.
Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.

Отгадай и объясни загадки.

Живет мой братец за горой —
Не может встреться со мной. (глаза)

Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

Четко укажи часть тела.

Есть на пальцах наших ногти,
На руках — запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голепостоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски,
И газа, что так близки.
Щеки, нос, и две ноздри,
Губы, зубы — посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

Лексическая тема: «Овощи».

1. Рекомендации родителям:

— рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец, баклажан, кабачок, репу, чеснок и др.; объяснить, что всё это можно назвать одним словом «овощи»;

— обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус (ребёнок должен уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);

— рассказать ребёнку, что овощи растут в огороде на грядке (в земле, на земле, над землёй – привести примеры), что овощи нужно регулярно поливать;

— рассказать и показать ребёнку, что из овощей можно приготовить различные блюда (суп, щи, борщ, салат, винегрет и др.), что можно заготавливать овощи на зиму: солить, консервировать, сушить, мариновать;

— рассказать о пользе овощей.

2. Дидактическая игра «Мы считаем» (в пределах 5).

Образец: «1 кочан капусты, 2 кочана капусты, 3 кочана капусты, 4 кочана капусты, 5 кочанов капусты».

1 морковка, 2…, 3 . 4 …, 5 … .

1 огурец, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .

1 помидор, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .

1 редиска, 2…, 3 …, 4 …, 5 … .

3. Дидактическая игра «Убираем урожай» (выучите, как убирают овощи).

Морковь, свекла, репа, редис – растут в земле, их …(дёргают).

Огурцы, помидоры, горох – растут над землёй, их … (срывают).

Капуста, тыква, кабачок – растут на земле, их …(срезают).

Картофель растет в земле, его …(выкапывают).

4. Дидактическая игра «Подбери признак» (не менее 4 слов, обозначающих форму, цвет, вкус и тактильные признаки овощей).

Ребёнок подбирает слова, а взрослый записывает их в тетрадь.

Образец: «Морковь какая?» – «Продолговатая, оранжевая, полезная, твёрдая, сладкая».

5. Дидактическая игра «Что лишнее?» (нужнообъяснить причину исключения и дать полный ответ).

Огурец, банан, помидор, горох. («Банан – это фрукт, а всё остальное – овощи».)

Лук, яблоко, персик, лимон.

6. Дидактическое упражнение «Составь рассказ об овоще по схеме».

Образец рассказа: «Я хочу рассказать про огурец. По цвету он зелёный, по форме – овальный, по размеру – маленький, на вкус – сладкий. Растёт огурец в огороде на грядке. Его можно есть сырым, добавлять в салат и делать из него огуречный сок».

Рассказ ребёнка взрослый записывает в тетрадь.

7. Дидактическое упражнение «Обводилки» (обведите и раскрасьте только овощи ). Обводить и раскрашивать нужно цветными карандашами !

Лексическая тема «Грибы»

1. Родителям рекомендуется:

— помочь ребёнку запомнить названия грибов: «боровик», «подберёзовик», «подосиновик», «сыроежка», «лисичка», «мухомор»;

— объяснить, что у гриба есть шляпка, ножка и грибница, что грибы растут в лесу, в траве, на пеньках, под деревьями;

— нарисовать или наклеить с ребёнком изображения этих грибов, подписать их (затем пусть ребёнок покажет и назовёт эти грибы);

— объяснить ребёнку, что мухомор и поганка — ядовитые, несъедобные грибы.

2. Упражнение «Весёлый счёт» (от 1 до 5).

1 опёнок, 2 . 3 . 4 . 5 . .

1 мухомор, 2 . 3 . 4 . 5 . .

1 подосиновик, 2 . 3 . 4 . 5 . .

3. Упражнение «Скажи наоборот».

Рыжик съедобный, а мухомор — несъедобный (ядовитый).

У белого гриба толстая ножка, а у подосиновика — тонкая.

Опёнок маленький, а боровик — большой.

4. Упражнение «Один — много» (образование существительных множественного числа в именительном падеже).

Убежало молоко (звуки ж, л, с)

Убежало молоко. Убежало далеко! Вниз по лестнице Скатилось, Вдоль по улице Пустилось, Через площадь Потекло, Постового Обошло, Под скамейкой Проскочило, Трех старушек подмочило, Угостило двух котят, Разогрелось — и назад: Вдоль по улице Летело, Вверх по лестнице Пыхтело, И в кастрюлю заползло, Отдуваясь тяжело. Тут хозяйка подоспела: — Закипело? — Закипело!М. Бородицкая

Щи-талочка (звуки ч, щ, л, р) Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюльке густо! Раз-два-три, огонь зажжен – Кочерыжка, выйти вон!М. Бородицкая    *  *  * (звуки л, р) Это вам не пирожок С корочкой хрустящей, А румяный теплоход, Самый настоящий. — Полный ход! — Есть полный ход! — Прямо в рот! — Есть прямо в рот! Этот вкусный теплоход, Испеченный мамой. Вишни сочные везет В середине самой.Р. Куликова   *  *  * (звуки л, р) Я решил сварить компот В мамин день рождения. Взял изюм, орехи, мед, Килограмм варенья. Все в кастрюлю поместил, Размешал, воды налил, На плиту поставил И огня прибавил. Чтобы вышло повкуснее, Ничего не пожалею. Две морковки, лук, банан, Огурец, муки стакан, Половину сухаря В мой компот добавил я. Все кипело, пар клубился… Наконец, компот сварился! Маме я отнёс кастрюлю: — С днем рождения, мамуля! Мама очень удивилась, Засмеялась, восхитилась. Я налил компоту ей – Пусть попробует скорей! Мама выпила немножко И … закашлялась в ладошку, А потом сказала грустно: — Чудо – щи! Спасибо! Вкусно! М. Дружинина

Лексическая тема: Зима, Зимняя одежда

Словарь:

Существительные: мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, шуба, пальто, дубленка, пуховик, варежки, рукавицы, перчатки, сапоги, валенки, унты, шапка, ушанка, вьюга, узор, иней, поземка, метель, стужа, наст, оттепель. Лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки (лыжные), ёлка, украшения (ёлочные), праздник, лопата, хоккей, ворота, вратарь, год, крепления (лыжные), полозья, трамплин, дом, прорубь, трасса, клюшка, шайба, карнавал.

Глаголы: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, развязывать, завязывать, расстегивать, застегивать, расшнуровывать, зашнуровывать, раздевать, одевать, надевать. Ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, украшать, праздновать.

Прилагательные: стылый, ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жесткий, прозрачный, резкий, шерстяной, меховой, пуховый, трескучий, жестокий, суровый, студеный. Лыжный, быстрый, острый, зимний, скользкий, санный, искристый, липкий, новогодний, рождественский, крещенские (морозы), подледная (рыбалка).

Упражнения:

Скажи наоборот.

Темный — светлый,
Короткий — (длинный),
Черный — (белый),
Холодный — (теплый, горячий),
Пасмурный — (ясный, солнечный),
Мягкий — (твердый, жесткий),
Ветер — (безветрие, тихая погода),
Заморозки — (оттепель),
Зимний — (летний),
Легкий — (тяжелый).

Продолжи предложение.

Зимой люди ходят в …(шапках, шубах, пуховиках…)
Зима приносит …(снегопады, морозы…)
Вода замерзла на …(реках, озерах)
Я люблю кататься зимой на … (санках).

Назови ласково: елка — елочка, санки — …, палки — …, гора — ….

Какое слово не подходит.

Лыжи, лыжнику, булыжник, лыжня.
Снежок, подснежник, нежный, снеговик.

Лексическая тема: «Транспорт».

Родителям рекомендуется:

— вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;

— познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подводный, подземный, железнодорожный (привести примеры каждого вида транспорта);

— рассказать ребёнку о транспорте специального назначения (ребёнок должен знать и называть специальные машины, их назначение и номера телефонов: «101», «102», «103», «104»): «скорая помощь», «пожарная машина», «милицейская машина», «машина газовой службы»;

— рассмотреть (показать по картинкам) следующие части транспорта: кабина, кузов, салон, колёса, фары, сидение, руль, педали, окна;

— побеседовать о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также о профессии шофёра;

— провести с ребёнком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, а когда – нет. 1

Игра «Кто чем управляет?»

1. Игра «Кто чем управляет?».

Машинист управляет поездом.

Водитель управляет автобусом, трамваем, троллейбусом, маршруткой.

Велосипедист управляет велосипедом.

Мотоциклист управляет мотоциклом.

Лётчик управляет самолётом.

Капитан управляет кораблём, пароходом.

2. Игра «Сосчитай-ка».

1 2 5

Слова для игры: велосипед, мотоцикл, лодка, корабль, ракета, поезд, автобус, вертолёт; велосипедист, мотоциклист, пилот, шофёр, капитан.

3. Игра «Один – много – нет».

Мои игрушки

Хороши у нас игрушки:        на правой руке с подушкой большого пальца соединяем подушечки остальных пальцев на каждое слово -«клювик»

Куклы, мишки и хлопушки,   то же на левой рукеС ними весело играть,          две руки одновременно — «клювик» на каждое слово Но не надо забывать:

Игрушки – не люди,             одна рука «ребро», другая -«ладонь» Но все понимают                 меняем положение на каждое словоИ очень не любят,Когда их ломают.Пусть игрушки дружат с нами,Обижать мы их не станем,Поиграем и потомВсе на место уберем.(З. Петрова)

Координация речи и движения

Кукла спит

Я хожу, хожу, хожу,                           Ходьба на месте с высоким

Вдруг я куклу разбужу!                        подниманием колен.

Кукле надо отдыхать,                          Полуприседание, удержание позы.

Кукле хочется поспать

Я на цыпочках хожу,                           Потягивание на носочках, глубокий вдох.

Куклу я не разбужу.                            Руки на поясе, ходьба на носочках,

И ни разу, и ни разу 

Я словечка не скажу.                           Проговаривание шепотом.

Буратино

Буратино потянулся,                          движения соответствуют тексту

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, —

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

 «Лошадка

Я люблю свою лошадку,                    Поглаживание ладонью по голове

Причешу ей шерстку гладко.              воображаемой лошадки по спинке,

Гребешком приглажу хвостик             потом по хвостику.

И верхом поеду в гости.                    Бег по кругу с высоким  подниманием колена,

                                                       руки держат воображаемые поводья.

Мячик мой.

Координация речи с движением.

Друг весёлый, мячик мой,           4 прыжка на носочках,  руки на поясе.

Всюду, всюду он со мной.           По 2 взмаха левой и правой рукой — как бы удары                                                   по мячу.

Раз, два, три, четыре, пять.        5 прыжков на носочках, руки на поясе.

Хорошо мячом играть.                Вновь по 2 взмаха — «удара».

Мячик

Координация речи и движения, развитие общей моторики

Раз, два, прыгай, мячик.        Взмахи правой ладонью, как бы удары   по мячу.

Раз, два, и мы поскачем.       Ритмичные прыжки на носочках,

Девочки, и мальчики                              руки на поясе.

Прыгаем, как мячики.

Логоритмическая гимнастика

Робот

Стоит робот на дороге,                          

У него не гнутся ноги,                    

Может он махать руками,            

Может он моргать глазами, 

Может головой кивать,                     

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочерёдно дейст¬вия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и чётко.

Выучите с ребенком стихотворение:

 Игрушки

Подарили мне игрушки,

Мишку, зайку и Петрушку,

Посажу друзей я в холле

И начну готовить к школе.    

Дам мозаику я зайке,   

А Петрушке — балалайку,

Почитаю мишке книжку.

В первый класс идут детишки!

Матрешки

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки,

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Лексическая тема: Защитники Отечества

Словарь:

Существительные: солдат, родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, предатель.

Глаголы: воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.

Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, доблестный, отважный, смелый, трусливый.

Упражнения:

1. Как называется человек, который:

Летает на вертолете – вертолетчик;
Ездит на танке — …(танкист);
Служит в пехоте — …(пехотинец);
Прыгает с парашютом — …(парашютист);
Служит в подводной лодке — …(подводник).

2. Какое слово не подходит:

Воин, воинский, воет, воевать, война.
Рана, ранить, охрана, раненный, ранение.

3. Что делают:

Летчик — …, вертолетчик — …, танкист — …, парашютист — …, подводник — …, снайпер — …, сапер — …, пограничник — …

4. Пилот Андрей Краснов прилетел в Тулу.

Сколько слов в предложении?
Назови 5-е слово. Что это?
Сколько звуков во 2-м слове?
Сколько слов написано с большой буквы? Почему?
Поставь ударение в 1-м слове.

Лексическая тема: «Части тела»

Тема: “Части тела”.

1.Ребенок должен знать:

— о строении человеческого тела, назначении отдельных частей (назвать пары органов);

— как люди внешне отличаются друг от друга;

— названия и количество пальцев на руках (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), на ногах;

— как выражается на лице человека радость, грусть, удивление;

— где правая сторона – левая (уметь правой рукой дотронуться до левого уха, ноги, глаза и наоборот);

— необходимые правила гигиены тела;

2.Д/И “Назови части тела человека”:

Рука: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти;

Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина;

Голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, веки, глаза, нос, щеки, рот, подбородок;

Рот: губы, зубы, язык;

Нога: бедро, колено, голень, щиколотка, ступня, пятка, пальцы, ногти;

длинный волос – короткий, светлый – …………….

прямой (волос) – кудрявый, мягкий – жесткий,

  1. Игра “Поймай словечко” (образование сложных прилагательных):

серые глаза – сероглазый; карие глаза – кареглазый;

голубые глаза – голубоглазый; длинный нос – длинноносый;

светлые волосы – светловолосый; темные волосы –……………

чёрные брови -………………….. розовые щёки- ……………….

5.Игра “Много — нет” (образование мн. числа существительных в Им. и Р. падежах):

уши – нет ушей; носы – нет …………….;

глаза – нет глаз; брови – нет ………………;

ноги – нет ………….; затылки – нет…………………..;

рты – нет ……………; зубы – нет …………………….;

плечи – нет ………….. ; голени – нет …………………….;

подошвы – нет подошв; животы – нет…………………….;

  1. Упражнение “Подбирай, называй, запоминай”:

Глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть, рассматривать, читать, замечать, глядеть …;

Нос нужен для того, чтобы дышать, нюхать, чихать, вдыхать, сморкать …;

Уши нужны для того, чтобы слушать, слышать, прислушиваться…;

Язык нужен для того, чтобы говорить, есть, болтать, разговаривать, кричать, шептать, ощущать…;

7.Д/И “Что лишнее?” (объяснить почему):

Голова, шапка, шея, бровь;

Варежки, пальцы, нога, ладонь;

Нога, стопа, колено, сапоги;

Глаза, нос, очки, рот;

  1. Развитие мелкой моторики: нарисовать человека(на лице должны быть глаза, брови, ресницы, нос, губы; на руках все пальцы)

Лексическая тема: Транспорт

Словарь:

Существительные: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, кораблю, вертолет, лодка, грузовик, шофер, остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.

Глаголы: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить, выруливать, ремонтировать, буксировать, подлетать, отлетать, взлетать.

Прилагательные: быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской, автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, надземный, речной.

Упражнения:

Назови 3-4 вида транспорта — наземного, водного, пассажирского, воздушного.

Сколько у машины колес? Крыш? Фар? Рулей?

Что лишнее и почему?

Самолет, вертолет, орел, ракета.
Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

Какое слово не подходит?

Машенька, машина, машинный, машинка.
Море, морской, юмор, заморский, моряк.

Что общего и чес отличаются: конь и велосипед.

ТРАМВАЙ ЕДЕТ ПО ГОРОДУ.

Раздели слова на слоги.

Сколько слов в этом предложении.

Назови 1-е слово, 2-е, 3-е, 4-е.

Убери букву из середины слова РУБЛЬ. Какое слово получилось?

Поставь ударение в словах: МОТОР, РАКЕТА, АВТОБУС.

Что может делать:

Автобус — ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться.
Корабль — ….
Самолет — ….

Лексическая тема: Домашние животные и птицы и их детеныши

Словарь:

Существительные: котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчата, куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята, индюк, индюшонок, буренка, хохлатка, квочка, наседка, выводок.

Глаголы: резвиться, играть, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться, визжать, доить, разводить, нахохлиться, подковать, объездить.

Прилагательные: быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, вороной, игривый, заботливый.

Упражнения:

Назови детенышей:

У кошки — котята,
У собаки — (щенки),
У свиньи — (поросята),
Коровы — (телята),
Лошади — (жеребята),
Овцы — (ягнята).

Назови «маму» и «папу»:

Теленка, жеребенка, поросенка, щенка, котенка.

Какая может буть:

Собака — лохматая, злая, верная, ласковая, кусачая, породистая, большая, охотничья, сторожевая, старая, веселая…
Кошка — ….
Лошадь — …

Догадайся, каким будет четвертое слово и объясни, почему, ты так думаешь.

Собака — щенок, кошка — котенок;
Рыба — чешуя, кошка — … (шерсть);
Лиса — лисий, кошка — … (кошачий);
Лиса — заяц, кошка — … (мышь);
Корова — бык, кошка — … (кот);
Конь — ноги, кошка — … (лапы).

Игры и упражнения

Игра «Один – много»

матрешка — матрешки         

кукла –  

неваляшка –       

мяч –

мишка –                              

пирамидка –

машина —

Игра «Скажи ласково»

матрешка – матрёшечка       

корова — …

лошадь — …                           

машина — …

кабина — …                            

кукла — …

рука — …                                

птица — …

Упражнение «Чего (кого) не стало?»  — предложить ребенку запомнить 5-6 игрушек, находящихся в комнате. Затем спрятать одну или две из них, когда ребенок выйдет из комнаты и спросить «Чего не стало?». Повторить упражнение 2-3 раза.

«Узнай игрушку по её части»(кабина – машинка, колечко – пирамидка и т.д.)

Проблемные вопросы:  — Почему взрослые не играют в игрушки?

Упражнение «4-ый лишний»: Назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний.

машинка – пирамидка – морковка – матрешка (морковка — это не игрушка)

кубики – апельсин – мячик – машинка

машина – кубики – матрешка — пирамидка

Упражнение «Положи игрушки» на понимание пространственных отношений: поставьте перед ребенком 4-5 игрушек. Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.

Игра «Скажи наоборот»

Старая кукла — …………., 

большой мяч — ………..

тяжелая пирамида — ………..

мягкие игрушки — …………..

грязное ведёрко — ………..

старинная юла — ………..

Игра «Что сломали у игрушки?»

У машинки отвалилось …………..(колесо)

Кукле сломали ……………

Мишке оторвали…………, 

«Куда спрятались игрушки?» Закрепление употребления предлогов на, за, под.

Взрослый. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки. Расскажи, где могут прятаться игрушки.

Ребенок. Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за креслом. Мячик закатился под диван и т.д.

Психоречевая гимнастика «Один — одна»:

Мяч  — кукла; 

Черепаха – конструктор

Кукла – волчок

Пирамида – кубик и т.п.

Упражнение   «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»

Конструктор сделан из дерева. Какой конструктор? 

Матрёшка из дерева — …. Какая матрёшка?

Посудка сделана из стекла. Какая  посудка?

Ведёрко сделано из  пластмассы. Какое ведёрко? 

Мебель для кукол. Какая мебель? И т.д.

Упражнение для развития моторики. Самомассаж рук мячиком Су-Джок 

Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),

Взад-вперед его гоняю   (движения вверх-вниз), 

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк -(перебрасывание мяча из руки в руку)

Мяч летает между рук.

Лексическая тема: Домашние животные

Словарь:

Существительные: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пес, бык, козел, конь, кабан, баран, табун, стадо, отара, свора.

Глаголы: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать.

Прилагательные: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые.

Упражнения:

Продолжи предложения.

Собака лает, грызет кости, сторожит…
Лошадь ржет, пасется…
Кошка мырлыкает, ловит мышей, умывается…

Сосчитай до пяти.

Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.
Одна кошка, …
Одна собака, …
Одна лошадь, …
Одна овца,…

Табун — много лошадей.
Стадо — …
Отара — …
Свора — …

Кошка лакает молоко.
Корова …(жует) траву.
Собака … (грызет) кость.

Кто как разговаривает?

Корова мычит.
Лошадь (ржет).
Овца (блеет).
Собака (лает, рычит).
Кошка (мяукает, мурлыкает).
Свинья (хрюкает).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: