Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «краски осени»

Ход занятия

Введение в игровую ситуацию

— Ребята, давайте подойдем к окошку и из окна понаблюдаем за погодой на улице.

— Какая сегодня погода на улице?

— Давайте вспомним какие стихи вы знаете об осени?

Есть в осени первоначальной

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

(Ф. Тютчев)

Осень

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

(Лермонтов М. Ю.)

Мотивационная игра

-Сегодня я вам покажу картину

-Как бы вы назвали эту картину?

— Какое время года изобразил художник?

— Как об этом сказать одним предложением?

— Верно, художник изобразил осенний день и точно также назвал свою картину- «Осенний день». Но как вы догадались, что на картине день?

— На улице светло. Дети возвращаются из школы. Гуляет бабушка с внуком.

-А почему вы решили, что день осенний?

-Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети начали учиться. На прилавках овощной палатки дары осени.

— Какой осенний день на этой картине?

— Теплый, солнечный.

-В теплый, солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине?

— Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие тона радуют глаз, веселят.

Затруднение игровой ситуации

Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться составлять интересные рассказы по ней

Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации

– Очень важно начать рассказ с предложения, отражающего суть картины (чему она посвящена)

Пофантазируем?»

— В прошлом году мы учились составлять план рассказа, мысленно разбив картину на законченные части.

— Итак, кто о чем будет рассказывать и в какой последовательности?

— начать рассказ можно так: „Стоял теплый осенний день (теплый сентябрьский день)

— Далее мы будем рассказывать об осенней природе

— Теперь переходим к раскрытию второго пункта плана – о людях на улице

Речевой образец рассказа по картине:

— На дворе теплый осенний день. Синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз, манят на улицу.

Не спеша, возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собачка. На собаку загляделся мальчик. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку. Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь погожему дню.

В погожий осенний день трудно усидеть дома- тянет на улицу! Не спеша идут школьники. Первоклассника встретила мама. У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик –дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.

— Вам понравился мой рассказ?

-Чем он вам понравился?

Самостоятельное применение нового.

— а теперь пробуем сами рассказать.

(Слушаем рассказы по картине 2-3 детей; в случае затруднения предлагаю детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы, для выразительного описания.)

-А давайте придумаемь свое название картины,

Повторение и развивающие задания

-Давайте поиграем в игру «Угадай,с какой ветки эти детки?» (дети рассматривают листья с деревьев и называют это дерево).Определяем победителей в игре, награждаем.

Итог занятия

— Понравилась ли вам картина?

— Легко ли было описать картину?

— Сможете рассказать маме дома?

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей за «круглым столом». На столе иллюстрации к четырем временам года (весна, лето, осень, зима). Предлагается разложить иллюстрации последовательно, так как времена года сменяют друг друга. Воспитатель читает стихотворение.

Времена года

Придумала мать дочерям имена.

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна-зеленеют леса

И птичьи повсюду звенят голоса,

А лето пришло-все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

(А. Кузнецов)

Воспитатель: какие имена дала мать своим дочерям?

(ответы детей)

Воспитатель: как вы думаете, кто является матерью для Весны, Лета, Осени, Зимы?

(ответы детей)

Воспитатель: что происходит с приходом Весны, Лета, Осени, Зимы?

(ответы детей)

Воспитатель: какое время года вам нравится больше?

(ответы детей)

Воспитатель: почему?

(ответы детей)

Воспитатель: если бы вы были волшебниками, как бы вы назвали времена года?

(ответы детей)

Воспитатель:почему мы так говорим: «Весна-всему начало, осень-всему конец»? Объясните это выражение.

(ответы детей)

Воспитатель: можно ли сравнить времена года с частями суток?

(ответы детей)

Воспитатель: давайте попробуем. Весна –это утро. (Весной все просыпается, распускается, цветет) Осень-это вечер. (Все замедляется, остывает, опадает) Зима –это ночь. (Зимою почти все спит) А вы у меня не уснули?

Физминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки дружно прячем

И бегаем кругом.

Движения в кругу выполняются по тексту.

Воспитатель: какое сейчас время года?

(ответы детей)

Воспитатель: посмотрите в окно. Назовите приметы осени.

(ответы детей)

Воспитатель:проговариваем скороговорку:

У нас во дворе погода размокропогодилась.

Воспитатель: произносим сначала медленно, затем в ускоренном темпе.

Объясните слово размокропогодилась. Как сказать по-другому?

(ответы детей)

Воспитатель: а теперь немного поиграем. Я буду называть слова, а вы –их противоположное значение.

Педагог-Дети

Холодно-тепло

Пасмурно-ясно

Медленно-быстро

Утро-вечер

Белое –черное

Мокро-сухо

Тает-замерзает

Весело-грустно

Расцветает-увядает

Высоко-низко

Далеко-близко

Широко-узко

Воспитатель: а сейчас послушаем сказку.

Старик — годовик

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз-и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег. Махнул старик-годовик второй раз-и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Махнул старик-годовик третий раз-полетела третья тройка. Стало жарко, душно… Махнул старик –годовик четвертый раз- и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, полил частый дождь.

(В. Даль)

Воспитатель: как называется сказка?

(ответы детей)

Воспитатель: Сколько раз махнул старик-годовик рукавом?

(ответы детей)

Воспитатель: что означает каждый взмах?

(ответы детей)

Воспитатель: сколько птиц каждый раз вылетало из рукава?

(ответы детей)

Воспитатель: что это за птицы, вы догадались?

(ответы детей)

Воспитатель: какие времена года означают первая, вторая, третья и четвертая тройки?

(ответы детей)

Воспитатель: какие месяцы входят в каждую тройку?

(ответы детей)

Воспитатель: кто такой старик-годовик?

(ответы детей)

Воспитатель читает еще раз сказку и предлагает детям пересказать ее. Затем предлагает детям отгадать загадки о временах года.

Загадки

Дел у меня немало: Я соткано из зноя,

Я белым одеялом Несу тепло с собою

Всю землю укрываю, И реки согреваю,

Белю поля, дома. Купаться приглашаю,

Зовут меня (зима). И любите за это

Вы все меня. Я-… (лето).

Я раскрываю почки, Несу я урожаи,

В зеленые листочки Поля вновь засеваю,

Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,

Посевы поливаю, Деревья раздеваю,

Движения полна. Но не касаюсь сосен

Зовут меня (весна). И елочек. Я-… (осень).

В конце занятия можно предложить детям инсценировать эту сказку. Каждой «тройке» -времени года дети придумывают свои цвета.Например: осень-желтый, коричневый, серый; зима-белый, белый, белый; весна-белый, голубой, разноцветный; лето- разноцветный, зеленый, оранжевый. Все цвета оговариваются с детьми, почему выбран именно этот цвет. Каждая тройка рассказывает о своим месяцах.Например: я- май, начало весны. В мой приход все кругом цветет, поет…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: