Ход занятия
Введение в игровую ситуацию
— Ребята, давайте подойдем к окошку и из окна понаблюдаем за погодой на улице.
— Какая сегодня погода на улице?
— Давайте вспомним какие стихи вы знаете об осени?
Есть в осени первоначальной
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
(Ф. Тютчев)
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
(Лермонтов М. Ю.)
Мотивационная игра
-Сегодня я вам покажу картину
-Как бы вы назвали эту картину?
— Какое время года изобразил художник?
— Как об этом сказать одним предложением?
— Верно, художник изобразил осенний день и точно также назвал свою картину- «Осенний день». Но как вы догадались, что на картине день?
— На улице светло. Дети возвращаются из школы. Гуляет бабушка с внуком.
-А почему вы решили, что день осенний?
-Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети начали учиться. На прилавках овощной палатки дары осени.
— Какой осенний день на этой картине?
— Теплый, солнечный.
-В теплый, солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине?
— Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие тона радуют глаз, веселят.
Затруднение игровой ситуации
Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться составлять интересные рассказы по ней
Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
– Очень важно начать рассказ с предложения, отражающего суть картины (чему она посвящена)
Пофантазируем?»
— В прошлом году мы учились составлять план рассказа, мысленно разбив картину на законченные части.
— Итак, кто о чем будет рассказывать и в какой последовательности?
— начать рассказ можно так: „Стоял теплый осенний день (теплый сентябрьский день)“
— Далее мы будем рассказывать об осенней природе
— Теперь переходим к раскрытию второго пункта плана – о людях на улице
Речевой образец рассказа по картине:
— На дворе теплый осенний день. Синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз, манят на улицу.
Не спеша, возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собачка. На собаку загляделся мальчик. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку. Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь погожему дню.
В погожий осенний день трудно усидеть дома- тянет на улицу! Не спеша идут школьники. Первоклассника встретила мама. У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик –дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.
— Вам понравился мой рассказ?
-Чем он вам понравился?
Самостоятельное применение нового.
— а теперь пробуем сами рассказать.
(Слушаем рассказы по картине 2-3 детей; в случае затруднения предлагаю детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы, для выразительного описания.)
-А давайте придумаемь свое название картины,
Повторение и развивающие задания
-Давайте поиграем в игру «Угадай,с какой ветки эти детки?» (дети рассматривают листья с деревьев и называют это дерево).Определяем победителей в игре, награждаем.
Итог занятия
— Понравилась ли вам картина?
— Легко ли было описать картину?
— Сможете рассказать маме дома?
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей за «круглым столом». На столе иллюстрации к четырем временам года (весна, лето, осень, зима). Предлагается разложить иллюстрации последовательно, так как времена года сменяют друг друга. Воспитатель читает стихотворение.
Времена года
Придумала мать дочерям имена.
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна-зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса,
А лето пришло-все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
(А. Кузнецов)
Воспитатель: какие имена дала мать своим дочерям?
(ответы детей)
Воспитатель: как вы думаете, кто является матерью для Весны, Лета, Осени, Зимы?
(ответы детей)
Воспитатель: что происходит с приходом Весны, Лета, Осени, Зимы?
(ответы детей)
Воспитатель: какое время года вам нравится больше?
(ответы детей)
Воспитатель: почему?
(ответы детей)
Воспитатель: если бы вы были волшебниками, как бы вы назвали времена года?
(ответы детей)
Воспитатель:почему мы так говорим: «Весна-всему начало, осень-всему конец»? Объясните это выражение.
(ответы детей)
Воспитатель: можно ли сравнить времена года с частями суток?
(ответы детей)
Воспитатель: давайте попробуем. Весна –это утро. (Весной все просыпается, распускается, цветет) Осень-это вечер. (Все замедляется, остывает, опадает) Зима –это ночь. (Зимою почти все спит) А вы у меня не уснули?
Физминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки дружно прячем
И бегаем кругом.
Движения в кругу выполняются по тексту.
Воспитатель: какое сейчас время года?
(ответы детей)
Воспитатель: посмотрите в окно. Назовите приметы осени.
(ответы детей)
Воспитатель:проговариваем скороговорку:
У нас во дворе погода размокропогодилась.
Воспитатель: произносим сначала медленно, затем в ускоренном темпе.
Объясните слово размокропогодилась. Как сказать по-другому?
(ответы детей)
Воспитатель: а теперь немного поиграем. Я буду называть слова, а вы –их противоположное значение.
Педагог-Дети
Холодно-тепло
Пасмурно-ясно
Медленно-быстро
Утро-вечер
Белое –черное
Мокро-сухо
Тает-замерзает
Весело-грустно
Расцветает-увядает
Высоко-низко
Далеко-близко
Широко-узко
Воспитатель: а сейчас послушаем сказку.
Старик — годовик
Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз-и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег. Махнул старик-годовик второй раз-и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Махнул старик-годовик третий раз-полетела третья тройка. Стало жарко, душно… Махнул старик –годовик четвертый раз- и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, полил частый дождь.
(В. Даль)
Воспитатель: как называется сказка?
(ответы детей)
Воспитатель: Сколько раз махнул старик-годовик рукавом?
(ответы детей)
Воспитатель: что означает каждый взмах?
(ответы детей)
Воспитатель: сколько птиц каждый раз вылетало из рукава?
(ответы детей)
Воспитатель: что это за птицы, вы догадались?
(ответы детей)
Воспитатель: какие времена года означают первая, вторая, третья и четвертая тройки?
(ответы детей)
Воспитатель: какие месяцы входят в каждую тройку?
(ответы детей)
Воспитатель: кто такой старик-годовик?
(ответы детей)
Воспитатель читает еще раз сказку и предлагает детям пересказать ее. Затем предлагает детям отгадать загадки о временах года.
Загадки
Дел у меня немало: Я соткано из зноя,
Я белым одеялом Несу тепло с собою
Всю землю укрываю, И реки согреваю,
Белю поля, дома. Купаться приглашаю,
Зовут меня (зима). И любите за это
Вы все меня. Я-… (лето).
Я раскрываю почки, Несу я урожаи,
В зеленые листочки Поля вновь засеваю,
Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю, Деревья раздеваю,
Движения полна. Но не касаюсь сосен
Зовут меня (весна). И елочек. Я-… (осень).
В конце занятия можно предложить детям инсценировать эту сказку. Каждой «тройке» -времени года дети придумывают свои цвета.Например: осень-желтый, коричневый, серый; зима-белый, белый, белый; весна-белый, голубой, разноцветный; лето- разноцветный, зеленый, оранжевый. Все цвета оговариваются с детьми, почему выбран именно этот цвет. Каждая тройка рассказывает о своим месяцах.Например: я- май, начало весны. В мой приход все кругом цветет, поет…