Сказка про цифру 7
Семь цветов радуги
После дождика появилась в небе красавица радуга. Увидели два мальчика радугу и заспорили:
– Самый красивый у радуги красный цвет, потому что у меня есть новый красный велосипед. Хорошо бы вся радуга была красная, – сказал один мальчик.
– Нет, пусть вся радуга будет зеленая. У меня есть любимая зеленая машинка, – сказал второй мальчик.
Долго они спорили, и каждый свой цвет считал самым лучшим. Расстроилась радуга, услышав этот спор. Она всегда думала, что людям нравятся все ее семь цветов. От расстройства радуга растаяла навсегда, и люди разучились радоваться.
– Что делать? Это я радугу обидел, – грустно сказал один мальчик
– Не горюй. Давай попросим цифру 7 вернуть все семь цветов радуги, – предложил второй мальчик.
Цифра 7, выслушав мальчиков, пошла к художнику и рассказала ему о том, что радуга пропала.
– Я нарисую радугу, если ты, цифра 7, подаришь мне семь радужных красок, – сказал художник.
Цифра 7 произнесла волшебное заклинание, и перед художником тут же появились краски: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя и фиолетовая.
Художник рисовал картину целых семь дней недели. Когда картина была готова, на небе снова появилась радуга.
Подписывайтесь на блог автора сайта @mama7ya.ru
Что означает число 3 в сказках?
Рассуждая о символизме чисел в народных сказках, невозможно обойти стороной цифру 3. Обратившись к нумерологии, мы увидим, что число 3 действительно особенное. Оно ассоциируется с треугольником — наиболее устойчивой геометрической фигурой, которая нам известна.
Три богатиря
Как известно, у наших пращуров было три мира на которых держалось все бытие: Явь, Навь и Правь. Вернувшись к сказкам, мы обнаружим, что все всего в народном эпосе было три самых главных богатыря, которые защищали свою землю. Этими богатырями были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Нередко в качестве главных персонажей появляются три сына, три царевны. Часто один из героев обладает выдающимся талантом или умом, второй — обычный человек, а третий глуп либо недостаточно способный.
Магию числа 3 подчеркивает тот факт, что эта цифра встречалась в описании разнообразных обрядов. Например, для получения желаемого испытание проходят трижды, в сказке «Царевна змея» главная героиня трижды падала оземь, столько же раз обвивалась вокруг шеи и трижды оборачивалась змеей. В сказке «Сивка-бурка» три ночи братья охраняли пшеницу, и лишь на третий день Иванушка-дурачок сумел допрыгнуть до окна царевны.
Нумерология
Думаете, что волшебные числа в сказках только бывают? Вовсе нет! Людей давно уже занимало, какое влияние на человеческие судьбы оказывают цифры и числа. И на этой почве возникла нумерология – то ли наука, то ли верование в мистическую силу чисел
Но, как бы там ни было, а очень многие люди нет-нет, да и обращают своё внимание на то, что цифры автобусного билета или номера встречного транспорта будто бы обладают даром предсказания. Возможно, это простое совпадение
Но, кто знает…
Даже самые отпетые циники с большим неудовольствием заселяются в гостиничные номера под цифрой 13 или 666. Зато практически все просто обожают седьмые, третьи, пятые и девятые. Уж такая слава закрепилась за ними в народе – одни считаются добрыми, волшебными, а другие – приносящими несчастье, даже дьявольскими.
Сегодня можно найти целые научные труды, в которых по схеме есть возможность сделать расчёт своего «числа» по дате рождения и прочитать о себе на страничке, посвящённой этой цифре. Составители этих трудов связывают и характер человека, и его возможности, и его будущее как раз с этим «главным» его числом. А уж насколько они правы, каждый решает сам для себя.
Ход НОД
Дети здороваются с гостями. Садятся за столы.
Организационный момент
Мы гостей сегодня ждали
И немного все переживали.
Хорошо ли мы умеем
И считать, и отвечать?
А теперь вперед, за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Математическая разминка:
— порядковый счет от 1 до 10;
— обратный счет от 10 до 1;
— назовите число, следующее за числом 4, 8;
— назовите число, которое стоит перед числом 3, 7;
— назовите число, которое стоит между числами 8 и 6, 4 и 2;
— назовите соседей числа 5, 9.
Показать детям цветок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называется этот цветок?
Дети: Цветок называется цветик – семицветик.
Воспитатель: А почему волшебный цветок назвали цветик — семицветик?
Дети:Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, а вы знаете, где ещё встречается такое сочетание цветов?
Дети: В радуге тоже 7 цветов.
Воспитатель: Лепестки у нашего семицветика не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить. Итак, срываем первый лепесток.
Воспитатель срывает по очереди лепестки и читает задания.
Задание 1
На доске наборное полотно и числовой ряд без цифры 7.
Воспитатель: Прочитайте ряд чисел. Все ли здесь в порядке?
(Дети читают).
Дети: Не хватает числа 7.
Воспитатель: Между какими числами стоит число 7? (Поставить цифру 7). Ваш правильный ответ помог вернуть число на место.
Воспитатель: Посмотрите, как выглядит цифра 7. (Повесить карточку с цифрой 7).
На что она похожа цифра 7? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте выложим ее из счетных палочек. (Работа со счетными палочками).
Задание 2
Воспитатель: В каких сказках встречается число 7?
Дети:Сказки: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Задание 3
Воспитатель:Отгадайте загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний.
(Дни недели)
Воспитатель: Сколько дней в неделе? Назовите первый день? Назовите выходные дни? Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра? Давайте поиграем в игру «Назови соседей дня недели». Я вам буду называть день недели, а вы будете называть его соседей. Молодцы ребята справились с игрой.
Задание 4
Физминутка
Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь —
Осторожно распрямлюсь. Ручки вверх я подниму
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг («нарисовали» руками круг).
Задание 5
Воспитатель: Ребята, а теперь самое интересное мы будем с вами решать задачи, сначала мы поработаем за столами с помощью карточек цифр, а потом будем решать задачи в уме.
Я нашел в дупле у белки
6 лесных орешков мелких.
Да ещё 1 лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
Воспитатель: Сколько орешков у белки?
Дети: Всего 7 (6 и еще 1).
Воспитатель:
Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
Дети: Всего 7 (5 синиц и 2 галки).
Воспитатель: А теперь ребята посмотрите на экран послушайте и посмотрите про что задача. (демонстрация на ИКТ)
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Давайте повторим состав числа 7.
7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3.
Задание 6
Воспитатель: Нам с вами нужно сделать свой волшебный цветок. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (треугольники и круг) Посчитайте, сколько треугольников? (7)
Сколько кругов? (1).
Треугольники нам для чего нужны (для лепестков).
А как вы думаете, зачем нам круг? (сделать у цветка серединку).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, какие красивые цветики-семицветики у вас получились, можете, загадать желание и оно обязательно исполнится. Ой ребята а у нас последний седьмой лепесток остался посмотрим что там за задание осталось.
Задание 7.
Подведение итога. Исполнение желаний. Сюрпризный момент. Сладкое угощение для детей.
Подведение итога.
Воспитатель: Вам понравились задания цветика – семицветика? Молодцы, вы со всем справились.
• Давайте вспомним все цвета лепестков по порядку, которые были на цветике – семицветике.
• Что было трудным?
• Какое число было главным сегодня?
(сюрпризный момент.)
Магическая цифра 33
30 лет и 3 года, 33 богатыря — эта цифра встречается во многих сказка, фразеологизмах и скороговорках. Символизировать это число может много. Например, если мы обратимся к сказке Пушкина «Золотая рыбка», то увидим, что фраза «жили старик со старухой 30 лет и 3 года» указывает на то, что проживали люди вместе очень долго.
33 Богатыря
То есть число 33 может указывает на долгую продолжительность какого-либо события — «заснул богатырским сном и спал 30 лет и 3 года».
Во многих духовных традициях это число священно. Например, Веды насчитывают 33 основных полубогов.
Кроме этого, такой возраст считался особенным. Люди верили, что если человек правильно развивается как личность, то именно в 33 года раскрываются его духовные возможности и весь потенциал.
Ход ЗАНЯТИЯ
-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, но нам предстоит не простой путь, и пройдут его только те ребята, которые очень много знают и дружат с математикой. Это мы сейчас и проверим.
(Дети сидят на стульчиках полукругом)
-Посчитайте от 1-10 и обратно, передавая мяч друг другу.
-Сколько углов у треугольника?
-Какое сейчас время года?
-Какие зимние месяцы вы знаете?
Теперь, я вижу, что вы готовы отправляться в путь. (Дети становятся друг за другом)
-Внимательно слушайте слова, повторяйте за мной, двигаемся дружно, не обгоняя друг друга.
«Зашагали ножки: топ-топ-топ.
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем топ-топ-топ.»
-Ну вот, мы и на лесной опушке, а встречают нас ежата.
-Ой, ребята, по–моему, они о чем-то спорят, не могут сосчитать яблоки, давайте им поможем, присаживайтесь за столы.
-Послушайте,внимательно:
Еж спросил,ежа соседа:
«Ты откуда, непоседа?
-Запасаюсь я к зиме
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу,
Шесть отнес, одно несу»
Призадумался сосед,
Это много или нет?
-Дети, давайте поможем ежатам сосчитать все яблоки.
(Влад, иди, будешь помогать ежатам) — выкладывает у доски.
-Кто помнит, сколько яблок уже принес еж? (6)
-Положите у себя на столах столько же красных кружков, а ты Влад у доски.
-Ребята, как будем выкладывать? (Правой рукой слева направо)
-Сколько положили кружков? (6)
-Сколько яблок еще несет еж? (1)
-Что мы должны сделать? (Прибавить еще 1 кружок)
-Прибавляйте.
-Сосчитайте, сколько яблок получилось? (7)
-Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок, еж принес еще 1 яблоко, получилось 7)
Показываю цифру 7
«Вот семерка, кочерга, у нее одна нога»
-Кто мне составит задачу?
-Давайте запишем решение задачи с помощью цифр, лежащих у вас на столе.
(Выкладываем)
-Кто прочтет решение? (6+1=7)
-Молодцы, ребята, вот мы и помогли ежатам сосчитать яблоки и отправляемся в путь дальше.
-Но перед нами река, на чем мы можем ее пересечь? (На корабле)
-Чтобы нам переплыть реку, нам нужно среди цифр, отыскать цифру 7 и обвести ее в кружок. Молодцы, справились с этим заданием. Задания были не легкие, мы немного устали, давайте отдохнем. Выходите на полянку.
ФИЗМИНУТКА
Раз — согнуться, разогнуться,
Два — нагнуться, потянуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
Посмотрите, пока мы с вами отдыхали, шумели в лесу, на наш шум прибежали, зверята посмотреть, кто же пожаловал в лес.
-Посмотрите, сколько прибежало зверят, сосчитайте их? (6)
-Какая зверюшка, стоит на пятом месте?
-Какая на втором? И т. д.
-Молодцы ребята, вы прекрасно справились с этим заданием.
-Отправляемся в путь дальше.
-Посмотрите, кого же мы встретили на своем пути, как вы думаете, кто это? (Квадрат)
-Он хочет с вами поиграть.
-На столах у вас лежат квадраты, возьмите один.
-Сложите квадрат так, чтобы получилось два треугольника, и разрежьте по линии сгиба.
-Что больше, квадрат или треугольник? (Квадрат больше, чем треугольник)
-Возьмите другой квадрат, сложите его так, чтобы получилось два прямоугольника, и разрежьте по линии сгиба.
-Что больше квадрат, или прямоугольник? (Квадрат больше, чем прямоугольник)
-Сложите квадрат так, чтобы получилось четыре маленьких квадрата, и разрежьте по линии сгиба.
(Если дети затрудняются, покажите им заранее расчерченные квадраты)
-Из полученных геом. фигур выложите на столе предмет.
-Возьмите счетные палочки и выложите из них на столе прямоугольник.
-Молодцы, вы правильно справились с этим заданием.
Итог НОД
-Но вот и подошло к кону наше путешествие, нам пора возвращаться назад в детский сад, чтобы вернуться, надо вспомнить, что было интересного сегодня в нашем путешествии (Ответы детей)
-Итак, отправляемся назад,становитесь друг за другом:
«Зашагали ножки: топ-топ-топ.
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем топ-топ-топ.»
-Вот мы опять в детском саду, а на память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькие сувениры. (Раздача сувениров)
Значение чисел в сказках — число 1
Цифры окружают каждого человека ежедневно. Мы их видим в номерах телефонов, автобусов, домов, квартир, банковских карт и так далее. С давних пор люди наделяли цифры особым магическим значением. Кузьма Скоробогатый
Но что думали об определенных числах наши предки и каким сакральным значением их наполняли? Если мы вернемся к устному народному творчеству, то увидим, что все сказки, былины и предания были пронизаны числовой символикой. Число 1 встречается в сказках очень часто. Например, один-одинешенек Кузьма скоробогатый, одна сиротинушка маленькая Крошечка-Хаврошечка.
Зачастую цифра 1 символизирует одного человека, главного героя, которому придется бороться с обстоятельствами, своими страхами, вымышленными, либо реальными злодеями. Подобная фигура весьма целостная, самодостаточная. Это становится понятно, если мы обратимся к нумерологическому значению числа 1 и увидим, что оно отождествляется с единством, сосредоточением силы в одном источнике.
Сказка с цифрой семь
***
Жила-была цифра Семь. Кто-то говорил, что она похожа на кочергу, кто-то — на косу, которой косят лужайку.
Всё это так не нравилось цифре 7. Ведь она была такая романтичная и мечтательная.
— Мне хотелось бы быть похожей на радугу, ведь в ней семь цветов, — мечтала цифра 7.
Ещё ей хотелось походить на какой-нибудь музыкальный знак, ведь цифра Семь имеет отношение к музыке. В музыке, как известно, семь нот…
Жители Математического царства цифру Семь успокаивали, они говорили, что любят её такой, какая она есть.
А вот однажды цифру 7 позвали на праздник. Это был Праздник Семьи. Семья – это семь я. Слово «семь» на празднике звучало довольно часто.
Приглашенная гостья, цифра Семь, улыбалась и радовалась происходящему. Она – в центре внимания, её уважают и ценят.
И, конечно же, никто на празднике и не вспомнил о том, что цифра 7 похожа на кочергу, или острую косу. Да и кому это надо?
Выводы
Итак, сказка о цифрах для детей – прекрасное средство заинтересовать малышей изучением математики и привлечь их к творческой работе. Сказки можно сочинять самому или скачать на нашем сайте. Какую бы сказку вы ни предложили ребятам, это будет отличное начало любого урока. Если же вы сделаете с малышами небольшое представление и покажите его публике, ребята будут просто счастливы. Не бойтесь включать в уроки математики творческие моменты. Они лишь стимулируют детей к работе ума и воображения. Через много лет они будут любить математику именно за то, что впервые она предстала перед ними в образе сказки.