Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть картину И. Левитана «Золотая осень».
— Ребята! Как вы думаете, какое время года изобразил художник на картине?
— Почему вы так думаете?
— А какая картина по настроению? Грустная или веселая?
Ответы детей.
Воспитатель:
— Стоит ясная, солнечная, тихая погода. Осень. Лес одет в золотой наряд. Когда наступает осень, становится немного грустно. Есть две осени. Одна радостная, яркая, богатая урожаем. А есть другая осень – грустная, с тихим плачем мелкого дождя, поникшей опадающей листвой. Сейчас мы рассмотрим некоторые зарисовки осени и попробуем определить, какая она ранняя -радостная или поздняя -грустная.
Слайды на экране. (Осенний лес, красивые деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, тучи, листопад, лужи и т. д.)
II этап. С опорой на личный опыт детей.
Педагогическая цель: активизировать личный опыт детей, их знания об осени, активизировать желание дискутировать по теме.
Детская цель: вспомнить и рассказать все, что знают об осени.
Воспитатель:
— Осенью поспевает много ягод, фруктов, овощей.
-Назовите ягоды осенние –
грибы –
фрукты –
овощи –
Молодцы!
— Давайте,попробуем отгадать несколько загадок:
Стоит Антошка
На одной ножке?
(гриб)
Был ребенок –
Не знал пеленок
Стал стариком
Сто пеленок на нем.
(качан капусты)
Сидит девица в темнице
А коса на улице
(морковь)
— Молодцы, ребята!
— Все осенние овощи и фрукты, грибы и ягоды напитались летним солнышком, летним дождем, взяв в придачу от земли ее частицу богатырской силы.
III этап. Основной.
Педагогическая цель: создание условий для того, чтобы дети использовали полученные знания в изобразительном искусстве, умели самостоятельно выбирать содержание рисунка по заданной теме.
Детская цель: нарисовать красивый осенний лес.
— Любим мы первую золотую осень за ее щедрость, с которой она отдает богатство своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов – писанных золотой и багряной краской. Вся эта пёстрая масса закружится в танце едва подует ветерок. Днем еще тепло и солнце посылает на землю прощально -нежные лучи.
На экране слайд (листопад на воде).
-Сколько разноцветных корабликов: желтые, красные, оранжевые. Опустится кораблик на воду и поплывет. А потом заморосит холодный дождь и закончатся кораблики.
-Угадайте ребята, что это за кораблики? (листопад)
— Уйдет золотая осень, унесёт с собой золотые краски и на смену ей придёт ее младшая сестра – поздняя осень. Когда наступает дождливая, холодная погода становится грустно. Давайте послушаем произведение П. И. Чайковского «Альбом. Времена года» — «Октябрь» — называется произведение.
— Ребята! Скажите, какое настроение было у композитора, когда он писал это произведение?
Ответ детей (грустное, задумчивое, лирическое).
-Про осень написано много стихов. Игорь Винокуров написал такие строки.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине
(слайд ветка рябины)
Фартук розовый – осине
(слайд осины)
Зонтик желтый – тополям
(слайд тополя)
Фрукты осень дарит нам.
IV этап. Заключительный.
Педагогическая цель: помочь детям самостоятельно выбрав тему, нарисовать осенний лес.
Детская цель: смогли ли дети помочь осени продлить осеннюю сказку, нарисовав рисунки.
Воспитатель:
— Как их отправить осени? Правильно, дети, послать посылку. Мы отправим их по почте и тогда, когда с деревьев упадут все листочки, и они заснут до весны, деревья увидят красивые сказочные сны.
— Ребята! Большое вам спасибо. Но и осень не забыла про вас, она дарит вам на память медальки начинающих художников.
Ход НОД:
Воспитатель: По дороге в детский сад я встретила красавицу Осень. Она передала мне вот эту корзину и вот этот конверт (показывает детям конверт).
Что же в конверте? Давайте откроем и посмотрим.
Осень передала нам свои загадки и картинки с отгадками.
1. Само с кулачок
Красный бочок
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко (яблоко).
После того как дети отгадали загадку и нашли нужную картинку, воспитатель предлагает рассмотреть яблоко (достаёт фрукт из корзины) и просит описать его.Дети описывают: фрукт круглый, вверху у него небольшое углубление. Яблоко красного цвета, а может быть жёлтое или зелёное.
2. Висит, а не яблоко
Как лампочка, а не светит
Кто ест, тот хвалит (груша).
Дети разгадывают загадку и находят картинку. Воспитатель достаёт из корзины грушу и просит детей внимательно рассмотреть и описать её. Если дети затрудняются воспитатель помогает им.
Нижняя часть фрукта похожа на яблоко, но к верху фрукт сужается, вверху черенок, внизу углубление. Груша жёлтая, но бывает и зелёного цвета.
3. Крупная, славная
В борще я главная (свёкла).
Дети отгадывают загадку, находят картинку. Воспитатель достаёт из корзины свёклу и просит детей описать овощ.
Круглая по форме, снизу имеет длинный тонкий хвостик.
4. Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице (морковь).
Дети отгадывают загадку, рассматривают морковь и описывают её.
Длинная, сверху расширена, а книзу сужается. Оранжевого цвета или тёмно красного.
Воспитатель: Вот и все загадки отгадали. Теперь давайте вылепим все эти дары осени.
Но сначала немножко отдохнём:
Физминутка «Урожай» (дети имитируют движения по ходу тексту)
В огород пойдём,
Урожай соберём,
Мы морковки натаскаем,
Мы картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, крепкий, очень вкусный,
Щавеля нарвём немножко,
И вернёмся по дорожке.
Ход работы:
Дети по просьбе воспитателя показывают основные приёмы лепки, уточнив видоизменение базовой формы (шара, овала, конуса).
Воспитатель уточняет, как можно использовать стеку для передачи фактуры овощей.
Дети вспоминают, что можно изобразить при помощи стеки.
Дети самостоятельно берут материал для работы и реализуют свои замыслы. Воспитатель спрашивает 2-3 детей, что бы они хотели слепить, уточняя форму. Так же оказывает индивидуальную помощь. По окончании работы воспитатель спрашивает 1-2 детей, как они лепили.
В конце занятия стук в дверь. Появляется кукла «Осень».
«Осень»: Дети, вы отгадали мои загадки? — ДА!
Воспитатель: Мы не только отгадали их, но и вылепили овощи и фрукты.
«Осень» рассматривает работы детей, хвалит их. Предлагает детям после сна поиграть в овощной магазин.