Комплексное занятие в детском саду на тему «Мой любимый город». Старшая группа
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.
Задачи: формировать знания детей о родном городе: красавце, труженике, о его достопримечательностях, памятных местах, дорогих, уютных его уголках; закрепить навыки поведения на улицах родного города; воспитывать любовь к своему городу.
Ход занятия
1. Беседа о родном городе.
Воспитатель читает стихотворения:
Куда ни посмотришь — родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя!
Н. Рыленков
МОЙ ВОЛГОГРАД
Мой город, судьбы моей Главная Пристань,
Люблю твоих улиц людской хоровод,
Спокойную нежность акаций тенистых
И солнечных лестниц прибрежный полет.
Стою по утрам на высоком откосе
И слышу, как стонет Мамаев курган.
Как волжские волны на стрежень выносят
Ту песню, что пел удалой атаман.
Ты верен всегда молодецкому долгу –
В труде не уступишь, в огне устоял,
Красавицу Волгу, любимую Волгу
Рукой богатырской навеки обнял.
Еще тебе лучшие песни не спеты,
Но к солнцу распахнуты крылья твои.
Спасибо, мой город, за радость рассветов,
Спасибо, мой город, за щедрость любви!
Ф. Косицына
— Как называется наш город?
— На какой реке он стоит?
— Что вы любите больше всего в своем городе?
— А хотите прогуляться по городу и полюбоваться его красотой, достопримечательностями?
Воспитатель вместе с детьми совершает «путешествие» по группе, где оформлена выставка иллюстраций и фотографий «Мой город».
2. Игра «Можно — нельзя».
Воспитатель. Ребята, а давайте с вами поговорим о том, что можно делать на улицах города и чего делать нельзя.
Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч и называет какое-нибудь действие, а ребенок, у которого мяч, говорит, можно так поступать или нельзя:
1) Переходить улицу на красный свет.
2) Рвать цветы для подружки на клумбе.
3) Любоваться цветущей клумбой.
4) Сажать деревья и цветы во дворе.
5) Бросать обвертки от конфет, мороженого на тротуар.
6) Переходить дорогу на зеленый свет светофора и т. п.
3. Экскурсия по городу.
Дети в роли экскурсоводов (можно подготовить несколько детей заранее) по очереди рассказывают о тех местах, которые им близки и дороги (каждый о своем объекте).
4. Рисование «Мой любимый город».
Ход занятия
Воспитатель – Скажите, кто из вас знает, как называется наша страна?
Дети — Россия
Воспитатель — правильно, Россия, а как называются люди, населяющие эту страну?
Дети — Россияне!
Воспитатель — Наша страна – большая и красивая страна. Я предлагаю вам убедиться в этом ещё раз, посмотрев слайды с изображением нашей страны, а за одно и поиграть. Игра называется «Моя Родина» (воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя»).
Реки чьи глубоки, чисты
И красивы берега?
Отвечайте без запинки –
(Это Родина моя).
Горы снежные вершины
Прячут ввысь за облака.
Что за чудная картина?
(Это Родина моя).
Где поля и степь без края,
На цветах блестит роса.
Песни птиц, жужжанье шмеля?
(Это Родина моя)
Лес, как царство Берендея,
В нем живут медведь, лиса.
А в тайге есть даже тигры.
(Это Родина моя).
Где на севере морозном
Льдом сверкают берега.
А на юге—море, солнце.
(Это Родина моя).
Где город города прекрасней
А всех важней из них Москва.
Цвет флага – Белый, синий, красный,
(Это Родина моя).
На этой большой планете,
В огромной такой стране,
Есть город один на свете,
Который так дорог мне.
У каждого из нас есть своя малая родина — тот уголок, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом. Словом, малая Родина у каждого своя! Мы живем в красивом городе Уварово. Сначала это было маленькое поселение всего-то 30 домов. Своё название селение обрело от фамилии Петра Спиридоновича Уварова, местного охотника и пчеловода. Чуть позже Уварово получило статус села — здесь была построена деревянная церковь. Предлагаю вам посмотреть фото и узнать много интересного о нашем городе.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, сколько вам лет? А сколько лет вашим мамам? Папам? Бабушкам? Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? Сколько лет нашему городу? (Ответы детей.) Все города одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? Как отличить один город от другого? А по каким приметам вы бы узнали свой родной город? (Ответы детей.) Покажите его на карте. Как называют жителей нашего города? (Ответы детей.)
Дети по желанию рассказывают о родном городе.
Физкультминутка. ГОРОД МОЙ
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «»)
Люблю считать. (шевелят пальчиками)
Мемориальный комплекс – раз, (загибают пальчики по – одному)
Сквер Революции –два,
Три – фонтан-удалец,
Четыре – Ледовый наш дворец.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)
Он, красив, хотя и молод! (хлопки)
Воспитатель. А чем знаменит наш город в настоящее время? (Ответы детей.)
Вы уже знаете, что каждый город имеет свой герб, свою символику. Все это есть и у нашего города.
Проводится игра «Найди и назови».Задание: найти герб и символы родного города среди других, объяснить их значение.
Воспитатель. А теперь я приглашаю вас на экскурсию по родному городу, мы познакомимся с архитектурными памятниками, посетим культурные места отдыха горожан. А экскурсоводами вы будете сами. Но сначала я хочу проверить, достаточно ли хорошо вы знаете свой город, чтобы быть экскурсоводами.
Проводится игра «Сундучок». Воспитатель показывает предметы, дети должны объяснить, где в городе можно это применить.
Воспитатель. Рассмотрите фотографии. Пусть каждый из вас выберет то место нашего города, про которое он расскажет нам.
Каждый ребенок выбирает фото и рассказывает о достопримечательности родного города.
Воспитатель. Как вы думаете, есть ли у нашего города какие-либо проблемы? Как их можно решить? (Ответы детей.) Ну вот, ребята, как много, оказывается, вы знаете о своем родном городе, как любите его. А давайте подумаем, помечтаем о том, чем вы будете полезны своему городу, когда вырастете? (Рассказы детей.)
В заключение дети создают рисунки на тему «Герб г. Уварово»
Воспитатель: Ребята, давайте подведём итог нашего занятия. Ещё раз вспомним о чём мы сегодня говорили, что нового узнали о нашем родном городе.
(Ответы детей).
Ход ЗАНЯТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ребята, посмотрите на рисунки, которые вы с вашими родителями, с любовью и большим старанием нарисовали. Эти рисунки о нашем Родном городе Горячий Ключ.
Россия – наша Родина, а мы с Вами живем на Кубани, где находится наш город Горячий Ключ – наша Малая Родина, где мы с вами родились. Сегодня мы и поговорим о нем.
Ребята садятся на стулья. Посмотрите, пожалуйста, небольшой фильм о нашем городе. Вы узнаете наши достопримечательности?
Дети : Это красивые места нашего города Горячий Ключ.
ВОСПИТАТЕЛЬ : Мы все любим наш город и давайте прочтем стихи о Горячем Ключе.
(1. Слайд «Арка с кувшином – символ города»).
Есть на Кубани,если кто не знает
Горячий ключ – курортный городок.
В тени лесов и парков расцветает,
Леса и горы – райский городок.
(2. Слайд «Главная аллея и Питьевая галерея»).
Этот город — солнца луч.
Славен он водою.
Едем мы в Горячий Ключ
Всех берем с собою.
Проведем вас по аллее.
В питьевую галерею.
ВОСПИТАТЕЛЬ: По улице Ленина можно пройти до санаториев Горячего Ключа, там тоже можно прогуляться, выпить минеральной, лечебной воды, дойти до реки Псекупс, прогуляться по великолепной набережной и попасть на тропу здоровья.
(3 слайд «Иверской часовни»).
Горячий Ключ – Божественное место
Он самым небом видимо любим,
И Божьей матери Иконою Иверской,
Святыми духами и душами храним.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сама часовня напоминает жителям и гостям города Горячий Ключ о том, что некогда здесь прямо на этом месте из земли бил родник или ключ с целебной водой. Его так и назвали Иверский источник.
(4. Слайд «Дантово ущелье»).
Здесь две горы столкнулись лбами,
Ущелье Дантово создали
Из щели там ручей бежит.
От всех болезней излечит.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Отдыхающие приезжают со всех уголков России, чтобы отдохнуть и исцелиться от недугов целебной водой и свежим воздухом.
(5. Слайд «Источник Святого Пантелеймона»).
Ручей бежал в лесу журча,
Мне жажду утоляя,
Леса Горячего Ключа –
Любовь моя земная!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы вместе с поэтами рассказали о красоте нашего Родного города.
А теперь давайте разомнемся и представим себе, что гуляем в лесу. (физминутка).
Здравствуй лес, прекрасный лес!
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои.
Ветер дует нам в лицо –
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише –
Деревцо все выше, выше.
ВОСПИТАТЕЛЬ: В нашем городе много достопримечательностей. Есть парк, санаторий, ледовый дворец, фонтаны, карусели, много красивых клумб. Это история нашего города. Куда мы с вами ходили на экскурсию?
ДЕТИ: в наш городской музей.
ДЕТИ: мне понравился старинный кубанский уголок.
ДЕТИ: Выставка оружия и казаков.
— Выставка казачей утвари: (прялки, крынки, самовар и т. д.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Теперь давайте с вами поиграем.
Дидактическая игра: «Собери картинку».—Пазлы с изображением достопримечательностей города Горячий ключ. –молодцы вы очень хорошо играли. Теперь, все внимательно посмотрите и скажите, что я держу в руках?
ДЕТИ: Флаг и герб Горячего Ключа.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какого цвета флаг нашего города?
ДЕТИ: голубого.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, что обозначает голубой цвет?
ДЕТИ: Это цвет неба, моря, реки, озера.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно, но это еще цвет искренности и чести. Посмотрите внимательно и скажите, что же еще нарисовано на флаге?
ДЕТИ: На флаге еще есть арка, она белого цвета. Кувшин из которого льется целебная вода.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. Белый цвет – это цвет мира и чистоты. Ворота арки раскрыты. Они говорят о гостеприимстве и доброте тех людей, которые живут в нашем городе.
А теперь давайте вместе послушаем гимн нашего города и все встанем. Потому, что гимн всегда слушают стоя. (Звучит гимн города Горячий ключ) Дети садятся на стулья. Ребята, сегодня на нашем занятии мы с вами увидели какой у нас чудесный город.
А когда вы вырастите и станете строителями, инженерами, учителями, художниками, то сделаете наш город еще красивее, еще прекраснее. Я хочу предложить вам пойти в группу и нарисовать свой город будущего. (Дети уходят в группу, где начинают рисовать свой любимый город.)
Конспект занятия в старшей группе ДОУ «Мой город – моя малая Родина»
Цель занятия: развитие речи, обучение составлению рассказов о малой Родине.Задачи:
- раскрытие понятия «город»;
- знакомство с родным посёлком, обогащение и расширение знаний о памятных местах поселка;
- определение отличительных черт посёлка и города;
- воспитание любви к родному посёлку;
- знакомство с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле.
Ход занятия
– Ребята, давайте представим, что сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Как вы думаете, что нужно взять с собой, отправляясь в далекий путь, чтобы не заблудиться? (Ответы детей)
– Правильно, нужно взять карту. Я решила взять вот такую карту. Что на ней обозначают эти точки? (Ответы детей). Почему точки разные, большие и маленькие? (Ответы детей).
– Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово.
В сказках и былинах город по-старинному называли град: Москва-град, Челябинск-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей).
Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».
– Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (Ответы детей).
Где мы с вами живем? (Ответы детей).
– Правильно, в поселке Новогорный. Скажите, чем отличается поселок от города? (Ответы детей).
– Да, они отличаются размером: город большой, а поселок маленький. А еще в городах есть высокие здания – небоскребы. Повторите вместе со мной «небоскреб». Эти дома так называются потому, что они возвышаются над другими домами, и кажется, что крыша достает до неба, мо есть «скребет» небо. Отсюда и название «небоскреб».
– По улицам города двигается очень много машин, а у нас в поселке – мало.
– Также в городах проживает очень много людей, а у нас в поселке – меньше.
– Ребята, расскажите пожалуйста о нашем поселке. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из картинок-помощников составить схему этого рассказа. Первая картинка будет обозначать название нашего поселка.
– По второй красивой картине вам нужно будет описать, как красив наш поселок. Третья картинка поможет вам рассказать о том, как прекрасен наш поселок в любое время года. По последней картинке расскажите о самом любимом месте в нашем поселке.
(Заслушивание рассказов детей).
– Молодцы, интересные рассказы у вас получились! Мы с вами одна большая, дружная семья, живущая в одном поселке. Про нас говорят – это земляки. Мы с вами любим свой родной город, свою землю. Издавна народ свою землю славит. Об этом много пословиц и поговорок. Какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы детей).
- Всякому мила родная сторона
- Где кто родится, там и пригодится
- Дома и стены помогают
- Своя земля и в горсти мила
- Родная землица и во сне снится.
– Назовите пожалуйста основные достопримечательности нашего поселка.
– Какой у нас есть завод?
– На каких предприятиях трудятся жители нашего поселка?
– Молодцы, будем любить наш родной поселок, беречь его чистоту и красоту. А сейчас предлагаю нарисовать самые любимые ваши места в поселке.
Подведение итога: дети могут рассказать о своем родном городе, стараются придумать небольшой рассказ на заданную тему; способны использовать простые символы и схемы.