Учебно-методическая разработка воспитателя детского сада «Дидактическая кукла в сезонной одежде»
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Дидактическая кукла в сезонной одежде
Значение куклы в раннем и младшем дошкольном возрасте невозможно переоценить. Кукла в групповой комнате творит чудеса: вызывает чувство радости, обучает, развивает, воспитывает. Образовательная деятельность с обучающимися раннего и младшего дошкольного возраста тесно связана с использованиемдидактических кукол: — в непрерывной непосредственно образовательной деятельности; — в образовательной деятельности в режимные моменты; — в семье. Куклу можно использовать как на индивидуальных, на подгрупповых и фронтальных занятиях, в любых видах детской деятельности. Дидактическая кукла помогает решать образовательные задачи рабочих программ воспитателей с 2 — 5 лет по разделу «Развитие трудовой деятельности» (в части формирования навыков самообслуживания (одевание–раздевание), складывание одежды в шкаф в определенной последовательности, культурно-гигиенических навыков), формирование представлений об окружающем мире: одежда по сезонам, по половым различиям: одежда для мальчиков и девочек. Помогает сформировать представления: о цвете, форме, размере одежды; развить навыки ориентировки в пространстве на себе и от себя; монологическую и диалогическую формы речи у детей. С помощью дидактической куклы мы развиваем у детей мелкую моторику через использование разных видов застежек: разных пуговиц, замков-молний, липучек. Данная кукла безопасна в использовании, эстетична, что прививает нравственно-эстетические чувства, необходима в применении для развития обучающихся, очень практична. При обучении детей игровым действиям, при развитии предпосылок к сюжетно-ролевой игре дети учатся взаимодействовать с ней. Играя с куклой, ребенок копирует взаимоотношения взрослых людей, учиться взаимодействовать со сверстниками. Простые игровые действия уже к 4 годам объединяются — в цепочки игровых действий и уже к 5 годам ребенок играет в простые сюжетно-ролевые игры
Хочется обратить ваше внимание на нашу дидактическую куклу, которая помогает в работе при обучении малышей 3-4 лет навыкам самообслуживания, при формировании представлений у детей о временах года и гендерных отличиях. У куклы есть свой гардероб, который можно менять в зависимости от времени года, решая поставленные образовательные задачи, выбирая соответствующую одежду
Обязательным в наличии является нижнее белье. Кукла участвует в образовательной деятельности в течение всего дня. Она приходит в гости к детям с разными играми, заданиями, вопросами, иногда она является гостем. Дети учатся у нее чему-то, показывают кукле, чему они научились сами, учат ее каким-либо действиям. При этом она хвалит, помогает, жалеет, исправляет, смеется, удивляется, учится вместе с детьми. С помощью куклы наши дети 4 лет уже знают название и назначение сезонной одежды, учатся подбирать одежду и обувь по сезону, называть предметы и части одежды. Использование куклы в режимных моментах в течение учебного года помогло детям запомнить последовательность одевания и раздевания, развитию умения выбирать одежду в соответствии со временем года, складывать ее в шкафчик. У нашей куклы — несколько комплектов одежды с соответствующими аксессуарами. Одежда в комплекте, удобно снимается и одевается.
Хочется обратить внимание на роль родителей в создании данного дидактического пособия. Родители с интересом откликнулись помочь, когда узнали значимость, увидели результат работы с детьми
Теперь у нашей дидактической куклы целый гардероб соответствующей одежды.
Мы планируем пополнять гардероб и атрибуты к дидактической кукле, чтобы разнообразить образовательную деятельность с детьми, дополнить куклы по профессиям и в национальных костюмах.
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации Кинезиология в детском саду Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников
Дидактическое оборудование куклы и её применение в ДОУ.
Дидактическая кукла в младшем дошкольном возрасте является теминструментарием — методическим приемом, который используется, в первуюочередь, в организованном обучении (на занятиях по развитию речи,ознакомлению с окружающим миром, изодеятельности и как игровая мотивация.В свободное внеучебное время кукла играет роль специального тренажера — приобучении малышей одеванию и раздеванию, при укладывании спать, в игровыхситуациях сюжетно-ролевой игры «Семья», «Больница», «Пароход» и др., с еепомощью дети осваивают игровые действия и правила, учатся действовать спредметами-заместителями. Образовательная работа с детьми может быть организована с помощью самыхразличных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами,выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, взависимости от целей, ради которых она проводится.Игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими кукламипроводятся с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 15-25 минут.
При организации игровых занятий необходимо
Использование дидактической куклы способствует расширению гендерныхпредставлений с помощью предложенных упражнений и бесед:Дидактическое упражнение «Почему на кукле надеты юбка, платье?»Дидактическое упражнение «Какие игрушки купит кукла в магазине?»Дидактическое упражнение «Какую профессию выберет кукла, когда вырастет?Дидактическое упражнение «Чем кукла любит заниматься дома?» и т.п.Игры с куклой способствуют пониманию связи сезона и вида одежды, формируютпричинно-следственные отношения между природными явлениями идеятельностью людей. Ребенок учится подбирать кукле одежду в зависимости отпогоды и особенностей занятия
В игре с куклой воспитываются аккуратность,бережливость, умение следить за одеждой, понимать важностьпоследовательного раздевания и одевания, правильного хранения одежды:Дидактическое упражнение «Что наденет кукла на зимнюю прогулку?»Дидактическое упражнение «Одень куклу в детский сад»Дидактическое упражнение «Определи материал из которого сделана одеждакуклы?»Дидактическое упражнение «Одень куклу на экскурсию в лес» и т. п
• Использование народного костюма в играх с куклойформируют элементарные представления об истории ихудожественно-эстетические способности в играх изаданиях:• «Кто назовет больше элементов русского костюма накукле?»• «Опиши части костюма куклы»• «Укрась платок (плащ) куклы используя декоративныеэлементы» • Упражнения с куклой способствуют активной реализациикоррекционно-развивающих задач, развитию произвольноговнимания, памяти, логического мышления, сенсомоторныхи скоростных навыков, ловкости рук в следующих заданиях:• Игра «Нелепицы» или «Что неверно надела кукла?»• Дидактическое упражнение «Что не подходит кукле дляпрогулки?»• «Кто быстрее расстегнет и застегнет застежки наодежде куклы?» (шнурки, пуговицы, молнии)• «Кто быстрее оденет куклу на прогулку?»
Кукла Антошка
Как сделать куклу размером с ребенка? Кукла-Антошка – это полноценный пупс, которого наряжают в обычную детскую одежду для грудничков.
Сделать такую текстильную куклу своими руками очень просто и понадобится для нее только:
- трикотажная ткань;
- холофайбер;
- пуговицы.
Итак, для начала понадобится распечатать выкройку. 1, 2
Действовать нужно уже привычном образом. Выкройка переносится на ткань (сложенную в 2 раза лицевой стороной внутрь).
Детали нужно наполнить и прошить на машинке. После набить холофайбером. Перед тем, как сделать куклу из ткани – убедитесь в качестве наполнителя. Он должен хорошо восстанавливать объем после смятия.
В центр необходимо вставить любую полую трубу, например, втулку от бумажных полотенец. Ручки и ножки крепятся к туловищу с помощью пуговок.
Прошивкой формируются колени и локти и на этом все. Лицо и прическу можно сделать по желанию. Для волос лучше всего подходит обычный тресс. А лицо можно нарисовать или прошить пуговками.