Происхождение игры
Игра «У медведя во бору» – древнее развлечение, имеющая много аналогов на планете. Корнями народная русская игра уходит в обряды. Церковь не запрещала детские забавы, не считала их опасными. Поэтому языческое действо сохранилось до XXI века.
Героями были и другие животные: кот с птицами, волк с ягнятами. Суть противостояния сохранялась: охотник салит добычу. Воинствующие стороны означали:
- Борьбу человека с дикой природой, доброту, щедрость окружающей среды.
- Постижение детьми сексуального поведения взрослых через символизм игры. Ребята ходят возле «хищника», дразнят его. Спасаются, разбегаются, но все равно попадаются, превращаясь в медведей. Это напоминает ритуалы взросления, весенние свадебные обряды. Сюжет описывает конец зимы, пробуждение животного от веселых песен девушек, которые ранней весной отправились за плодами. Собирательство в лесу – занятие юных девушек.
- Отношения человека с древним божеством, которого представляли в образе Медведя, духа рода. Его задабривали дети или девушки. Иногда действо заканчивалось жертвоприношением. Божество символизировало мудрость, представлялось шаманом. Сказки славян про оборотней рассказывают о метаморфозе шамана в медведя. Колдун ловит преемника, превращая его в оборотня. Этот мотив раскрылся в игре, где дети «вооружены» мячиками.
- Вариант с 2 водящими и стрелком мог возникнуть, как завуалированный пересказ исторического события, герои которого прячутся под образами собирателей, медведей, охотников.
Эти версии связаны с языческим мировосприятием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учить называть дни недели, соотносить цифры с количеством предметов.
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого,мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим черезродные и национальные явления». В. Белинский.Сегодня мы .
Конспект занятия «Играем с Машей и Медведем».
Конспект занятия по ФЭМП к презентации «Играем с Машей и медведем»".
Тема: «Играем с Машей и Медведем".
Конспект разработан для детей старшей группы с использованием дидактического материала блоков Дьенеша.
Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.
ПЕСНИ МАЛЕНЬКИХ ЗВЕРЯТ.
Чему учит игра
Дидактическая цель подвижной игры «У медведя во бору грибы ягоды беру» – внушить истины, необходимые для выживания:
- Существуют рамки, ограничения, другой мир, неподвластный человеку. Черта отделяет «дом» игроков от «леса» – символа чужой территории, куда идти опасно. Похожие игры («День/ночь») приучают ребенка считаться с запретами. Это ускоряет социализацию, закрепляет понятие «табу» в подсознании.
- Главная реакция, спасающая жизнь – бег. Если страшный зверь идет на тебя – беги.
- Преодоление препятствий приносит радость. Играя, ребенок ощущает эйфорию, привыкает преодолевать препятствия. Появляется уверенность, способность справляться с жизненными задачами. В основе будущих побед взрослого человека лежат детские успехи в играх.
- У всех есть свое место. «У медведя во бору» – игра для детей, где сказочные образы отображают будущие социальные роли. О многом говорит поведение проигравшего: угнетенность, отсутствие переживаний или желание лучше стараться. Социальная роль – власть, статус, возможность выжить. Активная, сильная роль приносит удовлетворение.
- Все новое дает знания, опыт. В стишке-дразнилке бор – место медведя. Повторяя текст, дети осознают, что зашли в иное пространство. Ребята идут по пути знаний. Испытания в новом мире – инициация.
- Нарушать границы запрещено, но проверять их необходимо для развития. Проснувшийся хозяин накажет за пресечение его владений, но это полезный опыт. Через осознание своих и чужих границ развивается общество. Дети видят естественную реакцию на их вторжение, уважают ее, но продолжают мериться силами с хозяином. Участники проделывают это и вне игры: неосознанно дразнят друг дружку и убегают.
Подвижная игра «У медведя во бору» для 2 младшей группы (3 – 4 года)
Участники определяют медведя, вытягивая жребий. Выбирают место для берлоги на другом конце игровой территории. Водящий выбирается из «дома», переступая через палку, вылезая из большого лукошка или ящика.
Что еще почитать Подвижные игры про зайцев в детском саду, их польза для развития
Ребята медленно направляются к водящему, напевая песенку:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь простыл, На печи застыл!
Если участники допели последнее слово, житель берлоги «просыпается», бросается на ребят. В другом варианте он проходит по поляне, нападает неожиданно.
Игра завершается в одном из случаев:
- пойман первый ребенок, который заменяет водящего, садится в берлогу;
- водящий касается 2 детей, превращая их в своих братьев-медведей; они вместе ловят участников, пока их не останется 3 (второй вариант усложняет игру, спастись от такого количества водящих – трудно).
Педагог напоминает, что к берлоге нужно подходить близко. Медведю воспитатель говорит, что выбегать на «поляну» разрешается в конце песенки. Площадку оформляют лесной растительностью (ягодами, травой, ветками, грибами), используя цветной мел. По желанию придумывают свои стишки (или дают детям такое задание домой).