Игры по русским народным сказкам
Для занятий необходимо вырезать изображения персонажей тех русских сказок, где герои появляются поочередно по ходу развития сюжета: «Репка», «Колобок», «Теремок». Также нужно подготовить для вознаграждения участников фишки.
Опиши героя по иллюстрации
Цель игры – улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.
Педагог выбирает одну из представленных картинок, демонстрирует игрокам, напоминает, из какой сказки изображенный герой. Затем просит детей по очереди описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке. Описания не должны повторяться.
Например, выбрана Лиса из «Колобка»: один ребенок дает внешнее описание – рыжая, с пушистым хвостом, второй рассказывает о характере – хитрая, ловкая, третий вспоминает ее действия – съела колобка, заставив его сесть себе на нос. Если участники затрудняются с ответами, воспитатель задает вопросы-подсказки: какая одежда на персонаже, какого он возраста, размера и т.д.
Кто следующий
Цель игры – укрепление памяти, развитие речи, зрительного представления, пространственной ориентации, знакомство с применением предлогов – до и за, перед и после, а также с численными понятиями – первый, последний, следующий.
Педагог демонстрирует персонажей сказки, просит разложить их в правильной последовательности. Например, в сказке «Репка» первый персонаж дед, за ним бабка, потом внучка, Жучка, кошка, мышка. Рассказывая о последовательности появления персонажей, ребенок должен употреблять предлоги и численные понятия, а педагог должен помогать ему при необходимости наводящими вопросами.
Узнай по силуэту
Игра развивает речь, зрительную память, умение концентрироваться и образно мыслить.
Педагог показывает игрокам изображения сказочных существ, объясняет термины «контур» и «силуэт». Просит обвести картинки карандашом. Когда дети поймут понятия, ведущий переворачивает изображения лицевой стороной вниз, предлагает по силуэту узнать героя сказки.
За все правильные ответы в играх участники получают фишки. Победителем становится тот, кто наберет больше всего очков.
Ход игры.Воспитатель говорит:
-У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?
Дети отвечают:
-Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
-Правильно, -подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.
«Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
Материал. Игрушечный мишка.
Организация.Воспитатель:
-Медвежонок получил письмо от брата. Но дождм размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо.Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что. я долго блуждал по лесу и. Выйдя на поляну, я попал. Я попал в яму, потому что. Там было так глубоко, что. Пришли охотники и. Теперь я живу в. У нас есть площадка для. На площадке для молодняка есть много. Мы играем с. За ними ухаживают. Они нас любят, потому что. Скоро к нам приедет дрессировщик из. Надеюсь попасть в. Как здорово уметь. Жди следующего письма из. До свидания. Топтыгин».Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.
«Фотограф»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.
Ход игры. Взрослый просит ребнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».
«Составь описание»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
—Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный
—это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)
«Отгадай-ка»
Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах,загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на
него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребнок описывает свой предмет и передат камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
«Встань в круг»
Цель: Составлять коллективное описание игрушки.
В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это взрослый) называет игрушку,например: «Это лошадка».Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.
«Зачем нам эти вещи»
Цель: научить использовать в речи сложноподчиннные предложения цели.
Ход игры.Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен.В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».
«Добавь слова»
Цель: научить составлять распространенные предложения.
Сказки из шкатулки
Цель дидактической игры «Сказки» – развитие речевых навыков, воображения, умения мыслить творчески. Необходимо найти вместительную шкатулку, в нее положить игрушки из детского театра или картинки, изображающие сказочных героев.
Каждый ребенок по очереди подходит к шкатулке, вытягивает картинку. Первый игрок начинает сказку, придумывает 2-4 предложения, связанных с вытащенным персонажем. Следующий участник продолжает сюжет, но дополняет его своим героем.
Игра довольно сложная, подходит для детей подготовительной группы
Важно, чтобы в итоге получилась цельная и завершенная история
Ход игры. «Сейчас я скажу предложение.
Например, «Мама шьт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьт шлковое платье. Мама шьт летнее платье. Мама шьт лгкое платье. Мама шьт оранжевое платье.Предложения для игры: Девочка кормит собаку. Пилот управляет самолтом. Мальчик пьт сок.
«Придумай предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг.Воспитатель объясняет правила игры: -Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.
«Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок,мд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
«Зоопарк»
Цель: развитие связной речи
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать сво животное, не называя его,по такому плану:
1. Внешний вид;
2. Чем питается.
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот
начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
Расколдуй сказку
Настольная игра предназначена для развития интеллекта, формирует навык оперирования условными символами. Для нее необходимо подготовить таблицу из двух рядов. В ячейках первого ряда должны быть изображены символы, в ячейках второго – соответствующие персонажи.
Воспитатель объясняет детям, что злой колдун превратил сказочных персонажей в простые символы. Сначала закрывает непрозрачным листом ряд с символами. Дети должны вспомнить какое обозначение соответствует каждому персонажу, нарисовать на листе. Затем педагог закрывает изображения, открывает символы. Игроки должны вспомнить, какие персонажи скрыты, назвать их.