Рекомендации по проведению занятий
Если вы хотите картинки грибов использовать для занятий с детьми, то стоит учесть несколько правил их использования:
Дайте ребенку возможность хорошо рассмотреть, изучить новые изображения на каждом рисунке, а только потом используйте их для развивающих упражнений или игр.
Обращайте внимание на качество картинок. Лучше всего использовать специальные логопедические наборы иллюстраций, выпускаемые для детского сада, но можно также брать реалистичные изображения из интернета или использовать фотографии.
Обязательно подбирайте разнообразный раздаточный материал – как предметные картинки, так и сюжетные
Первые представляют собой небольшие карточки с одиночными изображениями грибов, а вторые — иллюстрации реальной (ежик с грибами) или сказочной (серия картинок Под грибом) ситуации по теме. Для развития речи дошкольников необходимы обе разновидности наглядного материала.
Любая иллюстрация для занятий должна быть выполнена в реалистичной манере, точно повторять все элементы внешнего строения того или иного объекта.
Удобнее всего использовать карточки с названиями, которые старшие дошкольники могут прочитать сами.
Изображения грибов на прозрачном фоне значительно расширяют возможности использования их при составлении рассказов.
Карточки Глена Домана на тему “Грибы”:
Игры
Разные картинки грибов для детей позволяют проводить множество всевозможных логопедических игр. Вот несколько примеров:
Собираем грибочки
Каждый играющий выбирает себе одну картинку с грибом и старается описать его внешние особенности. Если другой игрок угадал, то карточка переходит к нему. Побеждает тот, кто набрал больше всего картинок.
Чем же мы похожи?
Взрослый выбирает две карточки (подосиновик-подберезовик, белый-масленок, сыроежка-мухомор) и предлагает детям увидеть как можно больше отличий между ними. Побеждает тот, кто даст ответ последним.
Веселые кулинары
Предложите детям «приготовить» обед их разных съедобных грибов, известных им. Каждый должен выбрать одну картинку и назвать блюдо, которое можно приготовить с теми или другими грибочками (например: суп из белых грибов, маринованные маслята, подберезовики в сметане, соленые грузди и т.п.
Ах, какой у нас опенок!
Изображение любого гриба передается от одного играющего к другому. Каждый называет один из его признаков, отличительных особенностей внешнего строения. Побеждает тот участник, который сможет увидеть и назвать какую-то деталь последним.
Сказки от сказочников
Попросите каждого игрока выбрать себе по одной картинке с грибом для детей, специально отобранные. Затем каждый должен придумать короткую историю про своего персонажа. Рассказать про его характер, привычки, занятия. Например, Боровик — царь всех грибов в лесу, он строгий и важный, с утра до вечера занят государственными делами, любит играть в футбол и играть на балалайке. Старшим дошкольникам можно предложить придумать (по кругу) целую историю про грибное царство, к сказке можно и иллюстрации нарисовать всем вместе.
Мозаика: найди кусочек
Сделайте из карточек разрезные картинки и предложите ребенку их собрать. Можно использовать для этой игры рисунки ядовитых и съедобных грибов.
Полное лукошко
Предложите ребенку отобрать несколько карточек (ему для этого понадобится небольшая корзинка), хорошо запомнить их и повторить все названия наизусть, не заглядывая в лукошко снова. Каждый играющий может попробовать стать грибником, собирая свой набор карточек.
Раскраски
Раскрашивание рисунков имеет очень важное значение для развития мелкой моторки малыша, для его речевого развития. Младшим дошкольникам нужно предлагать более крупные, простые контурные изображения самых известных грибов (белый, мухомор), а для более старших ребят будет правильнее подбирать рисунки с миниатюрными опятами, лисичками, сыроежками
Следите, чтобы дети выполняли работу только карандашами, именно это условие обеспечивает ценность раскрасок.
Готовые цветные рисунки можно затем использовать для фланелеграфа, приклеив к изнанке бархатную бумагу или тонкий фетр. Качественные раскраски Грибы непременно должны быть в педагогическом арсенале любого взрослого, занимающегося с дошкольниками. Дети, раскрашивая, активно сопровождают свои действия комментариями, намного охотнее составляют рассказ-описание по картинке. Этот процесс позволяет им тренировать важные речевые навыки:
- свободно;
- с интересом;
- без утомительных повторений.
Тема “Грибы” — это очень богатый и интересный материал для занятий с детьми. Обязательно используйте его как с малышами, так и со старшими дошкольниками. Картинки позволят сделать любое упражнение или игру не только полезными, но также очень интересными для детей, что, в свою очередь, поможет быстрее добиться желаемого развивавшего результата.
Задания
Представителей этого природного царства так много, что каждый вид позволяет предложить ребенку особые задания. Для этого, конечно, нужно подобрать подходящие картинки с грибами для детей, максимально приближенные к природным.
- Посчитай: один опенок – два опенка – три…
- Подумай и расскажи, почему опят часто называют «дружными»?
Лисички
- Сравни лисичку и лису. Чем гриб лисичка похож на рыжего зверя?
- Какую лисичку можно увидеть на кухне? (жареную, вареную, маринованную, сушеную, соленую, свежую)
Подосиновик
- Где подосиновик любит расти больше всего? Какое дерево «подарило» ему свое имя?
- Как можно назвать рощу, в которой растут одни подосиновики? (осиновая, осинник)
Подберезовик
- Что будет, если вырывать грибы с корнем, а не обрезать ножиком? Почему так делать нельзя?
- В каком лесу чаще всего можно найти подберезовик (в березовой роще, в березняке).
Боровик (белый гриб)
- Опиши внешний вид боровика.
- Объясни, почему его называют еще и «белым»?
- Может ли кто-то спрятаться под грибом, если тот вырос очень большим?
Бледная поганка
- Расскажи о том, что такое ядовитые грибы и почему бледные поганки считают такими опасными для людей?
- Почему никто не набирает вредных грибов?