Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы

Ход игры Дети стоят, образуя круг.

Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое — влево.

Игра продолжается столько, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.

Примечания:

1. Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т. е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.

2

В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку

3. Музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.

Придумай песенку

Цель: Развивать песенное творчество детей.

Игровой материал: Карточки с изображением животных, картин природы, каких — либо предметов (например, зайка, белка, цыпленок, машина, пароход, картины природы и т. д.). Картинки-дубликаты, которые находятся у музыкального руководителя (ведущего)

Ход игры. Ребенок, выбравший одну, две карточки должен сочинить по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной, двух, трех строчек. Музыкальныйруководитель читает текст: Рыжий маленький зверек по деревьям прыг да скок. Ребенок, у которого на карточке оказался рисунок белочки, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке белочку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке, игра продолжается. Если же у ребёнка не получилось ни мелодии, ни ритма ведущий оставляет картинку-дубликат у себя, а игра продолжается дальше. Дети быстро запоминают тексты и вскоре могут играть в игру самостоятельно, без участия взрослого.Здесь уже можно ввести правила игры: кто первый закроет карточку (не менее двух картинок, тот становится ведущим. Стишки — попевки можно взять из детских песенок, стихов

«Кто же в гости к нам спешит?»

Цель: помочь детям создавать музыкально-игровые образы в инсценировках знакомых песен, сказочных персонажей, развивая при этом чувство ритма. Создать предпосылки для развития танцевального творчества детей. Развитие положительного эмоционального настроя.

Задачи: 1. Подбирать танцевальные движения, характерные для предложенных сказочных персонажей;

2. развивать умение импровизировать, показывая во время танцевальной игры произвольные танцевальные движения;

3. воспитывать чувство солидарности и взаимопонимания друг к другу через процесс участия в танцевальных играх.

Возраст: 5-6 лет.

Оборудование,материалы: Разрезные картинки музыкальныхсказочных персонажей: красная шапочка, буратино, незнайка, клоун (можно любые на выбор, 3-4 персонажа, сундучок, костюмы или любые атрибуты выбранных сказочных персонажей, музыкальныезаписи из сказок выбранных персонажей: «Буратино» Ю. Энтин, А. Рыбников. ; Из к/ф «Про Красную Шапочку»Композитор: Рыбников А., Михайлов Ю. ; Гимн Незнайки и его друзей Музыка: Минков М.Слова: Энтин Ю. ; Песня «Веселый клоун».

Музыкально -дидактические игры «Веселые кубики»

Музыкально-дидактические игры «Веселые кубики»

Задачи

: организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику рук ребенка. Материал осваивается детьми постепенно, в основном во время музыкальных занятий

Педагог рассказывает детям правила игры, ставит перед ними определенную задачу. Вначале он является инициатором проведения игры в группе, на занятии, на прогулке. А потом дети могут самостоятельно играть, выбрав ведущего среди своих товарищей

Материал осваивается детьми постепенно, в основном во время музыкальных занятий. Педагог рассказывает детям правила игры, ставит перед ними определенную задачу. Вначале он является инициатором проведения игры в группе, на занятии, на прогулке. А потом дети могут самостоятельно играть, выбрав ведущего среди своих товарищей.

«Веселый кубик»

Музыкально-дидактическая игра для детей второй младшей группы.

Задача

. Учиться подражать звучанию голосов животных, используя возможности силы и тембра своего голоса.

Ходигры .

Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети произносят текст:

Кубик детям передай.

Кто пришел к нам, угадай!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают.

Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как кошечка здоровается («мяу-мяу-мяу) и т.п.

Затем игра продолжается.

На гранях кубика могут быть изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

Кубик «Угадай-ка»

Музыкально-дидактическая игра для детей средней группы.

Вариант аналогичный игре во второй младшей группе, но уже с другим кубиком. На нем изображены предметы: часы, молоток, туча и капельки, самолет, паровоз, желтые листики.

Задача

. Учиться подражать звучанию различных предметов голосом.

Кубики — календарики.

Музыкально-дидактическая игра для детей старшей группы.

На гранях кубика – картинки с изображением времен года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. (Их можно использовать и для игры «Ритмический кубик».)

Задачи

. Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Учить сочетать текст с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Учить понимать красоту сменяющих друг друга времен года и воспитывать творческое отношение к природе.

Ходигры .

Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст:

Календарик мы листаем,

Кубик другу отправляем,

К кому кубик попадет,

Тот стишок нам всем читает!

Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз.

«Ритмический кубик»

Игра для детей средней и старшей группы.

Используется кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов: на первой грани – 1 бабочка, на второй – 2 цветка, на третьей – 3 клубнички, на четвертой – 4 листика, на пятой — 5 шишек, на шестой – 6 елочек.

Задачи

Развить слуховое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков

Использовать «звучащие» жесты – хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры.

Ход игры.

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, приговаривая.

Ты возьми веселый кубик,

Передай его друзьям.

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на верхней грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, хлопают по коленкам т.д. Сопровождать «Звучащие» жесты нужно счетом вслух.

Кубик – оркестр.

Игра для детей старшей группы.

Задачи.

Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи, (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах. Ходигры

Ходигры .

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, приговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется ,пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

Пошаговая инструкция по изготовлению

Кубики Зайцева своими руками можно сделать за один–два дня. Сначала подготовьте материалы для основы, потом скачайте и распечатайте развертку по складам. Обязательно используйте цветной принтер, тон фона и шрифт для букв имеет большое значение при обучении чтению по слогам. После подготовительного этапа начинайте творить.

Из картона

Самый популярный и дешевый вариант самодельных кубиков. Для изготовления потребуется твердый картон белого цвета, раскладка по слогам, клей, ножницы.

  1. Напечатайте развертки по складам на обычной офисной бумаге.
  2. Приложите каждую к листу картона, приклейте с помощью ПВА.
  3. Оставьте заготовку под прессом, дайте высохнуть.
  4. Загните несобранный элемент по граням.
  5. Склейте куб так, чтобы одна сторона осталась открытой.
  6. Наполните выбранным материалом.
  7. Закройте последнюю грань и склейте до конца.
  8. Высушите собранные кубики в тепле. Стяните их резинкой от банкнот, чтобы картон лучше держал форму.
  9. Через день обклейте углы, грани скотчем, можно термопленкой.
  10. Похвалите себя за труды! Комплект Зайцева достался вам бесплатно.

Из картонных коробок

Коробочки объемом 0,2–0, 5 мл из-под сока, кефира облегчают задачу экономным родителям.

Клеить кубики не нужно. Остается подумать, где найти столько готовых форм. Когда наберете 52 коробки, можно приступать к созданию самодельного шедевра.

Вам понадобятся:

  • клей;
  • ножницы;
  • фломастеры;
  • наполнители;
  • скотч;
  • трафареты крупного шрифта.

Образец слогов для кубов из коробок печатать не имеет смысла, они наверняка не подойдут по размеру основы.

Склады напишите сами с помощью буквенного трафарета, раскрасьте фон или обклейте грани самоклеющейся бумагой.

Из фанеры

Картонные кубики Зайцева подходят для детей старше 4 лет. Младенцы их быстро испортят, пытаясь попробовать на вкус, сминая в ладони. Чтобы усилия папы не прошли даром, сделайте кубики со складами из фанеры.

Понадобится:

  • фанера 0,6 см толщиной;
  • шурупы;
  • наполнители;
  • бумага;
  • скотч.

Начинайте творчество с подготовки деревянных деталей для кубиков. Распилите лист фанеры по размерному шаблону:

  • 88 штук – 54х48 мм
  • 50 штук – 60х60 мм
  • 80 штук – 44х38 мм
  • 44 штуки – 50х50 мм
  • 12 штук – 54х108 мм
  • 8 штук – 44х88 мм.

Сначала возьмите прямоугольники 44х38 — 4 штуки, соедините шурупами. Две грани останутся открытыми.

Накройте одну квадратом 50х50, вторую оставьте для заполнения полости. Так соберите 47 кубиков.

Наполните их по списку звенящим и шуршащим материалом.

Закройте оставшуюся грань еще одним квадратом 50х50.

Скрутите все стороны шурупами.

Теперь нужно напечатать схему складов на офисной бумаге, наклеить образцы на грани обычным клеем-карандашом или ПВА. Стандартная развертка, скачанная из интернета, подойдет по размеру кубиков.

Готовые изделия обклейте скотчем.

Из пластиковых кубиков

Это самый дорогостоящий вариант самостоятельного изготовления учебного материала по методу Зайцева. Купите набор для детского строительства из пластиковых кубиков разного размера, подготовьте острый нож для вскрытия одной грани, паяльник, скотч и образцы складов.

  1. Разрежьте одну сторону кубика ножом. Не обязательно вскрывать его с четырех граней, достаточно сделать небольшой зазор так, чтобы внутрь прошел наполнитель.
  2. Начините полость «фонетическим» материалом.
  3. Запаяйте грань.
  4. Напишите на бумаге склады фломастером по образцу.
  5. Наклейте на кубик с помощью двойного скотча.
  6. Сверху покройте защитным слоем прозрачного скотча.

Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны… Если разделить детей по подгруп-пам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

Игры для развития динамического слуха

«Тихие и громкие ладошки»

Цель: Развивать динамическое восприятие.

Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать две песни «Барабан-щик» М Красева и «Серенькая кошечка» В. Витлина. Первую песню я играю громко, а вторую – тихо. И предлагает детям прохлопать эти песни – громко и тихо.

Тихие и громкие звоночки.

Цель: развивать динамическое восприятие.

Оборудование: колокольчики.

Ход игры: Педагог предлагает прослушать пьесу «Пальчики и Ручки». Под тихое звучание музыки (1 части) дети играют на колокольчиках тихо, а на звучание громкой музыки (2 части) дети играют на колокольчиках громко.Потом усложняю: мальчики играют тихо, а девочки – громко и наоборот.

Игры для развития восприятия музыки

Три цветка

Цель: Развитие восприятия музыки.

Демонстрационный материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо»— спящее, плачущее или весёлое, изображающее три типа характера музыки:

1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)

2. Грустная, жалобная.

3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Ход игры: Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цвет-ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, пока-зывают цветы, соответствующие характеру музыки, поднимают их.

«День рождения»

Цель: Развитие восприятия музыки, упражнять детей определять ха-рактер музыки.

Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др., небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.

Ход игры:

Детям предлагается поиграть в веселую игру. Раздается стук в дверь,воспитатель предлагает посмотреть: «Кто же к нам пришёл?». Ребенок, открывает дверь и находит шкатулку.Все вместе начинают рассматривать: «что же это за шкатулка, а самое интересное что же в ней лежит, может она волшебная?» В шкатулке оказывается 4 комплекта разрезанных картинок и всем интересно, что же на них изображено? Дети делятся на 4 команды и каждая команда по сигналу воспитателя начинает собирать свою картинку. Затем, после каждой первой собранной картинки, детям предлагается встать в круг, раздаётся стук в дверь, звучит музыка, соответствующая персонажу, изображённому на ней и выходит ребенок, переодетый в костюм данного персонажа (либо имеющий характерный атрибут, встаёт в центр круга и старается под музыку воспроизводить танцевальные движения характерные данному персонажу, а остальные дети пытаются повторить за ним. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки будут собраны и все персонажи покажут свои танцевальные движения. (В дальнейшем в игре можно использовать разных сказочных персонажей и привлечь уже других детей, желающих быть в роли и показывать движения того или иного персонажа).

Ход игры: Дети стоят в кругу и поют попевку «Лягушки»:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

Для музыкального сопровождения используется любая веселая мело-дия двухдольного размера.

«Песенка про имя»

Цель: развивать певческие навыки, звуковысотный слух, песенное твор-чество, ритмический слух.

Ход игры:Педагог спрашивает у ребенка: «Как тебя зовут?» Ребенок должен постараться пропеть свое имя так, как он захочет. Пропетое имя тоже несет в себе какую-то ритмическую формулу. Ребенок, пропевая свое имя, невольно произносит и запоминает определенную последова-тельность звуков. Педагог дает положительную оценку каждому ребенку, тем самым поддерживая в них жилание участвовать в игре, петь, им-провизировать.

Та-ня – Та-не-чка

Се-ре-жа – Се-ре-жень-ка

Ма-ша – Ма-шень-ка

Во-ва – Во-воч-ка

«Прыг, прыг, скок».

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство. Необхо-димо знание песенки «Заинька»

Оборудование: Барабан, Маска-шапочка «Зайчик».

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

«Куколка любит танцевать».

Цель: Развивать чувство ритма.

Оборудование: Ложки, бубны, треугольники, барабаны, маракасы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: