Формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении купецкова валерия феликсовна

Организация опытно-экспериментальной работы по апробированию модели формирования навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении

Программа внеурочной работы рассчитана на четыре года начальной школы. Содержание программы распределено по направлениям: «Опасности в природе», «Опасности дома», «Опасности на улицах». В программе это представлено образно несколькими темами: «Ребенок и природа», «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома», «Ребенок на улицах города», «Ребенок и здоровье», «Ребенок и чрезвычайные ситуации». Указанные выше темы повторяются и в течение года, и в течение четырех лет.

В программе учтены возрастные особенности младших школьников, т.е. отобрано такое содержание, которое доступно пониманию детей этого возраста; такие формы и методы работы с детьми, которые соответствуют наглядно-образному характеру мышления, слабо развитой речи учащихся, отсутствию произвольного внимания и памяти и пр. Индивидуальные особенности, интересы и склонности учащихся учитываются при выборе содержания деятельности на различных мероприятиях, что отражено в методическом обеспечении к программе.

Методическое обеспечение представлено в приложении к программе, где разработаны примерные планы мероприятий (137). Планы мероприятий внеурочной работы выглядят следующим образом: 2 класс. Тема «Кодекс выживания городского пешехода». Цель: развивать способность ориентироваться в микрорайоне школы, дома; упражнять в правилах перехода через проезжую часть улицы. Познакомить детей с «Кодексом выживания городского пешехода». План: — Изготовление учащимися макета микрорайона школы. — Рассматривание рисунков с изображением пешеходов и разных ситуаций на дорогах. Где пешеходы ведут себя правильно, а где нет? — Запись правил поведения пешехода на улицах города. — Просмотр отрывков учебного мультфильма о поведении детей на улицах города. — Игры с макетом микрорайона школы и мелкими игрушками.

В программе внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения также предлагается примерный набор наглядного и дидактического материала для работы с детьми, список научной и методической литературы для учителя.

Во время внеурочной работы ученики свободно выбирают партнеров, вид деятельности и ее содержание. Взрослые стараются избегать жесткой регламентации деятельности учеников. Все общение с ними носит неформальный характер, побуждающий к инициативе и творчеству. Главной задачей считаем создание комфортных условий для ребят во время реализации разнообразных форм внеурочной работы по формированию навыков безопасного поведения.

Каждый ребенок вел дневник безопасности, где записывал не только свой домашний адрес и все необходимые телефоны, но и некоторые правила безопасности (по мере их изучения) в виде памятки. Во время реализации программы внеурочной работы по формированию навыков безопасного поведения младших школьников стремились постоянно включать детей в активную творческую деятельность, например: при освоении темы «Животные вокруг нас» (1 класс) предлагали детям игру «Наши любимцы» (дети в парах по очереди изображают животных и человека). По теме «Зимняя река и география безопасности» (2 класс) учащимся предлагали решать кроссворд «Безопасность на зимней реке» и др.

В формирующем эксперименте использовали большое количество наглядности, например: рассматривали с детьми картину И. Репина «Дети, убегающие от грозы», проводили беседу по содержанию произведения, уточняли правила поведения во время грозы.

Чтобы обеспечить эффективность формирования навыков безопасного поведения младших школьников, во внеурочной работе использовали как индивидуальные, так и коллективные формы организации детей. Учеников объединяли в пары, малые подгруппы по 3—4 человека, организовывали межгрупповое взаимодействие, например: задание «Сказка по кругу», когда учитель начинает, а ребята по очереди продолжают сочинять сказку про незнакомого человека, которого встретили на улицах города; или другое: практикум «Разговор по телефону» (в парах).

Часто использовали проблемные методы обучения, которые меняли позиции обучающегося и педагога, помогали реализовать субъект-субъектный характер их взаимодействия, усиливали демократический стиль общения, открытость, диалогичность и рефлексивность действий педагога. Например: детям предлагали проблемную ситуацию: «Одна девочка катается на качелях, другая пытается ее столкнуть. Что скажут друг другу девочки, чтобы помириться? Как разговаривали бы они, если бы поссорились?».

Формирование основ безопасной жизнедеятельности у младших школьников в системе здоровьесберегающих технологий школы

Проблемы здоровьесбережения и их развитие в современной школе стало- модным- и актуальным. Основным документом, регламентирующим организацию здоровьесберегающего- образовательного процесса, является приказ Министерства образования РФ от 15.05.2000 года № 1418 «Об-утверждении, Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья1 обучающихся, воспитанников образовательных учреждений». В нем сформулированы цели и задачи такого центра, намечены основные направления его деятельности.

В контексте общих идей функционирования системыздоровьесбе-режения: в-учреждениях образования, в конкретизации; несомненно нуждаются аспекты І региональной специфики, специфики образовательного учреждения; С этой- целью нами была поставлена задача разработки программы подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в. системе здоровьесберегающей образовательной среды школы

Постановка такой важной и актуальной.задачи была обусловлена:

во-первых, условиями школьного образования. Так, до настоящего времени не существует специалистов-педагогов, владеющих в должном объеме необходимыми медицинскими, психологическими и другими знаниями в области основ безопасности жизнедеятельности.

во-вторых, психофизиологическими особенностями детей: Так, школьники 7-11 лет не способны усвоить теоретические сведенияшо физиологии и психологии. Однако в этом возрасте происходит формирование мотивационной сферы. Именно поэтому нами в программе выделены мотивационные блоки для целенаправленного формирования мотивации безопасного поведения и ведения здорового образа жизни. Это обусловлено тем, что данный курс в целом направлен на формирование практических навыков.

Разрабатывая систему подготовки учащихся начальной школы по основам безопасности жизнедеятельности, мы учитывали, что в настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается, л ишь в основной? школе. Это связано с тем, что базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы.

В «Пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану» (2004) говорится: «Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа, в неделю». Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модели и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности, жизнедеятельности» .

Говоря в целом о системе формирования культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе, можно констатировать, что в учебной программе предмета ОБЖ с 1-го по 11-й класс, подобран и систематизировали обширный материал о преподавании вопросов сохранения здоровья, здоровом образе жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие. Такая программа предназначена для формирования у школьников всех возрастов сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Она обеспечивает приобретение основополагающих знаний и умений. Таких, как распознавание и оценка, опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определение способов защиты от них, а также ликвидация их негативных последствий и умение оказывать само- и взаимопомощь в доступном для детей соответствующего возраста объеме.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств, необходимых для ускорения адаптации к условиям,окружающей среды обитания.

В числе учителей-предметников, педагог-организатор по основам безопасности жизнедеятельности занимает в вопросах формирования ЗОЖ особое место. Именно ондает учащимся первичные знания о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни», прививает культуру безопасного отношения кхебе и окружающим людям, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний:

Практика показывает , что там, где существует система занятий в школе по курсу ОБЖ, которые ведут профессионально подготовленные специалисты, решение проблем здорового образа жизни получает мощный импульс.

Сущностные характеристиіси безопасного поведения учащихся общеобразовательной школы как объект научного исследования

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что богатстве любого государства составляют не только природные ресурсы или материальные и-культурные ценности, хотя они очень важны, но это — в первую очередь, люди, население страны. Поэтому современное состояние общества, важнейшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его;здоровью, к его безопасному существованию. По данным эпидемиологических исследований здоровья; школьников до 20%, детей в шестилетнем возрасте не готовы к школьному обучению. У 12-15% первоклассников нарушена речь. Задержка психического развития и умственная отсталость у 7-9 летних детей отмечается в городах в5-6% случаев и вдвое чаще на селе .

Целостный подход к понятию «здоровье» ведет сегодня к осознанию серьезных изменений в школьной жизни, охватывающих все уровни — от управления школой до взаимоотношений в классе между учащимися, до связей, школы с системой дополнительного образования и другими заинтересованными субъектами взаимодействия. И современная школа может найти адекватные пути взаимодействия между человеком, природой, обществом с целью сохранения здоровья своих воспитанников.

В связи с этим, в последнее время наблюдается усиление внимания в педагогической теории и практике к проблеме здоровья ребенка в школе, предпринимаются попытки создания здоровьесберегающей среды школы, поиска новых здоровьесберегающих технологий, сохраняю щих здоровье ученика и способствующих формированию его безопасного поведения и не снижающих, в-то же время, уровень качества обучен-ности.

Международный опыт школ, содействующих сохранению здоровья (Чехия; Польша1, Венгрия, Германия и пр.) показал, что наиболее перспективными и успешными являются программы здоровья, нацеленные на школьный контингент. Мировая1 практика:обоснованно доказала, что профилактические меры и программы по формированию культуры, безопасногодля здоровья поведения, бесспорно эффективнее и выгоднее для1 государства; чемшрограммы по борьбе с последствиями недостаточного здоровья детей? и всего населения. Однако на; сегодняшний день можно говорить отом,.что пассивность учителя в разработке и внедрении необходимых программ, концепций; по формированию культуры здоровья?среди школьников, приводит к том, что задача1 профилактики и сохранения здоровья детей считается вторичной по отношению к базовому учебно-воспитательному процессу :

Такая тенденция резко снижает эффективность работы; школы по сохранению и-укреплению здоровья учащихся, их родителей и учителей. Можно констатировать, что сегодня-во-первых, работа по сохранению здоровья в школе, как правило, имеет часто медицинскую основу, т.к. исходит из идеи «лечения болезней»;

во-вторых, педагогической теорией и практикой недостаточно разработаны технологии перевода знаний о здоровье и здоровом образе жизни, безопасности жизнедеятельности на поведенческий уровень;

в-третьих, нет убедительных показателей эффективности процесса оздоровления школьников притом, что здоровье неуклонно ухудшается; в-четвертых, отсутствие достаточных знаний о здоровье и здоровом образе жизни у педагогов, родителей и детей . Вывод напрашивается следующий — система образования в целом, общеобразовательная школа, в частности, не может считаться гуманистической, если такая важная ценность как здоровье, безопасность жизнедеятельности не находит в ней должного места.

Такой интерес к проблеме здоровьесбережения и формирования безопасного поведения подрастающего поколения со стороны ученых (Р.И. Айзман, Н.М. Амосов, М.В. Антропова, Н.В. Анушкевич, М.Я. Ви-ленский, З.И. Колычева, М.В. Маслов, Б.И. Мишин, Ю.И. Лисицын, А.Ю. Прилепо, А.Т. Смирнов, Л.Т. Татарникова, Б.О. Хренников и др.) вызван не только ухудшением показателей физического, психического, нравственного здоровья молодежи, но и новой идеей — возрождения человека новой России.

Известно, что категория «здоровье» не только биологическая, но и социально-философская. И поэтому содержание понятия «здоровье» зависит как от целенаправленности использования этого термина, так и от конкретного контекста его использования. В переводе с латыни здоровье — наивысшее благо.

Анализируя различные подходы к проблемам здоровья человека ряд исследователей (В.В. Анисимов, М.В. Антропова, Г.А. Апанасенко, И.И. Брехман, О.С. Васильева, P.P. Дичев, Г.Б. Казанцев, В.В. Колбанов, Л.А Михайлов, СВ. Попов, Д.С. Сомов и др.) отмечают, что опубликованные работы и содержащиеся в них рекомендации не способствуют эффективному формированию культуры здоровья у населения.

Направления формирования навыков безопасного поведения учащихся начальной школы

Научно-технический прогресс и развитие человечества, как отмечалось выше, требуют более высокого уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности, повышения ответственности каждого человека за свои поступки, цивилизованного отношения к проблеме защиты окружающей среды и рациональному природопользованию. В связи с этим и возникает потребность реализации нового подхода к формированию культуры безопасности, которая базируется на теоретически и практически целенаправленно и грамотно совмещенных подходах к образованию воспитанию подрастающего поколения.

Воспитание культуры личной безопасности является основной из начальной задачей, успешное решение которой во многом предопреде ляет основные аспекты безопасной жизнедеятельности в целом. Начало такого воспитания должно приходиться на дошкольный возраст и про должаться практически всю жизнь. Основная цель формирования куль туры личной безопасности заключается в подготовке человека к здоро вому образу жизни, обучение его правилам, дисциплине и нормам пове дения в условиях повседневной жизни и экстремальных ситуациях.

Цель такого формирования одна для личности любого возраста, а со держание, формы, методы и средства различаются в зависимости от возрастных особенностей, характеристик образовательного процесса, направлений трудовой деятельности и индивидуально психологических качеств. Содержательно процесс становления культуры безопасности личности, которая владеет навыками безопасного поведения, включает в себя формирование следующих сторон такой культуры: личной безопасности; морально-психологической безопасности,; физической безопасности; экологической безопасности; безопасности поведения в чрезвычайных ситуациях; правовой безопасности; социальной безопасности; информационной безопасности; политехнической безопасности; медико-профилактической безопасности; военной безопасности.

Рассмотрим, какие содержательные компоненты включает культура личной безопасности учащегося общеобразовательной школы. Необходимыми и достаточными содержательными сторонами процесса формирования культуры безопасного поведения следует назвать получение обучающимся: общеобразовательных и профессиональных знаний; навыков применения общеобразовательных и профессиональных знаний в обеспечении личной безопасности; знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного (техногенного, биолого-социального, социально-политического, военного) характера; знаний нормативного правового и законодательного характера в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций; знаний в части оказания первой медицинской помощи; знаний по организации защиты населения, территорий и окружающей среды от воздействия чрезвычайных ситуаций.

Культура морально-психологической безопасности подразумевает формирование личных моральных и духовных качеств социально безопасного объекта, то есть личности учащегося

Процесс формирования культуры морально-психологической безопасности осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, но особое внимание уделяется этому процессу в- раннем возрасте, результатом которого является готовность личности- к ведению здорового образа жизни и становление его психологической, устойчивости в любых жизненных ситуациях, включая экстремальные

Формирование культуры физической безопасности, включает два основных направления : — физическую подготовку к опасным и чрезвычайным ситуаци ям, направленную на развитие силы, выносливости, гибкости, быстроты и точности движений; физическая культура и- спорт обеспечивает запас прочности, необходимый ВІситуации чрезвычайного характера; общефи зическая подготовка носит универсальный характер и готовит человека не только к успешному поведению в экстремальных условиях, но и в быту, и на производстве и т.д; физическую подготовку, которая обеспечивает минимальный риск (или значительное снижение его) получения травм, увечий, ущерба здоровью или, что крайне нежелательно, летального исхода в условиях ЧС и при ликвидации их последствий. Формирование-культурыtфизической безопасности обеспечивается соответствующими программами подготовки и культурной спортивной базой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: