Поэтапноперспективный творческий план по сенсорноматематическому развитию детей средней группы

Текст книги «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий»

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Жанр: Воспитание детей, Дом и Семья

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

И. А. Помораева, В.А. Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни

С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий. В работе с детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез, 2006)

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми пятого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

Планирование по ФЭМП для средней группы

1 неделя

Утренний прием

НОД

Прогулка

Свободная деятельность детей

понедельник

Игра

Цель: Упражнять детей в порядковом счете.

Дидактическая игра

«Посади жука на цветок!»

Цель: Закрепление у детей счета, знания геометрических фигур и цвета.

вторник

Тема: Сравнение предметов по высоте.

Цель: Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет,

Дидактическая игра

Цель: Упражнять детей в сравнивании предмета по высоте.

среда

Индивидуальная работа

(С Ульяной и Максимом)

Цель: Закрепление

количественный и порядковый счет. Упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу

Дидактическая игра

Цель: закрепление счета до 5 и в обратном порядке, знание геометрических фигур, знание места положения предметов.

четверг

Дидактическая игра «Разноцветные фигурки»

Цель: Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предметы названной формы; закрепление цвета; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Индивидуальная работа

(с Иваном, Егором, Сашей)

«Когда это бывает»

Цель: Закрепить представления о времени суток, учить правильно, употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»;

пятница

Дидактическая игра

«У кого хвост длиннее»

Цель: закрепление сравнивать предметы разных размеров по длине и ширине

2 неделя

Утренний прием

НОД

Прогулка

Свободная деятельность детей

понедельник

Дидактическая игра

Цель: Закрепить счет до 5,

Закрепить умение считать удары бубна на слух.

вторник

Тема: Сравнение предметов по величине.

Цель: Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения.

Дидактическая игра

«Кто скорее соберет»

Цель: Учить сравнивать предметы по величине, раскладывая их в определенной последовательности – от самого большого до самого маленького

среда

Дидактическая игра «Продолжи цепочку»

Цель: Вспомнить и закрепить знание геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и цветов.

четверг

Индивидуальная работа

(с Кириллом и Наташей)

Цель: Продолжать развивать умения ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление.

Игры в математическом уголке

«Пирамидка», «Лото», «Цветная карусель» и т.д.

пятница

П/игра

Цель: Закрепление понятия «больной-маленький»; умение ориентироваться в пространстве.

3 неделя

Утренний прием

НОД

Прогулка

Свободная деятельность детей

понедельник

Дидактическая игра

Цель: Освоение умение выделять различные формы.

вторник

Тема: Ориентировка во времени.

Цель: Закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; Развивать логическое мышление, память, воображение. Воспитывать усидчивость.

среда

Дидактическая игра «Сравни предмет» Цель: Закрепить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, находить одинаковые, уметь ориентироваться в пространстве

Развивать внимание, мышление

П/игра

Цель: Закрепление порядкового счета; Различать предметы по величине.

четверг

Дидактическая игра

Цель: упражнять детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений, о количественных отношениях между числами

пятница

Дидактическая игра

Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей(геометрических фигур)

4 неделя

Утренний прием

НОД

Прогулка

Свободная деятельность детей

Понедельник

Дидактическая игра

Цель: закрепление представлений о количественных отношениях между числами

Игры в математическом уголке

«Волшебный ящик», «Магазин», «Цветные дорожки» и т.д.

Вторник

Тема: Измерение предметов.

Цель: Учить сравнивать 2 предмета с помощью условной мерки Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость

Среда

П/игра

« Соберемся все в круг»

Цель: Закрепление счета до 5; закрепление представления «больше -меньше»

Дидактическая игра

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме; величине и цвету),

четверг

Индивидуальная работа

( с Виолеттой и Анной)

Цель: закрепить представление о частях суток, научиться правильно употреблять слоа»утро», «день», «вечер», «ночь»

пятница

Дидактическая игра

Цель: Формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

Предпросмотр страницы №1

ФЭМП(по Е.В. Колесниковой «Я начинаю считать»)

Материалы и оборудование

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Консультация для родителей на тему: «Математика в жизни малышей»

Утро. Большой – маленький. Один – много.

— познакомить с частью суток – утро;

— учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

— сравнивать знакомые предметы по величине (большой – маленький), употреблять эти слова в речи;

— выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой – маленький);

— сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много

Рабочая тетрадь «Я начинаю считать», картинки с изображением кошки и котенка

дидактическая игра, беседа

1. Чтение стихотворения А. Кондратьева «Доброе утро»

2. Беседа «Что мы делаем утром»

3. Рассматривание картинки «Зайки делают зарядку»

4. Дидактическая игра

«Большой Маленький», «Один – много»

5. Загадывание загадки

6. Чтение стихотворения Г. Виеру « Не хочу один клевать я!»

День. Круг. Число 1.

— познакомить с частью суток – день (научить правильно употреблять этот термин в речи);

— с геометрической фигурой – круг;

— учить обследовать круг осязательно — двигательным путем;

— обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;

— отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.

Рабочая тетрадь «Я начинаю считать», предметы: блюдце, тарелка, крышка, кольцо, колесо, карандаш красного и синего цвета; картинка с изображением петуха

дидактическая игра, беседа

1. Игра «Назови правильно», «Отгадай и нарисуй»

2. Загадывание загадки

3. Чтение стихотворения М. Мышковской «Нос один и рот один», М. Садовского « Он кричит «Ку-ка-ре-ку»»

4. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

5. Беседа по картинке

Вечер. Высокий – низкий, большой – маленький, один – много.

— познакомить с частью суток – вечер (научить правильно употреблять этот термин в речи);

— учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий – низкий), употреблять эти слова в речи;

— закрепить понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине;

— продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.

Рабочая тетрадь «Я начинаю считать», демонстрационный материал карандаши красный, желтый, зеленый

Беседа, чтение стихотворения, дидактическая игра

1. Игра «Когда это бывает?»,

«высокий – низкий, большой – маленький»

3. Дидактическое упражнение «Раскрась правильно»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: