Текст книги «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий»
Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.
Жанр: Воспитание детей, Дом и Семья
Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)
И. А. Помораева, В.А. Позина
Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада
Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.
Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни
С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий. В работе с детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез, 2006)
В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми пятого года жизни.
Примерное распределение программного материала на год
Планирование по ФЭМП для средней группы
1 неделя
Утренний прием
НОД
Прогулка
Свободная деятельность детей
понедельник
Игра
Цель: Упражнять детей в порядковом счете.
Дидактическая игра
«Посади жука на цветок!»
Цель: Закрепление у детей счета, знания геометрических фигур и цвета.
вторник
Тема: Сравнение предметов по высоте.
Цель: Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет,
Дидактическая игра
Цель: Упражнять детей в сравнивании предмета по высоте.
среда
Индивидуальная работа
(С Ульяной и Максимом)
Цель: Закрепление
количественный и порядковый счет. Упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу
Дидактическая игра
Цель: закрепление счета до 5 и в обратном порядке, знание геометрических фигур, знание места положения предметов.
четверг
Дидактическая игра «Разноцветные фигурки»
Цель: Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предметы названной формы; закрепление цвета; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Индивидуальная работа
(с Иваном, Егором, Сашей)
«Когда это бывает»
Цель: Закрепить представления о времени суток, учить правильно, употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»;
пятница
Дидактическая игра
«У кого хвост длиннее»
Цель: закрепление сравнивать предметы разных размеров по длине и ширине
2 неделя
Утренний прием
НОД
Прогулка
Свободная деятельность детей
понедельник
Дидактическая игра
Цель: Закрепить счет до 5,
Закрепить умение считать удары бубна на слух.
вторник
Тема: Сравнение предметов по величине.
Цель: Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения.
Дидактическая игра
«Кто скорее соберет»
Цель: Учить сравнивать предметы по величине, раскладывая их в определенной последовательности – от самого большого до самого маленького
среда
Дидактическая игра «Продолжи цепочку»
Цель: Вспомнить и закрепить знание геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и цветов.
четверг
Индивидуальная работа
(с Кириллом и Наташей)
Цель: Продолжать развивать умения ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление.
Игры в математическом уголке
«Пирамидка», «Лото», «Цветная карусель» и т.д.
пятница
П/игра
Цель: Закрепление понятия «больной-маленький»; умение ориентироваться в пространстве.
3 неделя
Утренний прием
НОД
Прогулка
Свободная деятельность детей
понедельник
Дидактическая игра
Цель: Освоение умение выделять различные формы.
вторник
Тема: Ориентировка во времени.
Цель: Закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; Развивать логическое мышление, память, воображение. Воспитывать усидчивость.
среда
Дидактическая игра «Сравни предмет» Цель: Закрепить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, находить одинаковые, уметь ориентироваться в пространстве
Развивать внимание, мышление
П/игра
Цель: Закрепление порядкового счета; Различать предметы по величине.
четверг
Дидактическая игра
Цель: упражнять детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений, о количественных отношениях между числами
пятница
Дидактическая игра
Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей(геометрических фигур)
4 неделя
Утренний прием
НОД
Прогулка
Свободная деятельность детей
Понедельник
Дидактическая игра
Цель: закрепление представлений о количественных отношениях между числами
Игры в математическом уголке
«Волшебный ящик», «Магазин», «Цветные дорожки» и т.д.
Вторник
Тема: Измерение предметов.
Цель: Учить сравнивать 2 предмета с помощью условной мерки Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость
Среда
П/игра
« Соберемся все в круг»
Цель: Закрепление счета до 5; закрепление представления «больше -меньше»
Дидактическая игра
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме; величине и цвету),
четверг
Индивидуальная работа
( с Виолеттой и Анной)
Цель: закрепить представление о частях суток, научиться правильно употреблять слоа»утро», «день», «вечер», «ночь»
пятница
Дидактическая игра
Цель: Формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.
Предпросмотр страницы №1
ФЭМП(по Е.В. Колесниковой «Я начинаю считать»)
Материалы и оборудование
Совместная деятельность с детьми
Совместная деятельность с родителями
Консультация для родителей на тему: «Математика в жизни малышей»
Утро. Большой – маленький. Один – много.
— познакомить с частью суток – утро;
— учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
— сравнивать знакомые предметы по величине (большой – маленький), употреблять эти слова в речи;
— выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой – маленький);
— сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много
Рабочая тетрадь «Я начинаю считать», картинки с изображением кошки и котенка
дидактическая игра, беседа
1. Чтение стихотворения А. Кондратьева «Доброе утро»
2. Беседа «Что мы делаем утром»
3. Рассматривание картинки «Зайки делают зарядку»
4. Дидактическая игра
«Большой Маленький», «Один – много»
5. Загадывание загадки
6. Чтение стихотворения Г. Виеру « Не хочу один клевать я!»
День. Круг. Число 1.
— познакомить с частью суток – день (научить правильно употреблять этот термин в речи);
— с геометрической фигурой – круг;
— учить обследовать круг осязательно — двигательным путем;
— обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;
— отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.
Рабочая тетрадь «Я начинаю считать», предметы: блюдце, тарелка, крышка, кольцо, колесо, карандаш красного и синего цвета; картинка с изображением петуха
дидактическая игра, беседа
1. Игра «Назови правильно», «Отгадай и нарисуй»
2. Загадывание загадки
3. Чтение стихотворения М. Мышковской «Нос один и рот один», М. Садовского « Он кричит «Ку-ка-ре-ку»»
4. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
5. Беседа по картинке
Вечер. Высокий – низкий, большой – маленький, один – много.
— познакомить с частью суток – вечер (научить правильно употреблять этот термин в речи);
— учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий – низкий), употреблять эти слова в речи;
— закрепить понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине;
— продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.
Рабочая тетрадь «Я начинаю считать», демонстрационный материал карандаши красный, желтый, зеленый
Беседа, чтение стихотворения, дидактическая игра
1. Игра «Когда это бывает?»,
«высокий – низкий, большой – маленький»
3. Дидактическое упражнение «Раскрась правильно»