Подготовка и проведение занятия по логоритмике в детском саду
Занятия по логоритмике в детском саду, как правило, объединены общими сюжетами, что способствует большей организованности дошкольников и мотивирует их к выполнению заданий. Разрабатывая план занятия, педагог равномерно распределяет эмоциональную и физическую нагрузку своих подопечных, подбирает различные формы работы, учитывает индивидуальные особенности ребят.
Временной план занятия
Временные рамки занятия по логоритмике зависят от возраста подопечных, для каждого из которых установлены конкретные границы:
- в первой младшей группе — 15 минут;
- во второй — 20 минут;
- в средней — 25 минут;
- в старшей и подготовительной — 30 минут.
Продолжительность занятий по логоритмике зависит от возраста воспитанников
Таблица: поэтапный хронометраж занятия
Этап | Время | |
Вводный | Разминка-марш | до 2 минут |
Игры на развитие мелкой моторики | до 5 минут | |
Основной | Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания | до 5 минут |
Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение, задания на отработку темпа речи и др. | 5–15 минут | |
Заключительный | Расслабляющие или общеукрепляющие упражнения | до 3 минут |
Ходьба | 1 минута |
Составление конспекта занятия по логоритмике
При создании конспекта занятия по логоритмике педагог подбирает комплекс заданий, реализующий актуальную коррекционную или общеразвивающую задачу, а также заранее подбирает необходимое музыкальное сопровождение.
В процессе проведения занятия педагог ориентируется на решение актуальных образовательных задач
Таблица: пример конспекта занятия по логоритмике на тему «Овощи» в младшей группе (фрагмент)
Автор | Артёменко Ю., учитель-логопед, педагог МАДОУ «ЦРР детский сад №40», г. Пермь. |
Вводный этап | Педагог: Наступило время сбора овощей. Будем овощи мы собирать? (Ответы детей).Речь с движением «Собираем урожай».
(На экране через проектор появляется красивая картинка овощей)…> |
Основная часть | <… Педагог: А теперь станем, как помидор, надуем щёчки и, как огурчик, худенькие, а губки спрятались от дождика и, чтоб не замёрзли, подуем на них.Артикуляционная гимнастика. Дети подходят к зеркалу.
«Улыбочка», «Трубочка», «Рупор».Педагог: Вот и язычок проснулся, вылез из домика, посмотрел налево-направо, на небо, на лужи — и побежал по ним. Все сапожки замочил, накажем непослушный язык. Потом попоим чаем с вареньем…><… Речь с движением «Мы пойдём в огород». Мы пойдём в огород, (Шагают на месте)Что там только не растёт! (Разводят руки в стороны)Огурцы сорвём мы с грядки, (Срывают огурцы)Помидоры с кожей гладкой. (Показывают руками силуэт шара)Толстая репка в землю засела крепко. (Слегка качаются из стороны в сторону)Длинная морковка (Опускают руки вниз)От нас укрылась ловко. (Приседают и прикрывают голову)Дёргай, дёргай из земли. (Дёргают из земли морковку)Всё собрали — посмотри! (Разводят руки в стороны)…> |
Заключительный этап | <… Музыкальная композиция «Пугало». Дети выполняют движения за логопедом в кругу и поют песенку.Музыкальная композиция «До свидания, ручки». Прощание.Дети с логопедом встают в круг, берутся за руки и благодарят друг друга. |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-logoritmike-v-mladshei-grupe-ovoschi.html |
Что это такое
В учреждениях дошкольного образования логоритмика для малышей и детей 2-3 лет применяется в качестве одного из средств коррекционной педагогики. Интегрированная методика, название которой состоит из двух слов – логопедия и ритмика, необходима для улучшения речи, развития музыкального слуха и координации.
Метод успешно применяется российскими специалистами по коррекционной педагогике, особую роль сыграла в его популяризации Екатерина Железнова. Полный комплекс занятий, использующий различные типы игр и тренировок, включает в себя:
- ходьбу со сменой направления;
- упражнения на развитие дыхания;
- гимнастику, улучшающую тонус мышц;
- артикуляцию стихов;
- пение.
На каждом уроке малыш сталкивается с музыкой, словом и движением, регулярные тренировки приучают его к режиму, они благотворно влияют на формирование опорно-двигательной, речевой и других систем организма.
Результаты
Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год.
У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:
- четкое произношение;
- хорошую артикуляцию;
- правильное речевое дыхание;
- выразительную мимику;
- отличную моторику;
- хорошее чувство такта и ритма;
- плавные и аккуратные движения и жесты.
Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей.
Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память. Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода
В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект
Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Рекомендации по проведению занятий
- Логоритмикой нужно заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще.
- Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки.
- Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку.
- Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время.
- Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т.д.).
- Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться: куклы,
- игрушки,
- куклы-рукавички,
- деревянные ложки или палочки,
- кубики,
- кольца от пирамидки,
- колокольчики,
- бубен, погремушки,
- мячики и т.п.
Необходимо проговаривать слова стихотворения или песенки в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук, ног и туловища.
Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.
Составление рабочей программы по логоритмике в ДОУ
Для любого образовательного курса в ДОУ необходимо составление рабочей программы. И логоритмика не является исключением. При этом композиция документа остаётся стандартной:
- целевой раздел;
- содержательный блок;
- организационные компоненты;
- список литературы;
- приложения.
Посмотреть пример составления рабочей программы по логоримтике можно здесь.
Становление речевой функции является одним из определяющих факторов развития ребёнка. Однако у многих детей дошкольного возраста наблюдаются те или иные расстройства речевой функции. При этом логопедическая практика показывает, что выполнение дошкольниками правильно подобранных упражнений помогает исправить часть этих нарушений. Эффективным комплексом таких занятий является логоритмика, сочетающая в себе слово, музыку и движение.
Комплекс для детей 5-6 лет
Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают), Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх) Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова) Все равно тебя найду
Физическая разминка
Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.
Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно), Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного), И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх), Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).
Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном
Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок
https://youtube.com/watch?v=Vmw3pyqx4nY