Физкультминутки (к плану)
«Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели»
Ветер дует нам в лицо.
(Машут руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(Качаются из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(Приседая, машут руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(Тянутся вверх)
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал ─
Не споткнулся, не упал.
Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок ─
Получается снежок.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Релаксации (к плану)
Цель релаксаций: выполнение релаксационных упражнений способствует успокоению, ребёнок становиться уравновешенным, а также позволяет ребенку отдохнуть после мышечной и умственной деятельности. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Упражнение на релаксацию «Погреем руки»
Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
Упражнение на релаксацию «Золотая рыбка»
Ход: ребенок лежит на животе, второй вариант — на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками — как-будто плывет.
Упражнение на релаксацию «Звездочка»
Цели: мышечное расслабление; развитие общей моторики, пространственной ориентировки. Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии. Дополнительный материал для занятия: звезды, вырезанные из бумаги. Обращение взрослого к ребенку: «Посмотри на небо. На небе очень много звезд. Представь, что ты тоже звездочка и тебе надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними играть. (Фигуры звезд взрослый располагает на расстоянии таким образом, чтобы ребенок смог до них дотянуться левой/правой рукой/ногой, сделав определенное усилие.) Дотянись до звезды правой/левой рукой/ногой, не меняя положения тела».
Упражнение на релаксацию «Путешествие»
Цели: улучшение эмоционального состояния; развитие произвольного внимания и воображения; развитие словаря и устной речи, умения прислушиваться к своим ощущениям; закрепление умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи. Условия для занятия: ребенок сидит на детской подушечке с гранулами.
Обращение взрослого к ребенку: «Перед тобой небо со звездами. Одна из звездочек приглашает тебя в гости к себе на небо. Представь, что ты сидишь на этой звездочке. Почувствуй, как ты удобно на ней расположился. Звездочка медленно поднимается в небо, ветер обдувает твое лицо, волосы. Дыши легко и глубоко. Тебе нравится лететь и смотреть на звезды: большие и маленькие, яркие и мерцающие, белые и желтые, синие и оранжевые. Но скоро наступит утро, и звездочка везет тебя домой. Скажи «спасибо» звездочке за путешествие, помаши ей рукой. Теперь потянись и выпрямись. Расскажи, что ты представил во время своего путешествия на звездочке. Какие чувства и ощущения ты испытал? Что волшебное или чудесное с тобой произошло?»
Упражнение на релаксацию «Лучики солнца»
Цели: создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния; снижение уровня тревожности. Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.
Обращение взрослого к ребенку: «Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись».
Релаксация «Апельсин (или лимон)»
Ход: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.) «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая… мягкая… отдыхает…) Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
Релаксация «Цветочек»
Ход: Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях — «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — «цветочек завял».
Релаксация «Сосулька»
Ход: Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, — сосулька «выросла».
После команды логопеда: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу»
Обратить внимание на приятное ощущение расслабления
Апрель
1 неделя
Тема: « Далёкое небо»
Цель: Учить изображать звёзды, используя технику «граттаж», процарапывать карандашом
Развивать силу и моторику рук, речь, внимание, аккуратность на рабочем столе, ориентировку на альбомном листе, умение изображать на всём листе Воспитывать терпение, любознательность, творчество
Оборудование: готовые листы с тонированным «граттажем», карандаш, картинки о космосе, звёздах, образец, сюрприз, упражнение на релаксацию «Звездочка».
2 неделя
Тема: «Самолёт»
Цель: Учить изображать самолёт, используя «пальчиковую живопись», для облаков – вату, ПВА. Закреплять умение тонировать небо поролоновым тампоном и разведённой акварелью
Развивать моторику рук, речь, внимание, аккуратность в работе, точность движений руки, ориентировку на листе, наблюдательность. Воспитывать удовольствие от работы изобразительными материалами, желание обыграть рисунок
Оборудование: салфетки, гуашь, разведённая синяя акварель, поролоновые тампоны, образец, картинки самолёта, игра «Летят самолёты…»
3 неделя
Тема: «Плывёт, плывёт кораблик»
Цель: Учить изображать море с помощью парафина, разведённой акварели, зубной щётки. Закреплять умение тонировать половину листа
Развивать речь, моторику рук, речь, внимание, аккуратность, умение на листе ориентироваться, понимать положение неба, земли, закрашивать карандашами, не выезжая за край. Воспитывать творчество, желание обыграть свой рисунок корабликом из оригами
Оборудование: парафин, разведённая акварель, зубная щётка, тонированный на половину альбомный лист, кораблик из оригами, картина с морем, образец, шум моря пальчиковая игра «Пароход и лодочка».
4 неделя
Тема: «Звонкие сосульки»
Цель: Учить рисовать сосульки, заострённых форм, смешивать фиолетовый цвет. Закреплять умение пользоваться палитрой, водой, кистью. Развивать цветовосприятие, речь, умение ориентироваться на листе, точно действовать кистью, внимательно проводить линии Воспитывать любознательность, старание, удивление от смешивания красок, положительные эмоции.
Оборудование: палитра, гуашь (белая, синяя, красная), тонированный лист с изображением крыши дома, кисть, вода, салфетка, картинки сосулек, образец, Релаксация «Сосульки».
Май
1 неделя
Тема: «Бабочка — красавица»
Цель: Учить рисовать бабочку, используя технику «симметричная монотипия». Закреплять умение смешивать зелёный, коричневый, оранжевый цвет. пользоваться палитрой
Развивать внимание, аккуратность, ориентировку на листе. Обогащать словарь
Воспитывать творчество, любознательность, интерес к играм с красками, чувство красоты.
Оборудование: палитра, гуашь (синяя, жёлтая, красная), кисть, вода, салфетка, картинка бабочек, информация о насекомых, загадка, пальчиковая игра «Бабочка»
2 неделя
Тема: «Первый цветок — подснежник»
Цель: Учить смешивать голубой цвет и изображать подснежник с помощью «пальчиковой живописи». Закреплять умение пользоваться палитрой, смешивать зелёную краску и отпечатывать листочки печатками из овощей. Развивать цветовосприятие, моторику рук, речь, умение пользоваться салфетками, ватными палочками, создавать композицию на листе, ориентируясь по подготовленным деталям. Обогащать словарь названиями цветов. Воспитывать чувство красоты, желание порадовать солнышко.
Оборудование: персонаж – солнышко, салфетки, гуашь (белая, синяя, жёлтая), образец, картинка, ватные палочки, палитра, кисть, вода, альбомный лист с «солнечным светом», Релаксация «Лучики солнца»,пальчиковая игра «Спал цветок и вдруг проснулся».
3 неделя
Тема: «Весенняя веточка»
Цель: Учить смешивать светло- зелёный цвет и изображать листочки к веточкам в технике «примакевание» Закреплять умение работать с палитрой и гуашью, сохранять рабочее место чистым
Развивать цветовосприятие, ориентировку на листе в соответствии с нарисованными заранее деталями, точность движений кистью, моторику рук, речь, внимание. Обогащать словарь названиями цветов
Воспитывать самостоятельность, старание, желание украсить группу, чувство красоты.
Оборудование: тонированный альбомный лист с нарисованными веточками, гуашь (син., жёлтая, белая), кисть, салфетка, палитра, вода, картинка, веточки проросшие, игра на обоняние «Чем пахнет?»
4 неделя
Тема: «Радуга»
Цель: Учить рисовать радугу из цветных полосок. Закреплять умение смешивать цвета, пользоваться палитрой. Развивать цветовосприятие, точность действий при нанесении полосок радуги, ориентировку на листе, умение дорисовать композицию. Обогащать словарь названиями цветов. Воспитывать любознательность, положительные эмоции от работы с красками, чувство красоты.
Оборудование: тонированный альбомный лист, гуашь (белая, синяя, жёлтая, красная), образец, внимание, картинки, сюрприз, упражнение на физкультминутка «Вот мы руки развели»
Пальчиковая гимнастика (к плану)
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так
Не обидятся никак.
(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать.Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха).
Дерево
«У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета»
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами).
Зайка и ушки
«Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат»
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны).
Строим дом
Целый день тук да тук —
Раздается звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат,
(Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
(Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом,
(Сжимать-разжимать пальцы)
Как мы славно заживем.
(Вращать кисти рук)
***
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
***
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
Лодка
«Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки»
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик).
Ёлка
«Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи»
(Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.)
Собака
«У собачки острый носик,
Есть и шейка , есть и хвостик»
(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается)
Пароход
«Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка»
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)
Упражнение — игра «Зайчик»
Цель: развитие общей моторики, пространственной ориентировки, произвольного внимания.
Обращение взрослого к ребенку: «Прыгай на двух ножках, как зайчик, на шарики-цветочки по моей команде (справа, слева, вперед, назад, указание цвета)».
Игра «Стань птицей»
Если у детей накоплено достаточно представлений о повадках птиц, им можно предложить «стать птицами», выполняя задания:
ходим важно, как голубь;
прыгаем, как воробей;
сели на дерево, стучим, как дятел, ищем червяков; полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам;
летим, как сова, бесшумно между деревьями,
высматриваем мышек; ходим, как ворона