Оформление уголка в ДОУ
Исследовательская деятельность наряду с игровой является ведущей для детей дошкольного возраста. Зачастую исследование и игра оказываются единым процессом в исполнении маленького ребёнка. С годами эксперименты становятся сложнее. Очевидно, что экспериментирование должно присутствовать в программе дошкольного образования.
Цели создания, роль в процессе обучения
В соответствии с федеральными государственными стандартами (ФГОС) ориентироваться в ходе экспериментальной работы надо на развитие инициативных качеств и стимулирование самостоятельности в действиях и решениях детей. Создать условия, которые благоприятствуют занятиям практической деятельностью, а также приобщить детей к осуществлению поиска информации на самостоятельной основе — именно это является конечной целью проведения экспериментаторских занятий.
Уголок опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе нужно оформлять гармонично и назвать соответственно
В их ходе у дошкольников должны сформироваться те знания, умения и навыки, которые они будут использовать в дальнейшем, когда им придется решать стоящие перед ними проблемы.
К сведению. Принципиально важным фактором обустройства экспериментального уголка в детском саду является правильный подбор к материальной базы (ее нужно подобрать так, чтобы она максимально учитывала специфику возраста дошколят, была экологической, частично сделанной своими руками).
Круг задач
Задачи данного кружка зависят от возраста тех детей, с которыми проводится занятие.
Основными задачами по работе с детьми в младшем возрасте от полутора до трех лет являются:
- сформировать у малышей базовые знания о мире, который их окружает;
- приобщить к предметным видам деятельности;
- сформировать навыки мелкой моторики и координации;
- развить способности к исследованию посредством органов чувств;
- научить сосредотачиваться на конкретном объекте.
Когда дети достигают возраста 3-4 лет, круг задач меняется:
углубить имеющиеся знания о том, что их окружает;
усовершенствовать навыки, связанные с предметной деятельностью;
научить пользоваться подручными инструментами в ходе исследования;
развить внимание и память;
улучшить вокабуляр.
Для детей средней группы (возраста четырех-пяти лет) в ходе занятий по экспериментированию ставятся следующие задачи:
сформировать свою систему первоначальных академических знаний;
научиться планировать предстоящее исследование;
повысить способность концентрировать внимание на конкретном предмете;
улучшить способность к запоминанию;
совершенствовать способности сравнивать, обобщать, подводить итоги;
овладеть навыком установки причинно-следственных связей.
Перед ребятами, обучающимися в старшей группе (возраст пять-шесть лет) стоят следующие задачи:
- углубить знания о том, что их окружает, различных взаимосвязях, присутствующих в мире;
- научиться планировать ход эксперимента без посторонней помощи;
- научиться формулировать цели, гипотезы, выбирать способы их проверки, оценивать полученные результаты;
- научиться задействовать приборы в ходе опытов;
- овладеть навыком деятельности в коллективе.
Все надписи должны быть хорошо читаемы
Наиболее сложные задачи ставятся перед детьми подготовительной группы (возраст шесть-семь лет):
- расширить знания о том, что окружает, в том числе об отдаленных явлениях;
- овладеть навыками прогнозировать результат того или иного опыта;
- развить способность к логическому и аналитическому видам мышления;
- ввести научные термины в детский вокабуляр;
- усовершенствовать навыки проведения исследований.
К сведению. Одновременно с этим экспериментальные кружки обладают определенным спектром задач вне зависимости от возраста детей:
- мотивировать детей на проведение различных экспериментальных задач;
- создать позитивную атмосферу в группе детей;
- воспитать способность к усидчивости, аккуратности и внимательности;
- развить навык слушать и выполнять поставленные задания;
- сформировать способность к взаимопомощи.