Направления искусства
Изобразительное искусство находится в непрерывном развитии, поэтому оно не имеет четко выраженных границ. Большинство направлений сильно переплетены. По стилю исполнения выделяют следующие направления:
- Академизм. Это фактически обобщенные достижения творцов эпохи Возрождения. В эту группу включат изящное рококо, ампир. В жанре писали многие известные мастера: Исаак Левитан (1860-1900) «Лесные фиалки и незабудки» (1889), «Васильки» (1894). Советский художник А. Никич-Криличевский (1918-1994) «Этюд с медалями» (1951), «С неделей» (1966).
- Кубизм — модернистское направление. Полотна мастеров изображают трехмерные объекты в двумерной плоскости. Направление сформировалось в начале XX века. Ярким представителем является Хуан Грис (1887-1927) и его «Натюрморт с бутылкой и ножом» (1912). Нельзя не упомянуть Пабло Пикассо (1881-1973) и его «Натюрморт с бутылками ликера» (1909), «Натюрморт с черепом быка» (1939).
- Импрессионизм. Картины этого стиля практически полностью лишены подробностей, автор пытается передать общее впечатление от увиденного. Эдвард Мане (1832-1883) был выдающимся импрессионистом: «Натюрморт с цветами» (1880), «Сирень и розы» (1883). Камиль Писсарро (1830-1093) прославился полотнами в этом стиле: «Ваза с тюльпанами» (1900), «Букет цветов» (1873).
- Абстракционизм. Основная суть направления – вызвать разнообразные ассоциации у зрителей. Стиль предполагает полный отказ от переноса действительности на картину, главное добиться гармонии в цветовых сочетаниях и формах. Самый яркий представитель направления Пабло Пикассо (1881-1973), который работал в разных направлениях. В стиле абстракционизм выделяют: «Натюрморт с грушами и кувшином» (1960), «Натюрморт с лимоном и апельсином» (1936).
Натюрморты встречаются в самом авангардном направлении – сюрреализме. Стилю присущи сочетания форм, которые в настоящей жизни совершенно не сочетаются. Понять суть направления можно по картинам Сальвадора Дали (1904-1989) «Живой натюрморт» (1956), «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
В современном искусстве жанр проник практически во все направления и стили, включая фотореализм, поп-арт и нео-поп.
Натюрморт с Неделей А. Никич-Криличевский
Этюд с медалями А. Никич-Криличевский
Васильки Исаак Ильич Левитан
Лесные фиалки и незабудки Исаак Ильич Левитан
Букет цветов Камиль Писсарро
Ваза с тюльпанами Камиль Писсарро
Натюрморт с бутылками ликера Пабло Пикассо
Натюрморт с грушами и кувшином Пабло Пикассо
Натюрморт с лимоном и апельсином Пабло Пикассо
Натюрморт с черепом быка Пабло Пикассо
Живой натюрморт Сальвадор Дали
Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря Сальвадор Дали
Натюрморт с бутылкой и ножом Хуан Грис
Натюрморт с цветами Эдвард Мане
Сирень и розы Эдвард Мане
Стили
Несмотря на кажущуюся простоту, у натюрморта множество граней. Добиться идеальной формы у предметов удавалось при помощи светотеней, сохранения пропорций. Из-за высокой конкуренции во время взлета популярности жанра сформировались определенные стили:
- цветочный, самый массовый;
- цветочно-фруктовый, с пиком популярности в XVII веке;
- тональный, полотна в этом случае имели много коричневых и серых оттенков;
- кухонный или бытовой стиль, с включением сцен из повседневной жизни;
- рыбный, выступал в качестве своеобразной дани мореплавателям;
- роскошный, с отображением богатой жизни нового класса буржуазии;
- охотничий, на полотнах обязательно изображалась битая дичь, оружие;
- «накрытый стол», то есть с отображением деликатесов и национальных продуктов;
- «обманка» или практически трехмерное изображение, которое было тяжело отличить от фотографии или реальности.
И конечно неординарный стиль «Vanitas». Картины обязательно содержали предметы, напоминающие о бренности бытия.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование)
в старшей группе «Спелый урожай»
Учить передавать в рисунках характерную форму и окраску-знакомых
— Продолжать развивать композиционные умения (расположения предметов
равномерно по всему листу бумаги).
— Развивать умение работать над замыслом (заранее, до начала работы,
мысленно представлять содержание своего рисунка).
— Продолжать вырабатывать навыки закрашивания карандашом в одном
направлении, неотрывными/движениями, без пропусков, не выходя за контур,
с равномерным умеренным нажимом.
Листы бумаги, карандаши, восковые мелки, иллюстрации с изображением
фруктов; иллюстрации с нарисованными контурами фруктов.
Д/и «Что где растет», «Когда это бывает». Д/и «Определи на вкус».
Утро настало, солнышко встало
Вставай Большак, вставай, Указка!
Вставай, Середка! Вставай, Сиротка!
Привет, Ладошка! Все потянулись.
И проснулись! Кисти рук скрещены, пальцы растопырены.
Четыре пальца правой руки сжать в кулак.
Большой палец поднять вверх и выполнять им круговые движения.
Большим и указательным пальцем правой руки щелкать по кончикам пальцев левой руки, начиная с большого пальца. Щелчок в центр ладошки.
Руки поднять вверх, пальцы растопырить и быстро пошевелить ими.
— Посмотрите внимательно на картинки Что там нарисовано?
В. – Ребята,- а на чём растут фрукты.
В как называются такие деревья
В А, что можно приготовить из фруктов.
Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. «Рисуем натюрморт».
ОО «Познавательное развитие»:
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО «Речевое развитие»:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
Педагог: Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами картина Б. Хруцкого «Цветы и плоды», что вы видите?
Педагог: А скажите, пожалуйста, портретом эту картину можно назвать? И почему?
Педагог: Ну, тогда, может быть это пейзаж?
Педагог: А как же можно назвать то, что изображено на этих картинах? Что в них общего? (Показывает различные натюрморты). Попробуйте подобрать слово.
Педагог: Молодцы, ребята, именно, предметы. Не живые предметы. На всех этих картинах изображен натюрморт.
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или пруд в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Знай, что это – натюрморт.
Так вот, выражение nature morte пришло в русский язык, конечно же, из французского языка. Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра.
2 Часть. «Составь натюрморт»
Педагог: Ребята, давайте вспомним, на чем стоят все предметы?
Педагог: Правильно, предметы не летают в воздухе, т.к. есть притяжение земли. Они все стоят на горизонтальной плоскости и в определенном порядке, принято называть «передний план», а за предметами стоит вертикальная плоскость, фон, «задний план». Плоскость имеет начало и конец. У любой картины есть композиционный центр, все самое главное художник располагает, именно в центре листа. Самый главный и большой предмет художник располагает в центре, но не впереди, а в середине плоскости стола
Для художника важно чтобы все предметы лежали красиво. Предметы не должны полностью загораживать друг друга, не должны лежать на одной линии
Все предметы группируются в единый смысловой центр.
Рано петушок вставал, (взмахи руками вверх и вниз) Голосок свой подавал: ку-ка-ре-ку! (вытянуть шею и поднять голову вверх) Вот нашел он колосок (наклоны вниз с руками за спиной) И положил его в мешок, (повороты головы вправо, влево) С ним на мельницу пошел (шаги на месте) И в муку его смолол. (растирание ладошек)
А теперь, из той муки, Он печёт всем пирожки. ( глухие хлопки ладошками)
3 Часть. Практическая часть.
Педагог : А теперь, ребята, мы с вами соберем свой настоящий натюрморт из
Готово! Спасибо! Давайте нарисуем этот натюрморт с натуры. Что значит с натуры? Будем смотреть на настоящий натюрморт и рисовать.
4 Часть. Заключительная.
Педагог: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
— В каком жанре изобразительного искусства мы сегодня рисовали? — Так что же такое натюрморт? (обращение к доске) — Что показалось самым сложным в работе? Ответы детей.
Далее оформляется выставка детских работ.
«Рисуем натюрморт». план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»:
- Дать понятие о натюрморте, как о жанре изобразительного искусства, изображении окружающих нас предметов.
- Формировать у детей понимание жанровых особенностей натюрморта.
- Развивать чувство композиции.
- Формировать умение воспринимать пропорции предметов.
- Расширять познания детей о средствах выразительности, используемых художником.
- Развивать активный интерес и понимание содержания картин.
- Воспитывать эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать видение эстетической красоты в натюрморте.
- Воспитывать эстетические чувства.
ОО «Речевое развитие»:
- Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
- Обогащение словаря: разделяющая линия, плоскость стола, передний план, задний план, пропорции, горизонтальная плоскость, вертикальная плоскость;
- Активизация словаря: натюрморт, композиция, загораживание, муляж.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, желание доводить начатое дело до конца, желание помочь сверстнику.
Предварительная работа:
- Рассматривание репродукций с различными жанрами живописи.
- Д/И: «Составь свой натюрморт», «Дорисуй натюрморт»,
- Отгадывание и загадывание детьми загадок
Ход:
- Водная часть
Педагог: Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами картина Б. Хруцкого «Цветы и плоды», что вы видите?
Ответы детей.
Педагог: А скажите, пожалуйста, портретом эту картину можно назвать? И почему?
Ответы детей.
Педагог: Ну, тогда, может быть это пейзаж?
Ответы детей.
Педагог: А как же можно назвать то, что изображено на этих картинах? Что в них общего? (Показывает различные натюрморты). Попробуйте подобрать слово.
Ответы детей.
Педагог: Молодцы, ребята, именно, предметы. Не живые предметы. На всех этих картинах изображен натюрморт.
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или пруд в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Знай, что это – натюрморт.
Так вот, выражение nature morte пришло в русский язык, конечно же, из французского языка. Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра.
2 Часть. «Составь натюрморт»
Педагог: Ребята, давайте вспомним, на чем стоят все предметы?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, предметы не летают в воздухе, т.к. есть притяжение земли. Они все стоят на горизонтальной плоскости и в определенном порядке, принято называть «передний план», а за предметами стоит вертикальная плоскость, фон, «задний план». Плоскость имеет начало и конец. У любой картины есть композиционный центр, все самое главное художник располагает, именно в центре листа. Самый главный и большой предмет художник располагает в центре, но не впереди, а в середине плоскости стола
Для художника важно чтобы все предметы лежали красиво. Предметы не должны полностью загораживать друг друга, не должны лежать на одной линии
Все предметы группируются в единый смысловой центр.
Физкуль.
Рано петушок вставал,(взмахи руками вверх и вниз)Голосок свой подавал: ку-ка-ре-ку!(вытянуть шею и поднять голову вверх) Вот нашел он колосок(наклоны вниз с руками за спиной)И положил его в мешок, (повороты головы вправо, влево) С ним на мельницу пошел(шаги на месте)И в муку его смолол.(растирание ладошек)
А теперь, из той муки, Он печёт всем пирожки. (глухие хлопки ладошками)
3 Часть. Практическая часть.
Педагог: А теперь, ребята, мы с вами соберем свой настоящий натюрморт из
тех, предметов, что здесь лежат. Это муляжи – точные копии хлеба и колосьев и ваза. Вот плоскость стола, покрытая скатертью. Мне нужны помощники. (Выходят дети и помогают расставить предметы натюрморта).
Готово! Спасибо! Давайте нарисуем этот натюрморт с натуры. Что значит с натуры? Будем смотреть на настоящий натюрморт и рисовать.
4 Часть. Заключительная.
Педагог: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
— В каком жанре изобразительного искусства мы сегодня рисовали? — Так что же такое натюрморт? (обращение к доске) — Что показалось самым сложным в работе? Ответы детей.
Далее оформляется выставка детских работ.
Значение в академической живописи
Для оттачивания навыков и мастерства в художественных школах часто используют натюрморт из геометрических фигур карандашом. Работа над таким рисунком всегда ведется в определенной последовательности:
- построение композиции;
- создание наброска;
- прорисовка с натуры;
- нанесение тона.
Это позволяет начинающему художнику получить сразу несколько нужных навыков и главное – создавать выразительную композицию. Ученики учатся делать промежутки между предметами. Обучение обычно начинается с прорисовки геометрических предметов, например, гипсового куба и/или цилиндра, то есть по принципу «от простого к сложному».
Ход занятия:
Часть 1. (Звучит фонограмма голосов птиц. Дети стоят полукругом)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: А вы поприветствуйте наших гостей. Как вы думаете, почему небо голубое, а солнце золотое? (Ответы детей) Вы правы. Потому что наступила весна, и небо стало голубее, и солнце светит ярче. А какой праздник мы праздновали на прошлой неделе? (Ответы детей) Что вы дарили на праздник мамам? (Ответы детей) Можно дарить не только цветы, но и букеты из красивых веточек. (Показ веток стоящих в вазе) Только, к сожалению, цветы и веточки не могут стоять долго, они вянут. Но чтобы букет радовал маму как можно дольше, мы можем его … (нарисовать).
«Наступает мамин праздник…»
Т. Волгина
Наступает мамин праздник,
Наступает Женский день.
Знаю: любит мама очень
Розы, маки и сирень.
Только в марте нет сирени,
Роз и маков не достать…
А ведь можно на листочке
Все цветы нарисовать!
Приколю картинку эту
Я над маминым столом,
Утром маму дорогую
Обниму
И расцелую,
И поздравлю с Женским днём!
А чтобы красиво нарисовать букет, давайте хорошенько рассмотрим веточки и их строение, вазу и её форму.
Рассмотреть с детьми вазу с ветками, уточнить знание формы вазы; предложить изобразить форму вазы руками в воздухе
Обратить внимание на строение веток, их расположение в пространстве. Предложить детям показать руками в воздухе направление веток
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
А деревья выше, выше.
Часть 2. Показ рисования веток в вазе. Наметить карандашом линию горизонта (край стола, затем форму вазы, её место на листе. Далее нарисовать красками остальные детали, смешивая нужные цвета для получения нужного тона. Спросить детей, какие цвета мы используем для рисования своего букета – хроматические или ахроматические.
Какую картину я нарисовала? (Натюрморт) Почему вы так думаете?
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это натюрморт.
Пальчиковая гимнастика:
В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
Высокие красивые
Деревья здесь растут,
А корни под землёю
Для них водичку пьют.
Самостоятельное рисование. Проследить за тем, чтобы дети рисовали крупное изображение, во весь лист.
Часть 3. По окончании работы рассмотреть и сравнить рисунки с натурой, выбрать вместе с детьми наиболее полно отражающие характер натуры рисунки.
Предложить детям после высыхания разместить их натюрморты на стенде, чтобы порадовать мам. Ведь дарить подарки мамам можно не только в праздник.