Краткая аннотация проекта
Учебный проект «Пейзаж в литературном произведении» представляет собой расширение, обобщение и систематизацию изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж».
Цель проекта:
расширить, обобщить и систематизировать материал о понятии «Пейзаж», изученный в 5-10 классах.
Задачи проекта:
1. Вспомнить ранее изученную информацию по теме «Пейзаж».
2. Найти, систематизировать и исследовать материал в соответствии с учебными вопросами, сделать выводы.
3. Создать продукт своей деятельности и защитить его.
Предлагаемый проект рекомендуется использовать в 11 классе при изучении раздела «Литература начала XX века. Писатели-реалисты начала XX века» в рамках темы «Творчество И.А.Бунина» по теории литературы: «Психологизм пейзажа в художественной литературе». Проект представляет собой расширение, обобщение и систематизацию изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж». Проект по учебной теме формирует у учащихся коммуникативные навыки, умение организовать самостоятельную работу, находить информацию по обозначенной теме, производить «сортировку» материала, систематизировать его, исследовать информацию, определять причинно-следственные связи, делать выводы. План оценивания основан на личностнориентированном подходе в обучении: развитие навыков самостоятельно управлять процессом обучения, уметь давать самооценку своему труду, проводить взаимооценку успешности в развитии и обучении, осуществлять рефлексию собственной деятельности.
Ожидаемые результаты. После завершения проекта учащиеся смогут:
1. Дать определение понятия.
2. Определять вид пейзажа в конкретном художественном произведении.
3. Определять его место в системе художественных образов.
4. Определять характер и функции пейзажа в литературном произведении.
5. Создавать различные виды продукта своей деятельности и уметь защищать его.
6. Знать критерии самооценки и взаимной оценки.
7. Обрести навыки работы в группе.
План проекта
Работа над проектом ведётся в течение 3-х недель: 3 урока + 4 внеклассных консультации.
Этап подготовительный.
До начала работы учитель планирует:
Этапы проекта, темы для учебных исследований учащимися (План проекта);
Оценивание (формирующее и итоговое) в ходе проекта (План оценивания).
До начала работы над проектом учитель готовит:
Буклет для родителей «Пейзаж в литературном произведении»
Стартовую презентацию учителя для выявления представлений и интересов учащихся.
Набор дидактического и раздаточного материала, в том числе для формирующего оценивания
Этап I. «Поисково-аналитический»
Урок 1
Формирование интереса учащихся к работе над проектом (интрига):
Буклет для родителей учеников «Пейзаж в литературном произведении»;
Формирование эмоционального восприятия темы проекта учениками:
Стартовая презентация учителя
Формирование групп с учётом интересов и учебных потребностей учащихся для учебной исследовательско-поисковой работы: «Историки», «Искусствоведы», «Музыковеды», «Литературоведы», «Аналитики» ;
— «Мозговой штурм» в группах:
С чего начать?
Какую тему выбрать?
Как действовать?
Кого привлечь в качестве консультантов и помощников?
В какой форме представить материал?
Этап II. «Коррекционно-подготовительный».
Консультация 1
Планы работы в группах;
Изучение учениками критериев:
итоговая экспертная оценка работы группы,
самооценка коммуникативных навыков в группе,
таблицы экспертной и самооценки;
Распределение ролей в группах, составление коллективного календаря проекта, начало оформления портфолио каждым учеником и портфолио групп;
Выбор формы представления работы.
Консультация 2
Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.
Корректировка планов работы в группах: заполнение календаря проекта, пополнение индивидуальных «Портфолио участника проекта», выбор формы презентации итоговой работы группы.
Этап III. «Заключительный»
Консультация 4
Оформление результатов исследования в виде компьютерных презентаций, художественной галереи, вилеотеки, аудиотеки, Wiki-статьи.
Проведение взаимооценки работ группами.
Уроки 2-3.
Защита проекта:
Презентация итоговых работ групп;
Формулирование ответов на ОПВ и проблемные вопросы проекта;
Конкурс «Портфолио участника проекта»;
Награждение участников проекта.
Этап заключительный
.
Подведение итогов работы над проектом, рефлексия.