Открытое занятие
Открытые занятия-эксперименты проводятся с целью демонстрации умений и навыков, приобретённых младшими дошкольниками в процессе обучения в детском саду. В игровой форме ребята решают нестандартные задачи, обсуждают проблемные ситуации, наблюдают и делают выводы.
Открытое занятие «Твёрдое – мягкое»
Цель: различать качества предметов.
Задачи:
- Дать представление о свойствах предметов.
- Стимулировать наблюдательность, логику.
- Развивать тактильные ощущения.
- Обогатить лексикон (твёрдый, крепкий, белый, лёгкий).
Материалы и оборудование:
- мелкие камни;
- вата;
- вода;
- ложечка.
Ход занятия:
- Педагог читает письмо от трёх поросят, в котором они спрашивают, из какого материала им стоит построить домики (из ваты или из камней). Предлагается провести эксперимент и выяснить это.
- Проводятся опыты. Взять камешки, потрогать, помять, сжать в ладони, попробовать разломить на части – не получается (вывод: камень твёрдый, крепкий). Постараться сдуть камешек со стола – не выходит (вывод: он тяжёлый). Взять вату, проделать с ней то же самое (вывод: вата мягкая, воздушная, лёгкая). Взять тарелку с водой, опустить поочерёдно камень и вату (вывод: камень не промокает, вата становится мокрой).
- Озвучивается вывод: дом нужно строить из камней.
- Закрепляются знания свойств предметов: опустить руку в шляпу, потрогать предмет, охарактеризовать его наощупь.
Важно. Итогом исследовательских работ с детьми станет система дидактических материалов, альбомов и таблиц, где будут отражены основные моменты опытов и выводы, сделанные вместе с малышами
Оформление уголка экспериментирования
ФГОС рекомендует педагогу поддерживать инициативу дошкольника и поощрять проявление самостоятельного мышления. Большим подспорьем в этом становится правильно организованный уголок для экспериментов.
Центр экспериментирования решает важные задачи:
- Формирует положительное ориентирование на исследовательскую деятельность.
- Способствует установлению товарищеских взаимоотношений среди одногруппников.
- Повышает интерес к коллективной деятельности.
- Развивает умение слушать, понимать задачу и выполнять поручения.
- Воспитывает усидчивость, аккуратность и ответственность.
Опыты развивают мышление у детей
Зона экспериментов располагается вдали от мест для шумных активных игр. Здесь должно быть тихо и спокойно. Оформление может быть классическим (столы, стульчики, набор материалов для опытов) или стилизованным под научную лабораторию или исследовательский центр.
Важно. Можно оформить уголок, используя героев любимых мультфильмов и сериалов («Лаборатория Лунтика», «В гостях у Фиксиков» или «Экпериментариум доктора Чудакова»)
Паспорт уголка экспериментирования
Каждый исследовательский уголок должен иметь паспорт. В документе указано, где находится эта мини-лаборатория, какие материалы хранятся, как оформлена и чем декорирована. Обозначаются цели, задачи и формы работы, прописываются игровые эксперименты, исследования и практические упражнения.
Паспорт содержит следующие сведения:
- название;
- группа, возраст;
- цели и задачи;
- мебель;
- набор материалов, инструментарий, приборы, их количественные характеристики;
- дидактический материал (плакаты, дневники наблюдений, таблицы, схемы);
- картотека опытов.
Что должно быть в уголке
Уголок должен быть удобный, хорошо освещённый, доступный и безопасный для малышей. В детской мини-лаборатории второй младшей группы располагаются:
- Дидактические материалы (книги с яркими иллюстрациями, справочники, энциклопедии), тематические альбомы, наборы для познавательных игр (большие конструкторы, кубики, комплексы для игр с песком и водой).
- Природный и подручный материал (шишки, деревяшки, жёлуди, разноцветные крышечки, палочки, большие пуговицы, катушки ниток, ткани), песок, глина, сахар, соль, краска, мыло, ватные диски.
- Ёмкости (тазики, стаканчики разного размера, формочки для льда) и подручный инструмент (совочки, грабли, ложки, решето, сачки).
- Приборы (ветряные вертушки, лупы, маленькие зеркальца, теневые фигурки, разноцветные линзы, безмен, бинокль).
Уголок экспериментов в ДОУ очень полезен
Информация размещается на стендах. Эксперименты проводятся на демонстрационном столике или в рабочей зоне. Видео-презентации просматриваются на проекторе.
Оформление центра экспериментирования
Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В центре экспериментирования или мини-лаборатории должно быть выделено место для тематических выставок и демонстрации достижений воспитанников (размещении стенгазеты, фотоотчётов). Для хранения тематических альбомов с картинками, материалов для игр-экспериментов и приборов выделяются стеллажи. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Воспитатель знакомит детей с уголком экспериментирования, показывает, какие материалы хранятся в баночках и ящиках, спрашивает, с чем им хотелось бы позаниматься. Для детей 1,5–3 лет оформляется место свободного доступа — контейнер или полка: здесь для самостоятельного выбора предлагаются безопасные стимулирующие материалы. Это могут быть тканевые книжки для развития сенсорного восприятия, зашитые мешочки с разнообразным наполнением (камешки, семена, вата, опилки), резиновые, деревянные и пластиковые игрушки для экспериментирования.
Материалы для опытно-экспериментальной деятельности должны быть доступны воспитанникам
Материальная база центра экспериментирования состоит из:
- природных материалов (ракушки, камешки, палочки, деревянные палочки, ореховые скорлупки, песок, семена);
- образцов ткани, бумаги;
- сосудов и ёмкостей (пластмассовые миски, баночки, стаканы);
- приборов и инструментов (ложки, совки, трубочки, пластиковые увеличительные стёкла, воронки);
- предметов для игр-экспериментов (водяные и песочные мельницы, вертушки, султанчики, формочки для песка);
- вещества (сахар, соль, краски);
- защитной одежды (фартуки, нарукавники, шапочки, перчатки).
Материальная база центра экспериментирования должна быть разнообразной и вызывать интерес у воспитанников
Деятельность младших дошкольников в центре экспериментирования осуществляется под непрерывным контролем воспитателя: он показывает, каким способом лучше исследовать предмет (извлечь звук, проверить прочность и др.). Неструктурированные материалы (крупы, сахар, соль) хранятся в недоступном малышам месте и предлагаются к изучению в совместной работе с педагогом. Ёмкости и приборы должны быть небьющимися, игровые наборы не содержат мелких деталей.
Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка. Экспериментируя с этими веществами, дети не только формируют знания об их свойствах, но и совершенствуют сенсорное восприятие и мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптомы переутомления, снимают напряжение мышц)
Воспитатель организует и руководит играми-экспериментами малышей, предотвращает риск попадания песчинок в дыхательные пути.
Играя с водой и песком, дети закрепляют и расширяют представления о свойствах этих веществ, развивают сенсорное восприятие и совершенствуют мелкую моторику
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает любознательность и стремление к получению знаний. Проводя опыты с доступными предметами и материалами, воспитанники развивают мелкую моторику рук, восприятие различных органов чувств, память. Детское экспериментирование создаёт положительную эмоциональную атмосферу в группе и закладывает в каждом ребёнке черты исследовательского типа мышления.
Картотека опытов и экспериментов в младшей группе
Такая картотека составляется каждым педагогом в процессе работы в дошкольном образовательном учреждении.
Экспериментирование с водой
Вода окружает малышей с первых дней жизни. В первые годы жизни они пускают резиновых уточек в ванне. К 3-4 годам юным исследователям становятся интересны свойства этого вещества.
Таяние снега у батареи важно для наблюдения «экспериментаторов»
Опыты помогают увидеть, ощутить и понять:
- Сравнить стаканчик с водой и стаканчик с молоком (вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная).
- Попробовать воду на вкус (вывод: безвкусная).
- Положить в стакан с водой сахар, соль, размешать, сделать глоток (вывод: приобретает вкус вещества, растворённого в ней).
- Добавить в воду краску, размешать (вывод: становится цветной).
Опыты со снегом
Все малыши зимой едят снег. Он белый, чистый, пушистый. Стоит провести с ним простой эксперимент. Набрать в ведёрко, принести в группу, поставить к батарее.
Наблюдение приводит к выводам:
- Снег тает в тёплом месте, а на улице лежит сугробами (на улице холодно, в группе тепло).
- Талая вода мутная, с грязным осадком на дне ведра (снег на улице грязный, его есть нельзя).
Выводы, сделанные из самостоятельных наблюдений, формируют жизненный опыт и позицию дошколят.
https://youtube.com/watch?v=CuclOyKyxtc
Игры-эксперименты
Познать окружающий мир легко и ненавязчиво помогут игры:
- «Веточка в вазе». Срезать веточку с дерева, рассмотреть внимательно, поставить в вазу с водой. Вести наблюдение. Сделать выводы: вода пробуждает жизнь, набухают почки, распускаются листики.
- «Пенное облако». В чашку с водой капнуть средства для посуды, размешать, подуть в трубочку для коктейля, появятся пузыри и характерный звук. Вывод: при попадании воздуха в мыльную воду образуется пена.
- «Солнечные зайчики». В солнечный день пускать с малышом зайчиков, объясняя, что солнце – природный источник света.
В ходе игровых экспериментов воспитанники детсада получают практические знания об окружающих предметах, явлениях и процессах. Активизируются процессы мышления и запоминания, возникает потребность анализировать и обобщать. Малыши растут и развиваются.
Опытно-экспериментальное занятие в детском саду
Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей и в первой младшей группе по нормам САНПиН длится не более 15 минут. Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры, действия с игрушками), физическая (физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика), развлекательная (пение, разучивание стишков и поговорок), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).
Опытно-экспериментальное занятие состоит из следующих структурных элементов:
- организационный момент — 1 минута;
- мотивирующее начало занятия — 4 минуты;
- игровая или двигательная активность — 4–5 минут;
- практическая деятельность — 4–5 минут;
- подведение итогов — 1 минута.
После проведения эксперимента воспитанники помогают привести в порядок рабочее место или демонстрационный стол, убрать инструменты.
Экспериментальная деятельность должна вызывать положительные эмоции, которыми ребята делятся друг с другом в конце занятия
Картотека опытов и экспериментов в первой младшей группе — таблица
Тематика | Содержание опытов и экспериментов |
«Вода (жидкая форма)» |
|
«Твёрдые формы воды: лёд и снег» |
|
«Песок» |
|
«Бумага» |
|
«Ткань» |
|
«Свет» |
|
«Воздух» |
|
«Магнит» |
Воспитанники первой младшей группы пробуют рисовать при помощи струйки песка
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
С 2-3 лет воспитанники младшей группы начинают участвовать в опытах и проектах в группе и на прогулке. Вместе с воспитателем они проводят простейшие исследования, которые закладывают основу будущей познавательной деятельности.
Развитие детей важно
Необходимость развития познавательной деятельности у детей 3-4 лет
К 3-4 годам дошколята средней группы чётко ощущают собственную личность. Они хотят быть самостоятельными, узнавать мир, открывать новое. Самый действенный способ познания – эксперимент. В раннем возрасте он является главным способом понимания жизни.
Важно. Без наглядных опытов абстрактные понятия так и остаются иллюзией
Только практические наблюдения помогают ребёнку смоделировать картинку в своём сознании, установить взаимосвязи и закономерности.
Формы обучения по ФГОС
В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования (ФГОС) педагогам дошкольного учреждения рекомендуется ежедневно моделировать ситуации, стимулирующие познавательную деятельность детсадовцев, изучать информационные карточки.
Формы развития исследовательской активности дошкольников:
- эксперимент;
- поисковая деятельность и исследование;
- коллекционирование;
- проектирование.
На грамотном сочетании форм и методов строятся опытно-экспериментальные занятия во второй младшей группе.
На прогулке малыши тоже экспериментируют
Безопасность проведения экспериментов
Экспериментирование в младшей группе проходит под строгим контролем воспитателя. Это необходимое условие безопасности юных исследователей.
К сведению. Ребёнку в этом возрасте свойственна увлечённость
Опыт может захватить его и заставить забыть об осторожности. Поэтому следить за процессом должен взрослый, особенно ранней весной и летом
Правила безопасного поведения просты:
Все манипуляции следует проводить не спеша, не разбрасывать и не разбрызгивать материалы.
Ничего не толкать в рот, нос, уши, не тереть глаза грязными руками.
Рабочее место должно быть в порядке.
С оборудованием для опытов (микроскоп, зеркало, спиртовка, стеклянная посуда) нужно обращаться осторожно и работать только под руководством взрослых.
Регулярные занятия помогут деткам запомнить правила безопасного поведения.