Опыт работы «сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Сенсорные игровые системы и условия их использования

В методической литературе содержится информация о разных игровых системах. Такие системы были разработаны в том числе и Т.В. Башаевой. Они позволяют развивать восприятие дошкольников и младших школьников. ИССО разрабатывалась на основании закономерностей развития восприятия в дошкольный период и на психологических аспектах перевода внешних действий во внутренний план. Также учитывались законы овладения сенсорных эталонов.

Чтобы реализовать каждый вид восприятия, были созданы игровые системы, которые основаны на принципе постепенного усложнения согласно этапам развития перцептивных действий. В начале дети играют с реальными предметами с помощью взрослых, так они начинают воспринимать то, какими свойствами обладают разные предметы. Потом в игровую систему вводятся модели, с помощью которых свойство можно выделить специально, чтобы облегчить их восприятие.

Играя с моделями, дети учатся манипулировать свойствами как в реальных действиях, чтобы расчленить внешние действия и сами предметы на составляющие их элементы. Это дает возможность проще усвоить перцептивные действия и перевести их на уровень зрительного восприятия объектов.

Каждый вид восприятия должен завершаться зрительным различением и узнаванием свойств явлений или предметов, с помощью чего можно определить, развит ли у дошкольника механизм восприятия изучаемых свойств.

Задеваем чувственные струны

Если у ребенка не достаточно сформирован уровень произвольных процессов, то занятия в детском учреждении, а потом и в школе, не будут давать высокого результата. А ведь всем нам хочется видеть своего непоседу в рядах первых учеников, хочется, чтобы учеба давалась легко, а уровень знаний у ребенка повышался.

Сегодня мы и поговорим о том, как помочь малышу добиться достаточного уровня развития сенсорных систем, и как это использовать в занятиях с детьми до 4 лет.

Основой жизни маленького человека пока еще остается восприятие окружающего мира на уровне воздействия на психику яркими образами. Через восприятие начинается познание. Детская психика устроена таким образом, чтобы собрать в единую картину мира окружающую действительность с помощью:

  1. Зрения
  2. Слуха
  3. Обоняния
  4. Осязания
  5. Вкуса

Все эти органы чувств активно участвуют в развивающем процессе, это наиболее актуальные пути познания нового материала.

N.B

Какие игры с участием органов чувств вы проводите со своими детьми? Придумываете ли вы эти игры самостоятельно? Обратите внимание на то, что упражнения должны охватывать каждый из анализаторов

Пособие по сенсорике «Веселое ведро»

Иногда так бывает, что игрушки уже утратили свое значение для ребенка или он потерял интерес к игре с ними. И тогда они только разбрасываются и постоянно попадаются под ноги. Или этих игрушек так много, что их долго собирать. Можно дать этим предметам новую жизнь. Дидактическое пособие “Веселое ведро”. Для него понадобится ведро большое пластмассовое, кубики 4 цветов, шарики от сухого бассейна, тоже 4 цветов, чтобы выдержать дидактическую задачу по закреплению названий основных цветов. В крыжке выделяем 4 сектора по основным цветам, вырезаем квадраты, в середине вырезаем круг. В ведре сбоку делаем 2 круглых отверстия для детской руки, пришиваем рукава от свитера.

Играя с этим пособием, решаются следующие задачи:

-соотнесение цвета предмета с цветовым полем.

-соотнесение формы предмета с отверстием.

-развитие речи за счет слов, обозначающих цвета и форм предметов.

-развивать умение находить предметы на ощупь.

–развитие мелкой моторики рук и координации.

Самок главное, его можно носить по группе и дому, с ним можно играть там, где захочется ребенку, потому что предмет, извлекаемый из ведра, туда же и возвращается по дидактической задаче.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА СВОИМИ РУКАМИ (НА СЕНСОРИКУ, МОТОРИКУ) “ПАУЧОК НА ПОЛЯНКЕ” ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

 

С этой поделкой можно►играть разноцветными крышечками (откручивать и закручивать)► шнуровать► подбирать по цвету► бросать в круглые отверстия мелкие предметы и шарики► складывать в ведерко разные интересные штучки, носить его за ручку► плести паутинку для паучка и завязывать ему бантикПаучок шел по стене,Нес мешочек на спине:Всем девчонкам по лаптенкам,Всем мальчишкам по лаптишкам.(массаж спинки ребенка. Первые две строки – перебирать пальцами по спинке, вторые две строки – похлопывать спинку малыша).Паучок ползет-ползет.Паутиночку плетет.Паутиночка тонка -Крепко держит паучка.Паутинка рвется,Паучок смеется.Ха-ха-ха, ха-ха-ха -паучок смеетя.(пальчиковая игра. Большой пальчик правой руки соединить с указательным левой, а указательный правой соединить с большим левой руки. Перебирать пальчиками, словно шагая – “плести” паутинку. На последние строки хлопать в ладоши)

Дидактические игры по сенсорному развитию своими руками

Козлова Татьяна Дидактические игры по сенсорному развитию своими руками

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего возраста.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для сенсорного развития детей. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, которые я сделала своими руками.

Д/игра «Найди такой же листочек по цвету»

Д/игра «Собери картинку» (геометрическая мозаика)

Д/игра «Найди пару»

Д/игра «Найди пару» (овощи- фрукты)

Д/игра «Разноцветные ладошки»

Д/игра «Собери гусеницу»

Д/игра «Найди платье такого же цвета»

Д/игра «Найди такую же фигуру» (цвет, форма)

Д/игра «Подбери солнышку лучики»

Д/игра «Собери пирамидку» (цвет, величина)

Д/игра «Найди пару» (цвет)»

Д/игра «Найди шарик такого же цвета», «Подбери нитку к шарику»

Д/игра «Подбери к кружке блюдце» (цвет)»

Д/игра «Укрась фигуру» (цвет, форма и величина)»

Дидактические игры своими руками Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Для пробуждения.

Дидактические игры по сенсорному развитию дошкольников своими руками Моя тема по самообразованию «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» Хочу предложить вашему вниманию несколько дидактических.

Дидактические игры своими руками 1. Игра «Домашние и дикие животные». На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

Дидактические игры своими руками Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для 2-ой младшей группы, сделанные своими руками. Все игры довольно просты.

Дидактические игры своими руками В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что.

Дидактические игры своими руками Начиная с самого раннего возраста ребенок активно познает мир,исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают важнейшее.

Дидактические игры своими руками для детей 2–3 лет Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет Собери букет в вазу Цель: развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста..

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста Игра «Спрячь зайку» Существует множество разновидностей игры «Спрячь зайку». Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.

Дидактические игры своими руками Выполнила: С. И. Кочнева Дидактическая игра:»Разложи по цвету» Цель:Закрепить основные цвета; Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактическая.

Музыкально-дидактические игры своими руками Музыкально-дидактические игры своими руками Сколько полезного можно сделать из контейнеров от киндер-сюрпризов! Разнообразные поделки, средства.

Ход игры:

1.Взрослый: Отгадайте,кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик.Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки по цвету.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!

2. А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

3. Загадка.

Пушистая вата

Плывет куда-то

Чем вата ниже.

Тем дождик ближе.

Воспитатель: Да это же туча. Воспитатель раздает детям тучки.

Давайте сделаем тучке синий дождик. Дети выбирают из коробки синие прищепки. Делают тучке дождик.

Дождик пошёл спрятал солнышко.

4.Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Молодцы! Помогли солнышку.

Варианты игр:

воспитатель предлагает детям разобрать прищепки по цветам:

— желтые, синие, зеленые и красные.

-Солнышку сделать разноцветные лучики чередуя желтый, зеленый, красные цвета

-Елочке справа прикрепить желтые иголочки, а с лева синие.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детейпознание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов. Успешность познавательного, речевого, физического, художественно -эстетического, социально -коммуникативного развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!

Литература

1. Венгер Л. А, Пилюгина Э. Г,Венгер Н. Б «Воспитание сенсорной культуры ребенка» М-«Просвещение»,1988

2. Пилюгина Э. Г «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» М- «Просвещение»,1983

3. Интернет ресурсы

Типы дидактических игр для сенсорного развития

А.Н. Аванесова, учитывая опыт сенсорного развития детей, выделила несколько типов дидактических игр:

  1. поручения, которые основываются на увлечении детей действиями с предметами и игрушками: их можно собирать, раскладывать, вставлять и выполнять другие операции с ними;
  2. прятание и поиск: дети увлечены неожиданному исчезновению или появлению предметов, их нахождением и поиском;
  3. отгадывания и загадывания, в которых детей привлекает неизвестность;
  4. сюжетно-ролевые: дети попадают в изображенные жизненные ситуации и выполняют роли взрослых людей: покупателей, почтальонов, продавцов и т.д;
  5. соревнования, в которых дети стараются быстрее достичь игрового результата и победить;
  6. фанты: в них дети стараются сбросить карту, избавиться от чего-либо, удержаться, избежать штрафного предмета, не произнести запретного слова.

Согласно А.Н. Аванесовой для развития у дошкольников представлений о цветах, о солнечном спектре, нужно сначала проводить дидактические игры, во время которых дети могли бы научиться различать основные цвета, узнавать их и называть правильно.

После этого дошкольников знакомят с дополнительными цветами. Затем дети выполняют упражнения, в которых учатся называть и различать оттенки для главных и дополнительных цветов.

Так формируются представления об определенных системах цветовых отношений, о последовательности всех цветов в солнечном спектре и об их месте там.

Приобретенные детьми знания о цвете позволяют развиваться умственно и сенсорно. Применяя эти знания в качестве эталонов, дети стараются быстрее и лучше, точнее и осознаннее ориентироваться в пространстве. Их деятельность приобретает боле совершенные формы.

Полученные сенсорные представления не говорят о том, что дети будут использовать их на практике.

Дидактические игры как раз позволяют расширить практику применения эталонов, расширить практические ориентировки.

Функция дидактической игры в результате становится не учебной, а направленной на применение уже имеющихся знаний.

Игры можно использовать в каждом занятии. Лучше всего сопровождать их потешками и загадками, что позволяет детям эмоционально осознавать и воспринимать игровые образы, понимать их эстетический характер, формировать воображение и образное мышление.

Оцени-ка страничку!

1.00(1голос)

Дидактические игры для мотивации обучения

Дидактические игры – это игры, которые создаются и приспосабливаются специально для обучения детей.

Это разновидность игр с правилами, которые специально создаются педагогами для воспитания и обучения детей.

Дидактические игры – это достаточно сложное педагогическое явление, состоящее из множества планов. Игра – это и игровой метод, и форма обучения, и самостоятельная деятельность, и средство для личностного воспитания.

Дидактические игры как методы обучения изучаются нами в двух видах: это занятия и дидактические игры. Во время занятий ведущую роль берет на себя воспитатель, который старается повысить у дошкольников интерес к занятиям с помощью игровых приемов. Он может создавать соревновательные элементы, внедрять игровые ситуации. Применение разных компонентов игровой деятельности можно сочетать с указаниями, с показом, с объяснениями и с вопросами.

Исследователи в области игр выделяют ее структуру: задачи, правила и действия.

Игра, которую используют для обучения, включает в себя дидактическую, обучающую задачу. В процессе игры дети стараются решить задачу в увлекательной для них форме, которую можно достичь определенными игровыми действиями.

Каждая дидактическая игра наделяется развернутым игровым действием. Согласно группе педагогов, дидактические игры становятся игрой благодаря тому, что в них присутствуют игровые моменты: неожиданности и ожидания, элементы соревнования и движения, загадки и распределения ролей.

Мотивация для выполнения дидактических задач – это естественное желание ребенка играть, достигать игровых целей, выигрывать. Именно это побуждает их более внимательно вслушиваться и всматриваться, быстрее ориентироваться на нужные свойства, выбирать предметы и группировать их как это требуют условия игры и правила.

Обычно педагоги смешивают понятия «игровое упражнение» или «игра». И игровые упражнения иногда педагоги ошибочно называют играми.

Но если использовать игровые упражнения вместо игр, то часто интерес детей может быстро угаснуть. Н.Я. Михайлено выделяет такие компоненты игры: это действия, правила, выигрыш.

Если в той деятельности, которую педагог предлагает для детей, нет соревновательного компонента и невозможно фиксировать первенство как выигрыш, то это просто игровое упражнение. Чтобы игра не превратилась в игровое упражнение, нужно вводить в процесс игровые действия с соревновательным компонентом.

Расширяем кругозор

Ребенка трех, а тем более четырех лет необходимо научить различать время суток, года, виды деревьев, фрукты и овощи… И в этом участвуют не только мама и папа, но и все члены семьи: от братьев и сестер до бабушек и дедушек.

Гуляя с ребенком, показываем ему, где березка, клен, елка, липа, тополь

Чтобы он лучше их запомнил, акцентируем внимание на различии листьев, коры, кроны. Рассказываем, что елочка – вечнозеленое дерево (вводим новое слово и поясняем его), липа цветет, а тополь пускает пух, березка выпускает сережки, а у яблони после цветочков появляются плоды. Занятия эти можно растянуть на весь год: весной деревья просыпаются, цветут, летом – плодоносят, осенью скидывают листья, зимой спят

Поясняем, зачем они это делают. Осенью поднимаем листья  и определяем, с какого дерева они упали. Ребенок трех-четырёх лет, как правило, имеет начальные навыки счета. Эти знания можно и нужно использовать для развития долговременной памяти. Например, обсуждая прогулку, обратитесь к малышу с просьбой вспомнить: «Сколько ног у той рыжей собаки, которую мы сегодня встретили?», «А крыльев у смелого воробья, который клевал хлебные крошки, что мы с тобой ему бросили?», «Подскажи, я забыл (забыла), а у бабочки тоже два крылышка?»

Занятия эти можно растянуть на весь год: весной деревья просыпаются, цветут, летом – плодоносят, осенью скидывают листья, зимой спят. Поясняем, зачем они это делают. Осенью поднимаем листья  и определяем, с какого дерева они упали. Ребенок трех-четырёх лет, как правило, имеет начальные навыки счета. Эти знания можно и нужно использовать для развития долговременной памяти. Например, обсуждая прогулку, обратитесь к малышу с просьбой вспомнить: «Сколько ног у той рыжей собаки, которую мы сегодня встретили?», «А крыльев у смелого воробья, который клевал хлебные крошки, что мы с тобой ему бросили?», «Подскажи, я забыл (забыла), а у бабочки тоже два крылышка?».

Дидактические игры могут быть совершенно разными, и необязательно для них покупать дорогие игрушки. Заинтересовать ребенка, независимо от того, сколько ему лет, несложно, ведь он сам стремится к исследованию мира, желает вступить с ним во взаимодействие. А это начинается с восприятия и познания предметов и явлений. Не жалейте своего времени, развитие малыша нельзя пускать на самотек. Помогите ему сейчас, и семена своевременного обучения дадут щедрый урожай уже завтра.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка.Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте,кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик.Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

8) «Полянка».

Цели:

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Двигательная и зрительная память

В три, а тем более в четыре года малыш вполне способен лучше задерживать на чем-то свое внимание. Он дольше может рассматривать картинку и запоминать большее количество деталей. Ребенок знакомится с геометрическими фигурами, узнает больше о внешнем мире, о животных, его ручки уже ловкие – постройки из конструктора усложняются

Дидактические игры по развитию зрительной и двигательной памяти становятся все насыщеннее

Ребенок знакомится с геометрическими фигурами, узнает больше о внешнем мире, о животных, его ручки уже ловкие – постройки из конструктора усложняются. Дидактические игры по развитию зрительной и двигательной памяти становятся все насыщеннее.

  • Возьмем 3 мелких предмета (для первых этапов игры, потом можно 5, но не больше, для 3-4 лет этого вполне достаточно), например, игрушку из «Киндер-сюрприза», грецкий орех и конфету. Также приготовим 3 чашки, обязательно или разного цвета или с разным рисунком. Вместе с ребенком накрываем каждый предмет своей чашкой, пересаживаемся – сидели перед чашками, теперь – за ними, и предлагаем малышу вспомнить, что и под какой чашкой лежит. Вместо чашек эти же предметы можно укладывать, скажем, в разноцветные носки и вместе с малышом завязывать их. Это не только понравится ребенку (использование предмета не по назначению вызывает у детей истинный восторг), но и поспособствует развитию мелкой моторики пальчиков – развязыванию, завязыванию шнурков, укладыванию и выниманию предметов.
  • Вырезаем из цветной бумаги три треугольника, например, красного цвета, три желтых квадрата и три зеленых овала (потом можно и больше). На больших листах белого цвета вырезаем три белых круга, обводя их, соответственно, красным, желтым и зеленым фломастером, а четвертый оставляем без опознавательных знаков. В круги с соответствующим ободком укладываем фигуры, называя их (четвертый круг пока не задействован). Затем вынимаем фигурки из кругов и просим малыша положить каждую  в свой «домик» (можете при этом считать их: раз квадратик, два квадратик, три квадратик). После того как ребенок справится с заданием, проводим диагностику – запомнил он только цвет или различие между фигурами тоже: просим положить какую-нибудь из фигур на обезличенный круг. Такая дидактическая игра помогает ребенку запомнить и цвет, и форму предмета, и познакомиться с азами счета.
  • Вырезаем большой желтый круг, можно и белый, а затем раскрасить его вместе с ребенком карандашами, маркерами или красками в желтый цвет. Это будет только плюсом – развиваются графические навыки. Готовим прищепки (можно одинакового или разного цветов). На отдельном листе рисуем солнышко с семью-восемью лучами. Просим малыша сделать столько же лучиков из прищепок, поочередно прикрепляя к желтому кругу (по такой же аналогии можно делать ёжика, божью коровку, паучка, кошку). Эта дидактическая игра имеет многоуровневое сенсорное значение: развивает память, счет, моторику, понятие равномерного интервала.
  • Выставляем в ряд на достаточном расстоянии друг от друга коробку из-под сока, пластиковую бутылочку из-под молока, пустой флакон из-под лака для волос или папиной пены для бритья. Можно использовать покупные кегли, но детям этого возраста очень нравится играть с домашними предметами, превращая их во что-то. Развивайте их воображение, давая возможность представить, что коробка – это, например, замок, флакон – дворец, бутылочка – крепость. Небольшим резиновым мячиком, катая его по полу, вместе с ребенком сбивайте предметы. Отличная дидактическая игра для развития ловкости и координации движений. Кроме того, она имеет еще два сложнейших направления сенсорного развития: восприятие движения, в котором участвуют глаза, руки, плечевой и мышечный корсет, и избирательное восприятие – выбор определенного предмета из нескольких, в который малыш и катит мяч.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: