Как выучить с ребенком алфавит

«Игробуквотека» — поэтапная методика обучения чтению

«Игробуквотека» — инновационная методика, призванная помочь детям в таком непростом деле, как обучение чтению. Ее особенность в том, что она не имеет цели только обучить малыша чтению. Технология ставит своей задачей научить малыша читать и писать

Важное место уделяется и грамотности чада

К сведению! К обучению чтению можно приступать, как только малыш будет готов. При положительных результатах с 5-6 лет можно перейти на уровень обучения письму.

Этапы:

Начальный этап предполагает изучение букв. Для учебы следует сделать так, чтобы буквы были большие. Малыш должен их видеть регулярно. Так они будут лучше откладываться в его памяти. Желательно с буквой показывать картинку, соответствующую буквам. Например, «С» — сова

Отдельное внимание создатель программы уделяют произношению звука. Звук должен прописываться так, как произносится

Это убережет ребенка от путаницы и недопонимания. Следует особое внимание уделять надписям в общественных местах, мотивировать ребенка на их прочтение. Увидев пройденную ранее букву, нужно показывать ее малышу на вывеске. По всем непонятным вопросам нужно сразу же давать объяснения. Для обучения используются методы, которые будут нравиться малышу. Любые игрушки, дающие результат, могут быть применены. Можно использовать кубики с буквами, паззлы, вырезать буквы самостоятельно и применять различные ролевые игры, содержащие буквенные элементы. Начинать следует с легких элементов, постепенно утяжеляя процесс.
Разобравшись с вопросом, как учить буквы, следует учить ребенка соединению в слоги. Обучение от простого к сложному. Чаду предоставляются наглядные картинки. Для того чтобы облегчить понимание соединения слогов, нужно визуализировать процесс. Ребенку предоставляются картинки, показывающие, как нужно соединять буквы. Это может быть и буква, зашедшая в другой букве в гости, а может буковки едут паровозиком. Следует давать таблицы со слогами, которые малыш читает в различных направлениях. При необходимости, подсказать ребенку, следует делать это в слоговой форме, а не в буквенной. Буквы можно печатать нестандартные, с интересным оформлением.
После того как предыдущий этап доведен до автоматизма, приступают к образованию слов. Слова рекомендуется выбирать самые простые, увеличивая нагрузку. Слова читаются несколько раз, различными темпами. Полезными будут лабиринты, где малыш читает слово, находит его на картинке. «Игробуквотека» содержит ребусы и упражнения различной сложности с буквами, слогами, словами.
Следующий этап характеризуется составлением фраз и предложений. Ребенок не должен задумываться, что он читает. Если он не читает, но прилагает все усилия к чтению, лучше довести до автоматизма предыдущие этапы. Ребенок не должен додумывать текст или добавлять буквы.

К сведению! Используя эти правила, мама и папа помогут малышу освоить сложную науку. Главное, дать понять малышу — независимо от его индивидуальных особенностей, он всегда останется любимым человеком в жизни родителей.

Книжные “заначки”

“Окруженные книгами с самых ранних лет, дети быстро на них подсядут”, — говорит Алиса Стерлиг Хониг, эксперт по развитию ребенка в Сиракузском Университете в Нью-Йорке. Следите за тем, чтобы в доме появлялись новые книги, раскладывайте их на видных местах, можете даже сделать привязку к месяцу или времени года, это простимулирует ребенка хотя бы просмотреть картинки, а там, кто знает — может, и прочесть захочет. Оставляйте книги повсюду – даже на полу автомобиля! Поверьте, дети их заметят и заинтересуются. “Не держите книги на полках, пусть дети прикасаются к ним, а совсем малышам я бы даже посоветовала давать в ванну непромокаемые книги” — добавляет доктор Хоинг.

Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Преимущества метода:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

Недостатки метода:

  • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
  • Игры, головоломки отнимают много времени.
  • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

Как правильно научить ребенка читать по слогам в 5-6 лет в домашних условиях

Несмотря на прогресс и желание родителей научить малыша всему практически с пеленок, педагоги твердят о том, что читать необходимо учить по достижению 5 лет, такой возраст лучше всего подходит для этого занятия. Но не надо паниковать, если вашему ребенку уже 6 лет, а он еще не читает энциклопедию: это нормально, и у вас еще есть время научить его всему необходимому.

Выбор букваря и методики

При выборе книги родителям следует обратить внимание не только на наличие ярких картинок, но также и на содержание. Типичная азбука, где к каждой букве подходит картинка-слово признана неэффективной многими педагогами, поскольку она путает ребенка и его восприятие букв

Лучше всего выбирать специальные книги, содержащие методическое развитие навыков чтения, произношения, с умеренным количеством картинок, которые позволят детям не заскучать в процессе, но и не будут их слишком отвлекать.


Лучшими вариантами можно назвать буквари Н.С.Жуковой, Н.В.Нищева, Е.Бахтиной.

Самыми популярными на сегодня являются три методики:

  1. Глена Домана, основана на запоминании слов, которые написаны на специально изготовленных для этой цели карточках. Доман утверждает, что ребенок способен навсегда запомнить слова и в дальнейшем сможет самостоятельно интуитивно выводить правила чтения.

  2. Николая Зайцева, использует обучение слогам и их составление в слова. Данная методика применяется в основном с использованием кубиков, которые были разработаны автором и дают возможность учить малыша во время игры с ними.

  3. Николая Буракова, она подобна методике Зайцева и основана на обучении слогам и их составлении, но имеет свои технологии, которые состоят из маленьких шагов, делающих процесс обучения легким и доступным.

Родители должны сами определить, какой вариант подходит для их малыша и, выбрав методику, строго следовать ей, не отвлекаясь на прочие варианты.

В каком порядке нужно учить буквы

На начальном этапе обучения важно не делать глобальной ошибки и не начинать объяснять малышу разницу между буквами и звуками, ведь таким образом он запутается и не будет знать, что и когда правильно использовать. Важно!Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.

Важно!Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.

Педагоги рекомендуют придерживаться следующей последовательности при изучении:

  • твердые гласные, с выучиванием их звучания и возможности протягивать звуки: А, О, У, Э, Ы;
  • согласные, твердые звонкие, их легче выговаривать: М, Л;
  • глухие и шипящие: Ж, Ш, К, Д, Т;
  • остальные буквы в произвольном порядке.

Очень важно соблюдать правило «одна буква – одно занятие» плюс повторение ранее пройденного материала, таким образом малыш не будет перегружен информацией и сможет эффективно ее усвоить

Правила произношения

Важно учить детей качественно и помогать им произносить звуки, слоги и слова правильно сразу. Не стоит допускать типичную ошибку, позволяя выговаривать так, как у них получается и надеяться, что в будущем они сами исправят свое произношение – чуда не произойдет

Прислушивайтесь к ребенку и помогайте ему, очень важно четко и верно произносить первые слоги слов, не глотая их. Также следует сразу приучать делать паузы между словами во время чтения, что в дальнейшем поможет им работать с предложениями

Сколько времени нужно, чтобы научить детей чтению по слогам?

Для того, чтобы успешно пройти путь от букв к слогам, потребуется совсем немного времени, но главное – это правильно организовать занятия и придерживаться четкой схемы образовательного процесса:

  • изучение гласных;
  • добавление одной согласной и формирование слогов с ней;
  • использование слогов для построения коротких и понятных слов, лучше в игровой форме и на ассоциации с применением картинок, таблиц;
  • повторение и закрепление пройденного материала.

Обратите внимание!Важна систематичность в подходе и работе с ребенком, достаточно проводить 3-4 занятия в неделю длительностью по 10-15 минут и за 1,5-2 месяца он освоит чтение по слогам без проблем.

Лучший возраст и значение

Многие мамы интересуются, зачем учить алфавит с дошкольником, если очень скоро он познакомится с правильной последовательностью букв на уроках. Эксперты отмечают, что первые школьные годы – это серьезный стресс для крохи, переход от основного вида деятельности, – игры – к новому, обучению.

Вчерашние дошкольники не понимают, почему им приходится долго сидеть за партой, слушать учителя, им хочется порезвиться и поиграть. Поэтому чем больше знаний ребенок приобретет с мамой в комфортной для себя обстановке, тем легче ему будет адаптироваться в учебном классе.

Практика показывает – если малышу приходится не только привыкать к самостоятельности и новому режиму жизни, но и активно учить уроки, то ему становится довольно трудно справиться со столь серьезной нагрузкой. Поэтому и изучение алфавита должно проходить в 5 лет. Кроме того, многие сторонники раннего развития крох учат малышей читать в этом же возрасте, к счастью, особенности строения мозга детей позволяют им осваивать данный материал.

А также занятия помогут:

  • Весело провести время.
  • Улучшить память, мышление.
  • Разовьют умение ставить цель и находить пути ее реализации.
  • Научат настойчивости, целеустремленности.

Первый успех, пусть даже и незначительный, поможет малышу обрести уверенность в себе, что благоприятно скажется на его личностном развитии

Вот почему важность изучения азбуки не стоит недооценивать

Программы, как научить ребенка читать по слогам

Экспертами разработано множество специальных методик, как легко научить ребенка читать по слогам. Нужно отметить, что каждая из них не идеальна, так как кроме положительных аспектов, у них имеются очевидные минусы. Предлагаем вам рассмотреть подробно несколько программ, как научить ребенка читать с нуля:

  1. Обучение чтению по азбуке

Этот метод каждому из нас знаком из детства. Что он собой представляет? На цельном полотне (из ткани или плотной бумаги) в алфавитном порядке расположены буквы. К каждой букве подобрана картинка какого-то предмета, название которого начинается с нее. Это отличный способ помочь малышу выучить алфавит и новые слова, но не самый лучший метод, как быстро научить ребенка читать по слогам.

К счастью, современный рынок предлагает нам множество интересных азбук с магнитами или липучками. Они, по сути, тоже собой представляют собой буквы с подобранными картинками. Но пользоваться такой азбукой удобнее – появляется возможность передвигать буквы и смешивать между собой, образовывая из них слова. Здесь главное – не сбить ребенка, чтобы у него не сформировался неправильный ассоциативный ряд, и не путалась последовательность букв алфавита.

  1. Обучение чтению по букварю

Это прекрасный способ, как научить ребенка читать в 1 классе, проверенный временем. В букваре к каждой букве предложены не только тематические картинки, но и специальные предложения, которые помогают ребенку соединять между собой слоги, чтобы образовывались слова.

Несмотря на широкий ассортимент разных букварей в книжных магазинах, лучше, чем букварь советского образца, ничего быть не может. Разве что родители сделают своему крохе самодельный букварь, в который вклеят картинки его любимых сказочных и мультяшных персонажей, чем только вызовут интерес у ребенка к чтению.

  1. Обучение чтению по методике Домана

Эта система, как научить ребенка быстро читать, относительно новая, но очень популярная, особенно в западных странах. Ее разработал ученый Гленн Доман. Что он собой представляет:

  • Вы выбираете 15 любых слов, желательно простых.
  • На ярких картонных карточках приклеиваете картинку предмета, название которого загадываете, и обязательно его подписываете словом в именительном падеже.

  • Эти картинки нужно показывать ребенку сначала на 10-минутном занятии, а затем — на получасовом. Причем показывать нужно быстро – 1 картинка – 1 с.
  • Показывая картинку, нужно называть одним словом предмет, который на нем изображен. Например, «Это — мяч».
  • Со временем картинки нужно менять, выписывая в них по два слова или по целой фразе. Ученый считает, что у детей, которые смотрят на изображение и слышат четкое слово, обозначающее его, быстрее получится научиться читать.
  1. Обучение чтению с помощью кубиков Зайцева

Педагог из Санкт-Петербурга Н.Зайцев перенес в свое время обычную азбуку на кубики, с помощью которых дети быстро составляли слоги, а потом слова.

Этот метод, как научить читать ребенка в 5 лет или в 6, дошел до наших дней и модернизировался. Кубики сегодня можно найти во всех детских магазинах. Они изготавливаются из ткани, бумаги, выпускаются в разных размерах. Только суть их остается неизменной.

  1. Обучение чтению по методике Монтессори

Мария Монтессори – педагог с большой буквы. Она соврешила революцию в разумах людей относительно того, как развивать и воспитывать маленьких детей, чтобы они вырастали успешными и счастливыми личностями.

Монтессори впервые представила методику, как научить ребенка читать по слогам игрой. По ее мнению, ни одному ребенку не понравится скучное сидение перед книгой. В возрасте, когда малышу хочется познавать мир, нужно создавать соответствующие условия для развития и умственной подготовки.

Монтессори предложила молодым родителям вырезать большие буквы из приятного на ощупь материала и давать их детям в руки, чтобы те не только визуально запоминали алфавит, но и могли себе вообразить, какие формы имеет каждая его буква. Отметим, что эта методика, как научить читать ребенка 6 лет, используется сегодня во многих образовательных учреждениях.

Как выучить с ребенком буквы

После того как ребенок научился различать звуки, из которых состоят слова, переходим от звуков к буквам.

Как правило, с изучением алфавита сложностей не возникает. Дети охотно запоминают буквы, вспоминают их название. Можно использовать буквы-магниты, буквы-наклейки, буквы, изготовленные из различных материалов — шершавые, гладкие, мягкие. Разместите их на специальной доске, планшете, выделите пространство на стене детской, на холодильнике, на шкафах.

Собирайте копилку для каждой буквы: это могут быть предметы, название которых начинается на эту букву. Переберите игрушки, наверняка найдутся подходящие предметы: «А» — ангелочек, апельсин, «Я» — яблоко, «К» — кубик, карандаш, «Б» — бульдозер, банан. Отхлопывайте слоги, произнося слова. Предлагайте ребенку предметы и вместе обсуждайте, будет ли эта буква с ним «дружить». Самому ребенку подобрать нужное слово еще сложно, но проявленную инициативу обязательно поддержите, помня о принципе: делать вместе, но не вместо.

Рассмотрите букву. На что она похожа? Из каких деталей состоит? Пофантазируйте с ребенком вместе: «В» похожа на очки, «Е» на щетку. На что похожа буква «М»? Рассмотрите рисунки, на которых «спрятались» буквы. Складывайте буквы из крупы, пуговиц, лепите из пластилина, глины, рисуйте разными цветами. Задача — научить ребенка распознавать графический облик букв, соотносить со звуком, который они обозначают.

Изучать буквы в алфавитном порядке не рекомендуют. В настоящее время сложилось две основных принципа изучения алфавита.

Частотный (В.Г. Горецкий). Сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных.

Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин). Звуки изучаются парами, в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные «А» — «Я», «О» — «Е», парные согласные: «С» — «З», «Д» — «Т» и т.д.

С чего начинать учить ребенка читать

Всегда начинайте с самого простого: постепенно учите буквы и звуки в обычной жизни, не учебной. Вышли на прогулку : нарисуйте буквы и слоги палочкой на песке, сложите их из камушков, слепите в песочнице, найдите буквы на одежде, на вывесках, на упаковках продуктов и игрушек и т.д. Объясните, что буквы и звуки окружают нас везде

Расскажите разницу между буквой и звуком: буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим.
При обучении чтению очень важно чувство ритма. Чувство ритма хорошо развивают танцы, песни, подвижные игры (игры со скакалкой, мячом и прочее)

Поэтому смело включайте веселую музыку и танцуйте. Это не только отточит ритм малыша, но и поднимает настроение.
Далее можно начать более организованное обучение, необходимо постепенно приучать к усидчивости и умению убирать за собой. Организуйте для ребенка удобный стол и стул, полку для его принадлежностей( книга, тетрадь, ручка, карандаш). Вначале для занятий хватит и 10 -15 минут.
Показывайте ребенку хороший пример, ведь именно от вас он впитывает любовь или не любовь к чтению. Читайте больше сами, ребенок это обязательно заметит. Кроме этого обсуждайте с малышом прочитанное, задавайте ему вопросы по прочитанному. Маленьким детям можно задавать вопросы по картинкам (Кто нарисован? Что он делает?), детям постарше — по сюжету. Стимулируйте к раздумьям (Почему он так поступил? А как вы ты сделал на его месте?).
Обучать чтению лучше с простых слогов и слов и учитывать правильно ли ребенок произносит звуки в слогах (н-р, если малыш не говорит звук «С» или «Л» то не стоит обучать чтению с данными звуками, иначе неправильно произношение только укрепится). Поэтому лучше начинать с таких слов, как: ма — ма, па — па и т.д.
Применяйте игровые приемы при обучении чтению: можно нарисовать красным цветом гласные буквы на карточках и разместить их по всей комнате, менять их местами. Также потом поступить с согласными, но раскрасить их синим цветом. Это важно! Ребенку необходимо различать гласные и согласные звуки, это облегчит процесс чтения.
Купите букварь, который окажется вам ближе. Пользуется хорошим спросом букварь Н.С. Жуковой.
При помощи букваря ребенок научится сначала читать слоги , а далее слова. Он очень прост в понимании, с четкими инструкциями и подсказками.
Занятия проводите систематически и регулярно. Лучше каждый день 5-10 минут, чем один раз в неделю 20 минут. Это можно делать нак за столом, так и по дороге домой, на прогулке, в машине, в поезде, в кафе (читать вывески, называть буквы, находить предметы похожи на буквы и т.д.)
Самое главное правило — занимайтесь только в хорошем настроении! Никаких слез и истерик. Это не принесет пользы. Лучше отложите занятие или договоритесь с ребенком. Сейчас ты смотришь мультфильм, а потом мы почитаем.

Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества

Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.

Аппликация

Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).

Рисование

Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и асфальте мелками, палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.

Лепка

Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.

Конструирование

Постройка букв — увлекательное занятие для детворы! Помогает не только закрепить алфавит, но и развивает моторику рук, мышление, внимание, стремление к ассоциациям (видеть буквы в окружающих предметах).Строить или конструировать буквы можно не только из специального конструктора (металлического, деревянного, пластмассового), но и из любого подручного материала. Например, из палочек, спичечных коробков, книжек — малюток в твердом переплете

Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв.

Уважаемые родители! В современной педагогике отыщется много оригинальных методик, при помощи которых можно быстро выучить буквы и перейти к чтению. Каждый родитель может научить свое чадо буквам. Однако каждый родитель должен помнить, что обучение должно нести малышу радость, живое стремление к познанию нового, а не быть нудным, монотонным занятием. Ваше осмысленное решение, терпение, любовь к своему ребенку помогут добиться хороших результатов. Удачи вам в воспитании детей!

Учим буквы: лучшие методики для детей 4-5 лет

Для быстрого обучения малышей буквам существует несколько современных методик:

  • метод Марии Монтессори – сначала пишем буквы, используя специальные контурные рамки и вкладыши, затем учим буквы. Для детей 4-5 лет эта методика очень увлекательна, так как в ней отсутствуют скучные упражнения и задания. Она помогает развить мелкую моторику, логику;
  • метод Зайцева (с помощью кубиков) – эта аналитико-синтетическая методика представляет собой веселую, увлекательную игру, в которой используются складовые блоки. Кубики могут быть разных цветов, размеров, с различным звучанием наполнителя. Кроме того, что этот метод обеспечивает быстрое запоминание букв, он способствует развитию мелкой моторики рук, музыкального слуха, чувства ритма и звукового восприятия;
  • тактильный метод – это способ обучения алфавиту, доступный каждому, так как легко применим в домашних условиях и не требует специальных приспособлений. Каждая буква учится с помощью подручных средств: пластилина, счетных палочек, крупы и даже простой фасоли. Из пластилина ребенок с помощью мамы или папы составляет букву из заранее вылепленных колбасок, колечек и полукругов. По этому же принципу складывается буква из счетных палочек. Крупу, например, манную, нужно высыпать слоем на яркий поднос, после чего ребенок должен пальчиком нарисовать такую же букву, которую написал перед этим родитель. Фасоль или бобы используются при обучающей игре, напоминающей лото. На большой лист бумаги с написанным на нем алфавитом ребенок бросает фасолинку. После этого малыш должен назвать любое слово, которое начинается с буквы, куда попала фасолина.

Алфавит для детей 4 лет

Изучение алфавита является фундаментом для дальнейшего обучения чтению. Поэтому перед тем, как ребенок будет учиться читать, он должен визуально знать все буквы и правильно произносить звуки на русском языке. Четырехлетний малыш уже понимает, что информация, которая его окружает, закодирована в языке буквами. Природное любопытство, свойственное этому возрасту, побуждает ребенка учиться читать

Родителям важно уловить этот момент и ненавязчиво, в игровой форме мотивировать его к изучению алфавита. Давить на ребенка нельзя – это чревато лишними стрессами и может иметь обратный эффект

Учить с ребенком алфавит нужно строго по правилу — одна буква за урок. Любая буква состоит из визуально похожих элементов. Торопясь и заставляя кроху учить сразу несколько букв за одно занятие, можно только запутать его и не добиться должного результата.

Для освоения каждой новой буквы необходимо достаточное количество времени, минимум пару занятий. Для того, чтобы поддержать интерес малыша к изучению алфавита, уроки нужно организовывать в игровой форме, при этом общая атмосфера должна быть спокойной и дружелюбной.

В какие игры я играла с ребенком, чтобы он выучил азбуку. Опыт успешной мамы

Виктория, 38 лет, Тверь:

Важным фактором эффективности изучения алфавита является мотивация. Процесс обучения должен вызывать у ребенка интерес, и это основная задача родителей. Надо в виде игры обсуждать, на что похожи буквы, искать их на обложках, упаковках и т.д.. И главное – своим примером пробуждать у ребёнка интерес к чтению книг.

автор-эксперт: Татьяна Владимировна Швецова,

педиатр, клинический психолог

Любой ответ на вопрос – в книге

Конечно же, сейчас есть интернет, в котором есть ответ на любой вопрос, есть ютуб, где вас научат делать что угодно и дадут мастер-класс. Однако, если вы хотите мотивировать ребенка к чтению, лучше завести правило искать ответы в книгах. Хотите завести щенка? Купите книгу о породах собак, их дрессировке. Дети идут в новую школу? Подыщите им литературу, где герой попадает в схожие условия. Постарайтесь показать детям, что чтение может помочь в любой жизненной ситуации – если ты грустишь или взволнован или просто хочет научиться чему-то новому. Подсуньте нужную книгу с записочкой, вроде “Кажется, ты скоро станешь старшей сестрой. Эта книга поможет тебе подготовиться к новой роли. С любовью, твоя Книжная Фея!”.

Листайте книги, журналы

  •  Для закрепления изученных букв можно использовать книги и журналы
  • Для изучения они не очень подходят, так как глаза ребенка будут разбегаться, ему будет сложно сконцентрироваться на конкретной букве
  • Показывайте буквы, которые ребенок уже знает, если они выделены как-то на странице или написаны крупным шрифтом
  • Или спросите ребенка, где же буква «А». Если ребенок найдет букву, он будет очень рад
  • Если у него не получается, делайте подсказки, говорите, что изображено рядом
  • Буквы должны быть довольно крупными, не заставляйте ребенка всматриваться в мелкий шрифт


Листайте журналы с ребенком

Ход игры.После слов ведущего:

— Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов,например:

на звук — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки — — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.

«Повтори и прибавь»

Цели: развивать слуховое внимание, память. Ход игры

Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов,например: на звук —

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов,например: на звук —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д

«Звуковые песенки»

Цели: развивать фонематический анализ, синтез.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память. Ход игры

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова,например: , — ПА; , , — НОС

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова,например: , — ПА; , , — НОС.

«Скажи наоборот».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память. Ход игры

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А; И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У; Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

Па. ап, по-…оп и т. д.

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

Па –. пя, по -. пё и т. д.

«Цепочка».Цели: развивать фонематические представления, анализ и синтез. Ход игры. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом — мак — кот — топор — рука.

«Назови лишнее слово»Цели: развивать фонематические представления, внимание. Ход игры

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных

Ход игры. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, гора, нора, гора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов

Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.

«Футбол»Цели: развивать фонематические представления, слоговой анализ.

Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем)слова:

no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.

Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.

Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний».

«Третий лишний»Цели:развивать фонематические представления, слуховое внимание,

Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.

• Мак-бак-банан

• Сом-индюк-ком

• Лимон-вагон-кот

• Так-рак-веник

После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.

«Доскажи словечко»

Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).

Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха).

Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке. (жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки).

Не полезет Влад на ель: у него в руках. (портфель).

То назад, то вперед может плыть. (пароход).

Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха

Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление

Таким оброзом, для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше начнутся занятия, тем больше шан-сов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Урок № 4: закрепление всех гласных

К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И.

Закрепляющие игры.

Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем — с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

А Я
О Ё
У Ю
Ы И

Показ трех пар гласных (У — Ю, Ы — И, Э — Е).

На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А — Я и О — Ё, а достаете последнюю изготовленную вами пару Э — Е. Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв по-прежнему равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания

Важно и то, что буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже «ушла». Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке

У Ю
Ы И
Э Е

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия

Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А — Я и О — Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И (пока без Э, Е)

Сергей Поляков

Статья предоставлена сайтом «7 ступенек к книжке»

Пишем буквы

Для детей старше 4 лет рекомендуется укреплять полученные знания, прописывая каждую букву. Это делают разными способами. Для учеников 5-6 лет используют специальную доску для рисования с разноцветными мелками. Так изучают с детьми не только азбуку, но и основы рисования.

Обводим контуры

Сегодня в интернете есть много картинок, где каждая буква обозначена пунктиром. Это предназначается для того чтобы малыш самостоятельно фломастером или ручкой обвел ее. Таким образом, происходит не только изучение алфавита, но и обучение правописанию.

Разукрашиваем буквы

Это еще одна вариация на тему прописывания выученного материала. Чаще используется для детей 5-6 лет. Помимо того чтобы разукрасить азбуку ребенку необходимо будет еще и выполнить несколько заданий на логику. Лучше использовать готовые книги или раскраски, которые можно приобрести в детских магазинах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: