Ход НОД
1 Задание
Воспитатель: Ребята, эти ленточки продаются в магазине.
Восп: Сколько всего ленточек продается в магазине?
Дети: 6 ленточек
Восп: Чем ленточки отличаются?
Дети: (отличаются цветами)
Восп: Давайте посмотрим и сравним, одинаковые ли они?
Дети: Нет, они разные. Короткие длинные
Восп: Ребята, продавец в магазине просит разложить ленточки от самой длинной до самой короткой для того, чтобы покупателям было удобно ленточки выбирать.
Восп: Выберите самую длинную ленточку
Дети: (выбирают самую длинную ленточку фиолетового цвета и откладывают ее в сторонку)
Восп: Выберите самую длинную ленточку из тех, которые остались
Дети: (ребята выбирают ленточки и кладет ее под первой, совмещая один край)
Восп: Какую ленточку надо выбирать следующей?
Дети: Самую длинную из тех которые остались
Восп: Правильно, молодцы!
Восп: Назовите цвет самой длинной ленточки
Восп: Полоски второй ленточки, третьей, четвертой … итд
Восп: А теперь разложите ленточки в порядке возрастания их длины, т. е надо начать с самой короткой ленточки
Восп: Найдите самую короткую ленточку
Восп: Теперь выберите самую короткую ленточку из оставшихся….итд
Восп: Молодцы!
2 Задание
Восп: Ребята, посмотрите внимательно на картинку и расскажите что на ней происходит?
Дети: Девочка постирала полотнеца, вешает полотнеца итд
Восп: Сколько полотенец постирала Таня?
Дети: 6 полотенец
Восп: Арина, покажи самое длинное полотенце
Восп: Айтал, покажи самое короткое полотенце
Восп: Раскрасьте самое длинное полотенце в желтый цвет, а самое короткое –в красный цвет.
Восп: Ребята, немножко с вами отдохнем, сделаем физминутку!
Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.
3 Задание
(На мольберте вывешена картина, ребята выходят и показывают фишкой короткую и длинную дорогу)
Восп: Ребята, рассмотрите картинку. Что на нем изображено?
Дети: Заяц, домики, деревья, озеро итд
Восп: Заяц идет в гости к ежику, который живет в домике слева от озера, рядом с высокой елкой.
Восп: Настя, покажи все домики, находящиеся справа от озера. Сколько домиков справа?
Дети: 6 домиков
Восп: Гоша, покажи все домики слева от озера. Сколько домиков слева?
Дети: 5 домиков
Восп: Лера, в каком домике хотела бы жить ты?
Дети: ответ Леры
Восп: Кого из друзей ты бы поселила в этих домиках?
Восп: Давайте нарисуем красным и синим карандашами, как он может добраться до домика.
Восп: Саша, выходи к мольберту и покажи красным карандашом какой путь самый короткий будет?
Восп: Синим карандашом самый длинный?
Восп: Вот и Заяц добрался до своего друга. Молодцы!
4 Задание
(На мольберте разложены бусы, ребенок должен выйти и показать ритм нанизывания)
Восп: Заяц пришел домой и сел делать в подарок девочкам зайчатам бусы.
Сколько подарков сделал заяц?
Дети: 2 подарка
Восп: Ребята, проверьте все ли правильно сделал заяц? Проверим на мольберте. Алена, выходи и покажи.
Дети: Выходит показывает
Восп: Давайте проверим порядок нанизывания бусин т. е. ритм.
Синяя бусина, синяя, желтая, синяя, синяя, желтая, синяя, синяя, синяя, желтая.
Восп: ритм нарушается?
Дети: Да, так как после двух синих бусин должна идти желтая
Восп: Вероника, выходи покажи вторые бусы. Правильно ли идет ритм нанизывания?
Дети: Вероника показывает.
Рефлекция: Какую тему мы сегодня прошли?
Литература
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности на 2017-2018 учебный год Средняя группа «Русалочка»
2. Рабочая тетрадь «Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Часть 2. ФГОС ДО»
Конспект НОД по математике во второй младшей группе Тема: «Большой — маленький. Один, много, ни одного. Группировка по цвету.»
Организация: МБОУ СШ 70
Населенный пункт: Липецкая область, г. Липецк
Цель:
- Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.
- Продолжать учить выделять один предмет из множества, отвечать на вопрос «сколько»? словами один, много, ни одного.
Материалы
- мягкая игрушка Ежик.
- Демонстрационные кубики: большой, маленький для воспитателя и по два кубика — большой ,маленький на каждого ребенка, большая и маленькая коробка.
- Яблоки по количеству детей.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
—Ребята к нам сегодня решил заглянуть лесной зверек. Попробуйте догадаться, кто к нам пришел. У него длинные иголочки, короткие лапки. Он любит фрукты и ягоды.
-Это ежик!!!!!
-Правильно, ребята! Ежик наш, очень любит играть, строить башни: низкие и высокие. Но к сожалению, он совсем не умеет собирать игрушки. А мы с вами уже детки большие, научились играть и убирать игрушки на свои места. Давайте поможем нашему ежику собрать кубики в коробки.
2.Основная часть.
Игра – задание «Разложи кубики по коробкам».
Перед ребенком разложены кубики различной величины, а также приготовлены две коробки — большая и маленькая.
— Ежик принес для каждого из вас кубики и просит вас разложить их по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку.
-Посмотрите ребята, какая это какая коробка? (ответы детей-большая).
-А эта коробка какая? (ответы детей-маленькая).
-Ребята посмотрите на свои кубики. Покажите где большой кубик ( дети показывают), а теперь покажите где маленький ( дети показывают).
На столе у воспитателя демонстрационные кубики. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.
-Посмотрите ребята, большой кубик я положу в большую коробку, а маленький- в маленькую коробку.
(дети раскладывают свои кубики).
.-Вот мы и помогли Ежику : большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Наш Ежик очень доволен, он улыбается:
—Сколько кубиков в коробках? (дети-много)
-А сколько кубиков у вас? (дети-ни одного).
Физкультминутка «Ребятки в лес пришли к ежу»
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Не умел он топать
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Не умел он прыгать
— Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах)
Только носом двигать
– Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Научили топать
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Научили прыгать
— Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)
Научили бегать…
Бегают на месте
Игра -задание «Сколько яблок».
На доске выставлены яблоки по количеству детей.
-Наш Ежик такой трудолюбивый. Он тщательно приготовился к зиме. А что любят есть ежики?
-Яблоки.
— Правильно. Сколько на доске яблок? (много).
-Подойдите и возьмите по одному яблоку (дети подходят и берут яблоки).
-Сколько у тебя яблок, Юля? (Максим, Тимур, Кирилл) (одно).
-По сколько яблок вы взяли? (по одному).
-А теперь снова поставьте их на стол. Сколько у тебя яблок, Ксюша? (ни одного).
-А сколько яблок на доске? (много).
-Молодцы ребята!!!!
3.Заключительная часть.
-Ребята пора прощаться с нашим гостем.
Опубликовано: 04.06.2019
Ход занятия:
Организационный момент:
Каждому ребенку наклеить эмблему круг или квадрат (поровну)
Приветствие
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
В: посмотрите, кто к нам пришел сегодня в гости
Д: это наша знакомая лягушка Ква. (или другая знакомая детям игрушка)
В: а ведь Ква принесла нам коробку и конверт, а в нем письмо. Прочитаем?
Текст письма: «Дорогие ребята! Мы друзья лягушки Ква из сказки «Теремок» решили сделать ремонт в нашем доме, но сами мы не справляемся, нам нужна помощь» Поможем лягушке и ее друзьям?
Д: отвечают согласием. Встают в круг.
Дай же руку другу! Дай ему другую!
Что бы все почувствовали теплоту земную,
Что бы все узнали — Вместе мы сильнее,
Вместе мы дружнее, вместе веселее!
Основной этап:
Алгоритм работы: прочитать просьбу – взять в коробке атрибуты для выполнения задания
1 задание: помощь в выборе дорожки, по какой можно дойти до Теремка (дощечки разной длины и ширины, но одинаковое количество)
В: для того, чтобы выполнить это задание, нужно разделиться на две команды (1 – веселые круги, 2- дружные квадраты);
давайте с вами выложим дорожки. Показ двух разных дощечек. Посмотрите, они одинаковые?
Д: Нет, отличаются по длине и ширине.
В: Как мы можем это проверить?
Д: Нужно сравнить. (Сравнивают две дощечки способом наложения или приложить).
В: Дружные квадраты построят дорожку из широких дощечек, а веселые круги- узкую, из узких дощечек.
(Дети строят дорожки)
В:Ребята, что можно сказать о дорожках?
Д: одна дорожка длиннее и уже, вторая — короче и шире
Лягушка Ква: молодцы, справились! Теперь я знаю, как можно сравнивать предметы
2 задание: в коробке схема общая и схемы для команд
В: Сейчас мы выполним игровое задание между командами.
Анисия, посчитай сколько веселых кругов. (4) Ваня, посчитай сколько дружных квадратов (4).
Теперь рассмотрим схему на доске (на схеме синие квадраты расположены по кругу, а красные круги — линеечкой).
Д: рассказывают сколько и какие геометрические фигуры, как расположены
В: попрошу команды встать по схеме
Геля, сколько квадратов (4, а изменилось количество? (нет)
Сергей, сколько кругов (4, изменилось количество? (нет)
Обобщение: местоположение не влияет на количество ребят
Лягушка Ква благодарит ребят.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
И на место тихо сесть
Игра с мячом «Когда это бывает?»
Завтракаем мы утром, а ужинаем… (вечером)
Спим мы ночью, а делаем зарядку …. (утром)
Солнце светит днем, а луна …. .(ночью)
Ужинаем мы вечером, а обедаем …. (днем)
В садик мы идем утром, а из садика …. (вечером)
3 задание за столами: в коробке картинки машин и кукол для показа,
В: ребята, вы любите играть? Вот и лягушка Ква приготовила для своих друзей игрушки, но не знает, как их сравнить и посчитать
В: у вас на столах в тарелочках лежат картинки машин и кукол и двуполостные карточки
В: Смотрите, на верхний ряд я слева направо, соблюдая расстояние, выкладываю куклы. Теперь вы положите на верхний ряд слева направо столько кукол, сколько у меня
В: а на нижний ряд я выкладываю машинки. Машинки кладу строго под куклы, теперь вы положите столько машинок, сколько у меня
В: Посмотрите на машинки и куклы? Чего больше? Чего меньше?
Д: Машинок меньше, чем кукол, кукол больше, чем машинок.
В: Почему? (Обводит указкой 5-ую куклу)
Д: Потому что у куклы нет пары.
В:Сколько кукол(5, сколько машинок(4) Дети считают (хором и индивидуально)
Что больше 5 или 4?
Что меньше 4 или 5?
В: Что нужно сделать, чтобы стало поровну?
Д: Добавить 1 машинку. Или убрать 1 куклу, уравнивают любым способом.
В: Что можно сказать о количестве машинок и кукол? (их поровну; машинок столько-сколько и кукол) Вы большие молодцы.
В: вот видишь, Ква, сколько наши ребята знают и умеют! Надеюсь, мы помогли тебе и твоим друзьям
Рефлексия
Давайте вместе вспомним, чем мы сегодня помогли друзьям из сказки «Теремок».
• Сравнивали дощечки по длине и ширине и выкладывали дорожки.
• Отмечали, что количество предметов не зависит от местоположения
• Сравнивали и уравнивали 2 группы игрушек.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. У меня для вас есть что-то интересное. Когда я сегодня утром шла к вам, мне под ноги ветром что-то принесло. Мне стало интересно, а что же это такое? Я подняла, и это оказалось письмо, которое адресовано детям нашей группы. А от кого оно я так и не смогла понять, но посмотрите, на нем какие-то следы (дети рассматривают конверт и дают свои варианты кому эти следы принадлежат). Как вы думаете, чьи они? Может откроем и посмотрим, что там?
Послушайте, здесь какая-то загадка.Послушайте ее внимательно и отгадайте:
На полянке дом стоял
Кто-то в домик забежал.
Поселилась там норушка,
Косой заинька с лягушкой.
Поселилась там лиса,
Серый волк – вот чудеса.
(Теремок)
Кто вспомнит, а чем закончилась эта сказка? (Медведь сломал теремок)
Так вот ребята, в этом письме звери из этой сказки, что им теперь негде жить. А в лесу, где они обитают очень сильные морозы. Мне так их жалко, а вам, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а мы сможем им помочь? Как?
Ответы детей. (Среди ответов выбираю тот, где будет сказано о том, что надо построить дом).
Воспитатель: Как вы думаете, а из чего можно построить дом?
Среди ответов детей выбираю тот, в котором прозвучало, что из кубиков. Если такого ответа нет, задаю наводящие вопросы (а в группе из чего мы можем построить дом? или среди вещей, которые есть в нашей группе, что нам может пригодиться)
Воспитатель: Посмотрите, в коробке лежат кубики. Возьмите по одному кубику. Сколько вы кубиков взяли? (покажите). Сколько в корзинке стало кубиков (ни одного). А было? (много).
— Давайте построим дом все вместе.
— Посмотрите, здесь ещё одна корзина с кубиками, но кубики тут поменьше. А давайте построим еще один дом, а потом выберем, какой дом лучше подходит для жилья, в котором поместятся все звери из сказки.
— Скажите, какие у нас получились домики? (большой и маленький)
— Интересно, здесь кубики и треугольники и второй дом мы тоже построили из кубиков и треугольников, а домики получились разные?
Ответы детей (потому что одни кубики были большие, а другие маленькие).
— Скажите, а в какой дом смогут поселиться все животные? Почему?
Ответы детей (во второй домик, потому что он большой).
— Тогда давайте его и сфотографируем (можно просто сфотографировать на телефон или даже детский фотоаппарат)
— Вы так хорошо потрудились, что надо отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Левая рука, правая рука — строят города,
Левая рука, правая рука – водят поезда,
Левая рука, правая рука – могут громко хлопать,
Левая нога, правая нога – могут громко топать.
— Вот мы и построили теремок. Так приятно, что мы смогли порадовать зверей, что мне захотелось ещё что-нибудь для них сделать, а вам? Как вы думаете, а как мы можем их порадовать?
Ответы детей (среди ответов подходящим будет тот, который связан с чаепитием, если нет, то даем наводящие вопросы)
— Конечно же, устроить чаепитие. Что для этого надо сделать? (накрыть на стол)
— А где же нам взять тарелочки? (на столе)
(На столе уже приготовлены подставки для каждого ребенка, в котором лежат тарелки и кружки из бумаги).
— Тогда садитесь за стол и разложите тарелочки перед собой в ряд. А что еще лежит у вас на столе? (кружечки)
— Положите на каждую тарелочку по одной кружечке. Давайте посмотрим, чего у нас больше? (тарелочек). А чего меньше? (кружечек) Что надо сделать, чтоб их стало поровну?
Ответы детей: убрать тарелочку или добавить кружечку. Во втором случае придется раздать еще по одной кружечке детям.
Пока дети убирают лишние тарелочки (или добавляют кружечки) начинает звучать музыка – щебетанье птиц. Сначала тихо, а потом всё громче и громче. В это же время повернуть деревце с птичками к детям.
— Ребята, что мы можем теперь сказать о количестве тарелочек и кружечек? (поровну) Сколько кружечек (столько же сколько и тарелочек).
— Слышите? Что это? Что это за звуки? (ответы детей). Да, это прилетели к нам птички.
— А все птички сидят на одной веточке? (нет)
— Птички какого цвета сидят на высокой веточке? (синие).
— Птички какого цвета сидят на низкой веточке? (желтые).
— Посмотрите, кажется, в лапках у одной из птичек что-то есть. Это же конверт. Но это не простой конверт, а волшебный. Сейчас давайте сложим все тарелочки и кружечки в этот конверт, сюда же положим и фотографию теремка, который мы сделали. И этот волшебный конверт унесет наши подарки в волшебный лес к зверятам, где все эти предметы из нарисованных станут настоящими.
А теперь давайте украсим конверт и отправим его. Мы его возьмем с собой на прогулку и оставим под деревом, а поскольку он волшебный, то ветер подхватит его и унесет в волшебный лес к зверятам.