Анализ детских рисунков. что в них видят психологи?

Расшифровка детских рисунков — трактование в психологии

Самые простые рисунки малыша — «окно» в мироощущение, внутреннее состояние ребенка:

  • когда изображает «пустынные» пейзажи — деревья, лужайку, поле, значит, испытывает одиночество. Крохе недостает общения с родными, у малыша неприятности со сверстниками;
  • нарисованный дом — признак усталости. Малышу недостает тепла родного жилища;
  • добрые мирные животные (кошечки, белочки, утята) кроха рисует, когда отличное настроение, нет проблем;
  • близкие, с которыми у ребенка конфликты, имеют темный, коричневый цвет. Любимых родных малютка создает яркими цветами. Чем фигура близкого крупнее, тем значительнее место, по мнению малыша, она занимает в семье;
  • если ребенок изобразил крупные темные человеческие фигуры, возможно, малыш испытывает недоверие к окружающим (особенно незнакомым);
  • «автопортрет» с гигантскими ушами свидетельствует о некоторой самовлюбленности, желании быть впереди других. А собственное изображение с длинными руками указывает на открытость, незашоренность мышления, безбоязненное желание изведывать новое;
  • у малыша заниженная самооценка, если себя он изображает коротконогим.

Отдельные фигуры людей, изображенные заштрихованными, закрашенными, означают, что ребенок относится к этим особам негативно, боится.

Небо и земля и весь мир между ними

Однако уже в 3,5–4 года ребенок делает следующий шаг: он начинает представлять пространство листа как пространство Мира, который должен быть определенным образом организован для того, чтобы туда можно было поселить персонажей. Под ногами у них обязательно должна быть земля, а над головой должно быть небо. Линия «земли» может быть проведена коричневой или зеленой чертой, но может быть «набрана» из вертикальных черточек – травинок, из цветочков или грибочков

Для ребенка важно, чтобы была реализована в каком-либо виде идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится

…Часто взрослые не понимают, что без этой черты для ребенка все изображенное на рисунке как будто повисает в воздухе, почти в космосе. Часто на занятиях рисованием в детсаду дети этого возраста рисуют одинокую ягодку, или учатся оставлять кисточкой одинаково правильные точки, или обводят цветным фоном какой-нибудь листик. Вот как «исправила» такое положение вещей девочка, сделав не так, как нужно, а так, как правильно: яблоки не лежат, а висят на ветке, потому что там они родились, а внизу земля и для большего веселья – лошадка!

Рисование чёрным цветом как вариант нормы

Бывают ситуации, когда рисование чёрным цветом — не следствие каких-то серьёзных проблем у ребёнка, а вариант нормы.

У малышей

Хорошо различать основные цвета дети начинают примерно в трёхлетнем возрасте. Однако даже после этого для малышей выбор цвета во время рисования не является важным. Им абсолютно всё равно, будет домик красным, жёлтым или зелёным. Главное — чтобы рисунок был ярким, контрастным и отчётливым. Один из самых подходящих цветов для этой цели — чёрный. Поэтому если дети до четырёх лет в своём творчестве часто используют чёрный цвет, родителям не стоит беспокоиться и мчаться за помощью к психологу. Такое явление абсолютно нормальное и не указывает на какие-то психологические проблемы у малыша.

Маленькие дети выбирают чёрный цвет для рисования, потому что он яркий и контрастный

У детей в возрасте 5–10 лет

В возрасте 5–10 лет ребёнок уже рисует осознанно. Выбор цвета для него становится важным фактором для получения нужного результата. Однако и в этом возрасте любовь к рисованию чёрным цветом может быть не опасным, а нормальным явлениям:

  • если ребёнку просто нравится этот цвет, ведь он яркий и выразительный;
  • если у ребёнка закончились краски другого цвета;
  • если ребёнок увлечён таким видом изобразительного искусства, как графика. В отличие от живописи в графике при создании рисунков используются 1–2 цвета. Наиболее часто основным цветом является чёрный. Графическое изображение обычно строится при помощи нанесения на лист бумаги чёрных линий, пятен, штрихов;

  • если ребёнок рисует чёрным цветом не постоянно, а эпизодически. Такие рисунки могут указывать на кратковременные физиологические или психологические проблемы у детей:
    • недомогание;
    • плохое настроение;
    • переживание по поводу плохих оценок, отношений с друзьями и родителями и т. д.

Наиболее часто негативные эмоции при помощи рисования чёрным цветом выражают «закрытые» дети, которым не свойственно делиться с окружающими своими проблемами. И в таком поведении, если оно имеет недолговременный характер, нет ничего ненормального.

У подростков

Подростковый период — сложное время для любого ребёнка. И речь идёт не только о физиологических изменениях в организме, но и психологических

В этом возрасте ребёнку важно утвердиться как личность. И это получается далеко не у всех. Очень часто барьером для достижения цели становится избыточный контроль со стороны родителей, учителей и других взрослых

Распространённая причина рисования чёрным цветом у подростков — низкая самооценка и несамостоятельность

Очень часто барьером для достижения цели становится избыточный контроль со стороны родителей, учителей и других взрослых. Распространённая причина рисования чёрным цветом у подростков — низкая самооценка и несамостоятельность.

А также часто именно в подростковом возрасте ребёнок первый раз влюбляется. И нередко случается, что влюблённость оказывается безответной. В такой ситуации ребёнок огорчается и может при помощи рисования чёрным цветом выплёскивать свои эмоции.

Подросток может начать рисовать чёрным цветом, если он переживает из-за безответной любви

Опять же, если подросток рисует чёрным цветом эпизодически или кратковременно, то тревожиться родителям не стоит. Ребёнок должен уметь по-своему переживать не только радостные, но и негативные эмоции. Одни дети во время стресса начинают активно заниматься спортом, другие — уходят с головой в учёбу, третьи — рисуют чёрным цветом. Все эти способы абсолютно нормальные.

А так же подростки, как и дети более младшего возраста, могут попросту любить чёрный цвет или увлекаться графическим рисунком.

Что делать родителям

Если вы убедились, что ребёнок рисует чёрным цветом по неопасным причинам, то лучше вовсе не вмешиваться в его творчество. Ни в коем случае нельзя прятать от ребёнка чёрные краски или запрещать ему ими рисовать. Такое поведение взрослых вызовет протест у ребёнка и всплеск негативных эмоций.

Если рисование чёрным цветом вызвано незначительными психологическими проблемами, то самое лучшее, что вы можете сделать для ребёнка — поговорить с ним в спокойной обстановке и обсудить, как исправить ситуацию.

Ребенок рисует черным цветом: когда это норма, а когда бить тревогу

Детский и семейный психолог Ирэна Похомова рассказала «Летидору» о том, в каких случаях черные детские рисунки – это нормально, а когда следует обратиться к специалисту.

Звонит мне одна мама и с ужасом в голосе говорит: «Ирэна, с моим сыном происходит что-то страшное! Он все рисует только в черном цвете. Я уже убрала эту краску и предлагаю только яркие, а он требует только черную. Что с ним?»

«А сколько ребенку?» – спрашиваю я.

«Да три годика», – отвечает мама.

Ну что же, дети довольно часто используют для рисования черный цвет. А причины могут быть разными — и далеко не всегда нужно срочно принимать меры!

Если ребенок пару–тройку раз нарисовал все в темном цвете, то это не повод для беспокойства в любом возрасте малыша.

Начинать присматриваться (но еще не беспокоиться) стоит, если малыш рисует только черным не менее трех месяцев подряд.

Давайте разбираться по порядку.

Дети младшего дошкольного возраста часто рисуют черным или каким-то темным цветом. И это вовсе не потому, что вся жизнь представляется в черных красках, и малышу очень плохо. Причина в другом — черную краску лучше видно на белом листе. Вот и все.

И нет никаких потайных ходов и глубоких травм. Так выразительнее.

Поэтому черную краску не убираем из коробки малыша, а предлагаем ее наравне с остальными. Через какое-то время, когда малыш насытится черным, он сам начнет переходить на другие цвета. Родители тоже могут рисовать с ребенком черным цветом. Тогда насыщение произойдет быстрее. При этом можно добавить еще один интересный способ рисования для малыша — на черном листе белым цветом.

В этом возрасте дети тоже могут брать черную краску, чтобы лучше выразить то, что они хотят нарисовать. Но бывают и другие случаи…

Маша рисовала черным довольно долгое время. По словам мамы, месяца четыре точно. При этом она рисовала именно этим цветом осознанно и сосредоточенно. И это была не абстракция какая-то, а конкретная задумка.

Я пригласила девочку к себе в кабинет. После небольшой беседы я предложила Маше порисовать красками. Она с удовольствием согласилась. Из всего спектра красок Маша выбрала черный. Она начала рисовать и рассказывать, что она рисует. А я стала спрашивать, как чувствует себя каждый герой на ее картинке. Всем персонажам было грустно.

«А в чем причина их грусти?» – спросила я.

«У них мама постоянно работает, а им хотелось бы быть с ней постоянно», – ответила с печалью Маша.

Конечно, дальше уже была работа с мамой.

Причин такого печального взгляда на мир может быть много: папа слишком строгий, в садик не люблю ходить, сладкого мало дают и прочее.

Важно, что не все дети после таких событий и при таком способе воспитания начинают смотреть на мир печально. Почему? Потому что так часто делают дети, которые:

• не могут найти другого способа, как донести маме о своих переживаниях;

• не могут найти другого способа, как донести маме о своих переживаниях;

• не могут открыто выразить свои эмоции и чувства в силу закрытого темперамента.

И хорошо, что они нашли хотя бы такой способ для выплескивания того, что наболело! Просто нужно вовремя забить тревогу, разобраться в причинах состояния ребенка и помочь ему.

В этом возрасте рисование черным цветом происходит уже осознанно. И вот по каким причинам.

Черный цвет — техника рисования

Петя рисовал черным все, что видел: одноклассников, солнечную погоду за окном, виляющего хвостом пса. Все, что было вокруг него. При этом его картины вовсе не казались печальными.

На самом деле в ситуации Пети — это просто техника такая, что-то вроде гравюры, которую выбрал мальчик. И беспокоиться тут вообще не о чем. Единственная рекомендация родителям Пети – отправить его на курсы по рисованию, чтобы усовершенствовать и развить его способности.

Черный цвет – способ выплеснуть свою боль

Мама Вадика пришла ко мне на консультацию с рисунками сына. «Он везде рисует черным! И везде все либо плачут, либо дерутся, либо еще что-нибудь!» – в отчаянии сказала женщина. Я стала подробно расспрашивать маму про жизнь ее сына и про отношения с ним. Выяснилось, что у сына сложные отношения с одноклассниками. Это и явилось причиной черных рисунков.

Мальчик через рисование черным цветом пытался выразить свою боль и разочарование. Выплеснуть свою горечь.

И теперь одна из задач мамы – обсудить с Вадиком ситуацию с одноклассниками, помочь ему выговорить все это словами и, конечно, вместе найти выход.

Причин выбора черного цвета ребенком может быть много.

Присмотреться внимательнее и бить тревогу стоит, если ребенок рисует черным длительное время.

Применение черного цвета взаимосвязано с возрастом малыша.

Нельзя навязывать ребенку другие цвета и/или не давать черный цвет вообще.

Формы линий психологических рисунков и их значение

Линии — еще один критерий, по которому можно судить о личности:

  • если линии прерывисты, человек сомневается в принятых решениях, прочности своего положения, в жизни индивидуума недостает стабильности;
  • сплошные намекают на сильную личность, уверенную в себе, не сомневающуюся в принятых решениях;
  • тоненькие линии — это желание уйти в тень, сделать так, чтобы оставили в покое, перестали замечать. Так рисуют те, кому за собственные поступки стыдно перед другими;
  • жирные делает тот, кто хочет внимания, позитивной оценки своих действий, тот, кому недостает уверенности в себе.

Если линии прямые, без острых углов и изгибов, то личность плохо адаптируется к новому, мыслит слишком прямолинейно, привыкла следовать негибким схемам.

Острые углы выдает враждебность, активное нежелание мириться с тем, что мало устраивает. Округлость, наоборот, говорит о мягком, покладистом характере, готовым идти на компромиссы.

Значение рисунков в психологии воспринимается как символика подсознания. Через форму изображений, их цвет, размеры наружу выступает то, что человек запрятал глубоко и надежно. Задача специалистов — помочь индивидууму разобраться в истоках проблем, а затем найти пути их решения. Таким специалистом является психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич. Также, вы можете посмотреть полезные видео на различные психологические темы на ютуб-канале.

Важные моменты в анализе рисунка ребенка

Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым.
Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.
Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций. 
Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.
Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы.
Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку!), вряд ли это будет верным предположением

Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник!).
Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать?)

Дети и цвет

Уже замечено, что те дети, которые предпочитают зеленый цвет, отличаются особой работоспособностью. Они стремятся добиться всего посредством собственных усилий. Но их основная слабость – это не достаточно крепкая нервная система. Это выражается в их ранимости и обидчивости. Нередко таких детей легко спровоцировать на агрессивное поведение. Кроме того, они злопамятны.

Не стоит забывать, что зеленый цвет присущ живой природе. Поэтому не стоит удивляться, что такие дети будут с удовольствием общаться с природой и пользоваться ее дарами. Они любят что-то выращивать и просто копаться в земле.

О чем расскажет детский рисунок: секреты психологии

Когда ребенок рисует, то передает нам сообщение, зашифрованное в образах. Изображая самых обычных людей, предметы, пейзажи, он бессознательно отражает и свое отношение к ним, выражает переживания, показывая и скрытые черты характера. Но, конечно, нужно понимать, что интерпретация рисунков не безусловно однозначна.

Не стоит, обнаружив 1–2 один настораживающих признака («О, ужас, он нарисовал солнце черным!»), делать выводы и искать решение «страшных проблем». (Кстати, многие юные художники предпочитают черный, потому что он очень четкий и контрастный).

Для непрофессионального психолога детский рисунок может стать только ориентиром, сигналом понаблюдать за особенностями поведения, присмотреться к определенным склонностям.

Неправильные установки: 7 ошибок родителей

Изучаем шедевр

Фигура заметно выросла на втором рисунке. Значит, ребенок чувствует себя старше при столкновении с трудностями, и это доставляет ему удовольствие.

Хоть он и использует привычную модель поведения — помощь и поддержку со стороны мамы (слегка повернут влево), она уже изжила себя, и он внутренне готов «отделиться» и действовать сам.

Правда, пока он не видит, как это сделать, оглядываясь в прошлое и без опоры на мужской образец. Самое время вместе подумать, как можно действовать в трудных ситуациях («развернуть» ножки вправо, в будущее).

Почему ребенок выбирает черный цвет?

Психологи считают, что выбор нами цвета – это передача на бумагу нашего сознательного и бессознательного. При помощи специальных цветовых тестов можно определить стрессоустойчивость, работоспособность, психическое состояние человека. Но не стоит забывать, что на детей данное правило не распространяется.

Дети видят мир совершенно иным образом, нежели взрослые. Новорожденные, например, совершенно не различают цветов и воспринимают лишь контрастные различия между самыми светлыми оттенками и самыми темными. В период от 6 недель до 2 месяцев, помимо очертания некоторых близкорасположенных предметов, дети начинают различать свой самый первый цвет — красный. Немногим позже к этому цвету прибавляются другие основные оттенки цветовой палитры. Лишь к 3 годам ребенок начинает отчетливо различать такие цвета, как синий, зеленый, желтый, к 4 годам – черный, серый и коричневый.

Но до этого времени ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 дети при рисовании не делают цветовой выбор самостоятельно. Поэтому если в 2 или 3 года ребенок рисует черным цветом, то единственным объяснением может быть лишь то, что малыши выбирают цвет наиболее контрастный относительно поверхности, на которой они рисуют. Самое главное для них – это видимость рисунка. Поэтому сильно переживать за цветовую гамму не стоит. На данном этапе ребенок лишь отражает то, что видит в различных цветах. Для него не имеет большого значения, какого цвета нарисовать небо или траву – зеленого, фиолетового или красного. Самое главное – нарисовать траву. Он еще не преподносит рисование, как отражение его мечтаний, фантазий, внутреннего мира. Он не вносит большого смысла в свои картинки. Видит домик – рисует домик. Таким образом, кроха проявляет интерес к окружающему миру, а черный цвет он может выбрать, например, для закрашивания маленького «тайника».

К тому же в возрасте 3-4 лет у ребенка проходит возрастную стадию отрицания. Он может использовать черный цвет лишь, потому что этот оттенок не нравится маме или папе. Таким образом, он выражает свой некий протест. Этот первый кризисный период психологи обозначают как «Я сам!». С помощью подобных протестов малыш пытается доказать старшим, что он уже взрослый и самостоятельный.

И, конечно же, не стоит забывать, что дети очень зависимы от погоды на улице и в доме, а также от своего внутреннего самочувствия. Случается так, что дети, которые обычно предпочитали светлые тона, вдруг начали использовать темные или «грязные». Порой это может означать ни что иное, как легкое недомогание или начало заболевания.

Цвета

На цвета следует обращать внимание по следующим параметрам: сам цвет и гармоничность цветов в рисунке.  Если вы явно чувствуете не сочетаемость цветов, или повышенную контрастность (не оправданную композицией, и общим стилем), то есть смысл уделить ребенку повышенное внимание – скорее всего ребенок переживает эмоциональную бурю.Желтый: оптимистичный энергичный цвет творчества. Говорит о способности ребенка не только творить, в самом широком смысле этого слова, но и о способности к этому.Зеленый: цвет жизни, роста, настойчивости, даже в некотором смысле упрямства. Одновременно и цвет сердечности – влюбившись, дети рисуют красные сердечки или зеленые росточки-цветочки.Голубой: цвет погружения в себя, фантазий, созидательности

Веет неба и воды – основ основ. Цвет воина, цвет лояльности.  Цвет уверенности и стабильности.Фиолетовый: цвет двойственности, смятения, грязно-фиолетовый – цвет усталости от этой двойственности. Но и цвет Бога (как и белый).Розовый: цвет инфантильности. Покоя. Радужного взгляда на вещи. Хорош до определенного возраста.Черный: сохранение внутренней энергии, готовность к борьбе, агрессия, крайняя степень вовлеченности в собственный внутренний мир.Красный: цвет энергии, жизни, крови. Трактуется в зависимости от контекста. Красный салют это прекрасно, кровь на рисунке – настораживает. Но в любом случае это цвет страсти в том или ином смысле.Серый: цвет упорядоченности, попытки привести мысли в порядок, склонность к сверхлогическому решению любых жизненных задач.Коричневый: цвет печальной уравновешенности (ни в коем случае не идет речь о стволах деревьев, помните про контекст!)  

Одновременно и цвет сердечности – влюбившись, дети рисуют красные сердечки или зеленые росточки-цветочки.Голубой: цвет погружения в себя, фантазий, созидательности. Веет неба и воды – основ основ. Цвет воина, цвет лояльности.  Цвет уверенности и стабильности.Фиолетовый: цвет двойственности, смятения, грязно-фиолетовый – цвет усталости от этой двойственности. Но и цвет Бога (как и белый).Розовый: цвет инфантильности. Покоя. Радужного взгляда на вещи. Хорош до определенного возраста.Черный: сохранение внутренней энергии, готовность к борьбе, агрессия, крайняя степень вовлеченности в собственный внутренний мир.Красный: цвет энергии, жизни, крови. Трактуется в зависимости от контекста. Красный салют это прекрасно, кровь на рисунке – настораживает. Но в любом случае это цвет страсти в том или ином смысле.Серый: цвет упорядоченности, попытки привести мысли в порядок, склонность к сверхлогическому решению любых жизненных задач.Коричневый: цвет печальной уравновешенности (ни в коем случае не идет речь о стволах деревьев, помните про контекст!)  

Движение

Несколько позже, чем вертикаль, для ребенка становится значимой горизонтальная ось рисунка, которая все больше связывается с идеей течения времени. Раннедетские изображения людей всегда обращены лицом к зрителю.

…Итак, в рисунке ребенок познает мир, в рисунке он его осмысляет, если тот к нему не совсем добр, и это тема для отдельного разговора. А может детский рисунок творить мир по-настоящему? Мне кажется, да. От каждого детского рисунка, если повесить его в доме, идет чистый свет и радость.

В подмосковной школе, где я училась, была такая традиция: первоклашки рисовали на Восьмое марта маме не букет, а ее большой портрет. Классов было много, от буквы «А» до буквы «Д», а иногда и до «К», рисовали и те, кто был чуть постарше, и весь холл и первый этаж снизу и до самого потолка превращался в одно непрерывное и пестрое полотно. Войдя в школу, ты попадал в самое радостное место на свете и шел к своему классу под взглядами улыбающихся чьих-то мам, зная, что среди них была и твоя.

Подробнее читайте в книге Марины Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (Питер, 2011).

Первые изображения: «Встань передо мной, как лист перед травой»

Между 2,5 и 3 годами в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его «каляки-маляки» могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Так ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования – возможность линий, пятен, точек обозначать собой нечто другое

Несовершенство графический формы не мешает сути дела – теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно

Первые детские изображения хаотически раскиданы по листу бумаги – ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа

На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать того, кого хочет. Это похоже для него на магический акт: «Встань передо мной, как лист перед травой». Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть

Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть.

Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажами, подвластными ему как своему творцу. А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки, нужные для сущностной характеристики персонажа, – чтобы человек отличался от собаки, собака – от мышки или птички. («Человек ходит стоя, а собака – лежа. У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост».)

Кто тут главный?

Сначала все «головоногие» на рисунках малыша имеют одинаковые черты, и ребенок сперва рисует, а потом придумывает название тому, что нарисовал. Но к четырем годам рисунок становится более осмысленным, и юный художник разделяет на бумаге себя и маму, себя и окружающий мир. Пока в его творчестве звучат мотивы семьи, самого близкого – физически, эмоционально, духовно – пространства.

И если, рисуя семью, ребенок кого-то упустил, это не случайно: значит, с этим членом у него существует скрытый конфликт. Но бывает и так, что ребенок не хочет рисовать самого себя в окружении родственников – он не нашел своего места в семье, ему кажется, что его не любят. Как ни странно, но вместо родственников на рисунке может появиться придуманный персонаж – герой сказки или животное. Это говорит о трудностях во взаимоотношении, о том, что малыш предпочитает жить среди фантазий.

Самый крупный персонаж рисунка – самый значимый для ребенка в семье. А тот, кто расположен выше всех, самый влиятельный. Расстояние между автопортретом ребенка и членом семьи выражает их взаимоотношения: чем ближе на рисунке, тем ближе в жизни. И соприкосновение персонажей рисунка говорит об их тесной психологической связи в реальности. Поэтому чаще всего юный художник в своих творениях держит маму и папу за руки.

Обратите внимание на персонажа, который обведен, заштрихован или нарисован с сильным нажимом – этот человек внушает ребенку тревогу. А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника

А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника

А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника.

Цвет рисунка в психологии ребенка

Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.

В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.

Читать ›

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи

Когда в рисунках явно преобладают 1-2 цвета, то стоит заострить на этом внимание.

Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.

Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.

  • темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

  • зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

  • красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;

  • желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;

  • фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);

  • коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;

  • черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;

  • если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: