Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Здравствуй! Сегодня мы начнем наше занятие с загадки. Послушай и отгадай.
Смешные бусинками глазки,
Как будто к нам пришел из сказки.
Панически боится кошек,
Большой любитель хлебных крошек.
Ребенок: Это мышонок.
Логопед: Верно, это Мышонок Пыша. Он пришел к тебе в гости, что бы посмотреть как ты научился произносить звук .
Логопед: Для начала мы сделаем с тобой зарядку для язычка.
Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику: «Улыбка», «Хоботок», «Улыбка-Хоботок», «Лопатка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибочек».
II. Основная часть
1. Упражнение «Повтори чистоговорки. Найди подходящую картинку к каждой их них»
Логопед: Давай мы с тобой вместе с мышонком повторим чистоговорки и поможем найти подходящую картинку к каждой из них.
Ша – ша – ша – наша слива хороша.
Ша – ша – ша – в реке поймали мы ерша.
Шу – шу – шу – на листочке я пишу.
Аш – аш – аш – мы построили шалаш.
Ши – ши – ши – что – то шепчут камыши.
Ишь – ишь – ишь – за стеной шуршала мышь.
2. Физминутка
Логопед: Мышонок Пыша немножко устал. Может отдохнем?
Скок-скок, скок-поскок,
Сел мышонок на конек,
На разминку всех зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапку ставим на носок,
А потом на пятку,
На носочках скок-поскок,
А потом вприсядку.
Пляшут мышки-шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише мышки
Не мешайте спать братишке.
3. Повторение ранее выученного стишка.
Логопед: Хочешь порадовать мышонка? Давай ему прочитаем стишок про его друзей.
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и веселых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
Шмыг – и в школе ни души.
Т. Крюкова
4. Задание «Учимся словоизменению»
Логопед: Мышонок очень расстроен. Ему задали в школе задание, а он не может с ним справиться. Давай поможем ему? Нам нужно посчитать по образцу.
Образец. Один мышонок, два мышонка, много мышат.
Одна кошка, две … много …
Одна катушка, две … много …
Одна машина, две … много …
Одна старушка, две … много …
5. Развитие мелкой моторики
Логопед: Смотри, друзья нашего мышонка испугались кота и спрятали в сыр. Поможем ему их найти?
Ребенок с помощью пособия «Мышки в сыре» достает мышек, а потом прячет их обратно.
Задание «Выучи скороговорку, используя картинки – подсказки»
Логопед: Я предлагаю нам вместе с мышонком выучить скороговорку по картинкам – подсказкам.
III. Подведение итогов занятия.
Логопед: Мышонок благодарит тебя за помощь и интересное времяпровождение. Он будет рад снова придти к тебе в гости.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети заходят в кабинет логопеда
Ребята сегодня к нам придут гости.
2. Развитие фонематического слуха.
Упражнение «Постучи, как я».
— Гости уже стучат! давайте и вы повторите.
Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.
Логопед достаёт игрушки (Мишку и Машу).
К нам пришли Маша и Миша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша? (звук (Ш)
Миша и Маша узнали что вы учитесь говорить правильно звук Ш и решили прийти в гости, чтобы вместе поиграть со звуком (Ш).
3. Артикуляционная гимнастика.
— Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить.
«Лопатка»
«Трубочка» «Качели» «Лошадка» «Грибок» «Чашка»
4. Произношение изолированного звука (Ш).
— Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш – ш – ш).
Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).
5. Анализ артикуляции звука (Ш).
— Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
7. Автоматизация звука (Ш) в слогах.
— В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (листопад)
— Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается
ша – шо — ша – ша (шо)
аш – уш – уш – уш (аш)
— Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки
ша-ша – ша-ша-ша
шку-шку – шку-шку-шку
иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош
— А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот».- мнемотаблица таже: уш, ушу, шо, ошо
13. Физ. минутка.
Упражнение на внимание «Тик-так, Маша, проснись». — Посмотрите, Маша утомилась и уснула
Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», вы должны её разбудить, взяв Машу в руки. Проверим, кто самый внимательный и быстрый из вас
— Посмотрите, Маша утомилась и уснула. Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», вы должны её разбудить, взяв Машу в руки. Проверим, кто самый внимательный и быстрый из вас.
Тик – так, Маша … спит один час,
Тик – так, Маша … спит два часа,
Тик-так, Маша … спит три часа,
Тик – так, Маша … проснись.
9. Автоматизация звука (Ш) в словах.
На предметную картинку со звуком (Ш) наложена елочка. Дети по кусочку изображения называют предмет, нарисованный на картинке, и убирают елочку. Упражнение «Угадай, что за предмет». — Мишка спрятал в лесу разные предметы. Угадайте, что за елочками?
10. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.
— Подумайте, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?
Дети выбирают и выкладывают картинки со словами:
— У Маши в шкафу … (шампунь, шапка, катушка, шуба, матрёшка, гуашь).
— У Мишки в шкафу … (клюшка, карандаш, шорты, рубашка, шило, шахматы).
11. Закрепление навыка звукового анализа слов.
Определение места звука (Ш) в словах. Упражнение «Разложи по полочкам».
— Давайте поможем Мишке навести порядок. Разложим вещи в шкафу по полочкам. На верхнюю полочку положим предметы со звуком (Ш) в начале слова. На среднюю полочку предметы со звуком (Ш) в середине слова, а на нижнюю полочку – в конце слова.
Дети определяют место звука (Ш) в слове и раскладывают картинки по полочкам. Затем называют все предметы на каждой полочке, проверяя правильность выполнения задания.
12. Автоматизация звука (Ш) в словах.
Согласование числительных с существительными. Упражнение «Посчитай-ка».
— Маша собрала для Мишки лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек?
Дети достают из лукошка шишки (орешки)и считают:
— Одна шишка, две шишки …
14. Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках.
ребята я предлагаю собрать про Машу и Мишу чистоговорки.
Наша Маша под душем моет шею и уши.
У Мишки шишки, шишки у Мишки.
— А теперь попробуем рассказать чистоговорки от лица Маши и Мишки. Как бы они произнесли их?
Дети проговаривают чистоговорки, изменяя голос (за Машу – высоким голосом, за Мишку – низким голосом).
16. Итог занятия.
— Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?
— В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?
— Что было трудным для вас?