Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поговорим про насекомых. Немного поиграем и поучимся правильно выговаривать звуки
Упражнение «Кузнечик играет на бубне»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это пришёл к нам на занятие.
Из-за ширмы появляется кузнечик.Зачитывается рифмовка:
Наш кузнечик маленький,
Зелененький, удаленький,
Лапками стрекочет,
Бить он в бубен хочет.
Педагог предлагает детям поиграть: «Давайте поиграем с кузнечиком. Слушайте внимательно, как он стучит в бубен, и повторяйте. Хлопайте в ладоши. Воспитатель отстукивает на бубне ритмы — дети повторяют.
II.Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Трубочка»
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
III. Основная часть занятия.
Игра «Громко — шепотом», «Быстро — медленно» Взрослый говорит, что к нам прилетела оса.Сначала можно произнести фразу вместе:
«Са-са-са — прилетела к нам оса».
Затем эта рифмовка повторяетсяс разной силой звука: громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).
— Су-су-су — мы прогнали осу. (Текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са —. (там летит оса, «Су-су-су —. (как прогнать осу?», «я боюсь осу»).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз воспользуемся чистоговорками
Воспитатель: А теперь, ребята, повторите за мной чистоговорки.
За-за-за- на поляне стрекоза.
Сы-сы-сы— у бабочки усы.
Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.
Жу-жу-жу-я жука в руках держу.
Упражнение «Доскажи словечко».
Воспитатель показывает предметные картинки и обращает внимание детей на то, что муравей и жучок — насекомые. У насекомых есть туловище (грудь и брюшко, голова, ноги, крылья, усики, глаза
Они умеют ползать, жужжать, кружиться. Питаются листочками, корешками. Они уничтожают вредных насекомых.Воспитатель обобщает: «Бабочка, муха, паук, комар — это насекомые».
IV.Физ. минутка
«Бабочка»
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
— Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать не сосчитать!
Задень, за два и за месяц.
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла!
Игра «Летает –не летает»
Игра на формирование грамматического строя речи у детей младшегодошкольного возраста.
Детям предлагается закончить предложение.
-Птичка… (летает).
-Рыбка… (не летает).
-Самолёт (летает).
-Машина… (не летает).
-Вертолёт (летает).
-Поезд… (не летает).
-Муха (летает).
-Бабочка (летает).
VI. Подведение итогов.
— О ком мы сегодня говорили на занятии?
— Вспомните как мы изображали осу, какие мы звуки говорили (Са-са-су-су).
Ход занятия.
Воспитатель: ребята, посмотрите, какой красивый цветок я вам принесла…А что это за звуки? Звукозапись «Жужжание пчёл».
Дети: кто-то жужжит.
Воспитатель: кто это?
Дети: пчёлы.
Воспитатель: посмотрите, какая пчёлка прилетела на наш цветок. Что её привлекло? Где живут пчёлы? Чем занимаются?
Дети: пчёлы живут в улье, собирают нектар из которого получается мёд.
Давайте расскажем пчёлке небольшое стихотворение.
Пчёлы гудят,
В поле летят.
С поля идут-
Медок несут.
Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Воспитатель: я вижу кто-то ещё торопится к нашему цветку. Кто это (показ фигурки муравья) ?
Дети: муравей.
Воспитатель: где живут муравьи? Чем занимаются?
Ответы детей.
Воспитатель: муравьи всёвремя трудятся: одни ищут корм, другие тащат веточки, соломинки, чтобы построить дом муравейник.
Воспитатель: отгадайте мою загадку.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Дети: бабочка.
Воспитатель: бабочки тоже очень любят цветы, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: у бабочек очень красивые и хрупкие крылья, их нельзя трогать.
Ребята, давайте на минутку превратимся в красивых бабочек.
Динамическая пауза «Бабочка».
Летела, бабочка, летела, дети медленно машут руками, как крыльями
Устала, на ладошку села, приседают, опустив руки вниз
Немного посидела, отдохнула,
Оправилась и мигом упорхнула. Встают, машут руками, как крыльями, идут на
места.
Воспитатель: во время прогулки мы видели в траве божьих коровок, одна из них приползла на наш цветок. Какая то она грустная, что с ней не так, ребята?
Дети: у неё нет пятнышек.
Воспитатель: давайте поможем ей, ребята, наклеим недостающие пятнышки. (Каждый ребёнок наклеивает кружок на спинку божьей коровки).
Воспитатель: теперь всё в порядке.
Пальчиковая гимнастика. «Божья коровка».
По цветку ползёт букашка, (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец- это
«усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка. (накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью)
Маленькая крошка, (правой рукой погладить «божью коровку»)
На спине горошки. (указательным пальцем правой руки «ставить точки на спинке
божьей коровки»
Воспитатель: божья коровка куда то собралась, что скажем ей на прощанье?
Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Божья коровка,
Чёрная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного и белого
Только не горелого.
Воспитатель: ребята, давайте назовём всех, кто оказался на нашем цветке.
Дети: пчела, бабочка, муравей, божья коровка.
Воспитатель: каким обобщающим словом их можно назвать?
Дети: насекомые.
Воспитатель: каких ещё насекомых вы знаете?
Дети называют.
Разработала Тимофеева Е. В.
Ход занятия:
В:Ребята отгадайте загадку: Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник расцветет.
Д: Весна.
В: Посмотрите в окно! Весной просыпается вся природа (деревья, кустарники, трава, цветы. Ребята, что за цветок расцвел на полянке?
Д: Это одуванчик!
В: А расскажите, как выглядит этот цветок?
Д: Цветок желтого цвета, у него есть длинный стебелек и листья зеленого цвета.
В: А на что похож этот цветок?
Д: На солнышко.
В: Правильно, на солнышко, и он все время поворачивает свою головку за солнышком, всегда смотрит на солнышко, и если солнышко спряталось, то одуванчик закрывает свои лепестки, которые похожи на лучики солнышка.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное.
В: Пригрело солнышко, зазеленела травка, на деревьях набухли почки, зажелтели одуванчики. Но от солнышка просыпаются не только травка, деревья, цветы, медведь и ежик. Весной просыпаются все букашки.
В: Посмотрите, какие картинки я вам принесла!
Д: (дети рассматривают картинку с изображением бабочки)
В: Ребята, что вы можете сказать о бабочке?
Д: (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что у бабочки есть крылья, усики, глазки, лапки и т. д.)
В: У бабочки на крыльях есть красивая, нежная пыльца. Если взять бабочку руками, пыльца сотрется и бабочка не полетит.
Бабочка-красавица,
В ярком, цветном платьеце,
Покружилась, полетела,
Села на цветок, устала…
-Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
В: Ребята, какие у бабочки крылья?
Д: У бабочке крылья мягкие, красивые.
В: Когда бабочка летает, мы ее не слышим. А кто же еще нарисован тут на картинке?
Я веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу.
Почему зовут Жу-жу?
Потому что я жужжу.
В: Что есть у жука, ребята?
Д: (дети обсуждают и приходят к выводу что у жука есть лапки, глазки, головка, крылышки, которые жук выпускает).
В: Ребята, как может передвигаться жук?
Д: Жуки ползают и летают с помощью крыльев.
В: А когда жуки летают — они жужжат.
В: Давайте попробуем пожжужать.
Д: (выполняют задание)
В: Теперь я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Бабочки и жуки».
(одеваю детям шапочки жуков и бабочек.По сигналу: «На полянку прилетели жуки!» — выбегают дети в шапочках жуков и начинают махать крыльями и жужжать.На сигнал: «На полянку прилетели бабочки!» — выбегают дети в шапочках бабочек и летают неслышно.
В: Ребята, а теперь отгадайте загадки про насекомых,которые нарисованы на других картинках:
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней
А на ней кружочки –
Черненькие точки.
Д: (божья коровка)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее…
Д: (стрекоза)
Сок цветов душистых пьет.
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее…
Д: (пчела)
В: Вот и познакомились мы с вами с некоторыми представителями насекомых.
Ход занятия.
Организационный момент.
Все захлопали в ладоши,
Дружно, веселее,
Застучали наши ножки
Дружно и быстрее.
По коленочкам ударим,
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
— Ребята, мы с вами сегодня отправимся в путешествие. Закрываем глазки.
— Где же мы с вами оказались?
Ответы детей.
— Правильно это лесная полянка с цветами.
-А что такое лежит на полянке.
Дети отвечают: конверт с письмом.
— Кто-то нам оставил конверт с письмом, давайте прочитаем?
«Помогите, помогите! Нас заколдовала злая фея. И мы теперь в опасности. Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.
Насекомые.»
— Ребята, спасем насекомых из беды?
Дети: да
1. У нас 4 крыла
Тонкое тело, словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют её… (Стрекоза)
— Правильно, стрекоза. Ой, а что это происходит? Кто-то летит. Это стрекоза. Мы её расколдовали.
2. Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
На спине кружочки,
Черненькие точки. (Божья коровка)
Снова кто-то к нам летит. Кто же это?
Ответы детей.
3. Погляди на молодцов,
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший!
Без работы хоть убей,
Жить не может… (Муравей)
— А теперь к нам кто-то ползет. Кто же это?
Ответы детей.
4. Меленький скрипач,
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
А теперь к нам кто-то прыгает.
5. Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок,
Пьет хоботком, душистый сок. (Бабочка).
-Правильно, бабочка. И снова кто-то к нам летит. Это бабочка. Смотрите как наша полянка сразу ожила.
Включаю звуки насекомых.
— Ребята, а кто прилетел на полянку первым?
Вторым?
Третьим?
Четвертым?
Пятым?
-Да, вы очень внимательные, а сейчас давайте поиграем в стрекоз.
Выходим на коврик.
Физкультминутка «Я большая стрекоза».
Я большая стрекоза, Руками показывают «очки»
Очень круглые глаза.
Я верчусь как вертолет, Повороты корпусом влево-вправо
Вправо-влево, взад-вперед.
Я летела и летала, «Летают» по коврику
Устали не знала.
На ромашке посидела, Приседают.
И опять я полетела. Опять полетели и повтор.
После повтора, полетели на свои места.
— Ребята, а насекомые тоже хотят с нами поиграть. Поиграем?
— Закрывайте глазки. Теперь открывайте. Что изменилось?
Ответы детей. (Одна стрекоза улетела).
— Сколько насекомых осталось на полянке?
Далее снова закрывают глазки, улетает бабочка, считают сколько осталось, вспоминают сколько улетело. Снова закрывают глаза. Все насекомые возвращаются.
— Сколько у нас всего насекомых?
Ответы детей.
Задание со счетными палочками.
Раздаю каждому ребенку зеленый лист А5 и набор счетных палочек.
— А теперь у каждого из нас есть своя зеленая полянка. И есть счетные палочки, они у нас сегодня будут насекомыми. Кто у нас прилетел первым?
Ответы детей.
— Правильно стрекоза. Берем из коробочки одну палочку, это будет стрекоза, и кладем её на полянку.
Пальчиковая игра «Одна луна на небесах»
Одна луна на небесах, две стрелки ходят на часах, три огонька у светофора, четыре лапы у Трезора, пять пальцев на одной руке, пять братцев – пальцев в кулачке. (Показываем пальчиками соответствующее количество, в конце сжимаем кулачок.)
Продолжаем работу со счетными палочками.
-Кто прилетел вторым? Достаем еще одну палочку, кладем на полянку. Третьим, четвертым и пятым? Посчитайте, сколько всего насекомых на ваших полянках?
Теперь убираем палочки в коробочки. Коробочки и свои «зеленые полянки» складываем на поднос.
Подведение итогов.
Ход НОД
Организационный момент.
Дети встают в круг.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в одну интересную страну, где живут маленькие существа (слышится звук жужжания пчелы).
-Ой, кто это к нам прилетел?
-Пчелка грустная, потому что потеряла своих друзей и просит нас помочь их найти.
-Поможем пчелке?
-А мы с вами как раз собирались отправиться в эту страну, а чтобы туда попасть, мы присядем и закроем глазки, а я посчитаю до пяти.
-Раз, два, три, распускаются цветы, раз, два, три, четыре, солнце светится в этом мире, раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.
-Вот мы и оказались в стране нашего Пчелёнка.
-Посмотрите какие красивые цветы.
-Чтобы найти друзей Пчелёнка, мы должны отгадать загадки.
-Ребята, по-моему здесь дождик прошел и он нам оставил подсказки под своими капельками.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел (Бабочка)
-Бабочки бывают разного цвета, размера, с разной формой крыльев, у бабочки длинный хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий нектар.
Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поет,
А по листику ползет. (Божья коровка)
-А вы знаете, что эта малышка умеет хорошо защищаться с помощью своего яркого цвета.
С травинки — на травинку
Прыгает пружинкой.
(Кузнечик)
-У кузнечика длинные задние лапки и он может далеко прыгать, а еще он громко стрекочет.
-А давайте мы сейчас встанем и далеко прыгнем, как кузнечик.
Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая (пчела).
-Пчела собирает сладкий нектар с цветков, чтобы у нас был вкусный и полезный мед, а еще она так ярко окрашена,как будто говорит: не тронь меня, а то ужалю.
-Давайте мы сейчас пожужжим, как пчела.
Крылышек две пары.
Круглые глаза
Как большие фары!
Это… (Стрекоза)
Крылья у стрекозы похожи на лопасти вертолета.
Физ.минутка:
Вот летит стрекоза,
Как горошины глаза.
Влево — вправо, назад — вперед.
Ну, совсем как вертолет.
-Вот Пчеленок и нашли мы твоих друзей.
-Давайте повторим, как их зовут.
-Ребята, как одним словом можно назвать их?
-А что вы интересного узнали об этих насекомых?
-А в каких сказках можно встретить насекомых?
-Давайте рассмотрим насекомого и определим,чем они похожи: у них 6 ног, есть крылья, хоботок, усики.
-Пчеленок так рад, что мы нашли его друзей и предлагает нам поиграть.
-Смотрите, у меня есть красивые бабочки и цветы, какого они цвета?
-Каждая бабочка будет садиться на цветок такого же цвета, как и она сама.
-Например: красная бабочка полетит к красному цветку и сядет на него.
-Раз, два, три, полетели на цветы.
-Молодцы, справились с заданием Пчеленка.
-А теперь нам пора возвращаться в группу.
-Ой, Пчелёнок хочет поблагодарить нас этими конфетами.
-Давайте скажем ему спасибо.
-А теперь скажем “До свидания” Пчеленку, сядем на корточки и закроем глазки.
-Раз, два, три, четыре, пять вот и в группе мы опять.
— Раз, два, три, четыре, пять будем глазки открывать.
-Релаксация:
-Сегодня вечером, обязательно расскажите маме и папе в какой удивительной стране мы сегодня побывали и с какими насекомыми мы встретились.
-Давайте назовем их.
-Мы много интересного узнали про насекомых, они разные, но во многом похожи. Они приносят нам пользу и украшают нашу природу. И мы должны беречь их.
Используемая литература:
— О. А. Соломенникова “Ознакомление с природой в детском саду”
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, какое время года сейчас?
Дети. Весна.
Воспитатель. В это время появляются насекомые, и сегодня мы пойдем в гости к этим маленьким жителям полянки. Согласны? Как нужно вести себя в гостях?
Дети отвечают.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки
Кто так ловко шагал,
Не споткнулся, не упал?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Подходят к полянке-столу, накрытому зеленой скатертью.
Воспитатель. Ну, вот мы и пришли на полянку! Ребята, да здесь никого нет. Где же они? Я знаю, злая Стужа заколдовала насекомых. Нужно их спасать! Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится Стужа?
Дети. Солнца, тепла, весны.
Воспитатель. Встанем в круг и прогоним злую Стужу «Веснянкой».
Воспитатель и дети произносят текст, дети выполняют движения.
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Дети идут по кругу.)
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, (Машут руками.)
А сугробы тают, тают, (Приседают.)
А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)
Воспитатель. Стужу мы прогнали, а сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки, назвать их.
Называют показываемое насекомое.
Воспитатель. Вот сколько маленьких жителей мы расколдовали! Как можно назвать их одним словом?
Дети. Насекомые.
Воспитатель. Ребята, нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо — это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки.) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.
Гимнастика для глаз
Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.
Воспитатель. Следите глазами за бабочкой.
Бабочка летает повсюду: Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, Вверх, вниз. и назад спешит.
Воспитатель. А теперь давайте еще раз назовем этапы развития бабочки, используя схему.
Что сначала откладывает бабочка?
Дети. Яйца.
Воспитатель. Кто появляется из яйца?
Дети. Гусеница.
Воспитатель. В кого она превращается?
Дети. В куколку.
Воспитатель. Кто выходит из куколки?
Дети. Бабочка.
Воспитатель. Ребята, есть ли у насекомых враги?
Дети. Есть.
Воспитатель. Кто?
Дети. Птицы, люди.
Воспитатель
Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых.) Почему кузнечик зеленый? Почему майский жук коричневый?. Дети
Кузнечик живет в траве, майский жук на ветках деревьев
Дети. Кузнечик живет в траве, майский жук на ветках деревьев.
Воспитатель. Зачем им нужна такая окраска?
Дети. Защищаться от врагов, прятаться.
Воспитатель. Возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, где бы его не увидела птица.
Дети прячут насекомых в кору деревьев или в траву, на ветки.
Воспитатель. Почему ты выбрал это место? Дети отвечают.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно,ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная,чтобы все видели: есть ее опасно!
Воспитатель. Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?
Дети. Они живые.
Воспитатель. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Как?
Дети. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат.
Воспитатель. А теперь давайте поиграем в маленьких жителей полянки. Поиграем в кузнечика, как он прыгает, а теперь в пчелок, бабочек.
Дети изображают повадки насекомых.
Ну вот, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с насекомыми.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель. Где мы с вами были? Кого видели? Из кого появляется бабочка? Куда прячется божья коровка? Чем мы еще занимались?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, насекомым было приятно с вами познакомиться, как-нибудь мы еще сходим к ним в гости.
Ход занятия:
Воспитатель: — Ребята сегодня у нас занятие ознакомление с миром природы. Мы отправимся на природу, и снами пойдет в путешествие Пушистик. Который приготовил нам множество заданий и сюрприз. Давайте пройдем и займем места возле цветочков.
Воспитатель: — Поздоровайтесь и с нашими гостями. (Дети приветствуют гостей). Ребята, послушайте стихотворение и скажите о каком времени года это стихотворение.
Воспитатель:- Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна
Зовут меня (Весна)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое наступило время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, к нам пришла весна красна. Что происходит весной в природе?
Дети: Растаял снег, птицы прилетают, солнце греет сильнее, распускаются цветы (показ в движениях)
Воспитатель: Как вы думаете куда мы с вами пришли? (на полянку)
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, знаете ли вы правила поведения на природе. Для этого мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам, что я буду делать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», а если плохо – «нет».
«Если я приду в лесок».
Если я приду в лесок – и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю (да)
Если мусор уберу, банку закопаю (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю!.
Воспитатель — Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А вот кого еще не хватает на полянке мы узнаем когда пройдем за столы. Поставьте перед собой тарелочку. На ней лежат разрезные картинки. Из них нужно собрать одну.
Воспитатель:- Можете преступить к заданию. У кого не получится, я помогу.
Кто у вас получился? А как можно назвать всех этих живых существ одним словом? (насекомые)
Воспитатель: Какие вы молодцы. Всех отгадали. Ребята, все это – насекомые.
Воспитатель:- Мы с Пушистиком видим что ваши пальчики устали.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику. Дети сидят на стульчиках.
Пальчиковая гимнастика:
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелек (на каждое название насекомого дети загибают
один палец)
И веселый мотылек
Два жука и стрекоза
Как фонарики глаза (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали (машут ладошками).
От усталости упали (роняют ладошки на стол).
Воспитатель:- Давайте посмотрим на картинку. У них у всех есть крылья – значит, они умеют летать. У них по шесть ножек. У них всех есть усики. Это усики помогают им искать пищу. Насекомых надо беречь, потому что они приносят пользу людям.
Воспитатель: — Хотите увидеть насекомых?
(дети — да)
Воспитатель:- А где же Пушистик? Какой то сюрприз он нам приготовил.
Воспитатель:- Смотрите внимательно. Потом будет сложное задание.
Показ фильма про насекомых.
Воспитатель:- Я вижу вы устали давайте встанем и проведем физминутку.
Физминутка:(слайд)
Воспитатель: — А вот и Пушистик вернулся. Он приготовил вам задание.
Загадки. Вы будете показывать ответ на карточке. А я потом на доске буду выставлять правильный ответ.
Он прыгучий и живой,
Летом скачет над травой.
Зелен, словно огуречик,
Это маленький (Кузнечик)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?. (Муравей)
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая (Пчела)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке (божья коровка)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок,
Пьет хоботком душистый сок. (бабочка)
Дети:- Насекомых.
Рефлексия:
Воспитатель: — Ребята где мы сегодня побывали? Кого нам не хватало на полянке? А как мы можем назвать одним словом бабочку, божью коровку, кузнечика (насекомые).
Воспитатель: — Ребята, расскажите мне, как мы должны относиться, к насекомым, животным, птицам, растениям?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя на природе.
Теперь я за вас спокойна, вы – добрые соседи насекомых.
А я очень рада за вас — вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы!
Ход занятия:
Говорю детям: «Ребята, скажите какое время года наступило?» (весна). Правильно, к нам пришла весна. Что происходит весной в природе? (ярко светит солнце, тает снег и т. д) А ещё весной появляются насекомые.Читаю детям стихотворение:
Насекомые весной
Вьются и порхают –
На полянке на лесной –
Всё благоухает!
Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью)
Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю
С зелени, с листочков.
Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.
Предлагаю детям отправиться на полянку, и посмотреть какие насекомые живут на цветочной полянке.
Включаю детям презентацию «Насекомые»:
1 слайд:
Божья коровка,
Сидит на листочке.
У неё на спинке,
чёрненькие точки.
Божья коровка – это симпатичный маленький жук. Она очень хорошо летает. Какого она цвета? (красная с чёрными точечками)
2 слайд:
Долго дом из хворостинок
Собирают для семьи
Не жалея ног и спинок,
Непоседы – муравьи.
Муравей великий строитель. Он строит высокие муравейники. Муравьи живут большой и дружной семьёй.
3 слайд:
Бабочка – красавица.
В ярком платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
У бабочки две пары крыльев, короткие усики и есть хоботок, которым она собирает нектар.
4 слайд:
Глянь, кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва –
Он зелёный как трава.
Заметить поющего кузнечика в зарослях травы очень нелегко. Он такой же зелёный как листья и стебли растения.
5 слайд:
Муха, муха — надоеда.
Прилетела к нам к обеду
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит.
У мухи большие глаза, она очень хорошо видит. Муха очень подвижная, она хорошо летает, ползает.
6 слайд:
Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает,
Я не муха, не паук
Я жужу! Я майский жук!
Майские жуки – крупные насекомые с большими широкими усиками.
7 слайд:
Пчёлка золотая
Над цветком порхает,
Сок душистый пьёт –
Собирает мёд.
Пчела самое полезное насекомое для человека. Пчёлы дают людям мёд. Дикие пчёлы строят свои домики в дупле дерева, а люди строят для пчёл специальные домики, которые называются ульями.
После просмотра презентации провожу физминутку «Весёлые насекомые»:
Жу-жу-жу, — жужжит пчела.
— Я лечу издалека.
(Помахивают руками в стороны.)
Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Очень жарко, — он звенит.
(Выбрасывают указательные пальцы вперед.)
Уф-уф-уф – как паровоз,
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
(Притопывают ногами.)
Жук гудит: гу-жу, г у-жу,
Я любого разбужу.
(Хлопают в ладоши.)
Ребята, давайте посмотрим, что есть у насекомых (крылья, ножки, голова, туловище, глаза, усики). Посчитайте сколько глаз? (два). Сколько усиков? (два). А сколько ножек? (шесть). Правильно у всех насекомых шесть ножек. А ещё у них есть крылышки и они умеют летать. Насекомые опыляют цветы. От этого цветы лучше растут и их становится всё больше. Благодаря цветам так красиво на лугу, в поле и в лесу. Чтобы наша земля была красивая, надо беречь насекомых.
Ребята, а каких полезных насекомых вы знаете? Какую пользу приносят? (божья коровка, муравей – уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям); пчела даёт мёд, бабочка опыляет растения.
Ребята, как надо себя вести, чтобы не навредить насекомым? (нельзя давить цветы и насекомых, нельзя ловить бабочек, нельзя рвать цветы, на насекомых можно только смотреть, цветы можно нюхать не срывая их)
Читаю детям стихотворение:
Бабочка цветная
Над тобой порхает…
Стрекоза резвится,
Пляшет, веселится…
Лету все так рады!
Их ловить не надо…
Пусть себе летают,
Землю украшают…
Итак, ребята, с какими насекомыми мы сегодня встретились на полянке? (божья коровка, кузнечик, бабочка и т. д.) Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят? (божья коровка, муравей, — уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка — опыляет растения.) Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?
(комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)
Воспитатель — Молодцы! Все верно рассказали.