10 настольных игр, которые научат вашего ребенка финансовой грамотности

Для взрослых

Видеоуроки по финансовой грамотности – отличная альтернатива для тех, у кого нет возможности проходить онлайн-курсы и выполнять домашние задания, нет времени читать книги. Как правило, авторы таких видео прекрасно понимают, что смотреть двухчасовые фильмы про финансы и инвестиции никто не будет. Они стараются сделать их не более 10–20 минут, иногда в формате мультиков и анимации.

После прочтения Вы поймете, как перестать работать за копейки на нелюбимой работе и начать ЖИТЬ по-настоящему свободно и с удовольствием!

Скачать книгу

Видеолекции по финансовой грамотности – Высшая школа экономики

Видеолекции разработаны в рамках глобального проекта повышения финансовой грамотности российского населения, одним из руководителей которого является профессор Н. Берзон – заслуженный экономист РФ. Всего в цикле 175 уроков продолжительностью от 3 до 30 минут. Они относятся к разным курсам:

  1. Управление личными финансами.
  2. Фондовый рынок.
  3. Банковские услуги и отношение людей с банками.
  4. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество.
  5. Взаимоотношение человека и государства.
  6. Создание нового бизнеса.
  7. Страхование.
  8. Налоги.
  9. Планирование и учет личных финансов.
  10. Деньги и их функции.

Урок финансовой грамотности – Р. Кийосаки

Урок продолжительностью 1 час проводит знаменитый на весь мир и очень популярный в последние годы в России Роберт Кийосаки. Его книги “Богатый папа, бедный папа”, “Квадрант денежного потока” и другие стали для многих сегодняшних успешных инвесторов настольными учебными пособиями, с которых они начали свой путь к богатству.

Роберт убежден, что тому, о чем он говорит на своих лекциях, обязаны учить в школе. Много внимания уделяет мышлению богатого человека. Полностью согласна с его фразой: “Если вы хотите когда-нибудь выйти на отдых, вы обязаны стать инвестором”.

Стратегии финансовой успешности – Бодо Шефер

Это лекция от еще одного гуру финансового ликбеза Бодо Шефера. Обязательно прочитайте его книгу “Мани, или Азбука денег” и дайте ее своему ребенку. Мечта Б. Шефера – как можно большему количеству людей из бедных превратиться в богатых. В лекции он дает советы финансовой успешности:

  1. Учитесь тому, как зарабатывать больше.
  2. Настоящие деньги сегодня – это твои знания.
  3. Учитесь получать максимум от своего дохода и терять все меньше.

Финансовая грамотность – Путь Победителя

Это плейлист из 10 видео от проекта “Путь Победителя”. Много внимания уделено Р. Кийосаки. В 4 роликах он рассказывает притчу о водопроводе, о сетевом маркетинге, об избавлении от долгов и о трех копилках.

Видео “Уроки финансовой грамотности” выполнено в формате мультфильма. В нем автор рассказывает, как размножаются деньги. Помогает усвоить очень хорошее правило: “Либо деньги работают на нас, либо мы на них. Третьего не дано”. В других роликах речь идет о финансовых кризисах, пирамидах и инвестициях в акции.

Финансовая грамотность – Павел Багрянцев

Здесь автор на личном опыте рассказывает о создании капитала и пассивного дохода. Всего в подборку входит 39 видео. Среди них темы “Куда инвестировать деньги?”, “Стоит ли брать кредит?”, “Ошибки личных финансов” и др.

Личные финансы. Финансовая грамотность – Rich Invest Group

Это плейлист из 62 видео от инвестиционного фонда Rich Invest Group. Авторы рассказывают о том, как заработать, сохранить и приумножить свои денежные средства

Важно, что подборка постоянно обновляется, а под видео руководитель фонда отвечает на вопросы пользователей. Это интересный контент от инвесторов-практиков, не без рекламы собственной управляющей компании, конечно

Школа практического инвестирования Федора Сидорова

На канале Федора Сидорова я советую 2 плейлиста: “Личные финансы и цели” (9 видео) и “Инвестирование в акции, облигации и ETF-фонды” (14 видео).

Автор – хороший лектор. Объясняет сложные вещи простыми словами, четко по делу, без воды. Очень советую посмотреть эту подборку начинающим инвесторам. Я сама начинала свой путь в инвестициях с 2-недельного бесплатного курса Ф. Сидорова, поэтому смело его рекомендую.

Финансовая Грамотность | Как Работают Деньги – High Benefits

Эта небольшая подборка от канала High Benefits состоит из 6 видео продолжительностью всего 3–5 минут. Анимация помогает легко воспринимать материал. В роликах дают основы управления финансами. Отлично подойдет для школьников – посмотреть можно за 1 раз всю подборку.

Ожидаемые результаты

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

Ход занятия:

В: Сегодня мы будем снимать телепередачу, и на съемку я пригласила нашего друга Совенка.

На экране появляется Совенок.

С.: Здравствуйте, ребята! Я так рад нашей встрече! Спасибо, что пригласили меня к себе, с вами всегда так интересно!

В.: Сегодня тема нашей телепередачи – Все профессии нужны, все профессии важны. Участники телепередачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились! Начали!

Доброе утро, уважаемые телезрители!

Сегодня мы поговорим о разных профессиях.

Вопросы детям:

Что такое профессия? (это труд, которому человек посвящает свою жизнь)

Какие профессии вы знаете? (воспитатель, продавец, врач, строитель и т. д.)

Каждое утро члены вашей семьи уходят на работу. Где работают ваши родители? (ответы детей)

В.: Уважаемые телезрители, в этом чудесном мешочке спрятаны предметы, нужные для разных профессий. Ребята сейчас познакомят вас с ними.

Игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель предлагает детям, не глядя в мешочек, достать любой предмет. Ребенок, взяв предмет из мешочка, называет его и определяет, для какой профессии он нужен.

В.: Спасибо всем!

Пора всем немного отдохнуть!

Физкультминутка.

Игра «Мамина профессия»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет «папину» профессию. Ребенок возвращает мяч и называет такую же «мамину» профессию.

Ткач – ткачиха, повар – повариха, артист – артистка, певец – певица, художник – художница, спортсмен – спортсменка, продавец – продавщица, поэт – поэтесса и т. д.

С.: Ребята, моя мама научила меня такой пословице «Хорошая работа мастера хвалит». Как вы думаете, что это значит?

Дети объясняют смысл пословицы.

В.: Уважаемые телезрители! Наши ребята тоже знают пословицы о труде.

Дети:

Терпение и труд все перетрут.

Какие труды, такие и плоды.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Птицу узнают в полете, человека – в работе.

Дети объясняют смысл пословиц.

Проблемная ситуация.

В.: Ребята,представьте себе такую ситуацию:

Если бы не было продавцов, то…

Если бы не было водителей, то…

Если бы не было дворников, то…

Дети делают вывод о многообразии профессий, их важности и необходимости. В.: Много на свете профессий

Все они нужны, все профессии важны. Кем хотите стать вы, дети? Давайте возьмем интервью у наших участников

В.: Много на свете профессий. Все они нужны, все профессии важны. Кем хотите стать вы, дети? Давайте возьмем интервью у наших участников.

Дети рассказывают, кем хотят стать, когда вырастут и объясняют, почему.

Когда начинать финансовое воспитание детей?

Формирование финансовой грамотности у детей стоит начать примерно со школы. Дети в 4-5 лет не понимают, что значит «дорого». Часто они не просят, а требуют купить им что-либо. Не стоит за это ругать малыша, он ещё просто не понимает цену деньгам.

Если вы позволяете вашему ребёнку поступать по-своему, то он может начать в будущем манипулировать людьми. Это часто происходят в семьях, где родители так заняты, что откупаются от сына или дочери дорогими вещами. Помните, нет ничего ценнее родительского внимания. Такие дети часто с помощью истерик и слёз добиваются своего. И тут возникает дилемма: с одной стороны, ребёнок, который требует подтвердить вашу любовь к нему, с другой – большой урон по кошельку. И если мама не купит дочери новую игрушку, она чувствует вину перед ней.

Отсюда напрашивается вывод, что иногда нужно твердо отказывать ребёнку. Но при этом нужно спокойно объяснить, почему сейчас вы не купите сыну новую машинку. И никогда не говорите малышу, что у вас нет денег или что вы не будете тратить их на ерунду. Лучше просто уйти из магазина, как только начались слёзы.

Погружение в семейный бюджет

Обсуждение финансовых вопросов в семье становится для ребенка одним из первых кейсов для ввода в денежную тему. Даже если раньше не составляли семейный бюджет, теперь можете сделать это с детьми. Чем младше ребенок, тем меньше материала за один подход он может освоить. Дошкольнику достаточно показать, что есть деньги, которые вы заработали; часть нужно отдать за квартиру, отложить на еду, купить подарок бабушке, и, конечно же, потратить на игрушки, но только определенную сумму.

Занимаясь с дошкольниками, используйте крупные яркие предметы или цветные фломастеры, и рассчитывайте объяснения на 10-15 минут. В скандинавских странах учителя стараются проводить уроки на природе: ведут детей в парк или лес, дают задание собрать шишки, желуди, камешки, палочки и с их помощью разъясняют материал.

Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.

  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения — излишество или прок;
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

Повышение финансовой грамотности в начальной школе

С первого класса ребенок может совершать самостоятельные покупки. Вначале сумма, выданная родителями, должна быть точно равна цене товара – так ребенок научится тратить деньги только на необходимое. Впоследствии сумму можно увеличивать, приучая пересчитывать сдачу и не тратить ее, если нет насущных нужд.

В это время хорошо приучить ребенка вести дневник «доходов-расходов». В котором он должен будет после похода в магазин отражать сколько денег Вы ему дали, сколько он потратил, сколько осталось. Введите поощрение в случае, если ребенок правильно заполнил дневник. Так вы привьете ребенку важные и ценные качества для дальнейшего его финансового процветания:

  • научите ценить и управлять деньгами;
  • повысите уровень его ответственности и аккуратности;
  • потренируете навыки вычисления.

Помните, что для школьников с первого класса важно предоставлять карманные деньги. Сумма может быть небольшая, но в этот период важно объяснить основы процесса накопления

Например: «Если в течение недели ты не будешь покупать сладости, то в выходные сможешь приобрести пластилин». Однако не забывайте, что карманные деньги должны даваться за что-то. Если Вы будете просто так давать деньги ребенку, то Вы сослужите для него плохую службу, так как понимания ценности денег не будет получено. У ребенка должно сформироваться понимание что получение финансов связанно с приложением труда.

Дети в этом возрасте очень любят играть. Попробуйте поиграть в игры, позволяющие овладеть финансовыми навыками. Это могут быть такие игры, как:

размен монеток;

«Магазин» с настоящими деньгами, с подсчетом сдачи;

«Профессии» с выплатой «зарплаты».

Игра 3. «Квест в супермаркете»

Предыдущие игры научили ребёнка различать деньги по номиналу и платить за покупки. Пора проверить знания на практике. 

Как играть 

Предложите ребёнку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег. 

1. Вместе с ребёнком составьте список покупок и приготовьте сумму, которую планируете потратить в магазине. 

Совет: пусть список покупок не будет длинным (максимум три-четыре товара), а сумма денег — не очень большой, чтобы ребёнку было проще в ней ориентироваться (двести-триста рублей). 

2. Вместе с ребёнком пройдитесь по магазину. Его задача — собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму

Обратите внимание ребёнка на то, что товары из одной категории (например, молоко) могут стоить по-разному. Цена зависит от имени производителя и от объёма товара. 

3. К концу похода по магазину предложите ребёнку купить дорогой товар не из списка — например, коробку со сладостями. Если ребёнок согласится, спросите: а хватит ли у него денег? Денег на всё, разумеется, не хватит. Тогда предложите ему варианты: либо вы отказываетесь от покупки товаров из списка и покупаете коробку сладостей, либо откладываете сладости на потом и идёте на кассу только с теми покупками, которые запланировали заранее. 

Пусть выбирает ребёнок. 

Результат

В конце этой игры он научится сразу нескольким вещам: 

Во-первых, узнает, что перед походом в магазин нужно составлять список покупок. Так проще не нахватать в корзинку лишнего и не растратить все деньги. 

Во-вторых, узнает, что одни и те же товары могут стоить по-разному. И необязательно самый дорогой товар — самый лучший. 

В-третьих, он узнает, что все покупки делятся на желаемые и необходимые. Коробка сладостей — это желаемая трата. Конфеты — дело вкусное, но если дома ждут молоко и подсолнечное масло, а денег с собой немного — можно обойтись и без конфет. То есть в этом случае коробка сладостей — это желаемая покупка, а молоко и подсолнечное масло — необходимые. 

Четвёртый урок ждёт его на кассе. Ребёнку предстоит заплатить за покупки и проверить сдачу, которую даст ему кассир. Предложите ребёнку оставить сдачу себе. Он может потратить её на игрушку или что-то вкусненькое, а может положить в копилку. 

Ура, квест пройден. Периодически повторяйте его с ребёнком — так он скорее научится разумно относиться к тратам.

Как научиться?

Никто не рождается финансово грамотным человеком. Можно родиться в богатой семье, но это не гарантирует вам прекрасного финансового будущего.

Чтобы вырастить в себе финансовое мышление, нужно уделить этому много месяцев. Однако многие позитивные изменения вы можете развить в себе уже в течении нескольких дней. Теорию денег можно изучить достаточно быстро, также можете понять как работает рынок акций или банк. И только поняв как работают финансы, вы начнете понемногу двигаться вперед.

В прошлые времена с финансовой грамотностью дела обстояли еще хуже. Человек был вынужден работать с утра до ночи, чтобы хотя бы выжить. Финансовая культура существовала в зачаточном состоянии. Чтобы стать состоятельным человеком, нужно было применять силу. В наше время многое изменилось и это прекрасный шанс для каждого из нас преуспеть в жизни. Есть масса материалов в свободном доступе: книги, курсы и видео. Любая информация доступна уже здесь и сейчас. Впрочем, как мы знаем, доступность информации одновременно и обесценивает ее. Вы должны четко уяснить, что у вас уже есть все, что нужно для финансового процветания, осталось только найти правильные материалы.

Пожалуй, самым важным навыком для развития финансовой грамотности является дисциплина. Больше 90% людей в мире тратят деньги совершенно бездумно и именно по этой причине никто из них не станет состоятельным человеком. Никто ничего не гарантирует и оставшимся 10%, однако шансов у них все-таки побольше. Развивая дисциплину в отношении финансовых привычек, вы тысячекратно увеличиваете свои шансы на то, чтобы лет через десять отойти от дел, иметь пассивные источники дохода и делать все, что пожелаете.

Осознанное потребление — учим ребенка тратить деньги «с умом»

Существенный навык в трате денег — уметь покупать выгодно и принимать во внимание качество. То есть нужно развивать осознанное потребление

Для этого учите ребенка отвечать на следующие вопросы.

  1. «Нужно ли мне именно это?».

    Здесь помогут списки желаний и их обсуждение. Импульсивные покупки обычно потом становятся абсолютно ненужными.

  2. «Выгодно ли это?».

    Конечно, можно показывать экономичность приобретений на продуктах, но это не всегда полностью раскрывает идею. Для детей понятнее будет рассказывать о разумных тратах на примере техники или игрушек. Вместе с ребенком подумайте, сколько та или иная вещь прослужит, как часто вы можете ее потенциально использовать (чтобы она не пылилась в углу), на «продвинутом» уровне можно разобраться в характеристиках и решить, стоит ли эта вещь своих денег.

  3. А можно ли найти лучше и выгоднее?

    Важный этап – умение выбирать. Полезно выработать привычку не останавливаться, например, на одной модели телефона в одном магазине, а сравнивать, находить более практичные варианты, может даже искать магазины с акциями на тот или иной предмет. К тому же, сейчас это делать намного проще, существует огромное количество сайтов, которые дают возможность сопоставлять цены на практически любые товары.

Выбирайте вещи для ребенка с ним вместе, обсуждайте и сравнивайте цены. Если получится сэкономить, вместе обсудите, как можно потратить оставшиеся деньги.

Дошкольный возраст (3–7 лет)

В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда

Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей

Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете

Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».

Придумывайте игры с деньгами

Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии

Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру

Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.

Включайте детям мультики про финансы

Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».

Поиграйте в «Магазин»

Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.

Онлайн-обучение для детей

Уважаемые родители, не проходите мимо этого списка. Необязательно учиться сразу на всех курсах. Пусть это будет один, но эффект от постижения ребенком финансовой грамотности может сохраниться на всю жизнь. Сделайте ему такой подарок.

Финансовая грамотность – образовательная платформа Stepik

Финансовая грамотность – бесплатный курс для школьников 7–9-х классов. Включает 13 уроков и 109 тестов. По окончании – сертификат. Программа: личные финансы и планирование, управление и развитие финансов. В результате дети изучат основы финансовой грамотности, принципы формирования личного бюджета и планирования расходов, формирования сбережений, инвестиционные инструменты и правила безопасности на рынке финансов.

Онлайн-курсы по финансовой грамотности для детей – Умназия

Онлайн-курсы по финансовой грамотности для детей 6–13 лет в игровой форме познакомят с основными финансовыми инструментами и личным бюджетом. Программа разделена на 5 ступеней. Формат занятий – интерактивные задачи, финансовые игры и видеоуроки. По окончании – сертификат. Курс разработан при участии ведущих вузов России. Стоимость – от 0 до 3 790 ₽.

В результате ребенок получит навыки обращения с деньгами, начнет ориентироваться в вопросах рыночной экономики, станет более самостоятельным, повысится интерес к учебе и саморазвитию, получит практические знания о работе банковских продуктов.

Основы бизнеса и финансовой грамотности для школьников от 13–19 лет – Финик

Основы бизнеса и финансовой грамотности для школьников от 13–19 лет от Детской школы бизнеса и финансов “Финик”. Стоимость – 4 500 ₽. Формат обучения – 8 видеоуроков с домашними заданиями и обратной связью.

В процессе обучения дети научатся планировать, брать ответственность за свои действия, стратегически мыслить, добиваться желаемых целей, правильно распоряжаться деньгами.

Финансовая грамотность Online – Boss Kids

Финансовая грамотность Online – курс для детей от 7 до 14 лет от выпускников ВШЭ и Лондонской экономической школы. Продолжительность обучения – 2 месяца. Всего 16 занятий, раз в неделю. Подключена геймификация: бизнес-игры, логические задачи, разбор кейсов и викторины. Программа включает 4 блока: экономика, финансы, инвестиции и бизнес. Можно пройти бесплатное пробное занятие. Стоимость за месяц – 6 800 ₽.

В результате обучения дети научатся бережно относиться к деньгам и сберегать их, станут больше интересоваться учебой, начнут проявлять самостоятельность и инициативность.

Бизнес-школа онлайн – Boss Kids

Бизнес-школа онлайн для подростков от 12 до 18 лет развивает навыки аналитического мышления, лидерские качества, трудолюбие и решительность. На курсе дают знания по финансам, управлению ресурсами, маркетингу. В результате подросток создаст и защитит собственный бизнес-проект.

Продолжительность обучения – 2 месяца. Формат – 8 занятий по 2 часа. Стоимость – 6 800 ₽ за 1 месяц. Доступно бесплатное пробное занятие.

Для детей

В редких школах детям преподают финансовую грамотность, хотя давно разработаны качественные методические материалы. Далеко не все учителя и родители могут правильно донести информацию до ребенка. Ему точно будет не интересно смотреть видеолекцию с непонятными терминами и нудным лектором. Подача материала для детей должна быть не такая, как для взрослых.

В мою подборку попали мультфильмы для младших школьников и два канала для старшеклассников. Советую не просто кинуть своим детям ссылку для самостоятельного просмотра, а посмотреть вместе с ними, чтобы потом обсудить непонятные моменты.

Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности – TVSmeshariki

Авторы популярного мультсериала “Смешарики” выпустили 26 мультфильмов для повышения финансовой грамотности. Перед написанием своей статьи я просмотрела серии. Они длятся всего 3 минуты, поэтому удалось за один раз охватить все.

Однозначно рекомендую к просмотру. Но без взрослых ваш ребенок не все сможет понять. Некоторые мультфильмы мне не зашли совсем, даже я с трудом разобралась в их подтексте. Но большая часть окажется очень познавательной. Особенно про кредиты, правила безопасности при использовании банковских карт, накопления и др.

Мультсериал “Богатый бобренок”

Мультсериал “Богатый бобренок” выполнен в рамках проекта по повышению финансовой грамотности населения РФ по заказу Минфина. Состоит из 12 серий, в каждой рассматривается одна ключевая тема. Например, «Слова “хочу” и “надо”», “Путешествие рубля” и пр.

Ребенок не просто будет смотреть короткие мультики, но и отвечать на вопросы в процессе просмотра. Очень интересная задумка проекта. Посмотрите вместе с детьми. Думаю, что мультсериал подойдет для самых маленьких школьников.

Мультсериал “Азбука денег тетушки Совы”

Это украинский проект, но мультфильмы из этой серии на русском языке. Рассматриваются вопросы цены, ценности вещи, денег, семейного бюджета, умения экономить, работы и зарплаты, кредитов и депозитов. Все мультфильмы продолжительностью чуть более 5 минут. Можно посмотреть подборку за 1 раз.

Финансовая грамотность для школьников – Школа обществознания

Курс поможет подготовиться к ОГЭ и постичь основы финансовой грамотности. Видео новые, 2020 года. На сентябрь 2020 г. вышло 4 урока по 10–14 минут. Рассмотрены темы денег, финансовых мошенников, семейного бюджета, активов и пассивов семьи.

Ошибетесь, если предположите, что видео представляют собой традиционные уроки с учителем, доской и прочими школьными атрибутами. Они выполнены в формате анимационных роликов, что точно должно понравиться школьникам.

Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.

Проказина Ирина Ивановна —  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Шорникова Ольга Валерьевна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Тихонова Жанна Александровна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Охотникова Елена Юрьевна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Андронова Лариса Юрьевна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Корнилова Юлия Валентиновна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Сергеева Татьяна Викторовна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Захарова Вероника Васильевна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Процкая Наталья Михайловна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Исмагилова Гузаль Раисовна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Балашова Виктория Валерьевна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Коняева Маргарита Ивановна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Галенко Ирина Олеговна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Рябинина Анастасия Павловна — Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Голубева Екатерина Сергеевна —  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.

Основные понятия финансовой грамотности

Основными понятиями финансовой грамотности являются актив, пассив и денежный поток. А также плохой долг и хороший долг.

Активы – это то, что приносит деньги в ваш бюджет. Или то, что в будущем при продаже принесет доход. Например, недвижимость, акции, паи в ПиФ, депозиты в банке, имущество, сданное в аренду и т.д..

Пассивы – это то, что вынимает деньги из вашего кармана. Например, дом, в котором вы живете; автомобиль, на котором ездите; банковские кредиты, за которые вы выплачиваете проценты и т.п.. Другими словами, это то имущество, за пользование которыми приходится вкладывать денежные средства.

Денежный поток – это разница между активами и пассивами. То есть, из совокупного дохода за месяц необходимо вычесть сумму всех расходов за месяц. Он может быть положительным, отрицательным и нулевым. Финансово грамотный человек всеми силами будет стремиться сократить пассивы, а активы, наоборот, увеличить, так как он уверен, что именно активы способны сделать его богатым.

Существует три вида доходов:

  • заработанный – это денежные средства, получаемые за выполнение определенных работ (основной вид заработка населения).
  • «портфельный» — это доход, полученный от разных акций, облигаций, ценных бумаг и т.д..
  • пассивный – это доход, полученный от имеющихся в наличии пассивов. Например, от квартиры, сданной в аренду и т.п..

Как ни странно, но долги тоже имеют свою классификацию. Как в своих книгах писал Р.Киосаки, есть плохой долг и хороший долг.

Плохой долг – это когда ты платишь по своим обязательствам. Например, ипотека на жилплощадь, в которой ты живешь.

Хороший долг – это когда кто-то другой платит по твоим обязательствам. Например, квартира, взятая на ипотеку и сданная другим людям в аренду.

Как говорить о деньгах с детьми?

Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет. Все вышеперечисленные принципы будут понятны старшим школьникам. А вот разговоры о деньгах с малышами часто вызывают трудности. Назовем несколько способов обучения финансовой грамотности детей.Как превратить своего ребенка в финансового гения Следуйте советам финансового эксперта Бет Коблайнер, и она поможет вам на пальцах объяснить ребенку, что такое инфляция и игра на бирже. Пусть те несложные правила, которым вы научите ребенка сегодня, станут для него опорой во взрослой, независимой жизни! Купить

Планируйте семейный бюджет с детьми

Разговоры о бюджете с ребенком стоит заводить с 4-х лет. Расскажите ему о том, что деньги достаются с трудом. Покажите, что бюджет семьи ограничен, поэтому вы и не можете купить весь магазин игрушек. На примере конфет или ягод можно показать, на что идут ваши деньги: эта ягода — на оплату света, эта — на детский сад. Так абстрактные понятия станут для ребенка конкретными. Напоминайте малышу о том, что вы вместе распределили бюджет на месяц, когда он попросит купить что-то, выходящее за рамки возможностей.

Выделяйте ребенку карманные деньги

Уже с пяти лет ребенку можно давать небольшие суммы еженедельно. Расскажите ему о возможности копить на большие покупки. Научите выбирать между аналогичными товарами более дешевый, чтобы сэкономить.Помните о том, что карманные деньги ребенка нельзя забирать. Заведите копилку или кошелек, брать которые может только он. Вы можете попросить у ребенка в долг, объяснив, что это значит, и назвав день, когда вернете деньги. Так малыш поймет, что у денег есть хозяин и распоряжаться ими может лишь он.

Играйте в «финансовые» игры

В магазине поиграйте с ребенком в поиск наиболее выгодных товаров. Или предложите детям найти несколько товаров на определенную сумму. Например, что можно купить на 100 рублей? Настольная игра «Монополия» прекрасно демонстрирует функции и возможности денег.

Заработок и самостоятельность

Более серьезная стадия в обучении детей финансовой грамотности — это получение ими настоящей зарплаты, собственных денег.

В основном работу начинают искать подростки с 13-14 лет, так как появляется сильное стремление к самостоятельности, а уже в 14 появляется больше возможностей приобрести частичную финансовую независимость с помощью трудоустройства.

На этапе заработка обучение со стороны родителей чаще всего уступает самообразованию, также помочь могут специальные курсы для подростков — так учиться интереснее, проще и можно избежать многих ошибок.

Это важный шаг в жизни каждого человека, и с помощью работы можно научиться многим вещам.

С того момента, как подросток начинает зарабатывать сам, он на практике видит то, о чем ему рассказывали в детстве:

  • Деньги зарабатывают трудом, и любой труд имеет ценность.
  • Это – ограниченный ресурс, который нужно пополнять.
  • Открывается значимость времени, потому что могут гореть дедлайны, если устраиваешься на фриланс, или время буквально становится деньгами, если ты работаешь посменно, и платят за час работы. В большинстве случаев заработать на «собственной» работе можно намного больше, чем дают родители.

Работающий подросток получает не так уж и мало для него денег, и их официально можно тратить на все что угодно.

Что происходит в такой ситуации, зависит от уровня уже приобретенной детьми финансовой грамотности.

Для родителей в этот момент главное — не отрекаться от помощи детям под предлогом того, что раз они получают свою зарплату, они взрослые и могут все делать сами.

Учиться управлять финансами можно всю жизнь, и двенадцатилетний ребенок в теории может лучше обращаться с деньгами, чем человек в 20 лет. Родителям стоит всё так же обсуждать, поддерживать школьника, ценить его труд и хвалить за самостоятельность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: