Ход занятия:
Эмоциональный настрой:
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки помогают,
Ножки не мешают
Воспитатель- Ребята, какое время года сейчас?
Дети- Осень.
Воспитатель- Какие признаки осени вы знаете?
Дети- Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…
Дыхательная гимнастика «Ветерок» (повторить 2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
(сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.)
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух
Воспитатель — Что происходит с насекомыми осенью?
Дети- Засыпают
Воспитатель- Послушайте, кто-то за дверью шумит?
Раздаётся звук: З-З-З-З-З-З
Воспитатель подходит к двери и вносит игрушку на палочке – КОМАРА
Воспитатель- Ребята, поздоровайтесь с Комаром – Комаровичем. Что случилось, почему ты не спишь, как все насекомые?
Комар – Комарович отвечает, что сегодня у его друга Зайчика день рождения и он не знает, что ему подарить
Воспитатель- Давайте поможем Комару – Комаровичу найти подарок для зайчика?
Отправляемся на поиск подарка.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:
Упражнения:
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин — Язычок.
На губу как блинчик лег. («Лопатка».)
2. Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам. («Часики».)
3.Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка».)
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. («Трубочка».)
4. На качелях покачался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)
5. Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка. («Лошадка».)
Язычок уже устал
И в свой домик побежал.
Воспитатель-Посмотрите, кто перегородил нам дорогу?
Дети-Коза.
Давайте с ней поиграем
«Чистоговорка»
зя-зя-зя — за-за-за – вот идет коза;
зю-зю-зю — зу-зу-зу – не дразни козу.
зю-зю-зю — зу-зу-зу – не боюсь козу;
зи-зи-зи — зы-зы-зы – нет козы.
(Дети вместе с воспитателем проговаривают чистоговорку.)
Дети находят дудочку
Воспитатель- Как вы думаете, а песню можно подарить на день рождения? А вы помните, какую песню пел Комар – Комарович, когда пришёл к нам в гости?
Слышите,какую звонкую песенку он пел: ЗЗЗЗЗЗЗ.
Я предлагаю вам тоже спеть комариную песенку. А чтобы петь песенку правильно нужно, чтобы ротик улыбался, а язычок находился внизу за нижними зубами.
Выслушиваются хоровые и индивидуальные ответы детей.
Воспитатель просит спеть то тихо, то громко.
Игра «Громко – тихо»
Воспитатель- Послушайте,как поет маленький комарик: зь. зь. зь. зь. Повторите (хоровые и индивидуальные ответы). А сейчас я вам предлагаю превратиться в комариков, полетать и позвенеть.
Игра малой подвижности «Комарики»
Воспитатель- Сначала комариками у нас будут только мальчики, а потом девочки, они будут летать и петь комариную песенку.
(Дети играют.)
А теперь мы попали в магазин «Игрушек»
Воспитатель- Здесь очень много игрушек. Но нам нужно выбрать для подарка Зайчику только те, в которых есть звук З или ЗЬ
(камаз, корзинка, зонт, избушка, тазик, динозавр….)




Дети выбирают предметы, в которых есть звук З или Зь
Рефлексия. Воспитатель — Ребята, скажите какой «звук» мы сегодня учились произносить? (З-Зь) За активность и правильные ответы, я вам дарю звездочки.



![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/1/d/9/1d9974885adb6e65658de8fe27b44cde.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/9/b/8/9b8d4481e7de98edd905617483fa2345.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/e/1/6/e1682f550a106d7bd5475389bfadab88.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/e/f/3/ef3d75db9f88c12b35e38d83f843b0e0.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/7/9/f/79f2c419fda3ba9b591a56efd37f224a.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/8/f/b/8fb8ea82f401502a19a2ea93b60d7aa7.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/f/2/0/f200e43eb5aadc379663520fd7f7a97b.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/9/d/b/9db4ebc148fc02e5db471b4c2e27f576.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/3/5/b/35b48b08e674e01dba49edc0d30d0c8f.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/6/1/e/61e77894d5aee707bbb7921aa1e42b93.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/c/2/7/c274aeb9c462c0be9cce5518a92b86b8.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/2/5/3/253491846d56945a1a874255798ef42b.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/0/7/7/0770db7ad0babf584dd0d7ff64955b2e.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/d/1/4/d1468a4355fcab9ab3e13282fd19784b.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/2/3/d/23d7e5a30ffd47db970b4ccc004710d8.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/a/5/9/a59fb20556665c8c5000923137dad315.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/1/f/3/1f3dda55ec35b2e65b8e6dddfe565319.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/7/9/0/790a9646f4ba9eeca57ce699cece41e5.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/d/c/8/dc828180f8607aeccbcbc54451502d28.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/9/4/2/94219a55254f219ea3f47637f954cd3c.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/1/8/b/18b54a2a6e5f6a9a54ce50bb3170cd67.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/a/8/6/a86c25ff86c38ee690f19c27511fefaf.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/9/a/a/9aaed05ff1349470808d748a1d7d4ada.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/3/b/e/3bedca38462869ec5e1f4030e53b0615.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/5/1/e/51e7721f79899654cfc3b763cc8f222d.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/8/4/b/84be598222073f9064dda7b1e9edc346.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/2/2/4/22411da7f6ab31c97ba2510d18eb4b57.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/e/b/2/eb20e952b18de556c5c76b041ee83ee7.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/9/4/1/941a5563299bc9b72c02331d615da065.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/6/c/2/6c2c79634a04f6b3b1411bea6f7f8856.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/a/b/8/ab8a9a51ac31d69732043d788a954205.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/8/2/0/8200b5e96c59f72b694437cbc03c1197.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/d/7/6/d76d9a93ec9e9da59ca74bdbc3cfc4d0.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/a/0/3/a031c95e289c87fc50f849d46f404f38.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/5/4/2/5421292687fc39aff30a1ee2875c7f43.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/f/e/e/fee12fd0a84cf2c51915eeef43d0f845.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/3/3/5/335b59f068a2c0b6fcaf436d1a5fcd8c.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/2/2/8/22864bac983a959d271cd3ea3e15a857.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/7/f/5/7f50b3db4f5f36078de83aa2f221a4ea.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/b/a/b/bab7eb27023ff2d24ae4a8b6badb1bb9.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/6/4/2/6427afaf99dbe7c386755df27d4eeda4.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/f/4/0/f40270d45818b0949409ce9b884ed2a8.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/a/d/2/ad2a8694c99a753f357629b871c21339.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/d/d/4/dd4131c82abe5c64e49fc5990182fde4.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/8/8/7/88710dbfe8c9ff88f6b150e6f683aec8.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/b/8/2/b8297bcb31b252904bb1b8a8a3d335ef.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/b/6/2/b62a011edd4b5f8c442df5364f9c1d14.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/d/8/b/d8bc254fe184a2e196d156762f66c592.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/e/d/c/edc093a9a2d7582395ef7a18e781be58.jpeg)
![Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе](http://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/2/3/e/23e46069f2d0cd3de6fe00f81b3e868a.jpeg)