Конспект занятия по развитию речи «звуковая культура речи. звук [с]» в младшей группе

Ход НОД:

1. Вводная часть

— Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

— А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

— И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.

2. Основная часть

— Ребята, нас сегодня лисичка пригласила в гости. Где живет лиса? В лесу. На чем туда можно добраться? (варианты детей) Предлагаю поехать туда на велосипеде.Но вот беда: у нашего велосипеда спустились колеса. Что же делать? (предположения детей)

Упражнение «Насос»

— Послушайте, как я спою с-с-с-с-с- (твердо, насос спускается с-с-с (мягко). Произношение с разной силой голоса. Повторим хором.

— Взяли насос и накачиваем колесо, совместное произношение звука (с) твердо.

Чистоговорка

Со-со-со у Вовы колесо (повтор чистоговорки каждым ребенком с изменением имени)

— Кто же нас встречает в лесу?

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом. (лиса)

Отгадывание загадок.

— Ребята, лиса предлагает с ней поиграть – отгадать загадки. Тот, кто отгадал, берет картинку и называет, что на ней изображено. 1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая (сорока).

2. Где – то в Африке нужны,

Как транспорт, сильные (слоны).

3. Лежит – молчит, подойдет – заворчит (собака).

4. Хвост – крючком, нос – пятачком,

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце (свинья).

5. Мы варенье наварили, никому не говорили.

Чудеса! Чудеса! Как проведала (оса).

6. Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках (автобус).

7. Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет (самолет).

8. Он соло пел среди ветвей,

Его назвали (соловей).

Пальчиковая игра «Солнышко»

— Пока мы с вами играли с лисой, солнышко уже начало уходить.

Нарисую солнышко на своей ладошке,

Пусть оно сияет, хоть и понарошку!

(Указательным пальчиком правой руки рисуем круг на ладошке левой руки. Затем проводим лучики, начиная с мизинчика.)

— Наступил вечер

Чтение стихотворения Александра Введенского «Песня машиниста».

— Ребята, я вам буду задавать вопрос, а вы будете добавлять «спят, спят»

Спят ли волки?

Спят. Спят.

Спят ли пчелки?

Спят. Спят.

Спят и птички?

Спят. Спят.

А лисички?

Спят. Спят.

А собачки?

Спят. Спят.

А олени?

Спят. Спят.

А все дети?

Спят. Спят.

Все на свете?

Спят. Спят.

При чтении воспитатель, называя животное, ставит на фланелеграф картинку с его изображением.

— Все спят в лесу.

Чистоговорка

Су-су-су тихо в лесу

Су-су-су все спят в лесу

— Дети, но я знаю что, кто-то не спит в лесу, хотите узнать?

В лесу темно и тихо.

Все спят давно,

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит.

— Кто не спит в лесу? (Одна сова не спит).

— А что делает сова (На суку сидит, во все стороны глядит)

— Ребята, нам с вами пора домой. Сейчас снова накачаем колеса на велосипедах и возвращаемся в детский сад, спасибо, вы сегодня очень старались, научились петь песенку и громко и тихо.

3. Заключительная часть

— Что мы сегодня делали на занятии?

— Познакомились со звуком «с», проговаривали его, играли в различные игры со звуком «с»; проговаривали чистоговорки.

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой . Подробный комплекс артикуляционной гимнастики в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье «Как научить ребенка произносить звуки С и СЬ».

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий. Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами

(поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из видео педагога-логопеда о постановке свистящих звуков.

Звук З появился. Теперь перед нами стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1. упражнения с изолированным звуком,
  • 2. звук в слогах,
  • 3. звук в словах,
  • 4. звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Воспитатель:

Дети, кто из вас летом был в лесу?

С кем вы ходили в лес?

А можно маленьким детям ходить в лес одним? (Можно заблудиться, встретить диких зверей).

Я предлагаю вам отправиться сегодня в лес.

А чтобы мы не заблудились, дорогу нам покажут волшебные клубочки. (Четыре разноцветных клубочка в лукошке).

2. Основная часть.

Воспитатель:

Первый клубочек покатился в лес, и все пошли за клубочком. (Звучат в аудиозаписи песни птиц).

Мы оказались на лесной полянке, где живут лесные птички.

Красиво они поют? Мы их не видим, а слышим их звуки.

Второй клубочек привел нас на луг. Это любимое место насекомых. Угадайте,каких:

Не птичка,а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает.

(Бабочка)

Дыхательная гимнастика.

Дети вдыхают через нос, выдыхают ртом на бумажные бабочки на ниточках, прикрепленные к палочкам.

Повторяют 2-3 раза.

Третий клубочек покатился с лесной полянки и докатился до болота.

На болоте кочки необычные (в виде геометрических фигур, они помогут нам перейти болото, не замочив ноги. Надо пройти по этим фигурам и назвать их. Дети переходят болото, становятся у около высоких кочек (подушечек).

Болото – это любимое место насекомых; вы узнаете, каких,если отгадаете загадку:

Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит

Разрешенья не спросит,

Подлетит — и укусит! (Комар)

Присядьте на подушечки (мальчики справа, девочки слева).

Послушаем, как поёт комар? (Звучит аудиозапись.)

Звук з, песенка комара, звучит громко – зззз, и слышен голос. Язык прижимается к нижним зубам.

Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить. (положите руку на горло и пропойте песенку комара)

Игра в комариков.

Мальчики изображают комаров (то громко, то тихо произносят звук з, а девочки отмахиваются от комаров. Потом дети меняются ролями.

Индивидуальные исполнения песенки комара. Выбор лучшего исполнителя.

Большой комар и маленький комарик поют свои песенки по-разному:

Большой комар поет: з;маленький комар поет: зь.

Исполнение песенок детьми.

В музыкальной комариной школе малыши-комары исполняют они сложные песенки.

Зя-зя-зя, за-за-за

Прибежала к нам коза,

Зю-зю-зю, зу-зу-зу

Не дразните козу.

Четвертый клубочек покажет нам дорогу в детский сад.

Дети садятся за столы.

Работа по картинкам

Воспитатель:

Я назову предметы, которые здесь изображены.

Назовите предметы, в которых слышна песенка большого комара З? (Заяц, зубы, зонт)

Назовите предметы, в которых слышна песенка маленького комара Зь? (зебра, зеркало, зима)

Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)

Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима)

Дидактическая игра «Пчелы»

Воспитатель: Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди. Когда пчел много,они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (Слушают аудиозапись жужжания пчел, дети повторяют).

Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».

Вы будете пчелами. Встаньте с одной стороны комнаты. А в другой стороне комнаты — поляна с цветами.Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (показываю на одного ребенка) полетела за медом,крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).

Вот еще пчела полетела (показываю на следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).

Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»;прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).

3. Рефлексия.

-Дети, какой звук мы сегодня учились произносить? (з-зь)

-Эти звуки встречаются в словах. Кто запомнил, в каких словах?

-А кто еще издает такие звуки?

Я вам предлагаю комариков для раскрашивания.

«Звуки С – СЬ. Буква С»

1. Учить детей воспроизводить слоговые ряды.

2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ.

3. Учить определять место заданного звука в слове.

4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ.

5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов.

6. Познакомить с буквой С.

7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С.

8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.

9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах.

Оборудование:

Резиновый мяч, предметные картинки + две картинки (сок и Сима), слоговые схемы, касса букв на наборном полотне, предметная картинка «самолетик», волшебная картинка с буквами, магнитная доска, индивидуальные тетради детей и цветные ручки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: