Ход занятия:
Ребята, предлагаю вам сделать гимнастику для нашего язычка.
— Открываем, закрываем рот. (3-4 раза)
— Губы в улыбки. (3-4 раза)
— Губы в трубочку. (3-4 раза)
— Чередовать улыбку с трубочкой. (3-4 раза)
— Покусаем язык кончик и середину. (3 раза)
К нам сегодня принесли целую корзину! А что в ней, Слыш не может назвать! Поможем ему? Предлагаю вам встать вокруг стола и сказать Что это? (Овощи). Назовите их. Где растут овощи? А в какое время года собирают овощи?
Таня возьми овощ, раздели слово на слоги. (Каждый ребёнок берёт овощ, называет его, делит на слоги.
Ребята, вы отлично помогли Слышу разобраться с названиями овощей.
Теперь сделаем гимнастику для наших пальцев рук.
«Вырос у нас чесночёк,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук, и немножко горошка.
Овощи мы собирали, ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год наш друг огород». Молодцы!
Слыш нас зовёт за столы. Садитесь правильно, и слушаем задание. На столах у вас карточки с овощами. Одна половина заштрихована, а вторую половину надо заштриховать по образцу. Возьмите карандаши и аккуратно штрихуем. (музыкальное сопровождение- осенняя мелодия). Какой овощ ты заштриховал? (Дети отвечают: Я заштриховала морковь.) и т. д.
А Слыш грустит! Знаете почему? По секрету вам скажу, потому что слева от него пустая корзина. Поможем ему наполнить корзину?
Я положу в корзину два кочана капусты и т. д. (Дети берут овощи- карточки (по выбору детей) и прикрепляют к корзине, называя по образцу. Молодцы, ребята и Слыш рад!
А теперь немного отдохнём. (Физминутка Туквим «Овощи»)
Хозяйка однажды с бара пришла, (Идут по кругу)
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, (Руками показывают овал)
Капусту, (Показывают круг)
Морковку, (Наклон вперёд, показывая длинную морковку)
Горох, (Показывают руками точки- горошины)
Петрушку и свёклу, (Разводим руки вправо, влево)
Ох! (Ладошками ведём по лицу сверху вниз).
Вот овощи спор завели на столе- (Ладошки вместе, постепенно открывая их.)
Кто лучше,вкусней и нужней на земле:
Картошка? (Движения те же самые)
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка и свёкла?
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла (Имитируем на ладошке)
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, (Руками показывают овал)
Капусту, (Показывают круг)
Морковку, (Наклон вперёд, показывая длинную морковку)
Горох, (Показывают руками точки- горошины)
Петрушку и свёклу, (Разводим руки вправо, влево)
Ох! (Ладошками ведём по лицу сверху вниз).
Накрытые крышкою в душном горшке (Имитируем помешивание)
Кипели,кипели в крутом кипятке:
Картошка, (Движения те же самые)
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла,
Ох!
И суп овощной оказался не плох!
Ребята, посмотрите, Слыш опять грустит. Выясним в чем же дело?
Садитесь на стульчики,послушайте: (Запись на магнитофоне:- Ребята, я начал придумывать сказку и не могу её закончить. Поможете мне? Большое спасибо! Вот послушайте. Жили- были в одном огороде тыква, баклажан и морковь. Жили они дружно. Росли, росли они на одной грядке и им стало тесно. – Уходите с моей грядки, — сказала тыква. Я здесь самая большая. Нет, я здесь главная. Я пушистая, сочная, красивая- сказала морковь. Спорили они, спорили и….)
(Дети заканчивают сказку дружбой, Воспитатель предлагает спеть куплет песни «Дружба крепкая».
Я надеюсь, что Слышу наши сказки понравились!
Ход занятия
1.Организационный момент:
Ребята, сегодня на занятие к нам пришел гость. Кто это? (Незнайка). Давайте с ним познакомимся.
Незнайка принес нам подарки. Все они в корзине. А узнаем, что принес нам Незнайка, когда отгадаем загадки.
2. Отгадай загадки
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети? (картошка)
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)
Сложно без неё прожить –
Борщ уж точно не сварить
И не сделать винегрета,
Чтоб был красного он цвета. (Свёкла)
Всем его полезно есть,
Он помощник при простудах,
С ним вкусней, острее блюда.
Отломи скорей зубок – узнаёшь его? (Чеснок)
Это овощ, а не куст.
В слове этом сочный хруст.
Если очень любишь щи,
Этот овощ в них ищи.
(Капуста)
Под листком лежит на грядке.
Он пупырчатый, не гладкий.
И зеленый, наконец.
А зовется.
(огурец).
Этот овощ кисло-сладкий,
Круглый, сочный, мягкий, гладкий.
Щеки докрасна натер,
И зовется.
(помидор).
Он похож на светофор:
Красный, желтый иль зеленый.
Всем известен с давних пор
Фаршированный, соленый.
Ты в салат его клади
И в приправы добавляй.
Ты без дела не сиди,
Овощ этот называй.
(Перец)
Дети отгадывают загадки, Воспитатель достает овощи (морковь, картошка, лук, свекла, лук, чеснок, капуста, помидор, капуста, перец).
Как назовем все, что находится в корзинке? (овощи).
3. Игра «Подбери признак»
Где растут овощи?
Правильно овощи, они растут в огороде на грядке. А как растут овощи? Растут в земле, над землей, на кустах…
Овощи одинаковые ли они?
Чем они отличаются?
Правильно, по цвету, форме, величине, вкусу.
Я буду показывать овощ, а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, р капуста) – (какая) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, перец) — (какой) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
4. Физкультминутка «овощи»
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
5. Игра «Собираем урожай»
Я буду показывать овощи, а вы будете составлять предложение про то, как собирают этот овощ. (Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу обрывают и т. д.)
6. Составление рассказа об овощах.
Сейчас Вы достанете из волшебного мешочка овощи, будете на ощупь, поочередно, узнавать и доставать из волшебного мешочка то, что там спрятано. Дети угадывают овощи и называют его.
Молодцы, а теперь каждый из вас расскажет про свой овощ.
А поможет вам в этом карточка-схема (план). Что это? Где растет? Какой формы, цвета? Какой овощ на ощупь? Какой на вкус? Для чего нужен людям? Что можем приготовить?
Примерный рассказ: Это картофель. Растёт на огороде в земле. Его выкапывают. Он овальный, коричневый или розовый. На ощупь шершавый, твёрдый с ямочками. Картофель едят люди и кормят им животных. Можем приготовить пюре, картофельный рулет, оладьи, его кладут в разные супы.)
Предполагаемые овощи: морковь, картошка, лук, свекла, лук, чеснок, капуста, помидор, капуста, перец.
7. Итог занятия.
Молодцы, давайте вспомним о чём мы говорили на занятии и в какие игры играли.
Тема «Овощи»
Период обучения I.
Цель:
актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Овощи».
Задачи:
- повторение полученных знаний (что где растет- на земле, под землей…)
- активизировать словарь существительных по теме «Овощи»
- закрепить словообразование относительных прилагательных
- закрепление употребление предлогов (с, на, из-под, в — из)
- закрепить навык составления рассказа по схеме
Оборудование:
предметные картинки с изображением овощей, муляжи овощей, тарелка, корзина, схема для составления рассказа.
I. Организационный момент:
I. Послушай внимательно стихотворение.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)
— Какие овощи упоминались в стихотворении? (капуста, морковка горох и т.д)
— Какой овощ любишь ты? Опиши его.
II. «Что где растет».
— Перед тобой картинки с изображением овощей. Нужно распределить, что растет на земле, что под землей, а что на кустике.
- На кустике растет — огурец, помидор, перец, баклажан.
- На земле- кабачок, тыква, капуста
- Под землей — картошка, лук чеснок, редис репа, свекла.
— Как люди будут собирать овощи? Что растет на земле будут (срезать)
— Что на кустике (срывать). А что под землей (выкапывать).
III. Физкультминутка «Удивляемся природе».
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
(Потягивания-руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.
(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот).
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
(Приседания).
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
(Потягивания – руки в стороны).
Мы её не будем трогать –
Обожглись уже немного.
(Потягивания – руки вперёд).
Всё полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
IV. «Чего ни стало».
— Перед тобой овощи, внимательно запоминайте их. Закройте глазки. Логопед убирает один из них. Открывай глазки смотри, какого овоща ни стало?
V. «Где что находится».
— Положи капусту в корзинку, огурец в тарелку, а тыкву под стул.
— Куда ты положил капусту? Скажи полным ответом, (капусту я положил в корзину).
— А куда ты положил огурец? (огурец я положил в тарелку)
— Куда положил тыкву? (тыкву положил под стул)
— Сейчас бери овощ и говори, откуда ты его возьмешь.
— Капусту я возьму из корзинки. Огурец с возьму с тарелки, тыкву я возьму из-под стула.
VI. «Рассказ про овощ».
— Составь рассказ про любимый овощ по схеме.
1) Что это?
2) Где растет?
3) Какого цвета?
4) Какой формы
5) Какой на вкус?
6) Что можно приготовить?
Молодец!
Останкова Е.А.,
учитель-логопед
Ход занятия
1. Устный счет.
— Входим в кабинет, а на доске прикреплен конверт.В нем письмо от нашего друга Медвежонка:
Дорогие ребята, вот и наступила осень, пришла пора собирать урожай, а я не могу сосчитать сколько и каких овощей у меня в огороде выросло. Уж очень их много.
Приезжайте ко мне и помогите сосчитать, пожалуйста.
-Поможем Медвежонку?
-Да
-Давайте покажем как мы умеем считать.
-Задание: Посчитать прямым и обратным счетом от 2 до 5. От 0 до 5 и т. д.
2. Порядковый счет.
— Вот и огород медвежонка.
— Вот и он сам (игрушка).
— Здравствуй, Медвежонок, мы пришли к тебе на помощь. Что нужно посчитать.
-На грядках лежат морковь и помидоры. Просчитайте по порядку все овощи.
Дети называют порядковые номера овощей.
— Начнем по одному собирать овощи. Которого по счету овоща нет?
Педагог убирает 1 овощ и дети по памяти называют какой. («Чего не стало?»)
3. Работа с геометрическими фигурами.
— Медвежонок очень любит создавать картины из разных геометрических фигур. На какие фигуры похожи наши овощи? Давайте нарисуем картины из фигур.
Дети складывают картинку, говорят что у них получилось и называют геометрические фигуры, которые они использовали.
4. Образование числа 5 путем убавления и прибавления по 1.
— Какое сейчас время года?
— Осень.
— Поможем Медвежонку собрать урожай?
На доске две корзины. педагог «кладет» в 1 корзину морковки в количестве 4 штук. Дети хором считают.
— Сколько морковок собрал Мишутка.
— Мишутка собрал 4 морковки.
Учитель «кладет» помидоры во вторую корзину. Дети считают.
— Сколько помидоров собрали ребята.
— 5 помидоров.
— Чего больше собрали морковок или помидоров?
— помидоров.
— Почему вы так думаете?
— Потому что морковок 4, а помидоров 5, а 5 больше 4.
— На сколько 5 больше?
— На 1.
— Как сделать поровну морковок и помидоров?
— Надо добавить еще одну морковку.
— Сколько стало морковок?
— 5.
— Как мы получили число 5?
— Нужно к 4 добавить1.
5. Физминутка.
Дети стоят, руки на поясе. Маршируют.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы грибы идем искать.
Останавливаются, загибают пальцы левой руки, помогая правой.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик встал, все съел,
Оттого и потолстел.
6. Работа с раздаточным материалом.
— Медвежонок очень любит пересчитывать свои запасы. Помогите ему.
— Положите перед собой по 4 морковки. Сколько морковок лежит перед вами?
— 4.
— А Медвежонок хочет, чтобы морковок было хоть на одну больше. Сколько получится, если добавить еще одну морковку?
— 5.
— Как получили число 5?
— К 4 прибавили 1.
— Кто-то из ребят сьел одну морковку. Они съели 1. Сколько осталось?
— 4.
— Как мы получили число 4?
— От 5 отняли 1.
7. Работа по закреплению знаний о составе чисел 4 и 5.
— давайте посмотрим на домик Медвежонка. Бывают дома обычные, а бывают необычные. Дома перед тоже необычные, в них живут числа. В одном доме число 5, в другом-4. Расселите «соседей», чтобы на этаже было число 5 (4). («Чудесные домики»)
Дети вписывают в клеточки- этажи Цифры.
8. Итог занятия.
— Где мы с вами побывали?
— В гостях у Медвежонка.
— С какими числами мы работали в этом путешествии?
— С числом 5 и 4.
Педагог оценивает участие каждого ребенка в работе, раздает поощрительные призы. Дети высказывают свое эмоциональное отношение к занятию (выбирают пиктограмму с изображением настроения).
ПУТЕШЕСТВИЕ ОКОНЧЕНО.
Коля, Данил (низкий уровень) только в прямом до5
Артем (высокий) работает на доске
Коля, Данил, Никита, Рома используют опорные таблицы
Ведущий Влад