Литературный проект по ознакомлению дошкольников с творчеством детского писателя н. н. носова

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Носова (демонстрация портрета писателя).

Воспитатель: Какие произведения этого автора мы с вами уже читали?

Дети: «Приключения Незнайки», «На горке».

Воспитатель: А о чём будет новый рассказ Н. Носова,вы скажите сами как только отгадаете загадку:

Летом в огороде – свежие зелёные,

А зимою в бочке — жёлтые солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?

Дети: (огурцы)

Воспитатель: Когда их много, они – огурцы. А когда один?

Дети: Огурец.

Воспитатель: Есть что? (показывает картинки)

Дети: Огурец, огурцы.

Воспитатель: Нет чего?

Дети: Огурца, огурцов.

Воспитатель: Подошёл к чему?

Дети: К огурцу, к огурцам.

Воспитатель: Доволен чем?

Дети: огурцом, огурцами.

Воспитатель: Думаю о чём?

Дети: Об огурце, об огурцах.

Воспитатель читает рассказ. В процессе чтения помещает на доску иллюстрации по порядку.

Проводится беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель: Кто главные герои рассказа?

Где живут дети: в городе или в деревне?

Куда отправились дети?

Куда забрели дети на обратном пути?

Что делали мальчики на колхозном огороде?

Как отнеслась мама к тому, что Котька пришел с огурцами?

О чём думал Котька, когда нёс огурцы обратно?

Что Котька сказал сторожу?

В каком настроении Котька возвращался домой?

Физминутка: «Дружно за руки берись»

Игра: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Воспитатель называет разные поступки, дети оценивают их, поднимая и опуская большой палец в кулачке.

1. Павлик взял с собой Котьку ловить рыбу.

2. Мальчики забрались в чужой огород.

3. Мальчики убежали от сторожа.

4. Павлик подумал, что ему достанется от родителей и отдал огурцы Котьке.

5. Котька рассказал маме, где взял огурцы.

6. Мама отправила Котьку к сторожу.

7. Котька решил, что бросит огурцы в канаву, а скажет, что отнёс.

8.Котька подумал: «Нет! Отнесу, а то дедушке из-за меня попадёт!»

9. «Дедушка, я принёс огурцы обратно,»— произнёс Котька.

10.Котька сказал: «Павлик брал, и я взял».

11. Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

Воспитатель: Дети,в народе говорят: «Не тобой положено, не тобой и возьмётся». Как вы понимаете эту пословицу?

Кому из героев рассказа нужно так сказать?

Дети:

-Нельзя брать чужого. —

-Нужно отвечать за свои поступки. —

Упражнение на эмоциональную разгрузку: «Хмуриться не будем!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Всех никак не сосчитать.

Хмуриться не будем,

Про печаль забудем,

Станем улыбаться,

Весело смеяться!

Улетели все печали,

Лица радостными стали!

«Пирамида добра»

Воспитатель: Дети, всё, что мы хотим пожелать Котьке и самим себе, мы вложим в нашу пирамиду.

Дети по очереди говорят пожелания, кладут ладонь и выстраивают пирамиду.

-Будь честным!

-Будь трудолюбивым!

-Будь смелым!

-Будь умным!

-Будь здоровым!

-Будь счастливым!

Воспитатель: Дети, наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!

Конспект литературной викторины в подготовительной группе

на тему: «Произведения Николая Носова».

Цель: В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н. Н. Носова, расширять кругозор. Познакомиться с произведениями Н. Носова.

Задачи: Содействовать развитию репродуктивной деятельности,связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

Прививать интерес к книге.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа).

Оборудование: Выставка книг Н. Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурсов.

Подготовка: Чтение рассказов «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», «Леденец», просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей».

Ход занятия:

I часть. Беседа о жизни и творчестве В. Бианки.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку книг в нашем книжном уголке.

(дети подходят к книжному уголку)

Воспитатель: Я хочу познакомить вас с замечательным писателем – натуралистом В. Бианки. Натуралист потому, что он писал сказки и рассказы о природе. Виталий Бианки был не только писателем, но и учёным, изучал родную природу, много путешествовал, наблюдал за жизнью птиц, насекомых, животных, рыб. А потом все свои наблюдения он описывал в рассказах и сказках. Он очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Вел для ребят передачи по радио о природе. Эти передачи назывались «Лесные газеты», «Вести из леса».

Многие рассказы и сказки мы уже с вами прочитали. А сегодня я вам расскажу о жизни и творчестве В. Бианки.

В. Бианки родился в г. Санкт — Петербурге. С самого детства его интересовало все то, что «дышит, цветет и растет». Его отец работал в Зоологическом музее, где В. Бианки был частым гостем. Видя за стеклянными витринами замерших животных, привезенных со всего мира, ему хотелось найти такое волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. В шесть лет В. Бианки вместе с семьей ездил в деревню Лебяжье. Именно там он впервые отправился в лесное путешествие. С тех пор лес для В. Бианки стал волшебной страной. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки: про зверей, птиц, насекомых. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой такой не было.

Вот например, самая первая напечатанная книга В. Бианки «Чей нос лучше?», в которой животные хвалят свои носы. А вот сказка «Хвосты», мы с вами ее уже читали. Кто помнит, о чем эта сказка (рассматривание иллюстраций к книгам В. Бианки с сопровождением рассказа воспитателя)

II часть. Театрализация сказки В. Бианки «Теремок»

Воспитатель: Сегодня, я хочу познакомить вас с новой сказкой В. Бианки «Теремок». Итак, сказка начинается.

(показ настольного театра «Теремок»)

Воспитатель: Как называется сказка, которую вы сейчас посмотрели?

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Воспитатель: Кто написал сказку «Теремок»

Воспитатель: Кто были главными героями сказки?

Физминутка «Сова»

III часть. Художественно- творческая деятельность

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто же первым поселился в дупле?

Воспитатель: Конечно же дятел. А вот его, первого гостя сказки В. Бианки сегодня с вами и сделаем. Для этого нам понадобится пластилин

(показ воспитателя) Но прежде чем начнем лепить дятла, я хочу познакомить вас с этой птицой. Он играет важную роль в экологии леса, оставляя выдолбленные им дупла для других гнездящихся в них мелких птиц, таких как синиц и мухоловок. Кроме того, дятел в большом количестве поедает лесных вредителей — тлю, гусениц бабочек и питающихся древесиной насекомых — усачей, златок, короедов, муравьёв и многих других. Поэтому его называют «доктором леса». Дятел имеет пёструю окраску. На голове у него яркие, красные пёрышки. Он хорошо лазает по деревьям,в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими когтями. Хвост у дятла средней длины и очень сильный, который помогает ей опираться при ударе по дереву. (показ воспитателя картинки дятла)

Воспитатель: Сначала мы берем кусок пластилина по — больше и катаем из него шарик, превращаем его в овал (форма яйца) и вытягиваем по бокам крылья и хвост. Затем мы катаем из куска по меньше небольшой шар (голова) и вытягиваем остренький клюв, после чего прикрепляем к туловищу и разглаживаем. Надеваем на голову не большой красный берет. Вот и получился у нас лесной доктор. Сажаем его на дерево. (Сажаем птиц на макет дерева с дуплом)

(дети самостоятельно выполняют работы, воспитатель помогает)

(анализ детских работ)

IV часть. Итог занятия

Воспитатель: Ребята, выставку какого писателя вы сегодня посетили?

Воспитатель: О чем писал В. Бианки?

Воспитатель: Чему учат нас произведения В. Бианки?

Воспитатель: Сейчас попробуйте угадать по иллюстрациям сказку или рассказ В. Бианки (воспитатель показывает иллюстрации)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

«Все мы родом из Сибири». Обзор творчества писателей малых народов Сибири.

Пнд, 12/10/2020 — 10:18

На огромной территории Сибири живёт множество народностей.

Это ханты, манси, чукчи, юкагиры и другие коренные народы.  

Многое эти народы объединяет Это занятия:

рыболовство, 

охота,

оленеводство.

Издавна вечерами старейшины этих племён рассказывали своим детям, внукам предания, были, сказания. Так и передавались эти знания потомкам.

До тех пор, пока не появилась письменность.

30-е годы 20 века — примерное время появления письма среди сибирских народностей. Появились авторы, пишущие об обычаях своих народов, о природе. А ещё сказки, рассказы, стихи.

Познакомимся с некоторыми из авторов.

  1. Юрий Рытхэу (1930-2008).

Чукотский писатель и переводчик.

Его книга «Повелитель ветров»

Герой книги 7-летний Йоо(Йоореле).Его имя означает «пурга». Он решил познакомиться с этой природной стихией. И заблудился. Что с ним далее происходило, узнаете из книги!

Следующий автор — Иван Григорьевич Истомин (1917- 1988)

   Он жил на Ямале.

Ямал

Иван с детства был знаком с людьми, с природой этого края. Знал языки хантов, ненцев. Повзрослев, стал писать книги о малой родине. Например, «На Ямале мы живём».

Кстати, и стихотворение так и называется. Читая его можно почувствовать всю жизнь этих людей: работу, красоту северного сияния. Почитайте это стихотворение!

Оказывается Иван Истомин ещё и художник! Его картины выставлены в Салехардском музее.

В этой же книге вы сможете прочесть ненецкую сказку«Мышонок и Оленёнок» о том, как герои сказки решили поиграть в прятки. И чем обернулась их игра. Мышонок оказался более хитрым.

А теперь с Ямала перенесёмся в Якутию.

Якутия

Здесь живёт писатель Иван Егорович Федосеев(1927).

О природе Якутии он написал книгу «Кто хозяин в тайге»

В книге есть рассказ «Кустук». Сюжет такой:

Один друг по имени Чагыл (11 лет) прислал посылкой своему другу Мичилу

живой подарок-щенка якутской породы. Назвали его Кустук.

Повзрослев, этот пёс проявил себя настоящим героем! Однажды по недосмотру Мичила пропала с выгула кобыла 2-хлетка. Кустук нашёл её завязшей в трясине. Преодолев панику, Мичил нашёл способ спасения кобылы. Кустук помогал мальчику, как мог. О других подвигах пса узнаете из книги.

И под конец окажемся в Туве.

Тува

Здесь жил писатель Сарыг-оол Степан Агбанович (1908-1983).

В своей книге «Мой край-Тува» автор знакомит нас с Родиной, с людьми,  с природой.

Тувинцы очень ценят уважение к старшим! Есть пословица «Старших уважай, младших воспитывай». Почётными жителями здесь являются сказители. Обычно это пожилые люди, повидавшие жизнь.

  Современный тувинский сказитель.

Вернёмся к книге. В ней хочу выделить рассказ «Шимит ищет мать». У мальчика в лесу пропала мать. Ему надо найти маму. Много опасностей подстерегало Шимита в лесу. На помощь пришёл як Иргек и спас мальчика от волков.

Мы познакомились с некоторыми авторами Сибири. Если хотите продолжить это знакомство дальше,приходите в библиотеку!

Составила — библиотекарь С.Н. Баян.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: