Методическое пособие по РЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Описание пособия: Таблица, которая состоит из 10 секторов, каждый размером 20 на 20 см, в которых изображены цифры первого десятка и геометрические фигуры разного цвета. Возле цифры 1 — 1 красный круг. Возле цифры 2 – 2 оранжевых овала. Возле цифры 3 – 3 жёлтых треугольника. Возле цифры 4 – 4 зелёных квадрата. Возле цифры 5 – 5 голубых пятиугольников. Возле цифры 6 – 6 синих шестиугольников. Возле цифры 7 – 7 фиолетовых ромбов. Возле цифры 8 – 8 розовых трапеций. Возле цифры 9 – 9 чёрных полукругов. Возле цифры 10 – 10 коричневых прямоугольников. Таблица висит над доской в групповой комнате. Дети любят с таблицей заниматься в свободной деятельности (Даша, какие фигуры я загадала, если их10), или (Саша, сколько голубых фигур?) Описание работы: данная таблица будет полезна педагогам детских дошкольных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по математике, с помощью таблицы дети закрепляют навыки счёта (прямой, порядковый, обратный), знание цифр первого десятка, геометрических фигур, цвета. Каждое своё занятие по РЭМП я начинаю с этой таблицы. Детям очень нравится. Цель: Развитие математических способностей. Задачи обучения: Обучающие — узнавать и называть 10 цветов радуги. — закрепить знание геометрических фигур. — закрепить знание цифр от 1 до 10. — закрепить умение соотносить цифры с количеством предметов — учить порядковому (прямому, обратному) счёту в пределах 10. — учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов. — закрепить знание понятий справа — слева, между, предыдущее — последующее, маленький (большой) сосед, на 1 больше ( меньше). Развивающие: — развивать умение согласовывать числительные с существительными, в роде и числе,падеже (1 овал, 2 овала). — развивать логическое мышление. — обогащать словарный запас детей. — Устанавливать взаимосвязь между формой и цветом фигур, цветом и количеством фигур, количеством и формой фигур. — развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Воспитательные: — воспитывать умение быть внимательными, думать, проявлять активность мысли, сообразительность. — воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей, не отвлекаясь и не мешая. — воспитывать умение внимательно слушать вопросы взрослого, отвечать четко и внятно. Словарная работа: — цвет, форма, предыдущее, последующее, маленький сосед, большой сосед, между.
Методические рекомендации: — какого цвета круг?-(круг красный, овалы оранжевые, треугольники жёлтые, квадраты зелёные, пятиугольники голубые, шестиугольники синие, ромбы фиолетовые, трапеции розовые, полукруги коричневые, прямоугольники чёрные). — сколько кругов (овалов, треугольников, квадратов, пятиугольников, шестиугольников, ромбов трапеций, полукругов, прямоугольников)?- кругов 1. — какого цвета фигуры показывает цифра 1(2 3 4 5 6 7 8 9 10)- цифра 1 показывает фигуры красного цвета. — какой формы фигуры показывает цифра 1(2 3 4 5 6 7 8 9 10)- цифра 1 показывает фигуры красного цвета. -чего больше овалов или треугольников, почему?- треугольников больше, потому что их 3, а 3 больше, чем 2. — чего меньше ромбов или трапеций, почему?- ромбов меньше, чем трапеций, потому что, число 7 меньше. чем число 8. — назови маленького соседа числа 5 — 4. — назови большого соседа числа 5 — 6 — назови, какой формы фигуры стоят справа от треугольников, и слева от него?- справа стоят квадраты, а слева-овалы. — назови, какого цвета фигуры стоят справа от круга, слева от круга. — назови, какая фигура стоит между треугольником и пятиугольником? — назови предыдущее число цифры 2. — назови последующее число цифры 2. — назови фигуры, которых больше на 1, чем ромбов. — назови фигуры, которых меньше на один, чем прямоугольников. — сколько надо добавить квадратов, чтобы их стало 5. — сколько надо убрать квадратов, чтобы их стало столько-же, сколько треугольников. Круг, квадрат и треугольник Есть овал, прямоугольник. Все фигуры знаем, С ними мы играем. Интересное занятие Нам придумали воспитатели. Закрепляем мы цвета, Таблица — просто красота.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе Математический КВН для детей 6 — 7 лет Конспект НОД — образовательная область Познание в подготовительной группе Обучающие кроссворды для детей 6-7 лет
Развлечение по ФЭМП в подготовительной группе
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Повторение изученного в старшей группе
Конспекты занятий по математике в подготовительной группе по ФГОС
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: Загадки
Конспект НОД по математике в детском саду в старшей группе на тему «Вершина, угол, сторона геометрической фигуры»
Конспект НОД по РЭМП на тему: «Знакомство со временем» для детей подготовительной группы.
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по РЭМП
На тему: «Знакомство со временем» для детей подготовительной группы.
Цель:
Развитие временных отношений у детей подготовительной к школе группы с целью использования времени рационально и точно.
Задачи:
• Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями, деталями часов (корпус, циферблат, стрелки, механизм)
• Учить определять время по часам с точностью до 1 часа
• Поощрять стремление ребенка выражать свои мысли и суждения
• Воспитывать способность и умение беречь время.
Материал и оборудование:
конверт, разрезные картинки на каждого ребенка, простые карандаши, отрывок из мультфильма «Фиксики», цифры 1-12, задания на каждого ребенка на определение времени с точностью до часа, «Найди пропущенное число», часы механические (настенные, наручные), электронные, песочные, часы с кукушкой; посылка.
Ход мероприятия:
Воспитатель: — Ребята, я с утра на своем столе нашла конверт с изображением вот таких непонятных человечков. Вы не подскажите, кто это? (Фиксики).
-А кто такие, Фиксики? (Фиксики — это маленькие человечки, которые прекрасно разбираются в технике и знают как устроены различные приборы и поддерживают их в рабочем состоянии незаметно для людей).
-Ну, хорошо, давайте откроем конверт и посмотрим, что передали для нас Фиксики. (Разрезные картинки и флешка).
Дети собирают разрезные картинки. Получились часы.
Часы- это прибор для определения времени.
Воспитатель: -Для чего нужны часы? По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, в школу, детский сад, когда обедать, когда ложиться спать,по времени мы выполняем определенные дела.
Воспитатель: -Вероятно на флешке записана ценная, познавательная информация о часах.
Просмотр фрагмента из мультфильма «Фиксики» (история возникновения часов).
Воспитатель: — Да, прежде чем появились такие часы, которые сейчас есть в каждом доме, они прошли долгий путь изобретения.
Сюрпризный момент: вносится посылка от Фиксиков (внутри: настенные часы, наручные, песочные, электронные, часы с кукушкой). Дети вместе с воспитателем рассматривают часы.
Часы бывают разные, но все они показывают время.
Воспитатель: — Ребят, давайте посмотрим как устроены часы? (Часы имеют корпус, циферблат, часовой механизм, стрелки:)
-Что вы можете рассказать про стрелки на часах? (Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка показывает минуты(минутная стрелка). Короткая (маленькая) показывает часы (часовая стрелка). Маленькая стрелка двигается медленно, а большая стрелка бежит гораздо быстрее.
Ход занятия
В: Ребята, я смотрю у всех сегодня хорошее настроение. Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие на сказочную поляну. Вы согласны?
Д: Да, мы согласны
В: А поедем мы туда на поезде. Для этого я вам раздам билеты и вы займете свои места. На вашем месте должно быть столько кружков, сколько звездочек на билете. А проверю, свои ли места вы заняли.
Дети занимают свои места под музыку едут.
В: Вот мы и приехали, только почему то нас тут никто не встречает… Ребята, слушайте внимательно загадку про эту сказку:
-1-
Загадка
Мышка дом себе нашла,
Потом лягушка к ней пришла,
В доме том в конце концов
стало много жить жильцов.
Дети: Мы знаем, это сказка «Теремок»
На интерактивной доске появляется картинка из сказки
В: Так вот кто нас тут встречает! Посмотрите, какой красивый теремок у наших героев. А давайте мы с вами вспомним, как все в этой сказке началось…
На интерактивной доске появляется вторая картинка сказки
Физкультминутка:
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, мышка бежит…
— дети идут мелким шагом на носочках.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, лягушка бежит…
-дети прыгают по группе, руки на верху, пальцы растопырены.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, петушок спешит…
— дети разбегаются врассыпную, как петушки, высоко поднимая колени, руками похлопывая себя по бедрам.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, зайка бежит…
— дети прыгают на обеих ногах с продвижением вперед.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, лисичка бежит…
— дети на носочках изображают походку лисы.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, волк бежит…
— дети идут широким шагом, как волк.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, мишка спешит…
— дети шагают вперевалочку.
Залез мишка на теремок и сломал его.
Стали звери строить новый дом:
Стук, стук, по стук, раздается где-то стук,
Молоточки стучат,
Строят домик для зверят,
Вот с такими окнами, вот с такими стенами
и вот с таким замком.
В: Построили звери себе новый теремок.
Стали к ним в гости приходить зверюшки с соседних полян. Очень им понравился такой дружный и веселый теремок. Решили они на своих полянах тоже построить домики. Построили, да вот беда окошек у них не хватило.
Ребята, давайте поможем зверюшкам, вставим окна.
Д: Конечно поможем
В: А где нам можно взять окна?
Д: Окна можно купить в магазине.
В: Правильно, нужно купить столько окон, сколько у нас оконных проемов в домах. А с помощью чего мы узнаем, сколько окон нам нужно купить?
Д: Мы узнаем при помощи фишек.
Воспитатель берет по одной фишке и прикладывает к оконным проемам, проговаривает каждое свое действие. Предлагает одному ребенку побыть в роли продавца. «Идет в магазин»и говорит: «Здравствуйте, дайте мне пожалуйста столько окон, сколько у меня фишек». Ребенок –продавец выкладывает фишки на стол и под каждой фишкой выкладывает окна, тем самым устанавливая взаимно однозначное соответствие.
Далее дети делятся на строителей и продавцов, садятся друг напротив друга, проводят игру, аналогичную показу воспитателя.
В: Молодцы, ребята вы очень помогли зверюшкам, они будут очень довольны. Ой посмотрите, здесь под елочкой стоит посылка и письмо. Хотите узнать, что же в этой посылке.
Д: Хотим.
В. Я сейчас прочитаю письмо. Ребята, это письмо от зверюшек,они пишут: «Спасибо вам, дети, за то, что помогли нам достроить наши домики. В знак благодарности мы прислали посылку с игрушками для каждого из вас. А чтобы узнать, какая игрушка для кого нужно разгадать шифр…
Воспитатель раздает каждому ребенку карточку с условным обозначением предмета (величина, форма, цвет).
Дети расшифровывают игрушку и берут ее. При затруднении воспитатель помогает, задавая ребенку наводящий вопрос.
В: Но нам пора возвращаться в группу.
Дети садятся в поезд и под музыку возвращаются в группу
Ход НОД:«Помоги Крошу попасть домой»
Организационный момент:
(1 слайд)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе необычный гость, к нам в гости пришел сказочный герой, но, чтобы узнать кто он, вы должны отгадать загадку.
(2 слайд)
Я зайка — смешарик,
Похожий на шарик.
Красив и хорош.
Мое имя… (Крош.)
Воспитатель: Правильно, это Крош.
Он мне по секрету сказал, что он не может попасть в свой город мультгероев, потому что ворота закрылись и откроются только тогда, когда он сможет выполнить задания, которые приготовили для него его друзья. Крош долго пытался справиться, но у него ничего не получается, поэтому он пришел к нам, чтобы мы ему помогли выполнить все задания. Ребята, мы же поможем Крошу? (мотивация)
(3 слайд)
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно первое задание.
Экспериментов он любитель,
Домика с рогами житель.
Он — ученый главный наш.
Назови его… (Лосяш.)
Воспитатель: У меня в руках конверт, а в нем много загадок. (Далее предлагаю детям отгадать все загадки).
Загадки:
Стол стоит в моей квартире.
Ножек у стола (четыре)
***
Карнавал. Повсюду маски.
Угадай героя сказки!
— Кто ты, маска? – смело спросим.
Маска, словно цифра (восемь)
***
Сколько есть ушей и глаз
У животных и у нас?
***
Хочу я в школе получать
По всем предметам только (пять)
***
Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра. (три)
***
На ветке сидело два воробья, прилетело еще две синицы, сколько птиц стало на ветке?
Воспитатель: Как здорово вы справились с этим заданием!
Переходим ко второму.
Ребята, сейчас мы узнаем, как зовут еще одного друга Кроша.
(4 слайд)
Без иголок не хожу,
С Крошем-зайчиком дружу.
Немало с ним прошли дорожек.
Кто же я? Конечно… (Ежик.)
Для начала нам надо повторить цифры. (слайд 5)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, ребята, вам надо соединить все точки на рисунке.
(Детям выдаются карточки, на которых изображён незаконченный рисунок – балалайка, дети должны завершить рисунок согласно чередованию цифр).
(6 слайд)
Физкультминутка
РАЗ-МЫ ВСТАЛИ
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
Воспитатель: Ребята, угадайте от кого следующие задание.
(7 слайд)
Сварит вкусное варенье,
Всем поднимет настроение
По хозяйству хлопотунья.
Как зовут ее?. (Совунья.)
Воспитатель: Совунье очень любит яблоки. И в подарок она нам отправила яблоки.
Воспитатель: А сейчас вам необходимо внимательно послушать следующее задание.
(8 слайд)
Я знаток огородных наук,
Всех смешариков я верный друг.
Часто я беру лопату,
А зовут меня… (Копатыч.)
Воспитатель: Капатыч предлагает разделить замечательные яблоки, но не знает, как это сделать. Поможем, ребята. Как можно разделить яблоко поровну?
(Ответы детей).
Верно. Для того чтобы разделить целое яблоко, нужно сначала разрезать пополам.
(За столом дети складывают бумажные яблоки и делят пополам с помощью ножниц).
Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием.
Воспитатель: А теперь послушайте следующее задание.
(9 слайд)
Сочиняю стихи хорошие я.
Вам прочитаю сейчас их, друзья!
Нужно вдохновение, нужен кураж!» —
Так говорит талант наш… (Бараш.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наш Крош очень любит играть в футбол со своим другом Ёжиком и хочет поиграть в него с вами. А футбол этот непростой. Вам необходимо слушать то, что я буду говорить и выполнять действия. Для этого у вас на столе лежат разноцветные футбольные поля и мячи. Возьмите футбольный мяч и поставьте его в левый верхний угол поля. Все справились? Я сейчас проверю. Теперь в правый нижний угол. Затем посередине. Левый нижний угол. Посередине. Правый верхний угол.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на следующее задание.
(10 слайд)
Ворон — главный наш артист,
Весельчак и оптимист,
Достоин дружбы и любви.
Его имя назови… (Кар Карыч.)
Воспитатель: Ребята, Крош говорит, что осталось последнее задание и если вы с ним справитесь, то ворота в город откроются, и он сможет вернуться домой.
— Игра называется «Раскрась фигуру». Ребята перед вами лежат карточки с разными геометрическими фигурами (повторить фигуры). Я сейчас называю фигуру и каким цветом вы должны её закрасить.
Закрасьте все круги красным цветом, квадраты – зелёным, овал – оранжевым, треугольник — синим. Прямоугольник остаётся белым.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня помогли Крошу открыть ворота в город! И он за это нам очень благодарен.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали на этом занятие окончено.
Какое задание было самым трудным?
Какое задание вам показалось самым легким?
(11 слайд)