Ход :
На доске вывешены иллюстрации с изображениями птиц: воробья, вороны, дятла, снегиря, ласточки.
Кого вы видите на картинках? Как вы догадались, что это птицы? (Все с крыльями, все умеют летать.) Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки, жуки? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.) Перья — оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? (Нет, оперение разное). Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему (2 — 3 ответа.)
Ребята, а знаете ли вы, как птица спит (распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло, как купается (влезает ногами в воду, приседает, бьет крылышками по воде, потом приглаживает и сушит перышки). И т. д.
Как вы думаете, почему говорят, и говорят правильно, что птицы — наши друзья? (Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С птицами, радующими окружающих своим щебетанием, веселее, радостнее жить.) В заключение предложить детям рассказать все, что они знают о птицах.
«Знакомство с вороной»
1. Дать знания о птице — вороне, её строении.
2. Познакомить с особенностями поведения (повадками).
3. Активизировать словарь детей за счёт слов: ворона, крылья, летает,
прыгает, каркает.
4. Воспитывать доброжелательное отношение к природе, всему живому.
5. Развивать интерес к жизни птиц.
Ход занятия
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?
Курочка, почему ты такая грустная?
Как же мне не грустить. Снесла я для Деда и Бабы яичко, да не простое, а золотое. Мышка бежала, хвостиком задела, и разбилось мое яичко. Я так ждала, когда вылупятся цыплятки, а теперь я совсем одна осталась. Вот мне и грустно.
Ребята, давайте поможем курочке. Нарисуем для нее желтеньких цыплят.
Вот видишь, курочка, Какие наши дети добрые, и всегда помогают, если кому-то грустно.
Ребята, а чем можно рисовать, кто мне скажет? (ответы детей) Да, правильно, кисточкой, карандашами, фломастером. Но мы сегодня будем рисовать ватными палочками. Посмотрите, ребята, кто это (показывает нарисованного палочкой цыпленка) Правильно, цыпленок, гуляющий на травке. Этот желтенький цыпленок нарисован на зеленой бархатной бумаге, вот такой ватной палочкой. Смотрите, как я буду рисовать; сначала обмакиваю палочку в желтую краску, и на середине бумаги из точек делаю круг; потом такими же точками заполняю этот круг. Скажите, а что еще бывает у цыпленка? Правильно (лапки, клювик, глаза, это я нарисую фломастером. Вот какой красивый и пушистый получился у меня цыпленок. Ребята, каким цветом я рисовала цыпленка? Какого цвета фломастеры я использовала для клюва, лапок и глаз? А теперь, займите свои места за столом и приступите к работе. (дети начинают рисовать, а воспитатель водит курочку и если нужно, помогает ребятам. После окончания рисования все рисунки выставляются на столик, а на середину ставится курочка. Курочка хвалит всех детей и благодарит.
Наблюдение за птицами на прогулке
Цель: расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.
Наблюдение: Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла,им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц.
Наблюдение за птицами во время кормления
Цели: прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе.
Ход занятия:
Приходит Буратино и говорит, что по дороге в детский сад встретил чудовище.Описывает его: оно большое, серого цвета, чёрные крылья, две ноги, на голове большой клюв.
— Как называется эта птица? (вывешивается изображение вороны) Буратино спорит с ребятами, что она большая. Дети доказывают игровому персонажу, что ворона — это птица. Называют существенные признаки (крылья, клюв, перья). Обсуждают размер крыльев, цвет крыльев.
Воспитатель рассказывает о том, чем питается ворона.
Буратино: Ребята, а каких птиц вы ещё знаете?
Воспитатель с детьми вспоминают снегиря (вывешивается картинка снегиря). Буратино предлагает поиграть в птиц.
Подвижная игра «Ворона»
Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука , учить говорить то громко, то тихо. Xод игры:
Xод игры:
Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны: «Кар-кар-кар!» (громко) Целый день они кричали,Спать ребятам не давали: «Кар-кар-кар!» (громко) (дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)Только к ночи умолкают и все вместе засыпают: «Кар-кар-кар!» (тихо) (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают).Буратино: Спасибо ребята, что помогли мне разобраться, что ворона это птица, а не чудовище. Вы все молодцы! До свидания!
ООД Аппликация: «Скворечник для птичек»
Задачи: — продолжать учить наклеивать готовые формы на ограниченную поверхность.
-развивать потребность в самостоятельности
Ход наблюдения
Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые). Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку
Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По двору гуляет, крошки подбирает
Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)
Как птицы кричат? Как прыгают? Чик- чирик к зернышкам – прыг. Кто же это? (Воробей)
Подвижные игры
«Воробушки и автомобиль»Цель: развитие умение действовать по сигналу в ходе движения.
«Воробушки и кот»Цель: закрепление умение прыгать со скамьи, отталкиваясь одновременно двумя ногами и приземляться на носки.
«Птички в гнёздышках»Цель: развитие внимания и умение действовать по сигналу.
«Сова»
В лесу темно, все спят давно. (Дети стоят полукругом, изображая спящих птиц). Все птицы спят, одна сова не спит, Летит, кричит, Совушка-сова, Большая голова, на суку сидит, (Дети изображают сову в соответствии с текстом). Головой вертит, вовсе стороны глядит, Да вдруг как полетит!
«Сказочные птицы»
Вот на ветках, посмотри, (опущенными руками хлопают себя по бокам)
Сказочные птицы (показывают грудку руками)
Распустили пёрышки (потряхивают кистями рук)
Греются на солнышке,
Улететь хотят.
Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками) За метелью, за метелью.
Пальчиковая гимнастика
«Птичка»
Птичка-птичка — водим пальчиком по ладошке
Вот тебе водичка! — барабаним пальчиками по ладошке
Вот тебе крошки на моей ладошке — стучим пальчиками по ладошке.
«Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами — указательным и средним — каждой руки,
Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки,
А за ней ребятки — Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши,
Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки,
Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола,
Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой — указательный, большой средний и т. д.).
«Ути»
Ути-ути, полетели (машем руками ребенка).
На головушку сели. (Кладем ладони ребенка ему на голову). Поклевали, поклевали (“Клюём голову ребенка его пальцами).
И домой улетали (Руки с головы “слетают”).
«Петя-петушок»
Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)
Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук); Шелкова головушка (гладим по голове)
Масляна бородушка (гладим по подбородку);
Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх) голосисто поешь, детям спать не даешь (руки складываем под щекой)
Работа с родителями (домашнее задание) – изготовление кормушек, скворечников, рисунков, поделок по теме
Загадки про птиц
Во дворе я — королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна.
(Ворона)
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
(Грач)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка)
Это кто под нашей крышей
Маленький слепил домишко?
Из окошка уже слышен
Чей-то звонкий голосишко.
(Ласточка)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет.
(Петух)
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня. (синичка).
* * *
С грудкой желтой знаем птицу,
Называется. (синица).
* * *
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется. (синица).
* * *
На шесте — дворец,
Во дворце — певец.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (снегири).
* * *
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Итогом нашего проекта является:
создание «лэпбука» о птицах