Методы и приёмы развития речи дошкольников

Рассмотрим два вида анализа: самоанализ и анализ коллег

Подготовительный класс в детском садике создан для подготовки к школе. Главная цель — воспитание ребенка и развитие речи, умения выражать свои мысли, общаться со сверстниками.

Контрольный урок в детском саду

Используя пример анализа, воспитатель может проверить себя самостоятельно на соблюдение требований программы, или пройти официальную проверку.

В ходе проверки ведется наблюдение за ходом занятия и ставится оценка по всем пунктам:

  • раскрыты цели и задачи урока;
  • воспитатель разъясняет материал доходчиво, интересно и содержательно;
  • дети заинтересованно слушали текст, поняли его смысл и смогли пересказать;
  • воспитанники научились слушать ответы друг друга и давать подсказки, а также отвечать самостоятельно.

В ходе урока должна быть достигнута главная цель — пересказ ребенком небольшого текста.

Схема анализа занятия по развитию речи в средней группе

Занятие НОД состоит из трех этапов и оценивается по шаблону.

Этапы занятия:

  1. Формирование мотивации к занятию, приглашение детей для чтения сказки.
  2. Фиксация цели урока в устной форме перед детьми.
  3. Урок и подведение итогов.

Занятие по развитию речи

Воспитатель, который проводит анализ, заполняет шаблон документа для проверки и оценивает работу в группе. В шаблоне представлены следующие пункты для анализа:

  • создание воспитателем подходящей атмосферы для занятия;
  • дети дают односложные или многосложные, развернутые ответы;
  • ребята открыто ведут диалог, контактируют с другими детьми из группы;
  • насколько хорошо дети воспринимают информацию, которую доносит до них педагог;
  • развивается ли речевой аппарат детей, выполняют ли они специальные упражнения;
  • проводится ли индивидуальная работа с отстающими детьми;
  • соблюдена ли структура урока, смена деятельности и динамическая пауза;
  • сохраняется ли интерес детей на протяжении всего занятия.

В конце документа проверяющий ставит свою подпись под словами «Анализируя проведенную деятельность в группе, считаю, что поставленная цель и задачи были достигнуты в полной мере».

Схематичный план анализа занятия по развитию речи в старшей группе

Для контрольного урока выбирается особая, связная тема, для развития навыков чтения и речи.

Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.

Важно! Дети, посещающие сад, проходят подготовку к школе в старшей группе, поэтому, основная задача педагога — оказание помощи тем воспитанникам, которые испытывают трудности в произношении и понимании смысла прочитанного, а также общая комплексная работа со всеми детьми по формированию навыков чтения. Схематично план для анализа урока выглядит следующим образом:

Схематично план для анализа урока выглядит следующим образом:

Шаблон для проверки

В ходе занятия в ДОУ оценивается, прежде всего, работа преподавателя по следующей схеме:

  1. Умение точно и логично объяснить материал.
  2. Восприятие психического состояния ребенка: вовлеченность, усталость, тревога, раздражительность;
  3. Наличие педагогического такта, выразительной речи;
  4. Способность правильно организовать занятие;
  5. Контроль учебного процесса педагогом.

Дополнительная информация! По результатам проверки выставляется общая оценка.

Шаблон анализа занятия в подготовительной группе

Для проведения анализа занятия в подготовительной группе ДОУ нужно воспользоваться следующим шаблоном:

Анализ непрерывной образовательной деятельности в старшей группе МБОУ «название сада»

  1. Общие сведения: возраст детей, ФИО воспитателя, образовательная область «Развитие речи», тема и цель занятия.
  2. Соответствие занятия действующим нормам ФГОС, взаимодействие между взрослым и ребенком, соответствие комплесно-тематическому принципу.
  3. Наблюдение за ходом занятия.
  4. Использованные приемы и методики.
  5. Анализ деятельности воспитателя.
  6. Рекомендации по итогам проверки.

В конце документа ставится фамилия и подпись проверяющего.

Для чего деткам нужно развивать речь в детсаду

Во время занятий по развитию речи детки дошкольного возраста смогут четче произносить звуки, а также расширят границы своего словарного запаса. Таким образом крошки осваивают речевую грамоту, учатся строить диалоги со сверстниками, а также совершенствуют грамотность. Занятия проводятся в игровой форме и в виде театрализованных представлений, во время которых малыш может повысить знания культуры.

Основной акцент в таких программах делается именно на формировании связного донесения мыслей и умения строить предложения в любой ситуации. Таким образом малыши учатся получать и обрабатывать услышанную информацию, а затем грамотно излагать ее. Уровень развития речи крохи свидетельствует о ее воспитании и даже логическом мышлении.

Детские психологи настоятельно рекомендуют закладывать «речевой фундамент» еще в дошкольном возрасте, так как тогда малыши наиболее восприимчивы к новой информации. В последнее время увеличилось количество деток с отставанием и дефектами в разговоре, которые возникают из-за интеллектуальной задержки в развитии. Если вовремя не решить данную проблему, ребенок может испытывать дискомфорт при общении со сверстниками в школе, а то и стать объектом насмешек и издевательств.

Вместе с этим ищут и читают:

Проверить очередь в детский сад через интернет и Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей

Способы обучения детей грамотной речи воспитателем

Большую роль в развитии речи детей дошкольного возраста играют воспитатели. В связи с этим к культуре речи педагогов предъявляются особые требования. Общение между воспитателями и детьми происходит как на бытовом уровне, так и в плане учебной программы. Потенциал речевой среды дошкольников зависит напрямую от качества речи педагога.

Цели и задачи формирования речи дошкольников

Целью речевого развития в дошкольном возрасте является формирование правильной и грамотной речи с учетом возрастных особенностей. В теории педагогики существуют три аспекта задач развития речи:

  • структурный — основан на формировании фонетического, грамматического и лексического языкового уровня;
  • коммуникативный — развитие навыков владения языком, коммуникативных функций, умения связывать предложения в целостный рассказ, познание форм общения;
  • познавательный или когнитивный — этот аспект формирует способности к осознанию явлений речи и языка.

Важно! Основная работа по развитию речи должна вестись в направлении формирования навыков устного речевого общения. Уровень речевого воспитания тесно связан с развитием мышления, формированием основ нравственности и эстетики

Логопедические занятия в саду

Создание условий формирования у детей навыков правильного звукопроизношения

Родители и воспитатели должны осознавать ответственность за воспитание чистоты речи у детей с ранних дней жизни. Все возрастные отклонения в произношении уходят у детей к возрасту пяти лет. Но процесс не может проходить самостоятельно. Связная и грамотная речь формируется на примере взрослых.

Педагоги и родители обязаны создать такие условия, в которых ребенок будет слышать только грамотную речь. Очень важна и окружающая среда. Нельзя с малышом сюсюкаться в семье. Такой способ общения приведет к тому, что будет развиваться неправильное звукопроизношение.

Важно! Часто родители делают большую ошибку. С целью обучения ребенка они заставляют его заучивать сложные и длинные стихи

Это приводит к перегрузке. Такое средство может только усугубить проблемы с произношением. Любое занятие должно соответствовать возрасту ребенка, и быть ему интересным.

Речь ребенка в год

Воспитатели детского сада должны контролировать процесс формирования у детей грамотного произношения с раннего возраста. По проекту обучения, как на занятиях, так и на прогулках, должны проводиться наблюдения

В общей системе работы важное место занимают игры, чтение сказок, стихов, проведение бесед

Создание естественной среды в саду

Принципы выявления нарушений и их коррекции

В процессе наблюдения за детьми, анализа их произношений, педагоги используют диагностический способ для выявления нарушений.

В состав основных принципов коррекции речевых нарушений входят следующие:

системность — при проведении диагностики необходимо воздействовать на все компоненты речи, включая структуру;
принцип развития — важно определить основное нарушение и направлять на него всю работу;
комплексность — работа по логопедической направленности должна вестись в комплексе с медицинским и психологическим воздействием;
принцип взаимосвязи речи и психологии — логопед должен проводить корректировку и тех отклонений в развитии, которые мешают правильному функционированию речевой деятельности.

В работе по коррекции звукового произношения используются практические и словесные методы.

Анализ произношения детей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: