Дидактическая игра «Шарики»
На занятии закрепляются знания по темам «Цвета», «Большой и мелкий», «Длинный и короткий».
Цель дидактической игры «Шарики» – формирование умения определять предметы по цвету, величине.
Задачи:
- формирование умения различать и распределять предметы по четырем базовым цветам – красному, зеленому, синему, желтому;
- развитие умения сравнивать объекты по величине;
- расширение словарного запаса, включение в индивидуальный словарь названий колеров;
- развитие умения обнаруживать внешние сходства и различия, отражение этой способности в речи;
- развитие внимания, моторики пальцев рук, способности логически мыслить.
Первый вариант игры – «Разноцветные шарики»
Необходимо подготовить игровое поле, разбитое на 4 сектора основных цветов, а также небольшие шарики, соответствующие расцветке секторов.
Задача игры – научить детей определять цвета. Педагог просит воспитанников распределить предметы, находящиеся вперемешку в коробке, по секторам.
Второй вариант – «Воздушные шарики»
Для дидактической игры «Воздушные шарики» необходимо взять 6 шаров: по 3 красных, желтых и синих. Каждую тройку надуть так, чтобы один экземпляр оказался большим, второй – средним, третий – маленьким. Вместо настоящих резиновых изделий можно взять вырезанные из картона. Также нужны 9 атласных лент: по 3 коротких, средних и длинных соответствующего цвета.
Воспитатель просит игроков назвать, какие по окраске и величине шарики они видят, как различаются ленточки по длине. Далее дети:
- Раскладывают шары по цвету.
- Разделяют большие, средние и мелкие экземпляры.
- Распределяют красные, желтые и синие.
- Подбирают ленты по колеру и длине.
Третий вариант – «Найди пару»
Игра улучшает зрительное и тактильное восприятие, моторику пальцев. Для ее проведения необходимо купить 18 воздушных шаров: по 3 определенного колера – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, фиолетового. По 2 экземпляра разного цвета заполнить одинаково:
- макаронами;
- фасолью;
- горохом;
- галькой;
- бисером;
- пуговицами;
- мукой;
- гречкой;
- рисом.
Также нужно подготовить аналогично окрашенные ленты.
Воспитатель просит участников разложить шарики по цветам. Найти среди них те, у которых одинаковое содержимое. Дети ощупывают шары, распределяют их по парам. Затем педагог просит привязать ленточки аналогичного цвета. Выполняя задание, детсадовцы проговаривают вслух, какого цвета шары, что внутри них.
Ход образовательной деятельности.
Звучит спокойная музыка. В группу входит грустный Зайчик.
Воспитатель: Вы узнали, дети, кто это?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Ребята, давайте с Зайчиком поздороваемся.
Игра «Здравствуйте».
Здравствуйте ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте ножки
Топ-топ-топ!
Здравствуйте щечки
Чмок-чмок-чмок!
Здравствуй мой носик
Би-би-би!
Здравствуй, Зайчик! (Разводят руки, здороваются с Зайчиком)
Воспитатель: Зайчик грустный. Спросите у него, почему он грустный?
Дети: Зайчик, почему ты грустный? Кто тебя обидел?
Зайчик: У меня сегодня день рожденье. Я купил воздушные шары, чтобы украсить свой домик, а лиса меня обхитрила и забрала шарики. Где их искать я не знаю. (Зайчик плачет)
Воспитатель: Ребята, поможем зайки-побегайки? Давайте расскажем зайчику стихи, чтобы стало ему веселее. (Дети рассказывают знакомые стихи)
Воспитатель: Ребята, смотрите, Зайчик не улыбается, тогда надо отправляться искать Зайкины шарики. Дети, слышите, что-то гудит. Что это гудит?
Дети: Машина, самолет, паровоз.
Воспитатель: Это машина. Она нас приглашает покататься. Берите рули и поехали искать шарики. (Дети двигаются под музыку)
Звучит музыка, дети передвигаются по группе.
Воспитатель: Дети мы приехали на лесную полянку. А вот смотрите и воздушные шарики. Какого они цвета? Сколько их?
Дети: Красные, желтые, синие. Шариков много.
Воспитатель: Давайте прикрепим шарики к ниточке, чтобы они не улетели. Какого цвета шарик к такой ниточке его и прикрепляем.
Дидактическая игра «Воздушные шары».
Воспитатель: Зайчик, смотри, сколько мы шаров нашли. Это твои?
Зайчик: Нет, у меня были другие не бумажные.
Воспитатель: Тогда поедем дальше. Сели в машину и поехали. (Звучит музыка, дети двигаются по группе)
Воспитатель: Смотрите, ребята, ежик! Здравствуй ежик! Мы ищем воздушные шарики их лисичка забрала, а у тебя есть шарики?
Ежик: Да, вот в стаканчиках.
Дети подходят к столу. На столе стоят стаканчики с водой и соломинками.
Воспитатель: Дети, что в стаканчике?
Дети: Вода.
Воспитатель: А какая водичка?
Дети: Чистая, теплая.
Воспитатель: Посмотрите, вы видите меня сквозь стакан с водой?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему?
Дети: Вода прозрачная.
Воспитатель: Приблизьте стакан с водой к носу. Она пахнет?
Дети: Нет.
Ежик: Зайчик, ребята, вы любите играть с водой?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте позабавимся с водичкой, покажем зайчику воздушные шарики. Возьмите соломинку и подуйте на ладошку. (Дети дуют в соломинку)
Воспитатель: Теперь мы можем выдувать воздух. Если подуть на водичку через соломинку, то тоже получатся шарики.
Дети выполняют опыт «Фонтанчик».
Ежик: Ну, что зайчик, это твои шарики?
Зайчик: Нет, это не мои шарики.
Воспитатель: Не расстраивайся, зайчик, сейчас отдохнем и отправимся дальше в путь.
Физминутка «
Воспитатель: Ребята, сели в машину и поехали. (Под музыку дети двигаются по группе)
Воспитатель: Зайчик, дети какая красивая коробка. Здесь, наверное, лежат твои шарики. (Воспитатель открывает коробку и достает мыльные пузыри)
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Мыльные пузыри.
Воспитатель: Я предлагаю вам надуть мыльные пузыри. (Дети берут палочки с колечками на конце и надувают мыльные пузыри)
После выполнения эксперимента ведется обсуждение.
Воспитатель: Какие по размеру пузыри?
Дети: Большие и маленькие.
Воспитатель: Почему увеличился пузырь? (Воздух туда проник)
Воспитатель: Откуда взялся воздух? (Мы его выдохнули из себя)
Почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (Разное количество воздуха)
Воспитатель: При попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Что вы пробовали надувать?
Дети: Мыльные пузыри.
Воспитатель: Зайчик, мы нашли твои шарики?
Зайчик: И это не мои шарики. (Зайчик плачет).
Вбегает в группу лисичка с воздушными шариками.
Лиса: Какие у меня красивые шары, а Зайца нет. Буду с ними одна играть.
Воспитатель: Лисичка, здравствуй! Ты зачем у зайки шарики забрала? Нельзя обижать никого, надо играть вместе.
Лиса: Ну, прости меня Зайчик. Я больше не буду так делать. С днем рождения тебя!
Зайчик: Спасибо, ребята! Вы настоящие друзья.
Воспитатель: Ребята, лисичка, давайте Зайчику споем «Каравай».
Дети исполняют игру — песню «Каравай».
Зайчик раздает детям угощение.
Ход занятия:
Приветствие «Все захлопали в ладоши»
Все захлопали в ладоши,
Дружно, веселее!
Застучали наши ножки,
Громче и быстрее!
По коленочкам ударим.
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем,
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки.
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.
— Вот перед вами цифра три. Давайте наклеим на нее три звездочки.
Воздушный шар
Дидактическая игра «Воздушные шары»
— К воздушным шарам нужно прикрепить корзины. Сколько у нас воздушных шаров? Три. Можно сказать. Что они одинаковые? Нет они разные. Покажите самый большой шар, средний, самый маленький.
Посадите в корзину с цифрой «1» одну матрешку, в корзину с цифрой «2» посадите две матрешки. А сколько матрешек посадим в корзину с цифрой «3»? три матрешки.
Дидактическое упражнение «Сколько фасолин в шарике?»
— Потрогайте пальчиками и покажите мне шарик, в котором только одна фасолинка. А теперь покажите шарик, в котором фасолинок много.