Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей средней группы
Картотека дидактических игр по ФЭМП
для средней группы
» Что длиннее, шире?»
Цель:
Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», «длиннее», «широкий», «узкий.
Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.
«Что изменилось?»
Цель:
развить внимание и память детей. : Дети образуют круг
Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга.Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти), но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности
: Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга.Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти), но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.
«Которая игрушка спрятана?».
Цель:
Закрепление порядкового счета.
Игрушки разного размера и формы стоят на столе на одной линии. Дети смотрят на игрушки, пересчитывают их, запоминают. Один из играющих выходит из комнаты, а в его отсутствие дети прячут какую-нибудь игрушку. Вернувшийся в комнату ребенок должен вспомнить, какой по счету (а затем и по размеру) игрушки на столе не стало.
«Кому сколько?»
Цель:
Усвоить понятие «сколько»
Ведущий раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д. В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках может несколько раз повторяться. К детям среднего дошкольного возраста предъявляются более высокие требования в овладении пространственными ориентировками.
«Что где находится?»
Цель:
Упражнять в определении пространственного расположения предметов по отношению от себя «впереди», «сзади», «перед», «слева», «справа», «вверху», «внизу».
Материал:
Игрушки
: Ребенок останавливается в определенном месте комнаты и пересчитывает предметы находящиеся впереди, сзади, слева, справа.
«Когда это бывает?»
Цель:
Уточнить и углубить знания детей о временах года.
: Воспитатель называет время года,(показывает картинку) а дети отвечают, что бывает в это время года и что делают люди.
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель:
Закреплять понятие о таких категориях, как «вчера», «сегодня», «завтра»
Материал:
Мяч
Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим и говорит: «Мы лепили…когда». Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечает на вопрос «когда?»
Мы пойдем гулять в парк….(сегодня)
Мы навещали бабушку….(вчера)
Мы будем читать книгу…(завтра)
Дидактическая игра «Разложи на множества»материал
Дидактическая игра
«Разложи на множества»
Описание материала: Материал предназначен для детей подготовительной группы, для закрепления темы «Множество».
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «Множество».
Программные задачи:
— закреплять умение детей формировать множества по определенным признакам;- формировать умение детей определять множества с наибольшим, со средним и наименьшим числом элементов;
— упражнять детей распределять элементы между множествами, которые находятся между собой в определенных отношениях (объединение множеств, пересечение множеств, подмножество – множество, которое является частью другого множества);
— формировать учебные навыки;
— развивать логическое мышление, память, воображение;
— воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
Планируемый результат: умение детей определять множества, видеть элементы и взаимосвязь между элементами различных множеств.Оборудование и материалы:
цифровой образовательный ресурс «Мир информатики», набор предметов, листочки с заданиями для детей, цветные карандаши.Ход:- Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Разложи на множества». Подойдите ко мне. На столе лежат предметы. Образуйте из этих предметов множества.
— Сколько множеств у вас получилось? Какие это множества? Сколько элементов в каждом множестве?
Ответы детей.
— Хорошо, ребята! А сейчас ещё раз посмотрите на эти же предметы и попробуйте образовать другие множества.
— Какие множества у вас получились? Сколько элементов в каждом множестве?Ответы детей.
— Вывод: Из различного набора предметов можно создавать различное число множеств на основе общих свойств или признаков.- Ребята, присаживайтесь за столы. Продолжаем играть дальше. Посмотрите на первый листочек с заданием. Какие множества здесь вы видите?
Ответы детей.
— Сейчас вы должны взять красный карандаш и закрасить элементы множества с наибольшим числом элементов. Какое множество самое большое и почему?Ответы детей.
— Ребята, теперь вы должны найти множество со средним числом элементов и закрасить эти элементы жёлтым цветом. Какое это множество и почему?Ответы детей.
— Теперь найдите множество с наименьшим числом элементов и закрасьте элементы этого множества в зелёный цвет.
— Молодцы! Переходим ко второму заданию на листочках.
Посмотрите: на листочках изображены предметы и 2 пересекающихся кружочка. Каждый кружочек – это множество. Прочитайте названия множеств. Теперь стрелочками от каждого предмета вы должны показать, какой предмет в какое множество должен быть помещён. Не забудьте про область пересечения двух множеств.
— Ребята, расскажите, что за множества у вас получились и сколько элементов содержит каждое множество.
Ответы детей.
— А что вы поместили в область пересечения двух множеств и почему?Ответы детей.
— Ребята, вы справились с предложенными вам заданиями. Давайте сейчас перейдём к компьютерным столам. На рабочих столах уже открыты задания, где вы должны будете составить множества из предложенных вам элементов. Элементы располагаются в правой части экрана, нажимая на левую кнопку компьютерной мыши, вы должны перемещать предметы в левую часть экрана, там будет находиться кружок или несколько кружочков, символизирующих собой множества.
— Задание 1: составьте из соответствующих элементов множество, являющееся объединением двух множеств – множество рыб и множество птиц.
— Сколько элементов в данном множестве у вас получилось? — В данном случае при объединении двух множеств мы получили множество живых существ.
— Задание 2: составьте множество живых существ, выделив подмножество – множество птиц.
— Сколько элементов у вас получилось во множестве птиц, а сколько во множестве живых существ?
Ответы детей.
— Задание 3: составьте множество предметов, сделанных человеком, выделив два подмножества — множество посуды и множество игрушек.
— Сколько элементов у вас получилось во множестве посуды, сколько во множестве игрушек, а сколько во множестве предметов, сделанных человеком?
Ответы детей.
— Задание 4: составьте множества обитателей моря и множество млекопитающих, не упустите момент, что здесь есть область пересечения этих двух множеств.
— Сколько элементов у вас получилось во множестве обитателей моря, а сколько во множестве млекопитающих?
Ответы детей.
Сколько элементов у вас получилось во множестве обитателей моря, а сколько во множестве млекопитающих?
Ответы детей.
Дидактическая игра»Один-много»
Дидактическая игра «Один-много» для дошкольников 6-7 лет
Играем — речь развиваем.
Известно, что прочные знания, умения и навыки дети приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Особая роль в развитии интереса у дошкольников принадлежит игре. Успешное речевое развитие зависит от восприятия ребёнком окружающего мира,предметной деятельности. Предлагаю описание практического игрового материала по развитию и коррекции словаря дошкольника
Использование игрового материала поможет логопедам, воспитателям, родителям усвоить вместе с детьми значение слов, приобрести знания об особенностях усвоения словаря в игровой форме, ясно представить основные направления работы по формированию словаря.Цель: ознакомление с игровым материалом по формированию словаря у детей;Задачи: -формировать грамматический строй речи,лексическую систему слов; -закрепить умения согласовывать слова; -развивать внимание,память,мышление,речь;Этапы работы: -ознакомление с новым словом; -уточнение значения слова; -закрепление изученного материала; Рассмотрим игровое упражнение«Один-много» ,направленное на развитие словаря.Игра «Один-много»Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;Оборудование: мяч,предметные картинки;Ход игры: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч,ребёнок должен бросить мяч обратно,назвав при этом множественное число.Целесообразно провести игру в виде загадок с применением наглядных,красочных картинок.Чтоб вы могли меня понять, Придётся вам загадки отгадать. У каждого слова своё значение, На что указывает слов предназначение.Лёгкий,воздушный, Ветерку послушный
Надутый-он летает, А сдутый-отдыхает. Если сильно по нему хлопнуть, То он тут же может лопнуть.(Шар) (показываем картинки детям)-Шар один-Шаров много
Он старенький-маленький, А новый-большой.
Реклама 14
Бывает простой он, Бывает цветной. Поможет в тетради мне написать, Картинку раскрасить,нарисовать. Он на уроке будет со мной, Мой Друг.И помощник в учёбе он мой.(Карандаш)-Карандаш один-Карандашей много
Оно на дереве в саду созревает, Вкус и цвет плода разным бывает. И кислое,и сладкое- На вкус оно приятное. Зелёного,жёлтого,красного цвета, Полезно оно!Все знают про это.(Яблоко)-Яблоко одно-Яблок много
Разноцветный колобок, Он тебе подставит бок, Он и боли не боится, Любит прыгать и катиться! Кто же весело так скачет?- Мой весёлый,круглый… (Мячик)-Мяч один-Мячей много
Появились у соседки- Доброй курицы-наседки, Яркие пушистые Солнышки лучистые. Славные ребятки Жёлтые….(Цыплятки)-Курица одна,цыплят много