Приёмы в работе на занятии по физической культуре в старшей группе
Набор приёмов в любой образовательной деятельности будет идентичен. Различаться будет только степень актуальности каждого.
Речевые приёмы
Для спортивных занятий словесные приёмы не несут такой смысловой нагрузки, как, например, для уроков по развитию речи. На физкультурных занятиях из группы речевых способов взаимодействия с детьми используются:
загадки, стихотворения для мотивации малышей и включения их в работу (например, перед эстафетой своим воспитанникам я рассказываю стихотворение «Я бегом наслаждаюсь, Бегу, бегу, бегу! Земли едва касаюсь, Как будто я лечу! Свободные движенья, Мне дышится легко! В отличном настроенье Бегу я далеко»);
инструктаж по выполнению задания (например, в игре «Машина» педагог разъясняет, что дети по очереди берут круг-руль, крутят его и продвигаются, обращая внимание на повороты, остальные дети при этом двигаются вслед за «машиной»);
чтение (для отработки этого навыка у детей, к примеру, при зачитывании инструкций на станциях весёлых стартов, но всё же этот словесный приём на физкультурных занятиях используется крайне редко).
Наглядные приёмы
Эта группа приёмов в старшей группе представлена атрибутами для выполнения упражнений:
- мячами;
- скакалками;
- кеглями;
- гимнастическими палками;
- мешочками для метания;
- нестандартным реквизитом, о котором говорилось выше;
- мягкими блоками;
- ковриками и пр.
При этом актуальность картинок с иллюстрациями порядка выполнения упражнений по сравнению со средней группой значительно снижается, так как детям старшего дошкольного возраста уже вполне достаточно демонстрации и объяснения.
Основным наглядным приёмом на занятиях физкультурой является демонстрация
Игровые приёмы
Учитывая суть физкультурных занятий, наиболее востребованными, конечно, будут подвижные игры. Следующий приём, занимающий вторую ступеньку пьедестала, это сюжетно-ролевые игры. С их помощью либо педагог презентует тему занятия, а также раскрывает суть заданий, действуя от лица сказочного персонажа, либо дети сами примеряют на себя роли и выполняют задания от их имени. Так, например, в моей практике было проведение открытого урока, в котором мы с детьми разыгрывали весёлые старты от лица героев сказки Н. Носова «Приключения Незнайки».
Что касается дидактических игр, то их цели и задачи реализуются в рамках проведения физкультурных занятий лишь опосредованно. К примеру, в игре «Найди пару» дети повторяют, какие атрибуты для какого вида спорта нужны: малыши делятся на две команды, одни получают карточки с изображением спортивного антуража, а вторые — с реквизитом для игр. По сигналу педагога дети должны объединиться в пары.
Практические приёмы
- рисунки;
- аппликации;
- поделки.
Стоит отметить, что в старшей группе этот список пополняется таким приёмом, как проект:
- дети получают задачу (к примеру, рассказать о каком-либо виде спорта);
- ищут материал, отбирают, по их мнению, интересное и полезное;
- систематизируют его, группируя в блоки;
- оформляют в соответствии с выбранной формой презентации работы (стенгазета, буклет, лэпбук).
Проектным заданием может быть помощь воспитателю в создании лэпбука
Индивидуализация заданий
У всех детей уровень физического развития разный, а значит, и на отработку того или иного упражнения каждому малышу требуется разное время. К тому же, как отмечалось выше, к старшей группе некоторые дети начинают посещать спортивные секции, что отражается на мотивации к выполнению заданий: например, мальчик, посещающий футбольную секцию, будет с удовольствием участвовать в играх с мячом, но при этом может неохотно выполнять упражнения на метание. Нельзя также не учитывать и разность темпераментов: холерики включаются в работу и переключаются с задания на задание быстрее, чем это делают флегматики. Таким образом, индивидуализация работы на занятиях по физкультуре — необходимая составляющая методической работы педагога, которая может реализовываться при помощи:
- заданий разного уровня сложности (если у ребёнка не получается, например, в упражнении на равновесие переставлять ножки по верёвке, стоит отработать эту задачу без верёвки, на ровной поверхности, можно даже на узоре ковра);
- варьирования скорости выполнения заданий (если малышу не даётся попадание мячом в цель, то стоит дать ему возможность ещё 2–3 раза проработать это задание, а уже затем переходить к следующему);
- создания ситуации успеха (на занятии дети должны включаться в разноплановые упражнения, в которых каждый смог бы проявить себя).
В контексте индивидуального подхода задача педагога состоит в том, чтобы найти для каждого малыша задание по душе
Методика проведения открытого занятия по физической культуре в старшей группе
Для того чтобы продемонстрировать, чему дети научились за определённый отрезок образовательного процесса, проводятся открытые занятия, которые имеют такую же структуру и временной план, как и обычные. Показательные физкультурные уроки в старшей группе обычно организуются два раза в год. Во время подготовки открытого занятия педагог придерживается следующих правил:
- не включает задания, которые малышами ещё не выполнялись (для старшей группы это условие касается, прежде всего, упражнений с комбинацией движений и разными атрибутами);
- не выбирает в качестве показательного первый урок в теме;
- делает занятие сюжетным (например, путешествие в страну Спорт для знакомства с разными видами спорта, или приключения с Лунтиком на планете Здоровья).
Открытое занятие строится на знакомых детям упражнениях, в которых они умеют работать синхронно
Виды физкультурных занятий и упражнений
В практике работы современных ДОУ используется семь видов занятий по физкультуре. Они носят интегрированный характер, так как объединяют собой реализацию целей разных образовательных областей (развития речи, социально-коммуникативного направления, познания и др.):
- традиционные, сочетающие общеразвивающие упражнения с заданиями на отработку скорости бега, ходьбы, упражнениями с мячом, на развитие внимания, а также релаксационные приёмы (в форме дыхательной гимнастики, например);
- ритмическая гимнастика под музыку (упражнения в этом виде занятий носят общеразвивающий характер, могут проводиться хореографом);
- походы (обычно этот вид занятий практикуется весной, летом и, как правило, строится на преодолении полосы препятствий, включающей, например, беговые, прыжковые упражнения, а также задания на метание);
- самостоятельные занятия, суть которых в том, что дети выполняют знакомый им набор упражнений без руководства со стороны педагога, ориентируясь на план и малышей, объявляющих задание, а также при необходимости показывающих его (такие уроки в старшей группе только начинают вводиться в практику);
- танцевальные уроки, на которых дети отрабатывают танцевальные движения (как правило, такой вид физкультурного занятия практикуется перед проведением утренника, когда педагогу требуется отработать с малышами все танцевальные элементы сценария);
- сюжетно-ролевые занятия (обычно этот вид занятий проводится в форме открытых, на которых дети действуют от лица персонажей, а выполнение всех заданий подчиняется развитию сюжета);
- игровые (строятся на участии малышей 5–6 лет в разных видах подвижных игр).
По виду атрибутов для выполнения упражнений занятия могут быть:
- со стандартным оборудованием (мячами, скакалками, кеглями и пр.);
- с нестандартным оборудованием (султанчиками, бильбоке и пр.);
- смешанного типа (на уроке представлены оба вида атрибутов).
Примеры нестандартных атрибутов
Сделать интересный реквизит для выполнения физических упражнений несложно. К тому же к этой работе можно подключить детей и родителей.
«Султанчики»
С такими интересными атрибутами дети могут выполнять и пальчиковую гимнастику, и играть в подвижные игры
Материалы:
- капсулы от киндер-сюрприза;
- полиэтиленовый пакет, разрезанный на полоски;
- карандаши;
- шило;
- скотч;
- наклейки на пасхальные яйца.
Инструкция:
- Шилом делаем дырку в капсуле от киндера.
- Сворачиваем нижний край пакета так, чтобы он прошёл в это отверстие.
- Наматываем хвостик пакета на один конец карандаша, крепим скотчем.
- Надеваем крышку от капсулы, продев в неё другой конец верёвки.
- Закрываем капсулу и клеим наклейку.
С помощью этого нетрадиционного атрибута дети:
- выполняют общеразвивающие упражнения;
- играют в подвижные игры;
- делают массаж ладоней, вращая карандаш.
«Бильбоке»
Бильбоке отлично трерирует глазомер
Материалы:
- отрезанные верхние части от пластиковых бутылок;
- шнурки;
- шило;
- толстые нитки, иголка;
- капсулы от киндер-сюрприза;
- маркер.
Инструкция:
- В крышке от бутылки проделываем дырку.
- Продеваем в неё шнурок и закрепляем его узлом.
- Закручиваем крышечку.
- Верхний край, раструб, обшиваем толстыми нитками.
- Маркером разрисовываем бутылку.
Малыш подбрасывает капсулу и старается поймать её бутылкой.
«Бильбоке» помогает:
- тренировать глазомер;
- учиться координировать мелкие движения;
- разрабатывают мышцы предплечья и кисти рук.
Виды упражнений в занятиях по физической культуре в старшей группе
На физкультуре с детьми 5–6 лет практикуются задания:
- общеразвивающего характера, в которые включаются и элементы гимнастики, в том числе суставной, обеспечивающей необходимую нагрузку мышцам (например, шеи при выполнении упражнения «Тик-так», когда детям нужно максимально сильно запрокинуть голову назад («тик») и медленно наклонить её вперёд («так»);
- спортивные, включающие отработку движений в том или ином спорте (например, попадание мячом в баскетбольную сетку);
- в форме строевых упражнений (одиночные или групповые перестроения), основное назначение которых отрабатывать темп и ритм движений, а также повышать организованность и дисциплинированность малышей, воспитывать коллективность действий.
Кроме того, в старшем дошкольном возрасте продолжается работа над упражнениями на:
- тренировку бега (в эстафетах);
- равновесие (например, ходьба по верёвке с приставлением пятки одной ножки к носку другой);
- имитацию (дети показывают все движения, упомянутые в рифмовке, к примеру, «Мы ногами топ-топ…», «Наши уточки кря-кря…» и др.);
- на развитие навыка лазанья (к примеру, по гимнастической стенке, используя чередующийся шаг и не пропуская рейки);
- ориентацию в пространстве (в старшей группе эти упражнения носят характер ориентирования в пространстве относительно товарища, к примеру, в игре «Давай дружить» педагог называет действие, которое ребёнок должен выполнить — погладить по правой рукой по голове соседа слева или похлопать по плечу левой рукой товарища, стоящего справа и т. д.);
- развитие внимания (дети двигаются в ритме постоянно меняющихся музыкальных отрывков);
- релаксацию (например, дыхательное упражнение «Задуй свечу», в котором малыши делают глубокий вдох, а потом, сложив губы трубочкой, выдыхают – «задувают свечу», произнося затяжной звук «у»).
Вне зависимости от вида упражнения могут быть с атрибутами или без